Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Оборонно-промышленный комплекс: от кризиса к неустойчивому развитию
7.1. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ
Прежде всего надо ответить на вопрос, а что такое «оборонно- промышленный комплекс» (далее — ОПК) в современных российских условиях, так как существуют различные подходы к его определению как к объекту управления и экономического анализа и, соответственно, разные способы его выделения в общей структуре экономики. В публицистической и научной литературе термины «военно-промышленный комплекс» (ВПК) и «оборонно-промышленный комплекс» применяются практически как синонимы. Однако лучше все же использовать второй термин, и тогда удается развести обозначение разных общественных систем — Минобороны и оборонной промышленности, которые только частично имеют общие интересы. Если в рамках статистической модели, принятой в РФ, под ОПК понимать только совокупность промышленных предприятий и научных организаций, то его определение можно свести к следующему характеристическому виду: ОПК России — это совокупность предприятий и организаций: а) участвующих в выполнении текущего государственного оборонного заказа (ГОЗ) и/или в военно-техническом сотрудничестве (ВТС) с другими странами; б) имеющих мобилизационные планы и потенциально способных резко увеличить или вновь запустить производство тех или иных видов вооружения и военной техники (ВВТ) при их необходимости в особый период; в) находящихся в ведении конкретных федеральных органов государственного управления (для государственных предприятий и организаций) или в отношении которых эти федеральные органы реализуют единую государственную политику (для акционерных обществ). В зависимости от того, какую из приведенных характеристик определения ОПК принять в качестве доминантной основы, количественный состав образующих его предприятий будет существенно различаться. Так, по некоторым оценкам, количество предприятий, участвующих в выполнении государственного оборонзаказа, колеблется от 4 до 6 тыс., а имеющих мобилизационные задания (часто номинальные) — в несколько раз больше. В этой связи возникает необходимость в выборе вполне конкретных характеристик российского ОПК с вычислением значений заданной совокупности его параметров. Наиболее подходящим в российских условиях представляется синтез первого и третьего подходов для выбора в качестве базового определения ОПК. На наш взгляд, только этот синтез при нынешнем состоянии системы управления отечественной экономикой может позволить реализовать в первом приближении предметный анализ научно-промышленного комплекса под названием «ОПК России».
Итак, в настоящем учебнике под ОПК России понимается совокупность предприятии и организации, подведомственных с марта 2004 г. Федеральному агентству по промышленности (ФАП, или Роспром), Росатому и Сводному департаменту оборонной промышленности Министерства промышленности и энергетики (МПЭ) Российской Федерации, производящих за год более 5% высокотехнологичной продукции военного и специального назначения в своем совокупном объеме выпуска. При таком определении ОПК РФ в 1992 г. включал свыше 70% организаций ОПК СССР (а в СССР было 1060 предприятий и 943 организации), в той или иной степени связанных с производством и научными, проектными, конструкторскими работами, т.е. около 2000 объектов анализа, где в конце 1980-х гг. было занято около 6,5 млн. человек, а также около 150 предприятий и организаций атомной промышленности. Основанием для отнесения того или иного предприятия к ОПК или атомной промышленности являлись официальные документы: постановления и распоряжения Правительства РФ. Оборонно-промышленный комплекс по техническому сходству выпускаемой профильной продукции, выполнению им принципиально одинаковых производственных функций и технологических связей «смежных» производств традиционно подразделяется на 9 отраслей: отрасль авиационной промышленности (АП); отрасль ракетно-космической промышленности (РКП); отрасль промышленности обычных вооружений (ПВ); отрасль промышленности боеприпасов и спецхимии (БП); отрасль судостроительной промышленности (СП); отрасль электронной промышленности (ЭП); отрасль радиопромышленности (РП); отрасль промышленности средств связи (ПСС); отрасль атомной промышленности. Для того чтобы понять принципы организации российского ОПК, необходим хотя бы краткий анализ генезиса его становления.
