![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Макроэкономическое регулирование национальной экономикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ФИСКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Доходы и расходы государственного сектора Общей чертой системных кризисов, от которых страдают национальные экономики, является размывание ответственности за последствия экономических решений. Наиболее действенным из известных способов борьбы с кризисной ситуацией выступает концентрация рыночной и политической власти в едином центре ответственности. В современной теории выделяют четыре основные макроэкономические школы: неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм и новая макроэкономика (в основе которой — теория рациональных ожиданий). Эти школы можно охарактеризовать по их отношению к концепциям экономического поведения, денег, цен, совокупного спроса и совокупного предложения, а также к принципам государственного регулирования. Как можно заметить, сравнивая положения перечисленных в ней макроэкономических школ, государственное регулирование играет наиболее важную роль в кейнсианстве. Государственные расходы, по мнению сторонников учения Кейнса, являются наиболее вероятным управляющим параметром для управления совокупными доходами. Причем не всегда важно, что это за расходы. В качестве одного из конкретных шагов Кейнс предлагал государству заняться организацией общественных работ. Кстати, правительства именно так и поступили, борясь с последствиями Великой депрессии. В США и Германии в результате появились неплохие шоссе. Мультипликатор государственных расходов позволяет рассчитать, насколько изменится значение равновесного ВВП при изменении данных расходов на единицу. Однако, для того чтобы усиленно расходовать бюджетные средства, нужны увеличивающиеся налоговые поступления. Растущие доходы должны обеспечить эти поступления, и тогда объем выпуска в экономике будет расти ускоренными темпами. Как всегда в случае обращения к моделям, необходимо сделать оговорку об условиях применимости той или иной модели. Основной задачей государства является формирование эффективного механизма экономической системы и управление им. Для решения этой задачи общество делегирует государству необходимые права и возлагает на него соответствующие обязанности. Государство, таким образом, становится обособленным экономическим агентом, который при определенных условиях (в сравнительно коротком периоде) действует самостоятельно и независимо. Это — своеобразный центр ответственности, на который возложены функции обеспечения координации действий экономических агентов. Выясним, что представляет собой бюджет данного «центра ответственности». Таблица. Сравнительная характеристика основных макроэкономических школ
Статьи доходов и расходов государственного бюджета отражают специфику деятельности, направленной на достижение основных экономических целей. Государство получает средства на осуществление своей деятельности от сбора налогов, продажи услуг государственного аппарата' и берет взаймы у населения (путем продажи гособлигаций). Можно указать также, что государство получает деньги за счет продажи государственной собственности (приватизации), сеньоража и других источников. Государство расходует средства на заказы и покупку общественных благ, в том числе — производство услуг госаппарата, на трансфертные выплаты и субсидии, на погашение общественного долга. В качестве примера рассмотрим доходы расширенного Правительства Российской Федерации в 1998-2006 гг. Динамика показателей отражает результаты проводимой с начала 1992г. налоговой реформы. По итогам 2006 г. доли налоговых доходов в бюджете расширенного правительства распределились следующим образом: НДС (налог на добавленную стоимость) — 15,4%; налог на прибыль — 17%; НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — 9,5%; ЕСН (единый социальный налог = платежи во внебюджетные фонды) — 14,9%; акцизы — менее 1%; НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и налоги на природные ресурсы — 12,1%; таможенные пошлины — 23,5%; прочие налоги — 4,9%. По результатам анализа рис. 21.2 можно заметить, что основная доля поступлений в бюджет приходилась в 2006 г. на таможенные пошлины, доля которых неуклонно растет; среди налоговых доходов ведущее место занял налог на прибыль, который постепенно вытесняет налог на добавленную стоимость. За ним следуют НДФЛ, ЕСН, НДПИ, акцизы, налоги на внешнеэкономическую деятельность и пр. Подобная структура в целом характерна для большинства стран с рыночной экономикой. Особенность России до недавнего времени состояла в том, что доля налога с прибыли предприятий в консолидированном бюджете превышала долю подоходного налога с населения (НДФЛ). Последние изменения в этой части Налогового кодекса РФ (в частности, снижение ставок подоходного налога) призваны изменить структуру бюджетных доходов в нужном направлении. Таблица. Баланс государственных доходов и расходов
