Что без чего или кого не обойдется. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что без чего или кого не обойдется.



Эта игра помогает ребенку научиться выделять существенные признаки.

В начале игры взрослый произносит название какого-нибудь предмета или явления и зачитывает ряд слов, из которых ребенку нужно выбрать только два самых важных, без чего данный предмет или явление не может обойтись.

Например, дано слово сад. Какие слова самые главные: растения, садовник, забор, земля, лопата, собака, урожай. Без чего не может быть сада? Может ли быть сад без растений? Почему? Без садовника, забора, урожая, земли…? Почему?

Задания к игре могут быть следующими:

– река (берег, рыба, тина, лягушки, вода, рыбак);

– ботинки (подошва, шнурки, каблук, молния);

– город (машины, здания, улица, люди, велосипед);

– игра (игроки, шашки, правила, карты, считалка);

– школа (учитель, стулья, книги, тетради, ученики, столы).

 

Простые крестики-нолики

В этой игре принимают участие двое детей.

В начале игры на листе бумаги чертится таблица с четырьмя лучами, как показано на рисунке 14. С помощью жребия определяется, какой у каждого из игроков будет знак – «крестик» или «нолик».

 

Рис. 14. Игра «Простые крестики-нолики»

Игроки по очереди рисуют свой знак на пересечениях линий, стараясь заполнить таблицу так, чтобы три одинаковых знака оказались на одной прямой – вертикальной, диагональной или горизонтальной. При этом нужно попытаться разрушить планы своего противника.

Победителем становится игрок, сумевший выстроить в ряд три своих знака. В случае ничьей игра возобновляется.

Что на что похоже?

С помощью этой игры дети учатся сравнивать, обобщать свойства предметов и усваивают значение таких понятий, как высота, ширина и длина.

В игре вопросы сначала задает взрослый, а ребенок на них отвечает. Затем ребенку дается возможность проявить себя, задавая вопросы взрослому.

Вопросы могут быть такими:

– Что бывает высоким?

– Что бывает длинным?

– Что бывает коротким?

– Что бывает широким?

– Что бывает узким?

– Что бывает круглым?

– Что бывает квадратным?

На вопрос «Что бывает высоким?» ребенок может ответить, что дерево, столб, дом, телебашня и т. п. Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом, столб или телебашня.

В игру могут включаться самые разные понятия, например: что бывает пушистым, твердым, холодным, острым, белым, черным, полезным и т. д.

Продолжи узор

Для этой игры нужно перенести изображение, представленное на рисунке 15 на бумагу в клеточку.

 

Рис. 15. Игра «Продолжи узор»: а – дерево; б – елочка

Ребенку нужно продолжить узоры. Если малыш затрудняется при выполнении задания, можно приложить к оси рисунка зеркало и предложить ему посмотреть, как должна выглядеть правая сторона.

Дорисуй картинку

Для этой игры нужно перенести изображение, представленное на рисунке 16, на бумагу в клеточку.

Инструкция ребенку: художник успел нарисовать только одну часть картинки. Закончи рисунок за него. Ты должен (должна) помнить, что вторая половинка должна быть точно такой же, как первая.

 

Рис. 16. Игра «Дорисуй картинку»: а – кот; б – коврик

 

Профессии

Материал: картинки с изображением разных профессий, инструментов и орудий труда.

Игра проводится в 4 этапа.

1– й этап

Взрослый показывает картинки и задает ребенку следующие вопросы:

– Кто лечит больных?

– Кто учит детей в школе?

– Кто шьет костюмы?

– Кто готовит обед?

– Кто разносит письма и газеты? Ребенок отвечает на эти и подобные им вопросы и подбирает нужные картинки.

2– й этап

Взрослый дает ребенку картинки и задает ему следующие вопросы:

– Что делает дворник?

– Что делает маляр?

– Что делает учитель?

– Что делает парикмахер?

– Что делает художник?

– Что делает писатель?

