Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная культура, развитие знаний
У народов глубокой древности, как и у первобытных народов Нового и Новейшего времени, бытует общий магический комплекс. Он включает собственно магические представления и действия, анимизм – веру в духов и одушевленность всего сущего, тотемизм, основанный на вере в происхождение общественных групп и отдельных людей от различных тотемных животных и растений, шаманизм[4] и связанные с перечисленными верованиями фетишизм[5], культ мертвых и др. Тотемизм, осуществлял связь одиночного человека и локальных групп между собой и с племенем. Эта связь основывалась на вере в происхождение человека и социального коллектива от определённого животного, растения или даже неживого материального предмета. В качестве социального коллектива выступает «тотемическая группа», совпадающая или не совпадающая со структурными ячейками общественной организации – локальными группами и племенами. Каждая тотемическая группа строго экзогамна. В свою очередь, тотемические группы объединяются в племена и экзогамные фратрии, каждая из которых носит имя своего тотема – птицы, животного и т. п. Существует половой тотемизм, при котором у женщин свой, а у мужчин – свой тотем. Кроме группового тотемизма, встречается и индивидуальный, но только у мужчин. Индивидуальные тотемы имеют вожди, колдуны. В качестве тотемов чаще всего выступают животные: волк, орёл, ворон, змея и др. Более редки тотемы растительного происхождения и совсем редки тотемы в виде предметов. Известны сложные системы взаимоотношений с тотемами. Обязателен запрет охоты на тотема. Вместе с тем, во время тотемического обряда разрешается съесть часть тотема для укрепления связи с ним. При проведении обрядов нередко устраиваются целые представления о подвигах предков. Значительное распространение в прошлом имели тотемические мифы, отчасти не забытые и теперь. У разных племён существовали различные мифы об их происхождении, о предках, их подвигах. Распространена вера в инкарнацию – тотемическое перерождение, основанная на представлении о связи человека и тотема, о том, что животное – воплощение тотема. Большое распространение имеют чуринги – эмблемы тотемов. На каждой племенной территории существовали священные места – местонахождения скал, пещер и т. п. Там устраивали тайники, где хранили чуринги.
Семейные знаки тотемов наносились на одежду и жилища. Бытовала вера в племенных и индивидуальных духов-покровителей, культ солнца, сопровождавшийся «пляской солнца». Обожествлялись также силы природы, стихия. У многих народов существовал культ «четырех стихий»: огня, воды, воздуха и земли. Довольно широко были распространены шаманские обряды с камланием, плясками, гаданиями и заклинаниями. С магическими верованиями связан страх перед «порчей» от недругов. Считается, что болезни и разные несчастья происходят вследствие насланной порчи. Предполагаемому виновнику мстили, что приводило к межплеменным столкновениям. Особое место занимали военные обряды (отрубание рук у убитых противников др. египтянами, охота за скальпами у индейцев Сев. Америки). У племён, занимавшихся земледелием, имели место земледельческие культы. Этнографы наблюдали обряды «умножения», способствующие размножению животных. Существовали магические обряды, посвященные лечебной магии, шаманские обряды. Значительное распространение имел культ мертвых (культ ларов[6] у римлян, например). Как и верования, у всех первобытных народов существовали эстетические представления и искусство, получившие отражение в предметах материальной культуры, преданиях, мифологии, музыке, танцах и других видах духовной культуры. Важным элементом духовной культуры, сопровождавшим наиболее значительные события в жизни людей, служили танцы. Они были обрядовыми, связанными с празднествами, свадьбами, похоронами, военными предприятиями, охотой и т. п. Танцы бывают индивидуальными и коллективными, мужскими и женскими. Перед их началом танцоры иногда раскрашивают тело, покрывая его сложными символическими орнаментами. Папуасы в таких случаях сооружают сложные прически, надевают украшения: ожерелья, бусы, браслеты и т. п. В Западной Африке, Индонезии и многих других местах неотъемлемой принадлежностью танцев и обрядовых действий являются маски, изображающие предков или духов. Как и многие другие обрядовые действия, танцы сопровождаются музыкой. Распространенным музыкальным инструментом служит «музыкальная доска». Известны также барабаны, флейты, пищалки, трещотки. Нередки струнные инструменты. Танцы и игру на разного рода музыкальных инструментах порой сопровождают пением.
Вечерами, в свободное от хозяйственных и иных забот время, пожилые люди собирают у костра молодёжь и рассказывают ей мифы религиозного содержания, предания о прошлом их общины и племени. Правда, как правило, в народной памяти редко сохраняются события, происшедшие более двух-трёх поколений тому назад. Своеобразно представление первобытных людей о времени и приёмы счёта. По наблюдениям этнографов, у наиболее отсталых человеческих групп возможности счёта ограничиваются наличными десятью пальцами. У многих народов ряд особенностей связан и с восприятием цвета, что исследователи нередко объясняют реакцией на окружающий мир. Так, некоторые народы не имеют отдельных терминов для синего и зеленого цветов, что, кстати, было унаследовано древними тюрками. Эстетические и ритуальные представления у большинства первобытных народов находят отражение в плетении и гончарстве. Корзины, циновки и другие изделия украшаются растительными и зооморфными орнаментами, изображениями тотемов. Орнаментируются изделия из дерева, кости и других материалов. Широкое распространение имеет ритуальная татуировка, служащая не только украшением, но часто указывающая на социальный статус человека. Так, особая татуировка существует у вождей и знатных людей. Обычна установка идолов и фетишей, изображений предков, которым приносят скромные жертвы и обращаются с просьбами. Сложные обряды часто сопровождают похороны. Некоторые народы, например, андаманцы, на какое-то время помещают покойника на ветви дерева- Через год-два из останков вынимают кости. Черепа, покрытые ритуальным орнаментом, любящие вдовы носят за спиной. У многих народов этнографы наблюдали игры детей и взрослых.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.007 с.) |