Тема 9. Аграрно-промышленный комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Аграрно-промышленный комплекс



 

ЭВОЛЮЦИЯ АПК

 

Особенности функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации

Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность взаимных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих производство продук­тов питания и изделий из сельскохозяйственного сырья, а также реализацию их потребителям.

Динамичное устойчивое развитие АПК обеспечивается при достижении устойчивого воспроизводства как в АПК в целом, так и в каждом его структурном подразделении.

Важнейшую часть АПК составляет продовольственный комплекс (ПК), в который не входят отрасли переработки сельскохозяйствен­ного сырья непищевого назначения.

Материальной основой формирования АПК служит:

углубление общественного разделения труда;

непрерывно расширяющийся процесс производственно-технологического кооперирования сельского хозяйства с другими отраслями национальной экономики.

В настоящее время непосредственный производитель сельскохозяйственной продукции (например, фермер), как правило, не дово­дит до полной степени готовности к потреблению свою продук­цию.

Сельское хозяйство в условиях машинной стадии производства не может обходиться только собственными средствами производства. Положение собственно сельского хозяйства в АПК характеризуется отношениями зависимости от корпораций как в области промыш­ленного производства, так и в области торговли. Чем лучше развита межотраслевая кооперация, тем меньше доля сельского хозяйства в стоимости конечного продукта АПК.

Устойчивость воспроизводства АПК обеспечивается тогда, ко­гда:

максимально учитывается аритмичность функционирования природно-климатических факторов производства. При непред­виденных изменениях действия природно-климатических фак­торов на процесс воспроизводства вносятся соответствующие изменения в технологию и организацию производства, разме­щение и специализацию сельскохозяйственного производства, осуществляется маневр ресурсами и технологиями;

оперативно учитываются конъюнктурные колебания спроса, предложения, цен на рынке;

учитывается вся система рисков и осуществляется такой риск- менеджмент, который позволяет погашать, предупреждать, уменьшать их неблагоприятное воздействие на процессы вос­производства и, наоборот, использовать шансы для получения высокого уровня предпринимательского дохода;

устойчиво воспроизводятся отношения собственности и эффективные собственники;

все элементы рыночного механизма хозяйствования формиру­ются, ориентируясь на постоянное поддержание оптимальной пропорциональности и необходимых устойчивых темпов разви­тия воспроизводства в АПК;

гарантированное государственное регулирование и поддержка предпринимательства и агробизнеса АПК становятся ведущей системой в экономическом механизме воспроизводства в пере­ходный период к смешанной экономике;

в АПК создается эффективная система материальных резервных фондов;

выдерживаются социальные ориентиры в системе государствен­ного регулирования устойчивого функционирования АПК. Анализ развития агропромышленного комплекса РФ с 1990-

1998 гг. показал, что существовал целый ряд факторов, препятствующих нормальному функционированию агропредприятий: диспаритет цен; неэффективная система государственной поддержки; несовершенная система государственных закупок; высокая стои­мость кредитов; долговой прессинг; сложная и неэффективная сис­тема налогообложения; большое число посреднических организаций. Особенно кризисной была ситуация с выбытием техники.

Таблица. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами (на конец года)

  1990 г. 1995 г. 2000 г. 2004 г.
Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. 10,6 9,3 7,4 5,9
Нагрузка пашни на один трактор, га 95 108 135 169

 

Однако в результате финансово-экономического кризиса 1998 г.

произошел ряд позитивных экономических изменений в агропро­мышленном секторе:

изменились в лучшую сторону условия импортозамещения по основным группам продовольственных товаров продукцией отечественного производства. Девальвация рубля и как следствие — резкое удорожание импорта продовольствия сделали вложения во внутреннее производство значительно более выгодными, чем ввоз готовой продукции из-за рубежа;

повысилась конкурентоспособность российского продовольствия и средств производства для АПК на внешнем рынке, в первую очередь — на общем аграрном рынке стран СНГ;

активизировалось использование еще сохранившегося производственного потенциала сельскохозяйственных, перерабатыва­ющих и фондопроизводящих предприятий для обеспечения воз­росшего спроса на сельскохозяйственную продукцию. Впервые за последние годы агропромышленное производство стало рентабельным.

