Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоции, ценности и развитие системы эмоциональных отношений
Особую тревогу у психолога вызывают дети, имеющие инверсии в блоках системы личностных отношений. В норме позитивный полюс эмоции должен преобладать над негативным, то есть отношение ребенка должно быть обозначено цветом, расположенным на более высоких уровнях цветового градусника. В случае актуализации негатива у ребенка происходит инверсия в соответствующем блоке системы личностных отношений, что влечет за собой нарушения в личностном развитии. При этом очевидно, в каком блоке имеются нарушения. Анализ данных, полученных при помощи данного теста у детей разного возраста, привел нас к пониманию того, что эмоции и ценности в системе эмоциональных отношений детей подвижны и могут выступать в качестве актуально переживаемых чувств или относительно устойчивых ценностей. Критерием оценки, определяющим, эмоция перед нами или ценность, выступает статистический закон распределения предпочтения детьми определенных социальных объектов. На практике это выглядит следующим образом: если абсолютное большинство детей предпочитает, например, «Счастье» и отрицает «Горе», то «Счастье» является для них ценностью. Если статистическое распределение предпочтений «Счастья» приближается к нормальному, мы имеем дело с психическим процессом, то есть с актуально переживаемым чувством. Показателем этого на ответном листе является снижение рейтинга позитивного полюса и повышение негативного полюса эмоции: дети окрашивают домики, в которых живут «Счастье», «Дружба», «Доброта», в цвета, находящиеся на низких уровнях цветового градусника. Превратить эмоцию в ценность — вот задача возрастно-психологического консультирования. Сложнее обстоит дело, когда инверсия абсолютна: позитивный полюс эмоции окрашен цветом, находящимся на последнем уровне цветового градусника, а негативный — цветом, находящимся на первом уровне. Инвертированные дети всегда оценивают образовательное учреждение, которое они посещают, ниже, чем дети с нормальным развитием системы личностных отношений. Ценностные ориентации этих детей находятся на более низких уровнях шкалы духовных ценностей, а у детей 10—11 лет появляются асоциальные ценности. Количество таких детей достигает до двух третей общего количества. Впрочем, это во многом зависит от педагогических технологий.
Среди детей с нормальной системой эмоциональных отношений нет амбивалентных детей и очень редки дети с инверсиями цветовых градусников. У них не бывает декларированных ценностей. Высокий уровень по шкале актуальных ценностей сопровождается высокой рейтинговой цветовой оценкой. Очевидно, что у инвертированных мальчиков средний балл ценностей с возрастом падает, у мальчиков с нормальным развитием системы личностных отношений средний балл увеличивается. У девочек, как инвертированных, так и с нормальным развитием личностных отношений, средний балл к подростковому возрасту падает (с небольшим пиком к концу младшего школьного возраста) ниже, чем у мальчиков. Таблица 6 Шкала актуальных ценностей детей 10-12 лет
Таблица 7 Средние баллы ценностей детей разного возраста и пола
Стоит также хорошо задуматься, если дети в качестве ценностей отмечают: «спит», «отдыхает», «ест». Можем ли мы ждать успехов в учебе в случаях, когда не удовлетворяются основные физиологические потребности детей? Степень уязвимости блоков личностных отношений различна у мальчиков и девочек. Мальчики в этом плане более уязвимы. Чаще всего у них страдает блок личностного роста («Справедливость—Обида»), далее блок межличностных взаимодействий, блок познания мира, блок базового комфорта и блок потенциальной агрессии. (У девочек чаще страдает блок познания мира (синдром «Царевны Несмеяны»), далее блок межличностных взаимодействий, личностного роста, блок базового комфорта. Блок потенциальной агрессии, как и у мальчиков, у девочек страдает в последнюю очередь.
