Проблемы возбуждения уголовных дел. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы возбуждения уголовных дел.



 

Исчерпывающий перечень информационных источников, выступающих в качестве поводов для возбуждения уголовного дела, а также порядок их проверки и принятия процессуального решения, раскрыты в ст.ст. 140 – 145 УПК РФ.

Действующая редакция ст.140 УПК РФ следующим образов определяет исчерпывающий перечень общих (т.е. независимых от категорий преступлений) поводов для возбуждения уголовного дела:

- заявление о преступлении;

- явка с повинной;

- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное их иных источников;

- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Анализ типичных поводов для возбуждения уголовного дела о признаках легализации (отмывания) материальных ценностей, полученных в результате совершения преступления, позволяет сделать следующие выводы:

Такой повод для возбуждения уголовного дела, как явка с повинной для анализируемой категории преступления не характерен. Это соответствует механизму совершенного деяния и мотивации субъектов преступления. Также в нашем случае потерпевший от легализации преступного дохода в привычном понимании как физическое лицо отсутствует, но есть жертва преступления -государство, его финансовая система. По своей природе легализация преступных доходов - деяние без видимых жертв и ущерба. В результате латентность данного вида преступлений чрезвычайно высока.

Наиболее типичным поводом для возбуждения уголовного дела непосредственно по признакам легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, добытых преступным путем, является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (помимо заявления о преступлении), например:

- результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные оперативными подразделениями правоохранительных органов;

- результаты осуществления контрольно-надзорных полномочий уполномоченными государственными органами финансово-хозяйственной и иной деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица;

- результаты предварительного расследования по факту основного (предикатного исходного) уголовного дела, имеющиеся в распоряжении следователя;

- результаты различных профилактических мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел и (или) иными правоохранительными органами [90].

Легализация по своей сути и форме представляет собой не что иное, как разновидность противодействия расследованию. Ведь основная цель этого преступного деяния – это сокрытие следов первичного преступления, в рамках которого образовались денежные средства или имущество, что само по себе уже представляет значительную трудность не только в расследовании, но и выявлении подобных преступлений. Эти преступные деяния завуалированы под совершение легальных, законных действий и даже с использованием законных документов, что и окружающими, и правоохранительными органами по первому впечатлению воспринимается как чисто гражданско-правовые отношения [91].

В совершении этих преступлений зачастую участвуют работники банков и других финансовых организаций, и, следовательно, они заинтересованы в сокрытии данного вида преступления.

Классификация преступных лиц состоит из категорий:

 В первую категорию преступников включены лица, осуществляющие легализацию преступного дохода, приобретенного ими в результате совершения преступлений. Данная категория преступников использует преступный доход для осуществления своей предпринимательской или иной экономической деятельности и обладает навыками фальсификации документов, печатей, штампов, применения технических средств и т.д.

Вторая категория преступников - лица, осуществляющие легализацию преступного дохода, приобретенного другими лицами. Данную категорию преступников можно разделить на группы:

- лица, профессионально занимающиеся легализацией (специальные брокеры и агенты, которые осуществляют поиск лиц, желающих легализовать преступные средства в офшорной зоне. Преступниками используются их знания и опыт в области перевода денежных средств и законодательства, а также юристы, экономисты, нотариусы, работники регистрационных органов, осуществляющие свои профессиональные функции в преступных целях);

- работники учреждений, в которых могут выполняться операции по «отмыванию» денег (работники финансовых учреждений, работники иных финансовых институтов, работники учреждений нефинансового сектора).

Механизм легализации настолько специфичен, что совершить данные преступления можно лишь тогда, когда субъект располагает соответствующими возможностями, обусловленными его полномочиями, занимаемой должностью, сферой профессиональной деятельности. Для совершения необходимых действий для легализации, субъекту необходимо иметь реальный доступ к финансовому инструментарию, механизму осуществления необходимых финансовых операций.

Результаты изучения уголовных дел и опроса практических работников позволили определить социально-демографический статус личности преступника - преступные лица, которые легализуют доходы и иное имущество, полученное преступным путем, в основном, имеют профильное образование и специализируются в области права и экономики (коммерции и использования финансовых средств). Подавляющее число лиц, совершивших данный вид преступлений, имеет высшее образование и, как правило, постоянную работу. Доля ранее судимых небольшая, в первую очередь, это объясняется высоким социальным положением, интеллектуальным уровнем и материальной обеспеченностью.

Следует согласиться с мнением, что образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления.  Лица, совершающие преступления в сфере легализации преступных доходов, как правило, имеют высшее (как правило, экономическое) образование. Это обусловлено самим характером совершаемых преступлений: здесь требуется определённый уровень развития, постановка задач, выбор наиболее оптимальных путей и средств совершения преступления и т.д.[92].