– Что делает шофер?

Ребенок отвечает и подбирает нужные картинки.

3– й этап

Взрослый придумывает загадки, а ребенок их отгадывает. Например: «Этот человек выращивает растения, у него есть лопата и грабли». Ответ: садовник.

4– й этап

Взрослый показывает ребенку картинки и задает ему следующие вопросы:

– Что нужно почтальону?

– Что нужно парикмахеру?

– Что нужно повару?

– Что нужно садовнику?

– Что нужно художнику?

– Что нужно шоферу?

– Кому нужны ножницы?

– Кому нужна иголка?

– Кому нужен автомобиль?

– Кому нужен половник?

– Кому нужен шприц?

Ребенок отвечает на эти и подобные им вопросы и выбирает нужные картинки.

 

Любопытный мячик

Материал: мяч.

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет любое качество (цвет, вкус, форму) предмета.

Ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать любой предмет, обладающий таким качеством.

Разбери картинки

Материал: набор картинок с изображением различных предметов.

Игрокам выдается набор картинок. Ведущий просит рассмотреть картинки и разложить их на группы, то есть так, чтобы картинки одной группы подходили друг к другу по смыслу.

 

Нелепые картинки

Материал: картинки, изображающие какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей.

Взрослый просит ребенка найти ошибки и неточности в картинках, объяснить свой ответ и рассказать, как бывает на самом деле.

 

Найди лишнюю картинку

Материал: карточки с изображением предметов.

Взрослый выкладывает перед ребенком 3 карточки, относящиеся к одной смысловой группе, и 4-ю карточку из другой группы. Ребенок должен найти лишнюю картинку. Задания могут быть такими: фрукты и овощ, 3 машины и самолет, 3 диких животных и одно домашнее, вилка, ложка, нож и швабра и т. д.

 

На что похоже?

В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с целой группой. В игре предлагается несколько картинок (рис. 17).

 

Рис. 17. Игра «На что похоже?»

Нужно придумать как можно больше ассоциаций для каждой картинки.

Побеждает ребенок, который придумал самые оригинальные образы.

 

Разложим по порядку

Материал: картинки, связанные одной темой.

Они раскладываются вразброс. Ребенок должен определить, какое на какой картинке изображено произошедшее раньше или позже событие, то есть раскладывает картинки по порядку.

Что спрятано в коробке?

Материал: картонная коробка, платок и любые предметы.

В коробку складываются различные предметы: кубики, карандаши, – хорошо знакомые ребенку. Сверху коробка накрывается платком. Ребенок берет на ощупь какой-нибудь предмет и пытается угадать, что это такое.

 

Опиши предмет

Это коллективная игра.

В начале игры с помощью считалки выбирается водящий.

Он должен загадать какой-нибудь знакомый предмет и рассказать о нем, при этом нужно правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, широко используя свою лексику.

Например, описывая предметы мебели, фрукты, овощи, домашних и диких животных и т. д.

Дети должны отгадать предмет по описанию водящего:

– дикое животное, живет в лесу, большое, любит мед;

– дикое животное, рыжее, с большим пушистым хвостом;

– домашнее животное, любит грызть кости, лает;

– транспорт, большой, тяжелый, с крыльями;

– овощ красного цвета, круглый, его можно положить в салат или борщ;

– очень вкусная, сладкая, завернута в фантик. Ребенок, первым понявший, о чем идет речь в задаваемом в опросе, получает очко.

В конце игры взрослый подводит итоги: называет самого догадливого игрока и водящего, задавшего самые лучшие вопросы.

 

Заполни пробел

Инструкция ребенку: внимательно посмотри на картинку (рис. 18) и заполни пробел на ней.

 

Рис. 18. Игра «Заполни пробел»

Собери картинку

Материал: картинки со схематическими изображениями предметов, например гриба, кораблика, снеговика, цыпленка, домика, а также вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры – круги, квадраты, трапеции, овалы и т. д.