Оборонными отраслями в СССР в 1960—80-х гг. управляли: Министерство машиностроения (ММ); Министерство оборонной промышленности (МОП); Министерство авиационной промышленности (МАП); Министерство общего машиностроения (MOM); Министерство электронной промышленности (МЭП); Министерство радиопромышленности (МРП); Министерство средств связи (МСС); Министерство судостроения (МСП) и Министерство среднего машиностроения (Минсредмаш, или МСМ). После распада СССР к ликвидации отраслевой системы управления на базе остатков Министерства общего машиностроения было создано Российское космическое агентство РКА), а часть функций других союзных оборонных министерств была передана в Государственный комитет по оборонным отраслям промышленности РФ (Гособоронпром). В 1999 г. были созданы пять агентств, задачей которых было кураторство все тех же оборонных отраслей (Российское агентство по авиации и космонавтике — Росавиакосмос). Российское агентство по системам управления (РАСУ), Российское агентство по обычным вооружениям (РАВ), Российское агентство по боеприпасам и спецхимии (Росбоеприпасы) и Российское агентство по судостроению (Россудостроение)). Вплоть до марта 2004 г. реформы мало затрагивали Министерство атомной энергии МАЭ), наследника советского Минсредмаша, которое в настоящее время преобразовано в Росатом (Федеральное агентство по атомной энергии — ФАЭ). Структура управления при всех ее изменениях и усовершенствованиях постоянно пытается воспроизвести отраслевой тип управления, сформировавшийся еще в 1940-60-е гг. Реформа 2004 г.— это лишь промежуточная попытка сократить аппарат, но не решительный отказ от отраслевого типа управления. Из нововведений 2006 г. полезно отметить следующее. Во-первых, это попытка усовершенствовать систему государственного оборонзаказа: была создана Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ), задачей которой является надзор контроль за размещением и исполнением ГОЗ. Кроме того, к началу 2008г. должно было быть сформировано Федеральное агентство по размещению заказов на поставки вооружения, военной и специальной техники и материальных средств. В составе агентства планировалось иметь два центра — по поставкам и заказам вооружений, военной и спецтехники, а также по закупкам материальных средств и средств тыла. Новое агентство должно размещать, заключать контракты и оплачивать все ВВТ и материальные средства. Что касается ядерного, химического и биологического оружия, то на передачу работ по его закупке требовалось согласие соответствующего силового ведомства. Агентству также не предполагалось передавать работы, связанные с утилизацией ВВТ, поскольку заказы на утилизацию размещаются не силовым блоком, а гражданскими агентствами: Роспромом, Роскосмосом и Росатомом. Разработчики указа полагали, что создание гражданского агентства приведет к снижению коррупции, Так, по их мнению, гражданские лица (особенно из Санкт-Петербурга) менее коррумпированы, чем офицеры Вооруженных сил. Во-вторых, это создание Указом Президента РФ № 231 от 20 марта 2006г. Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, наделенной самыми широкими полномочиями по принятию решений в сфере оборонно-промышленного комплекса. Комиссия создана как постоянно действующий орган, осуществляющий организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам:
разработки концепций, программ и планов в области военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства; разработки, производства и утилизации вооружений, военной и специальной техники; мобилизационной подготовки государства; развития оборонно-промышленного комплекса, науки и технологий в интересах обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства; осуществления экспортно-импортных поставок продукции военного и двойного назначения. До этого в ОПК существовали и существуют комиссии, наделенные схожими полномочиями, например Правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам, однако предоставленные им полномочия так и не были реализованы в должной мере. В случае если Комиссии удастся организовать свою деятельность и превратиться из очередного бюрократического аппарата в нормально функционирующий орган, ОПК в ближайшие годы может ожидать глобальная перестройка всей системы управления оборонным комплексом. На 1 января 2004г. ОПК включал в себя 1676 предприятий и организаций, а после последней административной реформы часть предприятий была выведена из состава ОПК, и список стратегических оборонных предприятий на 1 января 2007г. насчитывает 1355 организаций. Российская статистика делит ОПК: на промышленный сектор (включает предприятия, выпускающие в основном промышленную (товарную) продукцию); научный сектор (включает организации, цель которых — исследования и разработки, т.