Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность монополизации экономики и цели антимонопольного регулирования
Основа монополизма в экономике заключается в доминирующем положении хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, позволяющем ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Технологическая и техническая основа монополизма — это, прежде всего, специализация и связанная с ней концентрация производства. Получение монопольно высокой прибыли на рынке обеспечивается, с одной стороны, преимуществами в технической оснащенности и масштабах производства, меньшими расходами материальных и трудовых ресурсов на единицу продукции, а с другой — ограничением конкуренции. Это обеспечивает монополиям более выгодные условия реализации продукции на рынке, закупки сырья у мелких и средних предприятий (фирм) по монопольным ценам, получения кредитов, а значит, и возможность перераспределять в свою пользу прибавочную стоимость, созданную в немонополизированных структурах. Монополизация рынка достигается путем концентрации объемов продаж на нем какого-либо товара сравнительно небольшим количеством крупных хозяйствующих субъектов. Уровень производственной концентрации определяет положение, которое занимают на рынке крупные поставщики товаров по сравнению с другими поставщиками. Это концентрация продавцов. Если значительная часть товаров приобретается незначительным количеством потребителей, то это — концентрация покупателей. Наконец, можно говорить о концентрации собственности в руках определенного количества юридических или физических лиц, владеющих акциями или долями собственности акционерного общества, предприятия какой-либо другой организационно-правовой формы. Уровень концентрации говорит о реальной и потенциальной политической и экономической власти предпринимателей в конкретном секторе рынка, регионе или в целом по стране. К действиям, способствующим развитию монополизма, как правило, относятся: решения органов власти и управления, приводящие к ограничению экономической самостоятельности производителей; отсутствие у предприятия стимулов к техническому прогрессу, насыщению рынка и повышению качества продукции; приоритет групповых интересов, предъявление поставщиками необоснованных, не предусмотренных договором требований к потребителям; завышение цен; навязывание своих условий при заключении договоров. К проявлениям монополизма можно отнести также поставку «с нагрузкой», когда потребитель вынужден приобретать ненужную ему продукцию, затоварившую склады поставщика; поставку россыпью, когда потребитель вместо поставщика должен проводить сборку на месте. Наконец, крайней формой монопольного диктата выступает отказ поставщика заключить договор со ссылкой на нехватку мощностей, сырья и прочие «объективные» причины. Наиболее характерное проявление монополистической деятельности — необоснованное повышение цен монополистами.
Мировой опыт показывает, что на основе данных о ценах продукции корпорации, контролируемой доле рынка, издержках производства и других параметрах разработанные математические модели и экономические критерии позволяют выявить основные признаки монополизации — ограничение конкуренции, дискриминацию потребителя, искусственное завышение цен и снижение выпуска продукции. Этот инструментарий позволяет практически однозначно определить, ведет ли деятельность корпорации к относительному сокращению общественного богатства или нет, является ли она в этом смысле эффективной. В условиях становления рыночных отношений, при ограниченных возможностях перелива капитала и отсутствии его первоначального накопления для перевооружения производства, создания и развития новых производственных мощностей и альтернативных производств любой производитель дефицитной продукции рассматривается на рынке как монополист. Поэтому антимонопольная деятельность не ограничивается борьбой с «явными» монополиями, а предполагает поддержку предпринимательства путем осуществления мер по стимулированию увеличения объемов производства дефицитной продукции, способствующих насыщению рынка продуктами и услугами, предполагающих использование для этого предусмотренных законом экономических и организационных возможностей. Отсюда цели антимонопольной деятельности государства в общем виде могут быть сформулированы следующим образом: насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита; развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование тем самым цивилизованных рыночных отношений; ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых; борьба с нарушениями закона, в первую очередь препятствующими развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией; поддержка новых, прежде всего негосударственных, экономических структур; защита прав потребителей.