К числу затруднений, с которыми сталкиваются лица, производящие расследование легализации преступного дохода, относится активное противодействие расследованию. Причем противодействие со стороны обвиняемых и их связей; со стороны свидетелей и других участников; со стороны представителей исполнительной власти; со стороны организованных преступных сообществ.

Во всех случаях легализация преступных доходов представляет собой одну или несколько мнимых финансовых операций, внешне имеющих признаки законных. Выявить подобную операцию в местах ее совершения (кредитных учреждениях, регистрирующих учреждениях и т.д.) при отсутствии предварительной информации о том, что указанная операция совершается с целью легализации преступных доходов, практически невозможно. Сложность документирования рассматриваемой преступной деятельности повышается тем, что для совершения мнимых финансовых операций преступные лица зачастую не появляются в кредитных учреждениях и используют системы управления банковскими счетами удаленного доступа типа «Клиент – Банк», а также электронные кошельки и пластиковые карты, зарегистрированные, как правило, на имя посторонних лиц [93].

Методы и способы отмывания преступных доходов во всем мире отличаются многообразием и широкими масштабами – в схемах отмывания могут участвовать сложные цепочки всевозможных фирм в разных странах и офшорных зонах. На последнем этапе, после многочисленных операций и сделок, преступные, но уже «отмытые» деньги могут возвращаться в страну происхождения в качестве иностранных инвестиций. Чем сложнее и запутаннее связи между компаниями, тем больше пользы извлекают из этого легализаторы[94].

Следует отметить, что «традиционные» способы «отмывания грязных денег» уже давно стали известны правоохранительным органам. В связи с чем, преступные лица обратили свое внимание на сферу искусства, которая стала привлекательным средством «отмывания» денег, так как другие каналы были практически «перекрыты» усилиями финансовых и правоохранительных органов. Чем жестче регулировался международный финансовый сектор, тем больше средств поступало в мир искусства, который обладал таким признаком как анонимность. На рынке произведений искусств имена продавцов и покупателей усердно охраняются от огласки.

В мае 2018 года законодательными органами Евросоюза была принята Пятая Директива по борьбе с отмыванием денег (5AMLD), которая добавила рынок предметов искусства в список регулируемых отраслей. Этот документ носит обязательный характер и имеет прямое влияние на законы государств-членов. К январю 2020 года все члены Евросоюза обязаны внести в национальное законодательство соответствующие поправки, усиливающие контроль за сделками с искусством. Цель закона - противодействие преобразованию денег или предметов искусства, полученных преступным путем, в легальную форму.

Пятая Директива распространила требования к отчетности, которые ранее применялись к банкам и другим финансовым организациям, на лиц, торгующих или выступающих в качестве посредников в торговле произведениями искусства, в том числе на художественные галереи и аукционные дома. Нововведения возлагают на указанных лиц обязанность по сбору, хранению и предоставлению государственным органам информации о сделках и клиентах. Ведь если банки должны отчитываться на счет подозрительных операций, то и галереи искусств должны предоставлять государственным органам необходимую информацию.

В частности, в силу новых правил европейские арт-дилеры, галереи и аукционные дома при сопровождении сделок обязаны проводить определенные проверочные мероприятия, направленные на установление реальных сторон сделки, выяснение личности клиента, источника происхождения его средств, полномочий и личности представителя/посредника, действующего от стороны сделки. О любых подозрительных сделках, когда личность покупателя или законность его благосостояния вызывают сомнения, арт-дилеры будут обязаны сообщать государственным органам [95].

Нередко уголовные дела возбуждаются преждевременно, когда следователь не обладает достаточной информацией о событии преступления и хотя бы обоснованном предположении о причастности к легализации определенных лиц (позволяющих выдвинуть в отношении них подозрение в совершении преступления), что в итоге влечет такие негативные последствия  как преждевременное ознакомление субъектов преступления с фактом попадания их в орбиту интереса правоохранительных органов, и как следствие принятие мер по оказанию противодействия: уничтожение следов преступления и иной доказательственной информации, усиление и изменение средств конспирации, временный отказ от совершения сделок и от контактов с лицами, вызывающими у них недоверие (подозрение в сотрудничестве с правоохранительными органами) и т.д.

В иных случаях следователи, рассматривая сообщение и материал проверки об основном (исходном) преступлении, особенно экономической направленности, демонстрируют односторонний подход, не усматривая в нем признаков легализации преступных доходов, несмотря на явное наличие таковых, и, соответственно, отказываясь от принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Такими причинами могут быть нежелание следователей возбуждать уголовные дела о преступлениях, требующих длительного, сложного и кропотливого расследования, а также практической некомпетентности следователей. Реальное противодействие легализации преступных доходов требует знания не только широко спектра специальных законов и подзаконных нормативных актов, но и банковского дела, бухгалтерского учета, другой относящейся к процессу легализации экономической деятельности [96].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.009 с.)