Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Получение и свойства коллоидных растворовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1.Актуальность: Коллоидные системы широко распространены в природе. К дисперсным системам относятся кровь, слюна, лимфа, спинномозговая жидкость, костная ткань и др.; в коллоидном состоянии в организме находится ряд веществ: фосфаты, жиры, липиды. Некоторые лекарственные формы представляют собой коллоидные растворы. Диализ и электродиализ используют в стоматологической практике. 2.Цель: теоретические основы методов получения и некоторых свойств дисперсных систем. Для формирования необходимых компетенций обучающийся должен · правила работы в химической лаборатории с реактивами и приборами · классификацию дисперсных систем, способы их получения, особенности строения коллоидных частиц Для формирования необходимых компетенций обучающийся должен · производить расчеты и оценивать их результаты · определять заряд гранулы по результатам расчетов · написать условную формулу коллоидной частицы и определять ее составные частицы Для формирования необходимых компетенций обучающийся должен · самостоятельной работой с учебной и справочной литературой · безопасной работы в химической лаборатории и обращаться с химической посудой и реактивами должен сформировать компетенции: ОК-1, ОПК-7, ПК-21 и трудовые функции: А/05.7 Задания для самостоятельной контактной работы обучающихся: 1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературы. 2) Ответить на вопросы для самоконтроля 3) Проверить свои знания с использованием тестового контроля
Вопросы для самоконтроля: 1.Классификация дисперсных систем по степени дисперсности, агрегатному состоянию фаз. 2.Строение коллоидных частиц. 3.Методы получения и очистки дисперсных систем. 4.Свойства дисперсных систем: броуновское движение, диффузия, осмос, оптические и электрические свойства. 5.Кинетическая и агрегативная устойчивость золей. Коагуляция (скрытая и явная, медленная и быстрая). 6.Порог коагуляции, коагулирующее действие. Правило Шульце-Гарди. Взаимная коагуляция. 7.Седиментационный анализ. 8.Коллоидные ПАВ. Критическая концентрация мицеллообразования (ККМ). Тестовый контроль 1.Размер частиц в коллоидных растворах 1) менее 10-9 м 2)10-9-10-7 м 3) более 10-7м 4) 10-5-10-7м.
2. Дисперсная система, состоящая из жидкой дисперсной фазы и жидкой дисперсионной среды 1) эмульсия 2) пена3) аэрозоль 4) суспензия. 3.Оптическое свойство коллоидных растворов 1) рассеивание 2) поглощение 3) отражение 4) прохождение света 4. Строение мицеллы слюны при рН=6,7 1){mCa3(P04)2 ∙nHPO42- (n-x)Ca2+}x-∙хСа2+; 2) {m Са3 (РО4)2∙nH2 P04-∙(n-x)/2∙Ca2+}x- ∙(х/2)Са2+; 3) {СаСО3 ∙nСа2+ ∙(2n-x)С1- }x +∙хС1-; 4){mCa3(P04)2 ∙nPO43-∙3/2(n-x)Ca2+}3x-∙3/2хСа2+; 5. Переход нерастворимых в воде органических веществ в водную фазу в присутствии коллоидных ПАВ называется... 1)коагуляция; 2) адсорбция; 3) солюбилизация; 4) коллоидная защита. Ответы: 1-3;2-1;3-1;4-2;5-2. Формы контроля освоения заданий по самостоятельной контактной работе: тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи. Рекомендуемая литература Основная: 1. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для медицинских вузов (Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд и др. ред. Ю.А. Ершов), 8 изд. – М.: Высшая шк., 2009. – 560 с. 2. Общая химия электронный ресурс: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970421086.html/Под. ред. В.А. Попкова. М.: Гэотар Медиа, 2012. Дополнительная: 3. Общая химия. Руководство к самостоятельной работе студентов ч. 1. Электронный ресурс: http://92.50.144.106/jirbis/ БГМУ, 2008, 143 с. 4. Харитонов Ю.А. Аналитическая химия. Аналитика. Кн.2. М.: Высшая школа, 2002. Занятие № 14 Тема: Устойчивость коллоидных систем. 1. Актуальность темы: для дисперсных систем характерна термодинамическая неравновесность из-за наличия избытка свободной поверхностной энергии, связанного с сильно развитой поверхностью раздела фаз и большим значением межфазного натяжения на поверхности раздела фаз. Это приводит к неустойчивости лиофобных дисперсных систем и к самопроизвольному протеканию в них процессов, ведущих к разделению систем на макрофазы, т.е. к разрушению. Для биологов и медиков имеет большое значение изучение процессов коагуляции и пептизации. Коагуляция коллоидных растворов кальция и холестерина в крови приводит к образованию и отложению осадков на внутренней поверхности кровеносных сосудов. Свёртывание крови – слипание эритроцитов в так называемые «монетные столбики», представляют собой процессы, аналогичные коагуляции. В основе процесса растворения тромбов лежит явление пептизации. В гигиене и санитарии применяют коагуляцию для очистки питьевых и сточных вод.
