Лекции по курсу истории первобытного общества Ч.3. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по курсу истории первобытного общества Ч.3.



Лекции по курсу истории первобытного общества Ч.3.

ТЕМА: ПЕРВОБЫТНО-ПРИСВАИВАЮЩИЙ ЭТАП ПЕРВОБЫТНОЙ

ЭПОХИ

 

1. Древнейшие формы хозяйственной деятельности.

2. Развитое присваивающее хозяйство.

3. Социальные отношения и общественная организация:

а) брак и семья;

б) первобытное равенство и отношения распределения;

в) институты управления и власти.

4. Духовная культура.                                       

 

Литература:

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 350 с.

2. Алексеев, В.П. Становление человечества / В.П. Алексеев. – М.: Политиздат, 1984. – 462 с.

3. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с.

4. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.

5. Першиц, А.И. История первобытного общества. Учебник / А.И. Першиц, А.Л. Монгайт, В.П. Алексеев. – М.: Высшая школа, 1974. – 223 с.

6. Семёнов, Ю.И. Происхождение брака и семьи / Ю.И. Семёнов. – 2-е издание, доп. – М.: Красанд, 2010. – 312 с.

Духовная культура

Эпоха верхнего палеолита и мезолита ознаменовалась быстрым расцветом духовной культуры. Прежде всего, значительно обогатился язык первобытного человека. Развитие языка позволило накапливать, фиксировать и передавать последующим поколениям полезную информацию. Индивидуальный опыт стал дополняться обучением, что позволило проникать в суть сложных и неоднозначных явлений окружающего мира. Так первобытный человек смог изучить звездное небо и научился по нему ориентироваться. Он овладел также простейшими рациональными медицинскими знаниями (пользовался целебными свойствами трав, лечил переломы и вывихи). Счёт находился пока в зачаточном состоянии – обозначение чисел не шло дальше десятка, но люди научились их складывать и вычитать.

Древнейшие после неадертальских предметы искусства носят следы доработки человеком изображений зверей, начатых самой природой. Дальше идёт эпоха линейных и одноцветных рисунков. Только накопив большой опыт, человек смог создать шедевры первобытного искусства, где выдержаны полутона, показано движение, даны зачатки композиции и перспективы. Всё искусство верхнего палеолита удивительно конкретно. Чаще всего изображались звери. Прекрасное знание повадок животных позволило первобытным художникам запечатлевать их в характерных позах.

В эпоху мезолита главным героем живописных композиций становится сам человек. В росписях преобладают массовые сцены, связанные с единым сюжетом и идеей. Древние художники умели мастерски передавать движение, вплоть до стилизации фигур ради его подчеркивания.

В верхнем палеолите появляются первые музыкальные инструменты – сначала ударные, потом щипковые и духовые. Танцы были тесно связаны с бытом людей и уже в очень раннюю пору несли в себе зачатки драматических представлений.

В основе первобытных религиозных верований лежало почитание сил природы и грубый культ зверя (тотемизм). В связи с этим возникла охотничья магия (например, поражение изображения зверя перед охотой). Кроме того первобытной религии были свойственны анимизм (вера в духов) и фетишизм (приписывание сверхъестественных свойств орудиям труда и амулетам). Человек в то время ещё не ощущал себя вычлененным из природы: природе приписывались человеческие свойства, а людям – свойства природы. Культ был очень прост и не требовал для своего отправления специальных жрецов.

 

ТЕМА: ПЕРВОБЫТНО-ПРОИЗВОДЯЩИЙ ЭТАП ПЕРВОБЫТНОЙ

ЭПОХИ

 

1. Предпосылки зарождения производящего хозяйства, культивация

растений и доместикация животных.

2. Неолитическая революция: возникновение древнего земледелия и 

кочевого скотоводства.

3. Развитие общественных отношений:

а) семейно-брачные отношения у ранних земледельцев и номадов;

б) собственность на основные средства производства, возрастание

уровня разделения труда;

в) предпосылки к возникновению имущественного и социального

 неравенства, возникновение эксплуатации.

4. Духовная культура, развитие знаний.

 

Литература:

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 350 с.

2. Алексеев, В.П. Становление человечества / В.П. Алексеев. – М.: Политиздат, 1984. – 462 с.

3. Боголюбский, С.Н. Происхождение и преобразование домашних животных / С.Н. Боголюбский. – М.: Советская наука, 1959. – 603 с.

4. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с.

5. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с.

6. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.

7. Першиц, А.И. История первобытного общества. Учебник / А.И. Першиц, А.Л. Монгайт, В.П. Алексеев. – М.: Высшая школа, 1974. – 223 с.

8 Семёнов, Ю.И. Происхождение брака и семьи / Ю.И. Семёнов. – 2-е издание, доп. – М.: Красанд, 2010. – 312 с.

9. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. – М.: Государственное изд. полит. лит-ры, 1989. – 573 с.

10. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М.: Государственное изд. полит. лит-ры, 1990. – 622 с.

 

ЭПОХИ

1. Возникновение пастушеского скотоводства (номадизма), время и место

возникновения, ареалы распространения.

