Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические аспекты доктрин национальной безопасности
Забота о национальной безопасности отнюдь не является проблемой, актуальной только для постсоветских государств. Создание в нашей стране специальных институтов по защите национальной безопасности и само использование понятия «национальная безопасность» являются во многом отражением практики развитых зарубежных стран, прежде всего США. Однако российская доктрина национальной безопасности имеет не только сходство с ними, но и качественные отличия. Эти отличия наиболее явно заметны в том, какое место в доктринах национальной безопасности США и России занимают вопросы национальной экономической безопасности. К комплексному осмыслению проблем национальной безопасности раньше всего подошли США, чей опыт в осмыслении угроз национальной безопасности и в организации противодействия им становится объектом подражания для других стран мира. В развитии американской доктрины национальной безопасности можно выделить три этапа. Сам термин «национальная безопасность» впервые появился в Америке в начале XX в. Считают, что он был введен в американский политический лексикон президентом Теодором Рузвельтом в 1904 г. Правда, до 1940-х гг. понятие «национальная безопасность» употреблялось в Америке лишь в контексте проблем обороны страны от вооруженной внешней агрессии, т.е. как синоним современному понятию «национальная военная безопасность». Историю формирования и развития понятия «национальная экономическая безопасность» начинают со времен Великой депрессии 1929—1933гг. — самого тяжелого за всю историю Америки экономического кризиса, во многом схожего с российскими событиями 1990-х. Именно тогда, в 1934г., только что пришедший к власти американский президент Ф.Д. Рузвельт сформировал временный Федеральный комитет по экономической безопасности под руководством министра труда США. Комитет национальной безопасности возглавил работу по нормализации и стабилизации социальной обстановки в пораженной кризисом стране — в частности, по выработке законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании безработных (включая Закон о социальной безопасности 1935 г.). Работа этого комитета рассматривалась как реакция на чрезвычайную ситуацию и прекратилась, когда экономическая ситуация в Америке начала улучшаться.
Закрепление современного значения понятия «национальная безопасность» произошло в Америке после окончания Второй мировой войны. Основополагающим событием стал доклад, который сделал в августе 1945 г. военно-морской министр Дж. Форрестол. Выступая в сенате США, он заявил: «Вопрос национальной безопасности — это не просто вопрос армии и флота. Мы должны учитывать весь наш потенциал для ведения войны, наши шахты, промышленность, людские ресурсы, науку и другие сферы деятельности, которые составляют обычную гражданскую жизнь». Новое понимание национальной безопасности официально закрепилось с принятием в 1947г. Закона о национальной безопасности, в соответствии с которым был создан Совет национальной безопасности США. Совет национальной безопасности (СНБ) постепенно превратился из команды ближайших помощников президента США по проблемам военной без опасности в своего рода форум для рассмотрения президентом любых вопросов безопасности нации от внешних угроз — внешнеполитических, военных, разведывательных, внешнеэкономических. Таблица. Эволюция доктрины национальной безопасности США
Официальным документом правительства США, определяющим его приоритеты в обеспечении национальной безопасности, является, прежде всего, периодически обновляемая «Стратегия национальной безопасности США». Она представляет собой правительственную политическую декларацию по вопросам безопасности, задающую вектор внешнеполитической деятельности американского государства. Согласно Закону о реорганизации обороны 1986г. администрация США обязана регулярно представлять конгрессу «Стратегии национальной безопасности» с анализом текущего состояния национальной безопасности страны. Хотя данный документ не является нормативным, но внутренняя и внешняя политика американского правительства строятся в основном именно согласно «Стратегиям». Важной тенденцией в деятельности американского правительства по защите национальных интересов стало неуклонное повышение внимания к факторам, влияющим на международную конкурентоспособность страны. Ведь США после Второй мировой войны стали самым сильным государством планеты, претендующим на роль абсолютного лидера. Это привело к постепенной «экономизации» доктрины национальной безопасности, поскольку в современных условиях сила нации определяется уже не столько ее военным, сколько именно экономическим потенциалом. Ключевыми моментами в обеспечении экономической безопасности США считаются, прежде всего, следующие цели: повышение конкурентоспособности американских товаров на внутреннем и внешнем рынках; сокращение зависимости страны от иностранных займов; укрепление ее возможностей выполнять международные обязательства в торгово-экономических и других областях. Постепенный сдвиг от приоритета военных аспектов к экономическим приоритетам выразился в разработке официальных документов, посвященных именно национальной экономической безопасности (как составной части национальной безопасности в целом). При ярко выраженном стремлении администраций США к комплексному видению проблем национальной безопасности в официальную их трактовку не включены многие существенные аспекты этой безопасности. Уже отмечалось, что под угрозами национальной безопасности Америки понимаются только угрозы извне. Но и из внешних угроз некоторые не отражены в официальной доктрине национальной безопасности. Например, регулирование миграции хотя и трактуется многими американскими мыслителями как краеугольное условие сохранения американской нации, однако вопросы миграционной политики не включены в официальную доктрину безопасности США (хотя де-факто постоянно рассматриваются именно в этом контексте). Сразу после самоликвидации СССР как главного геополитического соперника США в американской доктрине национальной безопасности наметилась тенденция к формированию взгляда на Соединенные Штаты как на глобального лидера. События 11 сентября 2001 г. завершили ранее наметившийся качественный сдвиг в понимании угроз национальным интересам США и, самое главное, методов противодействия этим угрозам. В стране возродилась тенденция видеть главные угрозы национальному развитию не во внутри- экономических, а во внешнеполитических проблемах.
