Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Аграрно-промышленный комплекс
ЭВОЛЮЦИЯ АПК
Особенности функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность взаимных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих производство продуктов питания и изделий из сельскохозяйственного сырья, а также реализацию их потребителям. Динамичное устойчивое развитие АПК обеспечивается при достижении устойчивого воспроизводства как в АПК в целом, так и в каждом его структурном подразделении. Важнейшую часть АПК составляет продовольственный комплекс (ПК), в который не входят отрасли переработки сельскохозяйственного сырья непищевого назначения. Материальной основой формирования АПК служит: углубление общественного разделения труда; непрерывно расширяющийся процесс производственно-технологического кооперирования сельского хозяйства с другими отраслями национальной экономики. В настоящее время непосредственный производитель сельскохозяйственной продукции (например, фермер), как правило, не доводит до полной степени готовности к потреблению свою продукцию. Сельское хозяйство в условиях машинной стадии производства не может обходиться только собственными средствами производства. Положение собственно сельского хозяйства в АПК характеризуется отношениями зависимости от корпораций как в области промышленного производства, так и в области торговли. Чем лучше развита межотраслевая кооперация, тем меньше доля сельского хозяйства в стоимости конечного продукта АПК. Устойчивость воспроизводства АПК обеспечивается тогда, когда: максимально учитывается аритмичность функционирования природно-климатических факторов производства. При непредвиденных изменениях действия природно-климатических факторов на процесс воспроизводства вносятся соответствующие изменения в технологию и организацию производства, размещение и специализацию сельскохозяйственного производства, осуществляется маневр ресурсами и технологиями; оперативно учитываются конъюнктурные колебания спроса, предложения, цен на рынке; учитывается вся система рисков и осуществляется такой риск- менеджмент, который позволяет погашать, предупреждать, уменьшать их неблагоприятное воздействие на процессы воспроизводства и, наоборот, использовать шансы для получения высокого уровня предпринимательского дохода;
устойчиво воспроизводятся отношения собственности и эффективные собственники; все элементы рыночного механизма хозяйствования формируются, ориентируясь на постоянное поддержание оптимальной пропорциональности и необходимых устойчивых темпов развития воспроизводства в АПК; гарантированное государственное регулирование и поддержка предпринимательства и агробизнеса АПК становятся ведущей системой в экономическом механизме воспроизводства в переходный период к смешанной экономике; в АПК создается эффективная система материальных резервных фондов; выдерживаются социальные ориентиры в системе государственного регулирования устойчивого функционирования АПК. Анализ развития агропромышленного комплекса РФ с 1990- 1998 гг. показал, что существовал целый ряд факторов, препятствующих нормальному функционированию агропредприятий: диспаритет цен; неэффективная система государственной поддержки; несовершенная система государственных закупок; высокая стоимость кредитов; долговой прессинг; сложная и неэффективная система налогообложения; большое число посреднических организаций. Особенно кризисной была ситуация с выбытием техники. Таблица. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами (на конец года)
Однако в результате финансово-экономического кризиса 1998 г. произошел ряд позитивных экономических изменений в агропромышленном секторе: изменились в лучшую сторону условия импортозамещения по основным группам продовольственных товаров продукцией отечественного производства. Девальвация рубля и как следствие — резкое удорожание импорта продовольствия сделали вложения во внутреннее производство значительно более выгодными, чем ввоз готовой продукции из-за рубежа; повысилась конкурентоспособность российского продовольствия и средств производства для АПК на внешнем рынке, в первую очередь — на общем аграрном рынке стран СНГ;
активизировалось использование еще сохранившегося производственного потенциала сельскохозяйственных, перерабатывающих и фондопроизводящих предприятий для обеспечения возросшего спроса на сельскохозяйственную продукцию. Впервые за последние годы агропромышленное производство стало рентабельным. Таблица. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных организаций (1995-2004 гг.)