Кроме того, анализ актуализации негатива показал, что выводы о предпочтении позитивных эмоций — свидетельство нормального раз- вития личности и позитивного восприятия окружающего мира, низкий уровень предпочтения негатива — свидетельство сформированности личностной защиты от негатива. Низкий уровень актуализации «Скуки» при низком уровне актуализации «Злобы» — свидетельство включенности индивида в процессы саморазвития. Низкий уровень актуализации «Скуки» при высоком уровне актуализации «Злобы» — свидетельство сублимации процессов развития и перехода на асоциальные способы самореализации. Глава 3 ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В результате проведения диагностических исследований и обработки результатов собирается большой объем психологической информации, который требует последующего описания и регистрации в сводных таблицах и использования в процессе консультирования и коррекции. СХЕМА ОПИСАНИЯ ОТВЕТНЫХ ЛИСТОВ 1. Характер раскрашивания. Определение психологического состояния ребенка по предпочтению цвета, характеру штриховки и заполнения пространства — особый вид тестирования, при котором ребенок не скован и свободно проявляет себя. По данным С. Толкачевой и Н. Титовой, предпочтение ребенком теплых тонов (желтый, оранжевый, красный, розовый, красно-коричневый, коричневый) означает его внутренний подъем, активность, он настроен на действие и подвижные игры, ему необходимо выплеснуть избыток энергии. Если ребенок предпочел холодные тона (голубой, синий, сине-зе- леный, фиолетовый) — ребенок склонен к созерцанию, размышлению, его психическое состояние достаточно стабильно. Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о перенапря жении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации или ее объяснения. Если контрасты не насыщенны, линии плавные, округлые, то ребенок ищет «золотую середину», стремится к цельности и гармонии. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привести к возникновению замкнутости у ребенка. Если ребенок, раскрашивая, выходит за границы контура рисунка, он стремится к свободе и независимости до упрямства, скорее всего это результат излишнего давления взрослых. Возможно, он несколько рассеян, но это — проявление сосредоточенности на фантазиях. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категоричность, для такого ребенка необходимо внести элемент сказочного в обыденные дела. Если ребенок не выходит за границы контура рисунка, не исключено, что он насторожен, замкнут из-за неуверенности в себе. Скованность может мешать ему в общении и учебе. Он может стать вечно «ведомым», обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.
Если ребенок заполняет часть рисунка, для него значимы детали, мелочи, переход от частного к общему. Такой ребенок склонен к точным и естественным наукам. Если ребенок заполняет весь рисунок — у него развитое обобщающее мышление, он умеет находить взаимосвязь между внешними несвязанными вещами. Это — фантазер со склонностями к литературе и искусствам. Если, раскрашивая рисунок, ребенок заполняет только нижнюю его часть, цикл его биоритмов и внутреннего психологического состояния пограничный: переход от спада к подъему. Ребенок заполняет только верхнюю часть рисунка — пик интенсивности биоритмов. Максимальная активность восприятия любой информации может граничить с перевозбуждением, несмотря на внешнее спокойствие. 2. Цветовые выборы. Первая информация для консультирования — это инверсии, наблюдаемые при выполнении I задания (раскрашивание дорожки). По сути, ребенок дает психологу цветовой градусник, цветовое мироощущение. Психолог должен насторожиться, если основные цвета ребенок ставит на последние два места, а негативные — на первые. Интерпретация цветовых выборов ведется в соответствии с цветовым диагностическим тестом Люшера [Собчик JI. Н., 1990]. Следует обращать внимание на местоположение основных (синего, зеленого, красного, желтого) и негативных цветов (коричневого и черного). Присутствие коричневого и черного цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком тревоги: «!», «!!» или «!!!». При этом «!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на третьем или четвертом месте цветового ряда, «!!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на втором месте, «!!!» — наличию одного из перечисленных цветов на первом месте. Кроме того, психологический или физиологический стресс, вызывающий тревогу, считается также по-разному выраженным, если основной цвет находится на пятом или шестом месте цветового градусника и обозначается соответственно: «!!» и «!!!». Таким образом, интенсивность тревоги измеряется суммой знаков «!», теоретически возможное их количество равно 12. Последующий анализ цветового обозначения ребенком социальных объектов во II и III заданиях может указать на возможные обстоятельства, вызывающие стресс. Рассмотрим, например, как выполнил I задание Юра С. шести с половиной лет. Его цветовая дорожка (красный, синий, черный, зеленый, коричневый, желтый) содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 4!: умеренные протестные реакции (черный цвет на третьем месте) и выраженный стресс, вызванный неудовлетворенной потребностью в активном взаимодействии с окружающими — желтый цвет на последнем месте. Соотнесение позиции черного цвета и обозначение ребенком черным цветом социальных объектов во II и III заданиях указывают на возможные обстоятельства, вызывающие стресс: «доброта», «игра», «папа».