Динамика структуры расходов федерального бюджета. Участие государства в экономике страны отражает уровень налоговых расходов. Увеличение данного показателя, отмечаемое с 2000г., можно расценивать как положительный факт. Особенностью последних лет является сокращение нагрузки на бюджет со стороны обслуживания государственного долга. Это, вообще говоря, необходимое условие повышения эффективности государственных расходов. Средства, высвобожденные за счет снижения процентных выплат, пошли в первую очередь на увеличение расходов по статьям «Национальная оборона» (2,7% от ВВП в 2007г.), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (2,2 %). Однако на низком уровне по сравнению с развитыми странами остается доля расходов в ВВП на образование (0,8%), культуру, кино и СМИ (0,1%). Другие статьи расходов: «Общегосударственные вопросы (без учета обслуживания государственного долга)» — 1,8%; «Обслуживание государственного и муниципального долга» — 0,6; «Национальная экономика» — 1,1%; «Здравоохранение и спорт» — 0,6; «Социальная политика» — 0,8; «Межбюджетные трансферты (без учета трансфертов внебюджетным фондам)» — 1,9; «Трансферты внебюджетным фондам» — 4,2%. Справочно: Общий объем расходов федерального бюджета на 2008г. определен на уровне 6570,3 млрд. руб. (18,8% ВВП), на 2009г. — 7465,4 млрд. руб. (18,8% ВВП), на 2010г. — 8089 млрд. руб. (18,1% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008 г. 117,0%, в 2009г. - 113,4%, в 2010г. - 108,6%, в реальном выражении — соответственно 109,3, 106,4 и 102,5%. Источник: Росстат, 2000—2007. Устранение недостатков существующей налоговой системы является одной из самых настоятельных потребностей меняющейся российской экономики. Налоговая система обеспечивает деятельность государства, а значит, достижение основных целей всей экономики. История знает примеры, когда правильно выбранная налоговая политика смогла обеспечить условия подъема разрушенной до основания экономики. Так, налоговая политика администрации Л.Эрхарда — канцлера послевоенной Германии, сыграла существенную роль в экономическом подъеме страны (пример неудачной фискальной политики будет приведен ниже). Поэтому изучение опыта успешно функционирующих налоговых систем и его разумное применение в построении национальной системы являются непременными условиями стабильности и экономического роста. Типы фискальной политики Фискальная политика состоит из комплекса мер, направленных на достижение определенных экономических целей. Эти меры включают в себя изменения налоговой системы: ставок налогов, определения налогооблагаемой базы и т.д.; государственных расходов: их объема и структуры. В упрощенном виде описание типов фискальной политики можно представить следующим образом. Активная (стимулирующая) фискальная политика заключается в увеличении государственных расходов, снижении налогов или представляет собой комбинацию этих мер. Как правило, такая политика осуществляется в период экономического спада и в краткосрочном периоде имеет целью стимулировать совокупный спрос. В долгосрочном периоде такая политика может привести к росту предложения факторов производства и экономического потенциала страны. Однако существует опасность, что в результате снижения налогов снизятся доходы государственного бюджета и вырастет его дефицит. Государство будет вынуждено увеличить объем займов (путем продажи ценных бумаг населению или за счет внешних источников). Для повышения привлекательности государственных ценных бумаг нужно будет поднять их цену — увеличить размер процентных выплат, что вызовет повышение банковской ставки процента. А более высокая ставка процента привлечет финансовые ресурсы населения и фирм в банки и понизит стимулы для производственных инвестиций. Такой комплекс процессов получил в экономической теории название «эффекта вытеснения». «Эффект вытеснения» — потребительские расходы, увеличившись (результат стимулирующей фискальной политики), могут снова снизиться за счет роста процентных ставок, вызванного увеличением государственных заимствований (которые, в свою очередь, обусловлены снижением налоговых поступлений). Политика сбалансированного бюджета подразумевает одновременное увеличение государственных расходов и налогов. Идея данной политики выводится из свойств кейнсианской функции потребления. В результате одновременного увеличения государственных расходов и уменьшения автономных налогов на одну и ту же величину равновесный ВВП вырастет (потому что МРС всегда меньше единицы). То есть мультипликативный эффект от снижения налогов оказывается слабее, чем от увеличения государственных расходов. Изменение налогов влияет на совокупный спрос неявно, посредством изменения потребительских расходов, а государственные расходы непосредственно