е. создание научно-технической продукции); прочие организации. Более-менее устойчивая статистика по темпам роста существует только на промышленную продукцию, данные по научному сектору разрозненны и противоречивы. Известно, что в настоящее время более 45% промышленного выпуска ОПК составляет гражданская продукция. Гражданская продукция производственно-технического назначения ОПК включает: гражданские изделия электронной техники; гражданскую авиационную технику; гражданское судостроение; оборудование для ТЭК (нефтепромысловое, буровое, геологоразведочное — устьевое оборудование для подводной добычи нефти и газа, аккумуляторы давления при перфорации скважин, газоперекачивающие агрегаты, буровые платформы для морской добычи нефти и газа и пр.);
медицинскую технику; оборудование технологическое для легкой промышленности; оборудование технологическое для перерабатывающих отраслей АПК; оборудование технологическое для предприятий торговли и общественного питания; непродовольственные товары народного потребления (ТИП), которые включают, в частности, радиоприемные устройства, магнитофоны, телевизоры, холодильники и морозильники, и т.д. Развитие российской оборонной промышленности в 1990-е гг. и в 2001-2007 гг. распадается на два периода: трансформационное кризисное развитие в 1992—1998 гг.; пост кризисное, восстановительное развитие в 1999—2007 гг.
7 .2. КРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ ОПК В 1992-1998 гг.
Во время так называемых радикальных рыночных реформ оборонно-промышленный комплекс как система был практически полностью разрушен, выжили лишь те предприятия, которые смогли переориентироваться на экспорт. Произошло резкое сокращение государственного оборонзаказа. За 1992-1998 гг. он сократился в сопоставимых ценах по сравнению с 1991 г. примерно в 13 раз (в том числе в 22 раза сократился заказ на военные НИОКР). Одновременно произошло существенное сокращение государственных капиталовложений в основные фонды серийных заводов и материально- технической базы научного сектора ОПК и атомной промышленности. Неудачей в 1993—1996 гг. завершилась попытка конверсии оборонной промышленности, так как масштабы финансирования государственных конверсионных программ оказались слишком малы и неритмичны. Кроме того, кризисные явления в ОПК были усугублены: несистемной реорганизацией правительственных институтов управления экономикой, повлекшей за собой ликвидацию большинства функций по управлению ОПК; высокой инфляцией, сопровождавшейся значительным изменением ценовых пропорций в пользу ТЭК и создавшей механизм масштабного перераспределения финансовых ресурсов в ТЭК и торговый и финансовый сектора; резким падением уровня монетизации российской экономики, сопровождавшимся ростом неплатежей и долговых обязательств; увеличением восстановительной стоимости основных производственных фондов и безвозмездным характером приватизации, в том числе и оборонных предприятий, ставшими одними из основных условий нарушения непрерывности воспроизводства инвестиционных процессов; существенным сокращением возможностей системы подготовки высококвалифицированных кадров, включая научный персонал. Как следствие в оборонном комплексе начались распад большинства кооперационных цепочек (в том числе и с академической и отраслевой наукой), рост огромных задолженностей по заработной плате и налоговым платежам, разрушение научно-производственного аппарата и мобилизационных мощностей. Снижение объемов промышленного выпуска ОПК по сравнению с 1990г. в сопоставлении с машиностроительным комплексом.