Государственное регулирование АПК представляет собой целенаправленное воздействие государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения нормального функционирования аграрного сектора экономики и развития устойчивого воспроизводства. К основным целям государственного регулирования относятся: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов). Основные направления государственной аграрной политики включают: поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами; формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры; государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей; защиту экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса; устойчивое развитие сельских территорий; совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включал в себя следующие направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе. К основным целям проекта на 2007—2008 гг. относились:
увеличение производства мяса на 7%, молока — на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе коров, не ниже уровня 2005 г.; увеличение на 6% объемов реализации продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами (ЛПХ) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ); развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых, заготовительных, перерабатывающих, кредитных); создание системы земельно-ипотечного кредитования; введение в строй 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов на селе. Основные мероприятия национального проекта предусматривают: создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для развития животноводства, за счет выделения дополнительных бюджетных средств на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет, направленным на строительство и модернизацию животноводческих комплексов; развитие лизинга племенного скота и оборудования для животноводства; повышение эффективности таможенно-тарифной политики; создание условий для привлечения малыми формами хозяйствования в АПК кредитов и займов для улучшения их материальнотехнической базы за счет субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным ЛПХ, КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: 1000 кредитных, 550 перерабатывающих и 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых; строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов (или их семей) на селе. Заявленные мероприятия будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Таблица. План-бюджет проекта «Первоочередные меры по развитию АПК»
Источник: www.rost.ru
Интеграционные процессы в АПК В настоящее время наметилась тенденция формирования интегрированных агропромышленных структур, так как интеграция создает условия для рациональной консолидации производительных сил, средств производителей, что ведет к увеличению потенциальных возможностей вновь созданной производственной системы. В интегрированных системах характер интеграционных связей может формироваться по горизонтали и вертикали с определенной степенью специализации, а также создавать условия для диверсифицированной деятельности (так называемые конгломераты). Формирования горизонтального (отраслевого) типа — группы предприятий и организаций, осуществляющих производство на одних и тех же стадиях или производящих одну и ту же продукцию. Горизонтальная интеграция предполагает высокую степень концентрации производства, поэтому жестко контролируется со стороны Федерального агентства по антимонопольной политике. Объединения, обладающие более 35% рынка сырья или продовольствия, проходят дополнительную экспертизу и согласование в данном ведомстве. Интегрированные структуры вертикального типа — формирования, участники которых задействованы в производстве одних и тех же или сопряженных видов продукции, участвуя на разных технологических стадиях товародвижения — от сельскохозяйственного сырья до определенных видов продуктов питания. К этому типу относятся ОАО АПК «Черкизовский мясокомбинат», ОАО «Омский бекон», ОАО «Парнас-М». В этих и других структурах сформирована полная цепочка производства — от выращивания скота в хозяйствах до реализации мясной продукции. Основные цели углубления интеграции обусловлены современным состоянием аграрной сферы и заключаются в следующем: оздоровить финансовое состояние предприятий и организаций АПК; аккумулировать финансовые ресурсы для решения приоритетных направлений развития сельского хозяйства;
интегрировать в единое целое производство, переработку и торговлю; увеличить возможности продвижения на рынок конкурентоспособной продукции; преодолеть локальный монополизм и вытеснить из оборота излишек посредников; повысить контроль за эффективным использованием производственного потенциала, трудовой и технологической дисциплин; использовать в агропромышленном производстве новые и прогрессивные технологии, высокопроизводительные машины и оборудование; обеспечить сельских тружеников работой и улучшить их материальное положение. Формирование интегрированных структур базируется на определенных принципах, т.е. опирается на основополагающие идеи, отвечающие целям и задачам стабилизации и развития отрасли и особенностям данной организационной формы совместной деятельности предприятий. Добровольность. Решение о вступлении предприятий и организаций в агропромышленное формирование принимается в соответствии с их уставами: по решению собрания акционеров (в акционерных обществах), вкладчиков (в обществах с ограниченной ответственностью), членов (в кооперативах). На практике интегрированные структуры создаются нередко по инициативе органов управления. Отсюда очень важно, чтобы объединительные процессы осуществлялись не принужденно, ас убеждением их целесообразности. Адаптивность. В постоянно изменяющихся условиях рынка требуется поиск не только организационных форм, но и новых подходов к организации управления. При этом субъекты хозяйствования должны быстро реагировать и гибко маневрировать в правовом поле среди разнообразных норм и принципов