являются частью совокупного спроса. Данное свойство позволяет планировать мероприятия, реализуемые как в ходе активной, так и сдерживающей фискальной политики, сохраняя баланс между доходной и расходной частями государственного бюджета. Сдерживающая фискальная политика — это сокращение государственных расходов, увеличение налогов или одновременное применение этих мер. Проведение активной или сдерживающей фискальной политики осуществляется с помощью конкретных мер, предпринимаемых правительством. Такие решения называются дискреционными, и так же называется соответствующая фискальная политика. Дискреционная фискальная политика — это целенаправленное изменение государственных расходов и налогов специальными решениями правительства. Альтернативой дискреционной фискальной политике служит политика недискреционная, суть которой заключается в создании комплекса норм и правил, по которым должна функционировать налоговая система. В данный комплекс включаются основополагающие документы: Налоговый кодекс РФ, Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, Закон о валютном регулировании и валютном контроле и др., а также положения и инструкции' разъясняющие нормы основных документов. Данные нормы и правила определяют поведение экономических агентов и обеспечивают работоспособность экономической системы. Разработчики комплекса налоговых норм и правил учитывают, что в экономике существует система факторов, оказывающих влияние же на макроэкономические показатели и автоматически менявшихся под воздействием изменений экономической конъюнктуры это так называемая система встроенных стабилизаторов, к числу которых относятся: прогрессивное налогообложение, при увеличении доходов в результате применения более высоких налоговых ставок налоговые отчисления растут, а располагаемый доход потребителей увеличивается в меньшей пропорции, чем заработки; это сдерживает рост совокупного спроса на подъеме экономической активности; обратная картина наблюдается во время экономического спада; система социальных пособии и пособий по безработице, в результате экономического спада растет безработица и увеличивается число бедных; правительственные органы увеличивают расходы на выплаты пособий и трансфертов, что оказывает положительное воздействие на совокупный спрос; обратный процесс наблюдается в случае роста экономической активности; система социальных пособий помогает также более равномерно распределять доходы, снижая тем самым социальную напряженность в обществе; инфляционный налог, действие которого проявляется в период экономического роста; особенности потребления, отраженные в кейнсианской функции потребления, также играют роль встроенных стабилизаторов; при росте располагаемого дохода потребление домохозяйств растет меньшими темпами и снижается также с меньшей скоростью в случае уменьшения доходов. Влияние первых двух стабилизаторов высоко оценивается сторонниками кейнсианского учения, которые отстаивают идею активной роли совокупного спроса. В то же время сторонники теории предложения считают, что роль этих стабилизаторов сильно преувеличивается. Они предлагают решать проблемы устранения инфляционных и дефляционных разрывов преимущественно с помощью рестрикционных мер фискальной политики. В любом случае важно, чтобы данные меры проводились в жизнь согласованно с мерами денежно-кредитной политики. Иначе это может привести к весьма неприятным последствиям. Хрестоматийным примером крайне неудачного согласования мер денежно-кредитной и фискальной политики считается проводимая 1930-е гг. политика администрации президента США Г.Гувера и Федеральной резервной системы (ФРС). ФРС сокращала предложение денег с целью поддержания на прежнем уровне цены золота — это было условием сохранения «золотого стандарта». Это привело к монетарной дефляции. При этом дефляция усилилась в результате увеличения ФРС учетной ставки с 1 до 3%. Дефляция превратилась в депрессию под воздействием фискальных шоков. Первый был вызван введением более высоких тарифных ставок (Smoot-Hawley tariff). В результате импорт сократился на 30%, а экспорт — почти на 40%. Стараясь сократить бюджетный дефицит, конгресс США в июне 1932 г. принял закон об увеличении ставок подоходного налога (Revenue Act of 1932). Это оказались самые высокие ставки в американской истории невоенного времени. В результате безработица выросла на 24,9%, а ВВП, выраженный в текущих ценах, упал на 57%, реальный ВВП снизился на 22%. Шоки денежного предложения и фискальной политики, в свою очередь, проявили себя в виде шоков совокупного спроса и совокупного предложения и вызвали следующую реакцию. Альтернативные варианты фискальной политики для России Налоги в нормально работающей экономической системе действуют как встроенные механизмы гибкости. Высокие (прогрессивные) налоги, по мнению последователей Дж.