В общей сложности в 1991 - 1997гг. объем военного производства в оборонной промышленности сократился в 11 раз, а выпуск гражданской продукции — в 3,5 раза. Общий объем выпуска товарной продукции ОПК сократился в 5,5 раза. По темпам спада «оборонка» значительно опережала промышленность в целом, которая сократилась за 1991-1997 гг. более чем в 2 раза, а машиностроительный комплекс — в 2,5 раза. Уже в 1989-1993 гг. численность занятых в ОПК сократилась почти на 1,5 млн. человек, а в 1994 г. после принятия государственной программы конверсии — еще на 600 тыс. Стоит обратить внимание на то, что атомная промышленность стала расти раньше других отраслей ОПК — уже с 1995 г. В атомной промышленности пост кризисный рост (в 1,3 раза за 1996-1998 гг.) начался раньше, чем в остальном оборонном комплексе, из-за сохранения министерской системы управления комплексом и более быстрого налаживания системы экспортных контрактов. В остальных отраслях ОПК рост начался только после 1998 г., за исключением авиационной и ракетно-космической отраслей, где за счет роста экспорта военной авиатехники и зенитно-ракетных комплексов подъем зафиксирован с 1998г. Дополнительно надо отметить, что в ОПК отсутствовали специалисты по организации сбытовых сетей, маркетингу своей сложной и зачастую специфической продукции. В советское время производство оборонной продукции в централизованной системе управления этого не требовало — формирование госзаказа, его финансирование и распределение являлись исключительной функцией правительства. В качестве выводов по этому этапу развития российского ОПК заметим, что: реально к 1998 г. российский ОПК распался на два сегмента: уклад, практически полностью разрушившийся как высокотехнологичное производство, — в условиях ничтожного государственного оборонзаказа и отсутствия средств на конверсию и техническое перевооружение он перешел на выпуск непрофильной продукции существенно более низкого технического уровня; экспорто ориентированный уклад, который с 1998г. начал расти; провал в реализации конверсионных программ связан как с недостаточными объемами их финансирования, так и с бюрократическими методами проведения конверсии и отсутствием системной экономической политики в сфере масштабного перепрофилирования ряда предприятий ОПК, ставших в нем излишними из-за резкого сокращения оборонных потребностей государства, на «гражданские рельсы». Был упущен шанс перенацелить эти предприятия на выпуск продукции в первую очередь производственного назначения для модернизации устаревшего производственного аппарата отраслей экономики. Техническое и технологическое перевооружение на базе ОПК гражданских секторов экономики, наряду с тиражированием инноваций, продуцируемых ОПК, позволило бы снижать издержки, повышать конкурентоспособность и производительность всей российской экономики.
7.3. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ОПК В 1999-2007 гг.
С 1999 г. начался этап «восстановительного» роста оборонного комплекса, который можно разделить на две фазы: а) 1999-2003 гг.— фаза «посткризисного» роста; б) с 2004г. по настоящее время — фаза восстановительного «малокапиталоемкого» роста, переходящего в стадию инвестиционного развития. Резкое падение валютного курса рубля обеспечило диспаритет внутренних цен на гражданскую продукцию ОПК, что сделало ее конкурентоспособной в сравнении с импортом. Одновременно он повлиял и на экспорт ВВТ. Товарная продукция ОПК выросла за 1999—2007 гг. практически втрое, тогда как атомная промышленность — чуть меньше чем в 2 раза, а машиностроительный комплекс в целом — примерно в 2,1 раза. Причем в 1999-2007 гг. объем военного производства в общей сложности в оборонной промышленности вырос в 3,4 раза, а выпуск гражданской продукции — почти в 1,4 раза. Успешное развитие в посткризисные годы обусловлено рядом факторов, среди которых необходимо отметить следующие. Стабильное возрастание поставок ВВТ и гражданской продукции на экспорт. Если в 1998 г. экспорт ВВТ составил 2,4 млрд. долл., то в 2006г.