Роль конкуренции заключается в ослаблении позиций государства в качестве экономического агента, прямо регулирующего экономику. Поэтому, целенаправленно проводя такую макроэкономическую политику, которая предполагает использование конкуренции, государство: создает инфраструктуру, кадровую базу реформы; поддерживает исследования и разработки, современные технологии; обеспечивает предпринимателей информацией, ориентирующей их на перспективные отрасли и облегчающей выход на рынки новым хозяйствующим субъектам; предоставляет долгосрочные займы на льготных условиях и налоговые льготы; использует компенсационные, информационные и просветительные меры, ориентированные на потребителя и обеспечивающие такую реакцию рыночного спроса, которая способствует вознаграждению или наказанию производителей. Особое место при проведении макроэкономической политики занимает поддержка государственными антимонопольными органами новых экономических структур. Эта поддержка выражается, прежде всего, в финансовой помощи данным структурам, которая предполагает распределение полученных, как правило, от приватизации и поступивших в фонд демонополизации денежных средств по следующим направлениям: предоставление льготных кредитов, уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный рынок; поддержка малого и среднего бизнеса, создание параллельных структур в сферах производства и обращения с высоким уровнем монополизации; финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; подготовка кадров предпринимателей и работников государственных органов для работы в рыночных условиях. Таким образом, критерии выбора объектов инвестирования здесь должны быть следующими: уровень монополизации в соответствующей сфере производства и обращения; степень дефицитности продукта или услуги; уровень насыщенности данного рынка продуктов; наличие хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный рынок. Ранжирование объектов по этим критериям позволит определить приоритеты по сферам производства и обращения товаров, очередность вновь создаваемых или планируемых к созданию хозяйствующих субъектов. Размеры сумм, поступивших в фонд демонополизации, позволят определить число инвестируемых по приоритетному списку объектов с учетом конкретных программ инвестирования. При этом основными показателями программы инвестирования должны быть следующие: стоимость основных фондов или объемы производства продукции и услуг, подлежащие инвестированию; себестоимость продукции с учетом индекса цен; срок окупаемости вложений в данную сферу; формы инвестирования (кредит, дотации, льготы по налогам); сроки и процентные ставки инвестирования с учетом сроков окупаемости. Расчет необходимых инвестиций включает: определение приоритетных направлений инвестирования на основе ранжирования по критериям; определение предельного объема насыщения рынка по данному направлению исходя из потребительской корзины и количества потребителей; определение степени насыщенности рынка на основе статистических данных о фактическом производстве и предельном объеме насыщения; расчет объема, необходимого для насыщения рынка; определение размеров инвестиций в данное направление как произведение объема и себестоимости в соответствии с уровнем и индексом цен. Для практической реализации предложенной схемы расчетов необходимо создать финансируемые из того же фонда специальные аудиторские службы, основной задачей которых должно быть получение данных, позволяющих провести рассмотренные выше расчеты, а также экспертных оценок возможности инвестирования из фонда демонополизации хозяйствующих субъектов на предмет подбора наиболее соответствующих программе демонополизации.
Мировой опыт показывает, что появление новых экономических структур осуществляется за счет дробления производителей и других хозяйствующих субъектов. Чем больше дробятся предприятия, тем больше заинтересованность непосредственного производителя и, соответственно, значительнее общественные результаты (безотносительно к монополизму). Вместе с тем очевидно, что появление новых хозяйствующих субъектов на рынке продуктов снижает степень монополизации рынка. Поэтому важным этапом демонополизации является разделение, дробление монополистов. Оно производится в тех случаях, когда хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на рынке и их действия приводят к существенному ограничению конкуренции. Следует при этом подчеркнуть, что антимонопольные действия вообще не направлены против крупных предприятий или крупных производств. Они есть во всем мире, хотя анализ структуры производства ряда отраслей экономики передовых стран показывает, что до 70% их продукции выпускается малыми предприятиями с численностью до 20 человек, большинство из которых являются частными, переходят по наследству и постоянно совершенствуют свои приемы и методы работы. Эффективны и крупные фирмы, участвующие в конкуренции на рынке продуктов. Эти действия направлены не против крупных предприятий, а против предприятий-монополистов, занимающих доминирующее положение и злоупотребляющих этим положением.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.008 с.) |