Однако необходимо помнить, что дети с инверсиями цветового градусника имеют нарушения личностного развития на уровне базовых эмоций. 3. Сфера социальных эмоций. Здесь важно обратить внимание на два факта. Первый — собственно дифференциация эмоций. Безошибочное выполнение задания указывает на сформированность системы социальных чувств, тонкость, дифференцированность эмоциональной сферы ребенка, его способность вычленять субъектно-объектные связи, способность ребенка подниматься над ситуацией, отличать в конечном счете добро от зла. Здесь важно проследить, каким цветом ребенок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. Хорошо, если ребенок обозначил позитивные социальные объекты основными Цветами, а негативные — коричневым или черным. Часто дети обозначают одним и тем же цветом позитивные и негативные объекты. Эти случаи указывают на возможные проблемы ребенка в общении и деятельности. Второй факт является производным от первого и определяет систему личностных отношений и основных блоков структуры личности, указывающих на возможные деформации и варианты личностного развития. Здесь необходимо отследить место позитивного и негативного полюсов отдельных социальных эмоций, обозначенных цветом. При нормальном варианте личностного развития позитивные полюса эмоций всегда находятся выше по рейтингу цветового градусника, чем негативные. В противном случае выявляются деформации в определенных блоках системы личностных отношений. 4. Сфера деятельностных отношений. Выполнение этого задания определяет систему деятельностных отношений и актуальных ценностей ребенка. Предполагается, что именно эти отношения составляют собственно предиспозиции личности и определяют осознанные формы поведения ребенка: то, насколько сформированы его потребности в той или иной деятельности, с каким настроением он посещает образовательное учреждение, каковы его актуальные переживания и ценности. Обозначение ребенком определенным цветом данных социальных объектов указывает на наличие у него осознанных проблем, а значит, и на возможность их решения. 5. Резюме. В резюме констатируются основные положения интерпретации цветовых выборов ребенка и формулируются его проблемы. 6. Рекомендации. В рекомендациях указывается необходимый комплекс коррекционных работ, дополнительных исследований на основании выявленных у ребенка проблем. Описание ответного листа
Сад (Школа)_____________________________________ Фамилия, имя____________________________________ Группа_____________ Дата________________________ 1. Характер раскрашивания 2. Цветовые выборы 3. Сфера социальных эмоций 4. Сфера деятельностных отношений 5. Резюме 6. Рекомендации Педагог-психолог_____________ Подпись «__ >______________ 200__ г.
ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЙ ОТВЕТНЫХ ЛИСТОВ Так как предложенные описания ответных листов составлялись по рекомендованной схеме, они содержат вынужденные повторы, вызванные характером раскрашивания конкретных детей. Примеры описаний содержат интерпретации по методическим указаниям JI. Н. Собчик. Юра С. 1. Характер раскрашивания не выявляет особенностей. 2. Цветовые выборы: красный, синий, черный, зеленый, коричневый, желтый. Цветовой градусник содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 4!: умеренные протестные реакции (черный цвет на третьем месте) и выраженный стресс, вызванный неудовлетворенной потребностью в активном взаимодействии с окружающими. Соотнесение позиции черного цвета и обозначение ребенком черным цветом социальных объектов во втором задании, в третьем задании указывают на возможные обстоятельства, вызывающие стресс: «Доброта», «Игра», «Папа». 3. Эмоциональная сфера дифференцирована не полностью. Амбивалентны, недифференцированы социальные эмоции «Справедливость—Скука». «Справедливость» находится на низком рейтинговом месте (4-е место, последнее место позитивного ряда). «Доброта» обозначена черным цветом, выражающим умеренную протестную реакцию. «Счастье» обозначено цветом, находящимся на последнем месте цветового градусника. Кроме того, актуализированы негативные полюса «Обида», «Ссора», в меньшей степени «Скука». Ярко выражены деформации в системе личностных отношений, в блоках базового комфорта и благополучия, личностного роста. Намечена деформация и в блоке межличностного взаимодействия. «Дружба» выступает как ценность, но актуализировано состояние ссоры. 