— 6,5 млрд. долл. Экспорт гражданской продукции ОПК и атомной промышленности вырос с 1998г. в 1,6 раза, достигнув млрд. долл. Государственный оборонзаказ пошел медленно, но неуклонно в рост. За 1999—2007 гг. он возрос в сопоставимых ценах1 по сравнению с 1998 г. более чем в 3,1 раза (в том числе более чем в 7 раз на военные НИОКР). Началось неустойчивое, но все же последовательное увеличение государственных капиталовложений в основные фонды серийных заводов и материально-техническую базу научного сектора ОПК и атомной промышленности. С 1999г. по весну 2004г. система государственного управления сохраняла относительную стабильность. Система подготовки высококвалифицированных кадров, включая научный персонал, продолжала разрушаться, но в отдельных областях благодаря действиям самих организаций наукоемкого сектора (повышение зарплаты высококвалифицированным рабочим, материальная помощь молодым специалистам, финансирование стипендиатов и т.д.) положение начало стабилизироваться. По масштабам промышленного производства российский ОПК в настоящее время составляет чуть более '/3 машиностроительного комплекса, тогда как в 1990 г. его доля (без атомной промышленности) в машиностроительном комплексе превышала 60%. На долю ОПК приходится более 70% всей научной продукции в стране, в нем занято более 50% всех научных сотрудников. Он обеспечивает производство 70% всех средств связи, 60% сложной медицинской техники, 30% оборудования для ТЭК. Среди тенденций, наметившихся в последние годы, следует отметить сокращение численности занятых в промышленном секторе ОПК, рост капиталовложений в обновление основных фондов предприятий. Численность в 1999-2005 гг. продолжала сокращаться: она уменьшилась по сравнению с 1998 г. почти на 24%. Ситуация с капиталовложениями противоположна: за 1999-2005 гг. они выросли в 5,5 раза. Начиная с 2002г. впервые за весь постсоветский период развития ОПК темпы (9%) обновления активной части производственного аппарата превысили критический уровень (8,5%). Все это свидетельствует о том, что предприятия ОПК стали масштабно вкладывать средства в обновление ОПФ, начав тем самым переход от мало капиталоемкого типа роста к инвестиционному.
7.4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБОРОННЫХ ПРОГРАММ
Система государственного финансирования и спроса на продукцию и услуги ОПК и атомной промышленности с 2007 г. де-юре определяется «Государственной программой развития вооружения, специальной и военной техники на 2007—2015 гг.» и паспортами федеральных целевых программ (ФЦП)1, ориентированными на их реализацию преимущественно силами предприятий ОПК и атомной промышленности. Фактически и объем финансирования, и структура, и объем заказа во многом зависят от реального финансирования гособоронзаказа и оборонно-ориентированных ФЦП, определяемых бюджетными проектировками текущего года, и бюджетного администрирования Минфина и силовых ведомств (в основном Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, МЧС России). Необходимо различать военные НИОКР, которые проходят только по бюджету Минобороны РФ, и оборонные НИОКР, в которые статистика включает ассигнования не только по линии Минобороны, но и по всем другим ведомствам, имеющим отношение к оборонной тематике (МВД, МЧС, ФСБ, Росатом, Роспром, Минобрнауки и пр.). Видно, что, несмотря на относительно существенный рост ГОЗ в номинальных ценах, в абсолютных размерах он вырос только 2,2 раза, а его доля в ВВП выросла к 2007г. примерно в 1,4 раза по сравнению с 2000г., причем за 2001-2007 гг. (за исключением 2002г.) этот показатель колебался в основном в интервале 0,88-0,95%. Фактором, существенно повлиявшим на устойчивость роста ОПК после 2003г., стал новый период нестабильности системы управления. Ликвидация оборонных агентств в ходе так называемой административной реформы 2004г. и создание на их месте Роспрома привели к существенному торможению реформирования ОПК, замедлили темпы его восстановления. Некоторые надежды порождает воссоздание весной 2006г. Военно-промышленной комиссии, наделенной самыми широкими полномочиями, что является верным шагом по созданию реально действующей межведомственной системы в сфере оборонной и научно-технической политики.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.043 с.) |