Взрослый показывает ребенку одну из картинок и рассказывает, из каких частей она состоит, какие они по форме. Он предлагает найти ребенку такие же части среди геометрических фигур. Затем просит ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

Загадки

Ничто так хорошо не развивает логическое мышление ребенка, как загадки. Веселее всего играть в загадки с группой детей.

Детям 5–6 лет можно предложить отгадать следующие загадки.

Поле не мерено,

Овцы не считаны,

Пастух рогат.

(Небо, звезды, месяц)

Летит птица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

(Туча)

Летит – жужжит.

Как сядет – молчит.

(Пчела)

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

(Гнездо)

Не крапива, а жжется,

Не солнце, а печет.

(Кухонная плита)

Что стоит посередине Волги?

(Буква Л)

Два сына, два отца

Поделили три яйца.

Как поделили,

что ни одного не разбили?

(Три яйца делили дед, отец и сын)

У семерых братьев по одной сестрице.

Много ли сестриц?

(Одна)

С виду клин,

Развернешь – блин.

(Зонт)

Не человек, а рассказывает,

Не рубаха, а сшита.

(Книга)

Четыре братца под одной крышей стоят.

(Стол)

Сидят три кошки.

Против каждой кошки —

Две кошки.

Много ли всех?

(Три)

Из нее берешь,

А она больше становится.

(Яма)

То по лесу кружит,

То в поле свистит.

Но мы не видали,

Каков он на вид.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

(Ветер)

Меня не едят,

И без меня мало едят.

(Соль)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса – на улице.

(Морковь)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него

И не станет ничего.

(Одуванчик)

Не говорит, не поет,

А к хозяину идет —

Ему знать дает.

(Собака)

Клубок, а не пушистый,

Колючий да ершистый.

(Ежик)

Не бьет, не ругает,

А плакать заставляет.

(Лук)

Живут два братца через дорожку,

А друг друга не видят.

(Глаза)

У двух матерей

По пять сыновей.

(Руки и пальцы)

Что легко носить,

А трудно сосчитать?

(Волосы)

Шел долговяз,

В землю увяз.

(Дождь)

Сначала блеск.

За блеском – треск.

За треском – плеск.

(Молния, гром, дождь)

Висит сито – не руками свито.

(Паутина)

Кто свой дом на себе носит?

(Улитка)

Плавала, купалась,

Сухою осталась.

(Утка)

Осенью засыпает,

Весной просыпается.

(Медведь)

На бору, на яру

Стоит старичок —

Коричневый колпачок.

(Гриб боровик)

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.

(Топор)

Когда звонят во все колокола?

(В овсе – никогда)

Клякса

Это коллективная игра. Каждому ребенку выдается лист бумаги с чернильным пятном (кляксой). Дети должны придумать и записать как можно больше вариантов, на что похожа клякса. Лист разрешается поворачивать, но дорисовывать ничего нельзя.

Оценивая результаты, ведущий должен учитывать не только общее количество идей, но и их новизну.

 

Задачи

1. Сколько рогов у двух коров?

2. На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

3. У мамы две дочки. У каждой дочки есть родной брат. Сколько детей у мамы?

4. Четыре девочки играли в куклы четыре часа. Сколько играла в куклы одна девочка7

5. Серёжа и Рома имеют фамилии Васильев и Артёмов. Какую фамилию имеет каждый из мальчиков, если известно, что Рома на пять лет младше Васильева?

6. Медведь и жук построили на поляне качели и решили на них покачаться. На один конец доски сел медведь, а на другую жук. Смогут ли они качаться?

7. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

8. Заяц бегает быстрее, чем ёжик, а ёжик быстрее, чем мышонок. Кто из них бегает быстрее всех, а кто медленнее всех?

9. Таня и Серёжа купили мороженое и конфеты. Таня купила не мороженое. Что купил Серёжа?

 

 

Литература



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.065 с.)