2. Хозяйство у номадов, их материальная культура.

3. Общественные отношения, социальная организация, семейно-брачные

отношения у номадов.

4. Религиозные представления у номадов, их эпос и мифология.

                                            Литература

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 350 с.

2. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.

3. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с.

4. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с.

5. Грач, А.Д. Древние кочевники в центре Азии / А.Д. Грач. – М.: Главная ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1980. – 256 с.

6. Марков, Г.Е. Кочевники Азии / Г.Е. Марков. – М.: Изд. МГУ, 1976. – 319 с.

1. Возникновение п астушеско го скотоводств а (номадизма), в ремя и

место возникновения, ареалы распространения

Животноводческое хо­зяйство в виде пастушества возникло в дополнение к земледелию как второстепенный вид занятий во многих районах мира ещё в эпоху энеолита и бронзы, т.е. в начальные времена зна­комства людей с культивацией растений и доместикацией животных. На его основе на рубеже бронзового и раннего железного века в ряде засушливых областей – в Западной, Средней, Центральной и на северо-западе Южной Азии – кочевое скотовод­ство сложилось уже как самостоятельный хозяйственно-культурный тип.

Кочевничество возникло вследствие разделения труда в ходе скла­дывания и развития производящего хозяйства. Но о причинах возникновения из части пастушеских племён кочевников-номадов и связанных с этим процессах из-за недостатка фактических данных известно очень мало. Этот вопрос не имеет однозначного истолкования до настоящего времени.

Так, ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние, якобы, были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве.

Однако, скорее всего, это был многоэтапный процесс. Вначале, по мере численного роста у оседлых земледельцев стад скота (главным образом мелкого рогатого скота), условием их содержания стал выпас на пастбищах, окружавших стоянки. На этой стадии развития животноводства оно не вступало в противоречие с оседлым бытом. Но по мере увеличения значения животновод­ства в горно-степных районах и роста поголовья скота ближайшие к стоянкам пастбища оказались уже не способны обеспечить достаточ­ный прокорм скота, и его пришлось отгонять на более значительные расстояния. Не исключено, что определённую роль в этом сыграли климатические и экологические изменения. Но и при этом основная часть населения оставалась на прежних местах обитания, а со стадами уходили только пастухи. Затем, главным образом по причинам безопасности (особенно безопасности тех, кто оставался), вместе с пастухами стали уходить и все остальные. Действуя сплочённо, общины скотоводов серьёзно повышали свои шансы выжить.

В подтверждение тому можно привести гипотезу, объясняющую причину сравнительно недавно (учитывая масштабы хронологии истории первобытного общества) произошедшей «оленьей революции», ставшей для коренных народов таёжных и тундровых областей России способом избежать воздействия колонизации с её стороны. Так как в основе этой колонизации лежало стремление добыть в Сибири и на Дальнем Востоке ценные шкурки соболя (а затем и морской выдры), колониальные власти полностью разоряли народы, жившие охотой и рыболовством. С исчезновением многих промысловых коренных народов выросло население народов, занимавшихся оленеводством. Среди них были тундровые ненцы, населяющие север России, эвенки и эвены, проживающие в Сибири и на Дальнем Востоке, а также чукчи северо-западной Сибири. Таким образом, интенсификация оленеводства стала реакцией на русскую колониальную экспансию. Оно позволило уйти от русских аванпостов и чиновников, требующих дани. Большие стада оленей могли позволить коренным народам избежать встреч с русскими торговцами и военными, переместившись на более отдалённые и изолированные участки тундры. Эти стада обеспечивали коренное население большим уровнем мобильности.

Не менее дискуссионен, чем вопрос о причинах возникновения кочевничества, и вопрос времени его сложения. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в 4-3 тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (4 тыс. до н. э.) и появление колесниц (2 тыс. до н. э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы учёных переход к номадизму произошёл не ранее рубежа 2-1 тыс. до н. э. в евразийских степях. На 1-е тыс. до н. э. приходится этап «ранних кочевников». С первых веков нашей эры номадизм переходит в развитую форму.

Кочевничество, появив­шееся на периферии земледельческих зон, позволило человеку освоить обширные степные и полупустынные просторы Евразии и Северной Африки, оказав сильнейшее воздействие на земледельческие цивилизации. Ко­чевники постепенно стали грозной силой, оказавшей существенное влияние на экономические, социальные, политические и этнические процессы в странах этих цивилизаций. Однако и сами они испы­тывали не менее значительное воздействие со стороны культурных земледельческих народов, с которыми у них сложились тесные разно­плановые отношения. Хотя эти отношения не оказывали серьёзного влияния на номадизм –  он мало менялся в хозяйственном и социальном отношении. В частности, при всём том, что разложение первобытных отношений и складывание общинно-коче­вых отношений началось ещё в условиях пастушества, у номадов, вследствие спе­цифики их хозяйства, так и не возникло гражданского общества с классами.

Лекции по курсу истории первобытного общества Ч.3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.012 с.)