4. Анализ цветовых выборов III задания указывает на то, что у Юры сформировано позитивное отношение к чтению и счету. Проявляется интерес к искусству Кроме того, ребенку комфортно в садике. В игре и рисовании отмечены протестные реакции, а танцы и природа ребенком отвергаются. Вызывает тревогу собственный выбор ребенка — «папа», обозначенный черным цветом, свидетельствующий об умеренно выраженной протестной реакции. 5. Резюме. Цветовой градусник содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 4!, умеренные протестные реакции и выраженный стресс, вызванный неудовлетворенной потребностью в активном взаимодействии с окружающими. Эмоциональная система дифференцирована не полностью, что выражено в несформированности социальной эмоции «Справедливость» как ценности на основании обобщения негативного социального опыта. Деформированы основные блоки: базового благополучия и комфорта и блок личностного роста. Отмечены протестные реакции в некоторых видах деятельности, включая игровую, и по отношению к значимым взрослым — к папе. 6. Рекомендации. Были рекомендованы исследование энергетического баланса парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы, консультация у невропатолога, диагностика детско-родительских взаимоотношений и системы «взрослый—ребенок». В случае выявления проблем — проведение дополнительной работы по повышению родительской эффективности. Саша П. 1. Характер раскрашивания. Выбор спектрально-контрастных цветов для своих состояний и отношений, а также резкие, угловатые, «мохнатые» штрихи при раскрашивании говорят о перенапряжении, внутреннем возбуждении Саши, поиске выхода из какой-то ситуации или поиска объяснения чему-либо. Раскрашивая рисунок, Саша выходит за границы его контура, он стремится к свободе и независимости до упрямства, что скорее всего является результатом излишнего давления взрослых. Возможно, он несколько рассеян, но это — сосредоточенность на фантазиях. 2. Цветовые выборы: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Цветовой градусник не содержит инверсий. Несколько настораживает синий цвет на первом месте, что может свидетельствовать об определенном напряжении или усталости нервной системы, потребности в защите от внешних воздействий. Желтый цвет на четвертом месте говорит о некотором избегании ребенком активного общения и эмоционального приятия окружающих. 3. Анализ социальных эмоций указывает на то, что ребенок эмоционально дифференцирован. Из позитивных эмоций низко актуализированы (обозначены цветом, находящимся на довольно низких уровнях цветового градусника) «Счастье» и «Доброта». Из негативных эмоций актуализированы «Обида» и «Скука» (обозначены цветом, находящимся на довольно высоком уровне цветового градусника), хотя эти инверсии и не выходят за рамки нормы. Из всех основных блоков системы личностных отношений у Саши относительно спокойно выглядит блок межличностного взаимодействия со сверстниками. 4. Анализ деятельностных отношений указывает на то, что у Саши сформировано позитивное отношение к рисованию и танцам как эстетическим видам деятельности, а также к игре и природе. В то же время такие виды деятельности, как счет, занятия в музее и особенно чтение, вызывают у него отрицательное отношение. Пение обозначено у ребенка на уровне социальных эмоций «Скука» и «Обида». Свой выбор «я» Саша обозначил цветом, находящимся на третьем месте. Это говорит о том, что для ребенка актуальным является переживание низкой самооценки. 5. Резюме. Цветовой градусник не указывает на наличие проблем, эмоциональная сфера дифференцирована, личностная структура ребенка не деформирована. Однако следует отметить, что к семи годам Саша П. накопил достаточно большой багаж негативного социального опыта в общении и познании. Для него является актуальным осознание несовершенства окружающего мира и скуки познания. Кроме того, ребенком не решена проблема самоутверждения в системе «взрослый—ребенок». Поэтому свой выбор ребенок обозначил активным красным цветом. Если у ребенка не произойдет переоценки ценностей или не изменится его негативный социальный опыт, в школе у Саши произойдет усиление акцентов негатива и система личностных отношений деформируется в блоках базового благополучия и комфорта, личностного роста, потенциальной агрессии и познания мира. 6. Рекомендации. Проведение коррекционной работы по повышению самооценки и развитие интереса в познавательной сфере. При этом необходимо использовать позитивное отношение к эстетическим видам деятельности (рисованию и танцам). Кроме того, необходима диагностика детско-родительских взаимоотношений и системы «взрослый—ребенок». В случае выявления проблем нужно провести дополнительную работу по повышению родительской и учительской эффективности. Родителям и воспитателям не рекомендовано проявлять излишнюю категоричность, лучше внести элемент сказочности в обыденные дела. Наташа М. 1. Характер раскрашивания указывает на проявление повышенного уровня тревожности. Предпочтение спектрально-контрастных цветов в сочетании с резкими, угловатыми, «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении. Раскрашивая рисунок, Наташа выходит за границы контура, что указывает на ее стремление к свободе и независимости. 