Сущность монополизации экономики и цели антимонопольного регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность монополизации экономики и цели антимонопольного регулирования



 

Основа монополизма в экономике заключается в доминиру­ющем положении хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, позволяющем ему оказывать решающее влияние на конкурен­цию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Технологическая и техническая основа монополизма — это, прежде всего, специализация и связанная с ней концентрация производства. Получение монопольно высокой прибыли на рынке обеспечивается, с одной стороны, преимуществами в технической оснащенности и масштабах производства, меньшими расходами материальных и тру­довых ресурсов на единицу продукции, а с другой — ограничением конкуренции. Это обеспечивает монополиям более выгодные условия реализации продукции на рынке, закупки сырья у мелких и средних предприятий (фирм) по монопольным ценам, получения кредитов, а значит, и возможность перераспределять в свою пользу прибавочную стоимость, созданную в немонополизированных структурах.

Монополизация рынка достигается путем концентрации объемов продаж на нем какого-либо товара сравнительно небольшим коли­чеством крупных хозяйствующих субъектов. Уровень производствен­ной концентрации определяет положение, которое занимают на рынке крупные поставщики товаров по сравнению с другими постав­щиками. Это концентрация продавцов. Если значительная часть товаров приобретается незначительным количеством потребителей, то это — концентрация покупателей. Наконец, можно говорить о концентрации собственности в руках определенного количества юридических или физических лиц, владеющих акциями или долями собственности акционерного общества, предприятия какой-либо другой организационно-правовой формы. Уровень концентрации говорит о реальной и потенциальной политической и экономической власти предпринимателей в конкретном секторе рынка, регионе или в целом по стране.

К действиям, способствующим развитию монополизма, как пра­вило, относятся: решения органов власти и управления, приводящие к ограничению экономической самостоятельности производителей; отсутствие у предприятия стимулов к техническому прогрессу, насы­щению рынка и повышению качества продукции; приоритет груп­повых интересов, предъявление поставщиками необоснованных, не предусмотренных договором требований к потребителям; завышение цен; навязывание своих условий при заключении договоров. К про­явлениям монополизма можно отнести также поставку «с нагруз­кой», когда потребитель вынужден приобретать ненужную ему про­дукцию, затоварившую склады поставщика; поставку россыпью, когда потребитель вместо поставщика должен проводить сборку на месте. Наконец, крайней формой монопольного диктата выступает отказ поставщика заключить договор со ссылкой на нехватку мощ­ностей, сырья и прочие «объективные» причины. Наиболее харак­терное проявление монополистической деятельности — необосно­ванное повышение цен монополистами.

Мировой опыт показывает, что на основе данных о ценах продук­ции корпорации, контролируемой доле рынка, издержках производ­ства и других параметрах разработанные математические модели и экономические критерии позволяют выявить основные признаки монополизации — ограничение конкуренции, дискриминацию по­требителя, искусственное завышение цен и снижение выпуска про­дукции. Этот инструментарий позволяет практически однозначно определить, ведет ли деятельность корпорации к относительному сокращению общественного богатства или нет, является ли она в этом смысле эффективной.

В условиях становления рыночных отношений, при ограниченных возможностях перелива капитала и отсутствии его первоначального накопления для перевооружения производства, создания и развития новых производственных мощностей и альтернативных производств любой производитель дефицитной продукции рассматривается на рынке как монополист. Поэтому антимонопольная деятельность не ограничивается борьбой с «явными» монополиями, а предполагает поддержку предпринимательства путем осуществления мер по сти­мулированию увеличения объемов производства дефицитной про­дукции, способствующих насыщению рынка продуктами и услугами, предполагающих использование для этого предусмотренных законом экономических и организационных возможностей.

Отсюда цели антимонопольной деятельности государства в общем виде могут быть сформулированы следующим образом: насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита; развитие кон­куренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формиро­вание тем самым цивилизованных рыночных отношений; ограниче­ние и пресечение деятельности сложившихся монополий, недопу­щение образования новых; борьба с нарушениями закона, в первую очередь препятствующими развитию нормального рынка, в том чис­ле борьба с коррупцией; поддержка новых, прежде всего негосударст­венных, экономических структур; защита прав потребителей.