Таблица. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных организаций (1995-2004 гг.)

  1995 г. 2000 г. 2004 г.
Балансовая прибыль, убыток И, млн. руб. (до 1998 г. — млрд. руб.) 1450 15 526 39 845
Рентабельность, убыточность (-) всей хозяйственной деятельности, % 2,3 7 10
Число убыточных сельскохозяйственных организаций, % от общего числа организаций 57 51 35

 

Государственное регулирование АПК представляет собой целенаправленное воздействие государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения нормального функционирования аграрного сектора экономики и развития устойчивого воспро­изводства.

К основным целям государственного регулирования относятся:

повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаро­производителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том чис­ле оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропро­изводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводи­телями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Основные направления государственной аграрной политики включают:

поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;

формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструк­туры;

государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей;

защиту экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рын­ках;

развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;

устойчивое развитие сельских территорий;

совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включал в себя следующие направления:

ускоренное развитие животноводства;

стимулирование развития малых форм хозяйствования;

обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

К основным целям проекта на 2007—2008 гг. относились:

увеличение производства мяса на 7%, молока — на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе коров, не ниже уровня 2005 г.;

увеличение на 6% объемов реализации продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами (ЛПХ) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ);

развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых, заготовительных, перерабатывающих, кредитных);

создание системы земельно-ипотечного кредитования;

введение в строй 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов на селе. Основные мероприятия национального проекта предусматри­вают:

создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для развития животноводства, за счет выделения дополнительных бюджетных средств на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет, на­правленным на строительство и модернизацию животноводчес­ких комплексов;

развитие лизинга племенного скота и оборудования для животноводства;

повышение эффективности таможенно-тарифной политики;

создание условий для привлечения малыми формами хозяйство­вания в АПК кредитов и займов для улучшения их материальнотехнической базы за счет субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным ЛПХ, КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;

развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: 1000 кредитных, 550 перерабатывающих и 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых;

строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов (или их семей) на селе.

Заявленные мероприятия будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и внебюд­жетных источников.

Таблица. План-бюджет проекта «Первоочередные меры по развитию АПК»

Мероприятия 200В г. 2007 г. Итого, млрд. руб.

Ускоренное развитие животноводства

Субсидирование части затрат на уплату процентов по креди­там, полученным на срок до 8 лет, на строительство, рекон­струкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) 3,45 3,18 6,63
Увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» 4,0 4,0 8,0
Итого 7,45 7,18 14,63

Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе

Субсидирование части затрат на уплату процентов по креди­там и займам, привлеченным крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потреби­тельских кооперативах на развитие товарного производства 2,9 3,67 6,57
Увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» 3,7 5,7 9,4
В том числе для:      
развития сети потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств 2,6 3,5 6,1
развития системы сельской кредитной кооперации 1,0 1,0 2,0
создания системы земельно-ипотечного кредитования 0,1 1,2 1,3
Итого В,В 9,37 15,97
Методическое обеспечение и информационная поддержка 0,15 0,15 0,3

Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе

Субсидирование строительства (приобретения) жилья для молодых специалистов (или их семей) на селе 2,0 2,0 4,0
Всего 16,2 18,7 34,9

Источник: www.rost.ru

 

Интеграционные процессы в АПК

В настоящее время наметилась тенденция формирования интегрированных агропромышленных структур, так как интеграция создает условия для рациональной консолидации производительных сил, средств производителей, что ведет к увеличению потенциальных возможностей вновь созданной производственной системы.

В интегрированных системах характер интеграционных связей может формироваться по горизонтали и вертикали с определенной степенью специализации, а также создавать условия для диверсифицированной деятельности (так называемые конгломераты).