2. Цветовые выборы: желтый, красный, синий, зеленый, коричне- j вый, черный. Цветовой градусник не содержит инверсий. Наташе свойственны оптимистичность и некоторая эмоциональная ' неустойчивость. В выборе деятельности девочка наибольшее значение 'i придает тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. При этом выражена тенденция разбрасываться, браться сразу за несколько дел. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся. Цветовые выборы свидетельствуют о раскованности в узком кругу близких, где она, возможно, проявляет требовательность, настойчивость и; протест в отношений запретов и нежелательных ограничений. 3. Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, сформированы основные социальные чувства. Несколько низко актуализированы «Справедливость» и «Дружба». Высоко актуализирована «Скука». В целом система личностных отношений не имеет деформаций. 4. Анализ деятельностных отношений выявляет наличие проблем, 1 возникающих вследствие эмоционально-характерологического базиса,; выявленного на основе цветового градусника по М.Люшеру— I Л. Н. Собчик. Деятельностные отношения свидетельствуют, что девоч- j ке некомфортно в детском саду. При этом ребенок на уровне нижней границы нормы выделяет игровую деятельность и рисование. Счет Наташа отвергает. Выраженное позитивное отношение у Наташи к чтению и танцам. 5. Резюме. Характер раскрашивания указывает на проявления тре- ^ вожности. Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Наташе свой- ственны оптимистичность и некоторая эмоциональная неустойчивость. \ Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, сформированы ос-» новные социальные чувства. Имеет место выраженное позитивное отношение к чтению и танцам. В целом у Наташи выявлен вариант нормального развития личности, характерный для девочек. 6. Рекомендации. Для такого ребенка необходимо внести элемент * сказочности в обыденные дела. Кроме того, рекомендовано чтение * литературы, содержащей высокую оценку человеческим чувствам друж- J бы, справедливости. Костя Г. (ребенок, посещающий ДОУ № 12 с программой приори- | тетного эстетического воспитания эмоциональной сферы) 1. Характер раскрашивания. Предпочтение Костей холодных тонов указывает на то, что ребенок склонен к созерцанию, размышлению, его состояние достаточно стабильно. Однако предпочтение спектрально-контрастных цветов в сочетании с резкими, угловатыми, «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении. Раскрашивая, Костя выходит за границы контура рисунка, он стремится к свободе и независимости, что скорее всего является результатом излишнего давления взрослых. Возможно, он несколько рассеян, но это — проявление сосредоточенности на фантазиях. Особое отношение у Кости к зеленому цвету. На фоне использования синего и коричневого Костя прибегнул к нему только два раза. Это указывает на необходимость получить расшифровку выбора зеленого цвета. Она указывает на потребность ребенка в отстаивании собственных установок, ориентировку на собственное мнение, значимость собственной социальной позиции. 2. Цветовые выборы: синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Однако настораживает синий цвет на первом месте. Это может свидетельствовать об определенном напряжении или усталости нервной системы, потребности в защите от внешних воздействий. Красный на второй позиции свидетельствует о наличии разнонаправленных тенденций — высокой мотивации избегания неуспеха и мотивации достижений. Уравновешивая друг друга, эти тенденции создают внешне гармоничный паттерн, чреватый психосоматическими расстройствами. 3. Характер выполнения второго задания по дифференциации социальных эмоций. Эмоциональная сфера дифференцирована на высоком обобщающем уровне, сформированы основные социальные чувства с ярко выраженной оценочной позицией — «хорошо—плохо». Интересно, что после проведения процедуры обследования Костя вслух подвел итог: «Вы все время говорили о плохом и хорошем по очереди». Такое обобщение демонстрировали только дети школьного возраста. Раскрашивая свои отношения, ребенок использовал преимущественно два цвета (высокий уровень сформированное™ символической функции цвета). Только для отношения «Справедливость», которую Костя отметил позитивно, был выбран третий, особый, цвет. Система личностных отношений сформирована без деформаций. 