гражданского и налогового законодательства. Этапность. По мере создания материально-технических и экономических условий должен быть переход от простых форм к сложным (от горизонтальных структур к вертикальным, от производственных — к производственно-торговым). Целостность и комплексность. При создании и деятельности интегрированных структур должна быть обеспечена четкая согласованность между всеми звеньями (участниками) интегрированного процесса. Для сбалансированности ресурсного обеспечения необходимо соблюдать территориальную комплексность. В зависимости от состава участников интегрированной структуры, их производственного направления они могут представлять собой организационно оформленный на определенной территории аграрно-продуктовый комплекс, включающий на современной технологической основе все стадии производства конечной продукции. Поддержка и содействие со стороны органов управления. Успешная деятельность интегрированных структур во многом обусловлена характером взаимоотношений руководителей потенциальных предприятий-участников с районными и областными административными органами. Практика показывает, и это подтверждают и проведенные исследования, что в тех регионах, где интегрированным хозяйственным структурам оказывается необходимая (стартовая) материально-финансовая помощь, они функционируют более эффективно. При этом важно, чтобы органы управления не выполняли функции хозяйственного управления, а содействовали делу в рамках своей компетенции. «Ведущее звено» — предприятие-интегратор. При создании агропромышленных формирований возникает вопрос о выборе предприятия-интегратора, функции которого может выполнять финансово устойчивое предприятие с высоким производственным потенциалом. Интегратор как головная компания должен не только опережать по уровню развития, но и стать в организационном и технологическом отношении лидером среди участников агропромышленного формирования (АПФ). 7. Оптимальность размеров. При создании интегрированных формирований должна достигаться оптимальность их размеров, позволяющая получить эффект от масштабов деятельности. Преимущества крупного товарного производства проявляются на рынках сбыта продукции, обеспечивая взаимовыгодный обмен между покупателями и продавцами по поводу производственных ресурсов и продукции. Интегрированные структуры, как правило, формируются в пять этапов. Подготовительный. Формировать агропромышленную корпорацию предлагается с помощью технологии проектного управления. Для этого назначается руководитель — авторитетный подготовленный управленец, имеющий опыт руководства крупными проектами. Формируется команда проекта. Определяется сфера полномочий и ответственности руководителя и членов команды; разрабатываются концепция и технология формирования агропромышленной корпорации, проекты учредительных документов головного акционерного общества; составляется генеральный план создания агропромышленной корпорации — от первичных шагов по объединению до устойчивой корпоративной структуры, способной реализовать стратегические корпоративные цели развития. Формирование и начало работы акционерного общества. На этом этапе в головную компанию включаются несколько ведущих в агропромышленном производстве предприятий и в соответствии с законодательством проводится общее собрание акционеров головного общества для решения следующих вопросов: утверждение новой редакции уставных документов и положения об исполнительных органах; утверждение структуры управления корпорацией; избрание органов управления общества. Вновь избранные исполнительные органы представляют органам управления и утверждают программу развития корпорации на ближайшую перспективу. Интеграция {на переходный период). Цель данного этапа состоит в обеспечении достижения первых положительных финансово-экономических результатов объединения (синергических эффектов), а также в интегрировании разрозненных предприятий в бизнес- структуру, функционирующую как единая хозяйственная система. При этом выполняются следующие работы: реализация первоочередных задач по финансово-экономическому оздоровлению предприятий корпорации; реформирование предприятий; внедрение единых корпоративных систем управления, удовлетворяющих стандартам, принятым в компании. В первую очередь создаются системы управления финансами, бюджетирования, управленческого учета и отчетности, информационного обеспечения, а также осуществляется практическое освоение новой структуры управления головного общества. Выравнивание различий — достижение конечных результатов компании. Цель данного этапа состоит в обеспечении высокой скоординированности и продуктивности работы новых управленческих команд на всех уровнях; упрочении вертикальных и горизонтальных взаимодействий руководителей различных уровней предприятий и подразделений корпорации. К основным организационным задачам относятся следующие: улучшение организационной структуры и систем управления корпорацией и дочерними предприятиями; формирование эффективных управленческих команд; оптимизация вертикальных и горизонтальных взаимодействий. Практика интеграции российских агропромышленных предприятий показывает, что на достижение этой цели требуется два—три года. Зрелая интеграция. При достижении эффективного менеджмента остаются задачи, которые необходимо решать для уменьшения вероятности различных рисков. С этой целью осуществляется мониторинг состояния менеджмента и результатов работы по следующим направлениям: эффективность деятельности персонала на ключевых позициях; эффективность деятельности управленческих команд; эффективность горизонтальных и вертикальных взаимодействий; анализ факторов успеха и неудач. Также в настоящее время в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» предусматривается поддержка малых форм хозяйствования. Речь идет о стимулировании интеграции как фермеров, так и владельцев личных подсобных хозяйств через создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.038 с.) |