М. Кейнса, играют положительную роль. Во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет зависят не только от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения. Колебания происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов. В условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория «эффективного спроса», основанная на идее активной роли государства, перестала отвечать требованиям экономического развития — прежде всего, по следующим причинам. В условиях, когда инфляция стала приобретать хронический характер, необходимым оказывается такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них. Здесь следует вспомнить эффект Кантильона — изменение структуры цен может сделать невыгодным производство необходимых обществу товаров и стимулировать производство других. Одно из возможных объяснений механизма Великой депрессии 1929-1933 гг. в США Кроме того, с развитием международной торговли и экономической интеграции выросла зависимость каждой страны от внешних рынков. Увеличение спроса в этом случае часто оказывает положительное воздействие на рост импорта и иностранных инвестиций, оставляя в невыгодном положении местных производителей. Поэтому потребовалась новая концепция, которая возникла в форме неоклассической теории «эффективного предложения». Главный постулат теории экономики предложения заключается в том, что лучший регулятор рынка — сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию. Еще А. Смит указал на то, что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. Относительная доля платежей в сумме доходов уменьшится, но абсолютная сумма налогов возрастет. При этом плательщики с большей легкостью осуществят такие платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с применением силы. Теоретические высказывания А. Смита стали аксиомой и для современных ученых-экономистов. Так, анализ связи между экономическим ростом и налогами по 20 странам в период 70-х гг. XX в. свидетельствует о том, что в государствах с высокими налогами инвестиции снизились по сравнению с тем же показателем в странах с низким уровнем налогообложения в 10 раз. Действительно, объективно существует оптимальная [я изъятия прибыли в бюджет. Их уровень, однако, не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета и будет поставлено под угрозу нормальное функционирование общественное хозяйства, а сами налоги перестанут выполнять функции экологического регулятора. В России большая полемика по вопросам теории налогов велась революции и в основном затрагивала проблему сущности налогов, форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как А.Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, В. Твердохлебов, труды которых являются неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественных представителей экономической науки. Однако очевидно также, что бросить подобные предприятия на произвол рыночной стихии нельзя, так как с ними связаны судьбы многих людей. Здесь нужна особая теория. Как можно заключить из анализа проектов преобразования российской системы налогообложения, большинство из них (по крайней мере, те, которые привлекают к себе наибольшее внимание) имеют много общего с неоконсервативной теорией предложения. Это заставляет еще раз обратиться к рассмотрению ее принципов. Неоконсервативный проект реформы государственного регулирования экономики предусматривает действия государства, направленные на мобилизацию рыночного потенциала экономики, поддержание системы свободного предпринимательства. Однако создатели теории предложения отвергают свойственную монетаристам абсолютизацию долгосрочного денежного регулирования. Сама по себе денежная политика, даже если она строится в полном соответствии с регламентом М. Фридмена, отнюдь не гарантирует свободного действия рыночного механизма, которое нарушается несовершенной налоговой системой. Такое регулирование, конечно, необходимо, но оно принесет желаемые результаты только в соединении с новой налоговой политикой. Основным направлением радикальной реформы системы налогообложения считается значительное уменьшение предельных налоговых ставок, что, по замыслу экономистов-консерваторов, должно более полно раскрыть возможности рыночной системы. Такая точка зрения полностью расходится с кейнсианской «точной настройкой», одной из форм которой является управление совокупным спросом с помощью манипулирования налоговыми ставками. Предполагается, что снижение налоговых ставок должно быть дифференцированным, пропорциональным предельной эффективности. Например, в большей степени надо произвести сокращения таких налогов, которые дадут максимальную предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости. В первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений. Тогда появляется возможность переместить в производственную сферу те денежные ресурсы, которые ранее вкладывались в недвижимость, расходовались на