Роль конкуренции заключается в ослаблении позиций государ­ства в качестве экономического агента, прямо регулирующего эко­номику. Поэтому, целенаправленно проводя такую макроэкономи­ческую политику, которая предполагает использование конкуренции, государство: создает инфраструктуру, кадровую базу реформы; под­держивает исследования и разработки, современные технологии;

обеспечивает предпринимателей информацией, ориентирующей их на перспективные отрасли и облегчающей выход на рынки новым хозяйствующим субъектам; предоставляет долгосрочные займы на льготных условиях и налоговые льготы; использует компенсацион­ные, информационные и просветительные меры, ориентированные на потребителя и обеспечивающие такую реакцию рыночного спро­са, которая способствует вознаграждению или наказанию произво­дителей.

Особое место при проведении макроэкономической политики занимает поддержка государственными антимонопольными органа­ми новых экономических структур. Эта поддержка выражается, прежде всего, в финансовой помощи данным структурам, которая предполагает распределение полученных, как правило, от привати­зации и поступивших в фонд демонополизации денежных средств по следующим направлениям: предоставление льготных кредитов, уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъ­ектов, впервые вступающих на данный рынок; поддержка малого и среднего бизнеса, создание параллельных структур в сферах произ­водства и обращения с высоким уровнем монополизации; финанси­рование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяй­ствующих субъектов; подготовка кадров предпринимателей и работ­ников государственных органов для работы в рыночных условиях.

Таким образом, критерии выбора объектов инвестирования здесь должны быть следующими: уровень монополизации в соответству­ющей сфере производства и обращения; степень дефицитности про­дукта или услуги; уровень насыщенности данного рынка продуктов; наличие хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный рынок. Ранжирование объектов по этим критериям позволит опре­делить приоритеты по сферам производства и обращения товаров, очередность вновь создаваемых или планируемых к созданию хозяй­ствующих субъектов. Размеры сумм, поступивших в фонд демоно­полизации, позволят определить число инвестируемых по приори­тетному списку объектов с учетом конкретных программ инвестиро­вания. При этом основными показателями программы инвестирования должны быть следующие: стоимость основных фон­дов или объемы производства продукции и услуг, подлежащие ин­вестированию; себестоимость продукции с учетом индекса цен; срок окупаемости вложений в данную сферу; формы инвестирования (кредит, дотации, льготы по налогам); сроки и процентные ставки инвестирования с учетом сроков окупаемости. Расчет необходимых инвестиций включает: определение приоритетных направлений ин­вестирования на основе ранжирования по критериям; определение предельного объема насыщения рынка по данному направлению исходя из потребительской корзины и количества потребителей; определение степени насыщенности рынка на основе статистических данных о фактическом производстве и предельном объеме насыще­ния; расчет объема, необходимого для насыщения рынка; определе­ние размеров инвестиций в данное направление как произведение объема и себестоимости в соответствии с уровнем и индексом цен. Для практической реализации предложенной схемы расчетов необ­ходимо создать финансируемые из того же фонда специальные ауди­торские службы, основной задачей которых должно быть получение данных, позволяющих провести рассмотренные выше расчеты, а так­же экспертных оценок возможности инвестирования из фонда де­монополизации хозяйствующих субъектов на предмет подбора наи­более соответствующих программе демонополизации.

Мировой опыт показывает, что появление новых экономических структур осуществляется за счет дробления производителей и других хозяйствующих субъектов. Чем больше дробятся предприятия, тем больше заинтересованность непосредственного производителя и, со­ответственно, значительнее общественные результаты (безотноси­тельно к монополизму). Вместе с тем очевидно, что появление новых хозяйствующих субъектов на рынке продуктов снижает степень мо­нополизации рынка. Поэтому важным этапом демонополизации яв­ляется разделение, дробление монополистов. Оно производится в тех случаях, когда хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на рынке и их действия приводят к существенному огра­ничению конкуренции.

Следует при этом подчеркнуть, что антимонопольные действия вообще не направлены против крупных предприятий или крупных производств. Они есть во всем мире, хотя анализ структуры произ­водства ряда отраслей экономики передовых стран показывает, что до 70% их продукции выпускается малыми предприятиями с числен­ностью до 20 человек, большинство из которых являются частными, переходят по наследству и постоянно совершенствуют свои приемы и методы работы. Эффективны и крупные фирмы, участвующие в конкуренции на рынке продуктов. Эти действия направлены не про­тив крупных предприятий, а против предприятий-монополистов, занимающих доминирующее положение и злоупотребляющих этим положением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.008 с.)