Формирования горизонтального (отраслевого) типа — группы предприятий и организаций, осуществляющих производство на одних и тех же стадиях или производящих одну и ту же продукцию. Горизонтальная интеграция предполагает высокую степень концентрации производства, поэтому жестко контролируется со стороны Федераль­ного агентства по антимонопольной политике. Объединения, обла­дающие более 35% рынка сырья или продовольствия, проходят до­полнительную экспертизу и согласование в данном ведомстве.

Интегрированные структуры вертикального типа — формирования, участники которых задействованы в производстве одних и тех же или сопряженных видов продукции, участвуя на разных техноло­гических стадиях товародвижения — от сельскохозяйственного сырья до определенных видов продуктов питания. К этому типу относятся ОАО АПК «Черкизовский мясокомбинат», ОАО «Омский бекон», ОАО «Парнас-М». В этих и других структурах сформирована полная цепочка производства — от выращивания скота в хозяйствах до реа­лизации мясной продукции.

Основные цели углубления интеграции обусловлены современ­ным состоянием аграрной сферы и заключаются в следующем:

оздоровить финансовое состояние предприятий и организаций АПК;

аккумулировать финансовые ресурсы для решения приоритет­ных направлений развития сельского хозяйства;

интегрировать в единое целое производство, переработку и торговлю;

увеличить возможности продвижения на рынок конкурентоспособной продукции;

преодолеть локальный монополизм и вытеснить из оборота излишек посредников;

повысить контроль за эффективным использованием производственного потенциала, трудовой и технологической дисциплин;

использовать в агропромышленном производстве новые и прогрессивные технологии, высокопроизводительные машины и оборудование;

обеспечить сельских тружеников работой и улучшить их материальное положение.

Формирование интегрированных структур базируется на определенных принципах, т.е. опирается на основополагающие идеи, отвечающие целям и задачам стабилизации и развития отрасли и особен­ностям данной организационной формы совместной деятельности предприятий.

Добровольность. Решение о вступлении предприятий и организаций в агропромышленное формирование принимается в соответствии с их уставами: по решению собрания акционеров (в акционер­ных обществах), вкладчиков (в обществах с ограниченной ответствен­ностью), членов (в кооперативах). На практике интегрированные структуры создаются нередко по инициативе органов управления. От­сюда очень важно, чтобы объединительные процессы осуществлялись не принужденно, ас убеждением их целесообразности.

Адаптивность. В постоянно изменяющихся условиях рынка требуется поиск не только организационных форм, но и новых под­ходов к организации управления. При этом субъекты хозяйствования должны быстро реагировать и гибко маневрировать в правовом поле среди разнообразных норм и принципов гражданского и налогового законодательства.

Этапность. По мере создания материально-технических и экономических условий должен быть переход от простых форм к слож­ным (от горизонтальных структур к вертикальным, от производ­ственных — к производственно-торговым).

Целостность и комплексность. При создании и деятельности интегрированных структур должна быть обеспечена четкая согласованность между всеми звеньями (участниками) интегрированного процесса. Для сбалансированности ресурсного обеспечения необхо­димо соблюдать территориальную комплексность. В зависимости от состава участников интегрированной структуры, их производствен­ного направления они могут представлять собой организационно оформленный на определенной территории аграрно-продуктовый комплекс, включающий на современной технологической основе все стадии производства конечной продукции.

Поддержка и содействие со стороны органов управления. Успеш­ная деятельность интегрированных структур во многом обусловлена характером взаимоотношений руководителей потенциальных предприятий-участников с районными и областными административны­ми органами. Практика показывает, и это подтверждают и проведен­ные исследования, что в тех регионах, где интегрированным хозяй­ственным структурам оказывается необходимая (стартовая) материально-финансовая помощь, они функционируют более эф­фективно. При этом важно, чтобы органы управления не выполняли функции хозяйственного управления, а содействовали делу в рамках своей компетенции.

