Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патриархат в условиях Османского господства (1517 – 1798)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С захватом Константинополя (1453 г.) турецкое господство в течение столетия распространилось на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Европе и в Северной Африке. В 1517 г. Египет, завоеванный турками, стал одной из провинций Османской империи. Во главе его стояли наместники, присылавшиеся из Стамбула. В течение нескольких десятилетий внутреннее положение страны оставалось стабильным, но с конца XVI в. началась полоса смут и мятежей, в ходе которых османские паши утратили реальную власть, а на первый план выдвинулись мамлюкские беи, стремившиеся к отделению от Османской империи и возрождению независимого султаната. Но попытки их оставались неудачными. Положение христиан в османском Египте определялось традицион-ными установками мусульманского права, предусматривавшего не-полноправный статус христиан при сохранении свободы вероисповедания и внутренней автономии их общины. В целом османы были более терпимы, чем мамлюки. В Египте же положение христиан оставалось наиболее благоприятным по сравнению с другими провинциями. Немусульмане как и в средние века играли заметную (а иногда и монопольную) роль в некоторых видах торговли, финансах и налоговой службе. Православная община в этот период продолжала оставаться малочисленной. В 1651 г. Египет посетил русский монах Арсений (Суханов). Он отметил, что в Каире постоянно живут 600 православных арабов и греков, а вместе с приезжими их насчитывается ок. 1 тыс. В то время как коптов-монофизитов было 150 – 160 тыс. Большинство православных жило в Каире, Александрии, Дамиетте, Розетте и Суэце. В XVI – начале XIX вв. в Александрийском Патриархате насчитывалось всего 8 православных храмов. Своей малочисленной паствой фактически управлял сам Патриарх, при котором иногда имелось несколько титулярных архиереев (епископ Фиваидский, митрополиты Мемфисский и Ливийский). Из-за малочисленности православного населения Александрийская Православная Церковь постоянно находилась в тяжелом финансовом положении и жила благодаря поддержке других Восточных Патриархатов и помощи православных государей, главным образом из России. Официальными богослужебными языками были греческий и арабский. Все Патриархи в этот период – греческого происхождения. Избрание очередного Патриарха осуществлялось, как правило, по указанию его предшественника, с согласия египетского клира и паствы. В правление султана Селима I (1512 – 1520) Патриарх Иоаким получил фирман, утверждавший его патриаршие привилегии и защищавший его от произвола гражданских властей. Хотя этот документ не сохранился, о его содержании можно судить на основании древнейшего из дошедших до нас фирманов, данного Александрийскому Патриарху Матфею Псалту (1746 – 1766). Патриарх имел абсолютную власть над всеми клириками и монахами, был хозяином храмов и монастырей, имел право решать бракоразводные, наследственные и прочие дела своей паствы, в то время как турецкие власти не имели права вмешиваться в эти дела. Османские власти запрещали также вести латинскую пропаганду среди православных. Синайский вопрос. На протяжении веков Синайский монастырь был яблоком раздора между двумя Церквами – Александрийской и Иерусалимской. Издавна Синай находился в юрисдикции Иерусалимской Церкви. Александрийские патриархи имели свои претензии на Синай (главным образом на монастырь св. великомученицы Екатерины). В 1540 г. Иерусалим решил восстановить на Синае архиепископскую кафедру, чтобы ограничить возможности Александрии вмешиваться в дела обители. Однако вскоре, воспользовавшись недостойным поведением очередного Синайского епископа, Александрийский Патриарх Иоаким (1487 – 1565) настоял на Соборном решении об упразднении архиепископского сана игумена Синайской горы (1561 г.) и снова стал выступать в роли покровителя монастыря. Окончательно этот вопрос был решен в Константинополе на Соборе 1575 г., где снова была учреждена кафедра Синайского (архи)епископа в юрисдикции Иерусалима. В конце XVI в. Синайский вопрос снова обострился. К этому времени, получая богатые материальные пожертвования, Синайская обитель стала могущественной и влиятельной, и стала стремиться к полной независимости. Было закрыто Синайское подворье в Каире, что лишало Александрийский Патриархат последних доходов. Службы на Синайском подворье в Каире были возобновлены лишь в 1651 г. Включение Египта в состав Османской империи значительно усилило связи между Александрийской Православной Церковью и другими Восточными патриархатами, тоже оказавшимися под османским игом, а также с Россией (делегации Александрийского Патриарха в Москву в 1523, 1556 гг. и т. д.). Российские цари оказывали патриархату мощную финансовую поддержку, посылая не только деньги, но и пушнину, церковную утварь. В условиях мусульманского окружения это было крайне необходимо. После патриаршества Иоакима Александрийскую Церковь возглавил Патриарх Сильвестр (1569 – 1590). Положение христиан в Египте продолжало оставаться тяжелым. К тому же активизировала прозелитическую деятельность Римская Церковь и склоняла восточных христиан к принятию григорианского календаря, что категорически отвергли Патриархи Константинопольский Иеремия и Александрийский Сильвестр. Конец XVI в. отмечается усилением русской дипломатической активности на Ближнем Востоке в связи с учреждением в Москве патриаршества и необходимость получить согласие на это Восточных Патриархов. Александрийский Патриарх Мелетий Пигас занял скептическую позицию. Но в итоге в 1593 г. он одобрил учреждение нового патриаршества, но отказался признавать за Московским Патриархатом третье место в диптихе Патриарших престолов, как того хотели в России. В условиях смут и нестроений в Константинопольской Церкви, Патриарх Мелетий Пигас взял на себя в какой-то мере духовно-политическое лидерство на православном Востоке. Известно около 300 его писем и посланий, посвященных различным церковным и политическим вопросам и адресованных на Украину, Крит, в Молдавию, Сирию и т. д. Но наибольшего влияния на христианском Востоке Патриархат достиг в правление Александрийского Патриарха Кирилла Лукариса (1601/02 – 1620). На протяжении XVII в. продолжаются связи Александрийского престола с Россией. Цари Федор Алексеевич и Алексей Михайлович неоднократно присылали денежную помощь. Патриарх Паисий (1657 – 1678) был первым из Александрийских первосвятителей, посетивших Россию. В 1666 г. он прибыл в Москву, где принял активное участие в деле Патриарха Никона. Вместе с Патриархом Антиохийским Макарием III Паисий председательствовал на заседании Большого Московского Собора 1666 – 1667 гг., санкционировал осуждение Никона и отлучение старообрядцев. Денежная помощь от России продолжалась и в XVIII в. Например, при Петре I официально было упорядочено получение помощи Алек-сандрийским Патриархатом. В 1735 г. по указу Анны Иоанновны были установлены «палестинские штаты» – фонд, из которого раз в пять лет Восточным Патриархатам и монастырям выплачивалось по 500 руб. Но эти суммы вследствие внешнеполитических событий (русско-турецкие войны) поступали нерегулярно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.008 с.) |