Американский подход долгое время основывался на понимании национальной безопасности через «национальную устойчивость — состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противостояния опасностям и угрозам для ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны». Однако после событий 2001 г. в «Стратегии национальной безопасности США», опубликованной администрацией Дж. Буша-мл. 20 сентября 2002г., было выражено принципиальное новое понимание принципов обеспечения безопасности США как мировой державы: «Мы будем активно работать, чтобы принести надежду, связанную с демократией, развитием, свободными рынками и свободной торговлей, в каждый уголок мира. События 11 сентября научили нас тому, что несостоявшиеся государства, подобные Афганистану, могут представлять для нас не меньшую опасность, чем сильные государства. Бедность не превращает бедных людей в террористов и убийц. Но бедность, слабые институты и коррупция могут сделать несостоявшиеся государства уязвимыми для террористических сетей и наркокартелей в пределах их границ». В «Стратегии национальной безопасности США» 2006г. вновь прозвучала мысль, что «неразделимыми приоритетами для США являются победа в войне с террором и продвижение демократии в качестве альтернативы тирании и отчаянию»3. Таким образом, в начале XXI в. американское правительство официально объявило о приоритетности внешнеполитических аспектов обеспечения национальной безопасности: национальная безопасность США требует ликвидации «несостоявшихся государств», внедрения во все страны мира демократических институтов. При такой трактовке зоной американских национальных интересов оказывается вся планета. Безопасность понимается уже не как независимость от внешних угроз, а как бесспорное мировое лидерство. В новой трактовке национальной безопасности США есть и экономический компонент: в качестве генераторов угроз названы «бедность, слабые институты и коррупция». В таком случае борьба с этими негативными социально-экономическими явлениями должна стать объектом действий по защите национальных интересов США не в меньшей степени, чем «война с террором и продвижение демократии». Если бы речь шла в первую очередь об активизации американских программ помощи бедным и противодействия коррупции во всех странах мира, то подобная переориентация доктрины национальной безопасности США вызывала бы только одобрение. К сожалению, этот важный аспект остается пока только декларируемым.
Практические действия США показывают, что американское правительство делает ставку на силовое «насаждение демократии», а не на экономическую помощь борьбе с бедностью, слабыми социально- экономическими институтами и коррупцией. Тем не менее, указание в современной доктрине безопасности США на социально-экономические корни внешних угроз интересам американской нации дает надежду на переосмысление в будущем того, как же лучше защищать национальные интересы Америки. Американский подход к пониманию и институционализации национальной безопасности оказывает сильное влияние и на другие современные развитые страны. Это хорошо видно, например, на материалах доктрин национальной безопасности Франции и Японии. Во Франции аналогом американского Совета национальной безопасности является Генеральный секретариат национальной обороны, отвечающий за межведомственную координацию вопросов обороны. Сфера деятельности Генерального секретариата очерчена Ордонансом 7 января 1957г.— это проблемы войны, дипломатии, экономики, гражданской обороны, научных и технических исследований. Как и в США, французская доктрина национальной безопасности развивалась под знаком роста внимания к экономическим проблемам — прежде всего, в контексте взаимодействия стран — участниц Европейского экономического союза. В Японии, которая после поражения во Второй мировой войне позиционировала себя как «младшего партнера» США, понимание национальной безопасности во многом является прямым отражением американской доктрины. Это заметно даже на уровне формулировок: так, в 1990-е гг. политика национальной безопасности Японии в официальных документах трактовалась как опирающаяся на «фундаментальные ценности и идеалы: свободу, демократию и рынок» (перекличка с американской формулой приоритетов — «демократией, развитием, свободными рынками и свободной торговлей»). Рассмотрение вопросов национальной безопасности в этой стране возложено на Национальный совет безопасности, который в отличие от аналогичных структур США и Франции является лишь консультативным органом ведущих министров кабинета. Можно констатировать, что развитые страны Запада и Востока при формировании своих доктрин национальной безопасности в основном следуют примеру США — как по содержанию концепций, так и по методам их институционализации. Таким образом, в развитых странах в настоящее время преобладает понимание национальной безопасности прежде всего как независимости, защищенности национального развития от любых внешних угроз (включая экономические). Что касается внутренних угроз (инфляция, бедность, межэтнические конфликты), то они, за некоторым исключением (трудности внедрения технических инноваций), в доктрины национальной безопасности не включаются. Такой подход правомерен для тех стран, которые уже выработали эффективную национальную социально-экономическую модель развития и теперь стремятся ее сохранить.