2. Цель: научиться измерять порог коагуляции золей электролитами, определять коагулирующую способность электролита и выявлять её зависимость от знака и величины заряда иона. Научиться пептизировать осадки электролитами. Для формирования необходимых компетенций обучающийся должен знать · правила работы в химической лаборатории с реактивами и приборами · состав и строение коллоидной частицы, причины ее устойчивости Для формирования необходимых компетенций обучающийся должен уметь · написать строение мицеллы, определять протенциалопределяющие ионы · производить расчеты по известным формулам и определять размерность различных величин · использовать правило Шульце-Гарди для определения ионов-коагулянтов Для формирования необходимых компетенций обучающийся должен владеть · самостоятельной работой с учебной и справочной литературой · безопасной работы в химической лаборатории и обращаться с химической посудой и реактивами
должен сформировать компетенции: ОК-1, ОПК-7, ПК-21 и трудовые функции: А/05.7 Задания для самостоятельной контактной работы обучающихся: 1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературы. 2) Ответить на вопросы для самоконтроля 3) Проверить свои знания с использованием тестового контроля
Вопросы для самоконтроля: 1. Основные виды устойчивости коллоидно-дисперсных систем. 2. Коагуляция. Механизм коагуляции. Медленная и быстрая коагуляция. 3. Порог коагуляции, его определение. Коагулирующая способность электролитов. 4. Правило Шульце-Гарди. 5. Пептизация, виды и механизм. Тестовый контроль 1.Размер частиц в коллоидных растворах: 1) менее 10-9м; 2) 10-9-10-7м; 3) более 10-7м; 4) 10-5-10-7м. 2. Переход нерастворимых в воде органических веществ в водную фазу в присутствии коллоидных ПАВ называется: 1) коагуляция; 2) адсорбция; 3) солюбилизация; 4) коллоидная защита. 3. Минимальная концентрация электролита, вызывающая коагуляцию золя: 1) коагулирующее действие; 2) порог коагуляции; 3) критическая концентрация мицелообразования;4) молярность 4. Коллоидные ПАВ: 1)NaCl; 2) C2H5OH; 3) мыло; 4) белки. 5. Ион, имеющий наибольшее коагулирующее действие к золю слюны: {mCa3(PO4)2·nHPO42-·(2n-x)Ca2+}2x-·хCa2+: 1) Na+; 2) Cl-; 3) Ca2+; 4) SO42-; 5) Fe3+. Ответы: 1-3;2-2;3-2;4-3;5-5. Формы контроля освоения заданий по самостоятельной контактной работе: тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи. Рекомендуемая литература Основная: 1. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для медицинских вузов (Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд и др. ред. Ю.А. Ершов), 8 изд. – М.: Высшая шк., 2009. – 560 с. 2. Общая химия электронный ресурс: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970421086.html/Под. ред. В.А. Попкова. М.: Гэотар Медиа, 2012. Дополнительная: 3. Общая химия. Руководство к самостоятельной работе студентов ч. 1. Электронный ресурс: http://92.50.144.106/jirbis/ БГМУ, 2008, 143 с. 4. Харитонов Ю.А. Аналитическая химия. Аналитика. Кн.2. М.: Высшая школа, 2002.
Занятие №15
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.01 с.) |