Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: патриархально-пастушеский этап первобытнойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЭПОХИ 1. Возникновение пастушеского скотоводства (номадизма), время и место возникновения, ареалы распространения. 2. Хозяйство у номадов, их материальная культура. 3. Общественные отношения, социальная организация, семейно-брачные отношения у номадов. 4. Религиозные представления у номадов, их эпос и мифология. Литература 1. Алексеев, В.П. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 350 с. 2. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с. 3. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с. 4. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с. 5. Грач, А.Д. Древние кочевники в центре Азии / А.Д. Грач. – М.: Главная ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1980. – 256 с. 6. Марков, Г.Е. Кочевники Азии / Г.Е. Марков. – М.: Изд. МГУ, 1976. – 319 с. 1. Возникновение п астушеско го скотоводств а (номадизма), в ремя и место возникновения, ареалы распространения Животноводческое хозяйство в виде пастушества возникло в дополнение к земледелию как второстепенный вид занятий во многих районах мира ещё в эпоху энеолита и бронзы, т.е. в начальные времена знакомства людей с культивацией растений и доместикацией животных. На его основе на рубеже бронзового и раннего железного века в ряде засушливых областей – в Западной, Средней, Центральной и на северо-западе Южной Азии – кочевое скотоводство сложилось уже как самостоятельный хозяйственно-культурный тип. Кочевничество возникло вследствие разделения труда в ходе складывания и развития производящего хозяйства. Но о причинах возникновения из части пастушеских племён кочевников-номадов и связанных с этим процессах из-за недостатка фактических данных известно очень мало. Этот вопрос не имеет однозначного истолкования до настоящего времени.
Так, ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние, якобы, были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Однако, скорее всего, это был многоэтапный процесс. Вначале, по мере численного роста у оседлых земледельцев стад скота (главным образом мелкого рогатого скота), условием их содержания стал выпас на пастбищах, окружавших стоянки. На этой стадии развития животноводства оно не вступало в противоречие с оседлым бытом. Но по мере увеличения значения животноводства в горно-степных районах и роста поголовья скота ближайшие к стоянкам пастбища оказались уже не способны обеспечить достаточный прокорм скота, и его пришлось отгонять на более значительные расстояния. Не исключено, что определённую роль в этом сыграли климатические и экологические изменения. Но и при этом основная часть населения оставалась на прежних местах обитания, а со стадами уходили только пастухи. Затем, главным образом по причинам безопасности (особенно безопасности тех, кто оставался), вместе с пастухами стали уходить и все остальные. Действуя сплочённо, общины скотоводов серьёзно повышали свои шансы выжить. В подтверждение тому можно привести гипотезу, объясняющую причину сравнительно недавно (учитывая масштабы хронологии истории первобытного общества) произошедшей «оленьей революции», ставшей для коренных народов таёжных и тундровых областей России способом избежать воздействия колонизации с её стороны. Так как в основе этой колонизации лежало стремление добыть в Сибири и на Дальнем Востоке ценные шкурки соболя (а затем и морской выдры), колониальные власти полностью разоряли народы, жившие охотой и рыболовством. С исчезновением многих промысловых коренных народов выросло население народов, занимавшихся оленеводством. Среди них были тундровые ненцы, населяющие север России, эвенки и эвены, проживающие в Сибири и на Дальнем Востоке, а также чукчи северо-западной Сибири. Таким образом, интенсификация оленеводства стала реакцией на русскую колониальную экспансию. Оно позволило уйти от русских аванпостов и чиновников, требующих дани. Большие стада оленей могли позволить коренным народам избежать встреч с русскими торговцами и военными, переместившись на более отдалённые и изолированные участки тундры. Эти стада обеспечивали коренное население большим уровнем мобильности.
Не менее дискуссионен, чем вопрос о причинах возникновения кочевничества, и вопрос времени его сложения. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в 4-3 тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (4 тыс. до н. э.) и появление колесниц (2 тыс. до н. э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы учёных переход к номадизму произошёл не ранее рубежа 2-1 тыс. до н. э. в евразийских степях. На 1-е тыс. до н. э. приходится этап «ранних кочевников». С первых веков нашей эры номадизм переходит в развитую форму. Кочевничество, появившееся на периферии земледельческих зон, позволило человеку освоить обширные степные и полупустынные просторы Евразии и Северной Африки, оказав сильнейшее воздействие на земледельческие цивилизации. Кочевники постепенно стали грозной силой, оказавшей существенное влияние на экономические, социальные, политические и этнические процессы в странах этих цивилизаций. Однако и сами они испытывали не менее значительное воздействие со стороны культурных земледельческих народов, с которыми у них сложились тесные разноплановые отношения. Хотя эти отношения не оказывали серьёзного влияния на номадизм – он мало менялся в хозяйственном и социальном отношении. В частности, при всём том, что разложение первобытных отношений и складывание общинно-кочевых отношений началось ещё в условиях пастушества, у номадов, вследствие специфики их хозяйства, так и не возникло гражданского общества с классами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.01 с.) |