Однако Россия относится совсем к другому типу стран — к странам догоняющего развития, которые еще не создали эффективной модели развития, которые находятся в поисках этой модели. Для таких стран главными угрозами являются, очевидно, «бедность, слабые институты и коррупция», т.е. не внешние, а внутренние угрозы. Поэтому и в официальных доктринах национальной безопасности стран догоняющего развития целесообразно не копировать американскую доктрину, а изменить приоритеты, поставив на первое место внутренние угрозы. Если посмотреть на доктрины национальной безопасности соседних с Россией экс-социалистических стран, то они (очевидно, под влиянием опыта США и других развитых стран) пока идут по пути формального признания приоритета внешних угроз. Однако если проанализировать перечни основных направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности, то окажется, что экономическая проблематика — включая вопросы социальной (гуманитарной), экологической и информационной безопасности — занимает большую часть этих перечней. Так, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (2001) проблемы безопасности рассматриваются так: сначала речь идет о безопасности в политической сфере, затем — в экономической, далее — в военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах. В Законе «Об основах национальной безопасности Украины» (2003) угрозы национальной безопасности перечислены в следующей последовательности: внешнеполитические, угрозы государственной безопасности (включая угрозы, связанные с коррупцией и иными видами теневой экономической деятельности), угрозы в военной сфере, внутриполитические, угрозы в экономической, социальной и гуманитарной, научно-технологической, экологической и информационной сферах. В Казахстане в принятом в 2006 г. Указе «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030г.» в разделе «Укрепление государственности и системы национальной безопасности, адекватной современным вызовам и угрозам» предусмотрено три основных пункта. В первом из них — «Укрепление национальной безопасности страны» — национальная безопасность трактуется как чисто военная безопасность. Однако в следующих пунктах — «Политика, направленная на противодействие религиозному экстремизму и борьбу с международным терроризмом, наркоторговлей и незаконным оборотом оружия» и «Последовательная реализация комплексной общенациональной программы борьбы с коррупцией как угрозой национальной безопасности» указывается уже именно на внутренние угрозы безопасности, причем связанные не только с политическими, но и с экономическими аспектами (особенно это относится к проблеме коррупции). Российская доктрина национальной безопасности качественно отличается от программ других стран СНГ. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000г. Ill раздел, посвященный угрозам национальной безопасности, начинается со следующей формулировки: «Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-экономическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и ослабление международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны». В Концепции прямо указано, что «обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства». Здесь изложено четкое и ясное понимание приоритета значения внутренних — прежде всего, связанных с экономикой — факторов национальной безопасности России над внешними. Итак, в понимании приоритетов национальной безопасности Россия не должна копировать опыт США, поскольку относится к качественно иной группе стран. Это отличие осознано и уже официально зафиксировано, в результате чего российская доктрина национальной безопасности в целом лучше соответствует требованиям современной эпохи, чем доктрины других экс-социалистических стран. Таблица. Сравнительные характеристики доктрин национальной безопасности различных стран мира
В современной России есть Совет Безопасности, схожий по функциям с Советом национальной безопасности США. Он образован согласно Указу Президента РФ № 547 от 3 июня 1992 г. «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации». Рабочими органами Совбеза стали 9 межведомственных комиссий, в том числе комиссия по экономической безопасности. Однако его роль в государственном управлении оказалась гораздо более низкой, чем у СНБ США. За 15 лет после образования Совбеза сменилось более десятка его секретарей, поэтому работа этого государственного агентства была малоэффективной. В результате правильное понимание приоритетов, выраженное в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, не всегда сопровождалось комплексными и последовательными действиями по реализации этих принципов. Нет в России и практики регулярного обнародования официальных документов, похожих на «Стратегии национальной безопасности США». В результате у многих аналитиков складывается впечатление, что если политика национальной безопасности США имеет комплексный и долгосрочный характер, то в современной России она носит характер спонтанной реакции на текущие события. Переход в 2000-е гг. к стабильному политическому и социально-экономическому развитию создает предпосылки и для качественного изменения взглядов на механизм обеспечения национальной безопасности. Следует обратить особое внимание на то, что в российской доктрине национальной безопасности ее основой признается обеспечение национальной экономической безопасности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.019 с.) |