«Ведущее звено» — предприятие-интегратор. При создании агропромышленных формирований возникает вопрос о выборе предприятия-интегратора, функции которого может выполнять финан­сово устойчивое предприятие с высоким производственным потен­циалом. Интегратор как головная компания должен не только опережать по уровню развития, но и стать в организационном и тех­нологическом отношении лидером среди участников агропромыш­ленного формирования (АПФ).

7. Оптимальность размеров. При создании интегрированных формирований должна достигаться оптимальность их размеров, позволяющая получить эффект от масштабов деятельности. Преимущества крупного товарного производства проявляются на рынках сбыта продукции, обеспечивая взаимовыгодный обмен между покупателями и продавцами по поводу производственных ресурсов и продукции.

Интегрированные структуры, как правило, формируются в пять этапов.

Подготовительный. Формировать агропромышленную корпорацию предлагается с помощью технологии проектного управления. Для этого назначается руководитель — авторитетный подготовлен­ный управленец, имеющий опыт руководства крупными проектами. Формируется команда проекта. Определяется сфера полномочий и ответственности руководителя и членов команды; разрабатываются концепция и технология формирования агропромышленной корпо­рации, проекты учредительных документов головного акционерного общества; составляется генеральный план создания агропромыш­ленной корпорации — от первичных шагов по объединению до ус­тойчивой корпоративной структуры, способной реализовать страте­гические корпоративные цели развития.

Формирование и начало работы акционерного общества. На этом этапе в головную компанию включаются несколько ведущих в агропромышленном производстве предприятий и в соответствии с законодательством проводится общее собрание акционеров головного общества для решения следующих вопросов: утверждение новой ре­дакции уставных документов и положения об исполнительных орга­нах; утверждение структуры управления корпорацией; избрание органов управления общества.

Вновь избранные исполнительные органы представляют органам управления и утверждают программу развития корпорации на бли­жайшую перспективу.

Интеграция {на переходный период). Цель данного этапа состоит в обеспечении достижения первых положительных финансово-экономических результатов объединения (синергических эффектов), а также в интегрировании разрозненных предприятий в бизнес- структуру, функционирующую как единая хозяйственная система. При этом выполняются следующие работы: реализация первооче­редных задач по финансово-экономическому оздоровлению пред­приятий корпорации; реформирование предприятий; внедрение единых корпоративных систем управления, удовлетворяющих стан­дартам, принятым в компании. В первую очередь создаются системы управления финансами, бюджетирования, управленческого учета и отчетности, информационного обеспечения, а также осуществляет­ся практическое освоение новой структуры управления головного общества.

Выравнивание различий — достижение конечных результатов компании. Цель данного этапа состоит в обеспечении высокой скоординированности и продуктивности работы новых управленческих команд на всех уровнях; упрочении вертикальных и горизонтальных взаимодействий руководителей различных уровней предприятий и подразделений корпорации.

К основным организационным задачам относятся следующие: улучшение организационной структуры и систем управления корпо­рацией и дочерними предприятиями; формирование эффективных управленческих команд; оптимизация вертикальных и горизонталь­ных взаимодействий.

Практика интеграции российских агропромышленных предприя­тий показывает, что на достижение этой цели требуется два—три года.

Зрелая интеграция. При достижении эффективного менеджмен­та остаются задачи, которые необходимо решать для уменьшения вероятности различных рисков. С этой целью осуществляется мони­торинг состояния менеджмента и результатов работы по следующим направлениям: эффективность деятельности персонала на ключевых позициях; эффективность деятельности управленческих команд; эффективность горизонтальных и вертикальных взаимодействий; ана­лиз факторов успеха и неудач.

Также в настоящее время в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» предусматривается поддержка малых форм хозяйствования. Речь идет о стимулировании интеграции как фер­меров, так и владельцев личных подсобных хозяйств через создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.038 с.)