4. Характер выполнения третьего задания. При выполнении третьего задания Костя проявил ту же тенденцию использования минимума цветов. При этом только два вида деятельности им отвергаются — пение и танцы. Проявилось и то особое отношение к чтению, обозначенное зеленым цветом. В группе чаще всего его можно видеть с книжкой. Собственный выбор «путешествия» Костя обозначил синим цветом, определив ему первое рейтинговое место. 5. Резюме. В эмоционально-личностном плане Костя находится на высоком уровне развития. Эмоциональная сфера дифференцирована на высоком обобщающем уровне, сформированы основные социальные чувства с ярко выраженной оценочной позицией — «хорошо—плохо». Костя склонен к созерцанию, размышлению, его состояние достаточно стабильно. Однако предпочтение спектрально-контрастных ] цветов в сочетании с резкими, угловатыми, «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, возможно, он стремится к свободе и независимости, что скорее всего является результатом излишнего давления взрослых. Обнаружено также наличие конфликтных тенденций: высокой мотивации избегания неуспеха и мотивации достижения. 6. Рекомендации. Необходимо проведение коррекционной работы по повышению самооценки, тренинг общения. Кроме того, необходима диагностика детско-родительских взаимоотношений и системы «взрослый—ребенок». В случае выявления проблем — проведение дополнительной работы по повышению родительской и учительской эффективности. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность. Алеша Ф. (ребенок, посещающий ДОУ № 12 с программой приоритетного эстетического воспитания эмоциональной сферы) 1. Характер раскрашивания. Характер раскрашивания указывает на предпочтение ребенком теплых тонов, что означает его внутренний подъем, активность. Алеша настроен на действие и подвижные игры. Раскрашивая, он выходит за границы контура рисунка, что может свидетельствовать о тенденциях к свободе и независимости. Однако контрасты ненасыщенны, значит, ребенок ищет «золотую середину» в общении и деятельности. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность. 2. Цветовые выборы: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Цветовые выборы свидетельствуют о яркости эмоционального состояния Алеши, широте увлечений, выраженной оптимистичности, поиске новых контактов и сфер интересов. Однако активность сочетается с неустойчивостью эмоционального состояния и неустойчивостью самооценки. Самостоятельность действий сочетается с потребностью в сочувствии, уважении и понимании со стороны значимых взрослых. 3. Характер выполнения второго задания по дифференциации социальных эмоций. Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, основные социальные чувства сформированы. Система личностных отношений сформирована без деформаций. Есть сложности в блоке взаимоотношений со сверстниками, возможно из-за склонности к лидерству. 4. Характер выполнения третьего задания. Система деятельностных отношений сформирована без негатива. Ребенок активен, настроен позитивно на все виды деятельности. Выбор «война», обозначенный Алешей черным цветом, находящимся на последней позиции, указывает на актуальное переживание ребенком негативных явлений социума с ярко выраженным адекватным отношением, характеризующим высокий уровень личностного развития. 5. Резюме. Характер раскрашивания указывает на предпочтение ребенком теплых тонов, что означает его внутренний подъем, активность, тенденции к свободе и независимости, однако контрасты ненасыщенны, значит, ребенок ищет «золотую середину» в общении и деятельности. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность. Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Однако активность сочетается с неустойчивостью эмоционального состояния и неустойчивостью самооценки. Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, основные социальные чувства сформированы. Система личностных отношений сформирована без деформаций. Есть сложности в блоке взаимоотношений со сверстниками, возможно из-за склонности к лидерству. Система деятельностных отношений сформирована без негатива. Ребенок активен, настроен позитивно на все виды деятельности. Ценностные ориентации характеризуют высокий уровень личностного развития. 6. Рекомендации. Можно рекомендовать проведение коррекционной работы по повышению самооценки, тренинг общения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.053 с.) |