иные, не связанные с производством цели. Существенная роль отводится также реформе налогообложения лиц с высокими доходами. Основной аргумент — это даст сильный эффект, потому что богатых отличает большая склонность к сбережениям по сравнению с бедными. В снижении налоговых ставок неоконсерваторы видят магистральный путь к решению многих проблем современной экономики. С налоговыми стимулами связывается повышение прибыльности капиталовложений, приближение ее к уровню, свойственному свободному рынку, результатом чего станет увеличение нормы и массы накопления. Это поможет образованию новых рабочих мест, причем, что особенно важно, увеличение занятости будет происходить неинфляционным путем. Снижению безработицы должно способствовать изменение предпочтений рабочих в пользу занятости (ведь реальные доходы после уплаты налогов возрастут) и, соответственно, увеличение предложения труда. Налоговая реформа принесет увеличение частных сбережений и кредитных ресурсов, расширяя финансовую основу экономического роста, устранит вредный для экономики перекос доходов в сторону текущего потребления. Этот эффект, правда, считается возможным лишь при условии, что изменения в налоговой структуре будут сопровождаться ограничительной денежной политикой, отвечающей рекомендациям теоретиков монетаризма. Только тогда можно рассчитывать на ослабление инфляционных ожиданий, а в перспективе — на появление дефляционных мотивов в психологии потребителей, побуждающих в большей степени к сбережению возникающего прироста доходов, чем к его потреблению. Объем личных сбережений увеличится настолько, надеются проектировщики, что его хватит как для частных инвестиций, так и для финансирования временного бюджетного дефицита, который не исключен во время перехода на консервативную экономическую политику. Личные сбережения рассматриваются, как видим, в качестве своеобразного запасного резервуара денежных средств, позволяющего размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибегая к эмиссии. Долгосрочным последствием снижения налоговых ставок будет не рост бюджетного дефицита, а, наоборот, его сокращение, что поможет стабилизации инфляционного процесса. Это заключение известно в мировой экономической науке как эффект Лаффера. Эффект Лаффера — снижение активности экономической деятельности при достижении определенного уровня налогообложения и дальнейшем росте налоговых ставок; данный эффект усиливается в результате возрастающего уклонения от налогов. Сторонники неоконсервативного течения (к которому относятся и монетаристы) сходятся в том, что государственное регулирование экономики должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться не на антициклическое управление совокупным спросом, а на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. Так, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения сбережений и кредитных ресурсов посредством налоговой реформы. Важнейшим методом сдерживания, инфляции считается монетарная политика, нацеленная на стабилизацию темпа роста предложения денег. Решение проблемы безработицы связывается с различными мерами государства по восстановлению экономической свободы, которые должны оказать положительное воздействие на предложение труда. Но заметим, что отрицание необходимости учета влияния совокупного спроса вызывает ответную критику. Так, характеризуя составленный неоконсерваторами проект реформы государственного регулирования, теоретик современного кейнсианства, лауреат Нобелевской премии Дж. Тобин подчеркивает, что «трудно примирить их сценарий с хорошо известными фактами, относящимися к промышленному циклу». Той же точки зрения придерживается и Дж.К. Гэлбрейт. Известно, однако, что эти и многие другие предостережения, хотя и побудили политиков проявлять осторожность в отношении выводов неоконсерватизма, не помешали им сделать выбор в его пользу. Практическая значимость некоторых рекомендаций неоконсерваторов нашла фактическое подтверждение. Так, в годы «рейганомики» консервативная налоговая политика администрации (максимальная ставка налога на прибыль была снижена с 46 до 34%) оказала сильное стимулирующее воздействие на структурную перестройку и темпы роста американской экономики, а монетаристский эксперимент, осуществленный Федеральной резервной системой, бесспорно, повлиял на инфляционные ожидания и движение цен. Такую же политику проводила администрация М. Тэтчер в Англии (снижение максимальной ставки налога на прибыль с 52 до 50% (1983), до 45% (1984), до 35% (1985), до 33% (1991)). Во Франции ставка налога на прибыль, равная в 1986 г. 50%, к 1994 г. была снижена до 34%, но затем несколько повышена — до 37%. Снижение налогов в этих и ряде других стран стало одним из важнейших факторов их экономического подъема и преодоления галопирующей инфляции.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.94.8 (0.011 с.) |