Составление сводных таблиц, анализ данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление сводных таблиц, анализ данных



Кроме описания ответных листов детей возникает необходимость составления сводных таблиц. В зависимости от целей диагностики и технических средств педагога-психолога можно использовать матема­тическую обработку, используя различную статистическую обработку баллов.

Сводная таблица сырых баллов

Номера детей по списку

Ср.
Позитивные эмоцио­нальные категории 1 2 3 4 5 6 7     N  
«Счастье»                      
«Справедливость»                      
«Дружба»                      
«Доброта»                      
«Восхищение»                      
Средние                      
Негативные эмоцио­нальные категории                      
«Горе»                      
«Обида»                      
«Ссора»                      
«Злоба»                      
«Скука»                      

 

Эмоциональные отно­шения

Виды деятельности

Ср.
«Музей»                      
«Считаю»                      
«Танцую»                      
Эмоциональные отно­шения

Виды деятельности

Ср.
«Пою»                      
«Рисую»                      
«Читаю»                      
«Природа»                      
Средние                      
Выбранная актуаль­ная ценность                      

В таблицу заносятся рейтинговые баллы по всем эмоциям и всем видам деятельности каждого ребенка. Рекомендуется заполнять таб­лицу для девочек и мальчиков отдельно. В случае необходимости мож­но применять и другую группировку.

Сводная таблица предпочтения эмоций (в баллах на одного ребенка)

ОУ №

контрольная гр.

Позитивные эмоциональные катего­рии м. Д- ср. м. А- ср.
«Счастье»            
«Справедливость»            
«Дружба»            
«Доброта»            
«Восхищение»            
Средние            
Негативные эмоциональные кате­гории            
«Горе»            
«Обида»            
«Ссора»            
«Злоба»            
«Скука»            

Эмоциональные отношения

ОУ №

Контрольная группа

м. Д- ср. м. д. ср.
«Музей»            
«Считаю»            
«Танцую»            
«Пою»            
«Рисую»            
«Читаю»            
«Природа»            
Средние            
Выбранная актуальная ценность            

В случае необходимости проведения сравнительного анализа мож­но составить сводную таблицу с использованием контрольных групп.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ STATISTICA FOR WINDOWS RELEASE 4.5 A COPYRIGHT & STATSOFT INC 1993

Применение компьютерных технологий позволяет педагогу-пси- хологу производить разнообразный статистический анализ, включая анализ статистических распределений, полученных при помощи про­ективного теста личностных отношений и ценностных ориентаций «Домики». Для этого необходима компьютерная программа, например, Statistica for Windows Release 4.5 A Copyriht& StatSoft inc 1993.

Для проведения компьютерного статистического анализа в про­грамме Statistica составляется файл — сводная таблица (Приложе­ние 2).

Фамилия школа класс пол амб. 1 2 3 4 5 6   20
                         
                         
                         

При составлении таблицы необходимо соблюсти ряд требований программы. Все параметры и социальные объекты обозначаются на английском языке. Данные таких параметров, как пол, амбивалент­ность и некоторые другие, вводятся с использованием дихотомических шкал, например:

мужской пол — 1, женский — 2;

амбивалентность эмоций — 1, дифференцированность — 2.

Далее по социальным объектам заносятся рейтинговые оценки де­тей. По собственному выбору детей можно ввести балл, соответствую­щий индексу ценности, и рейтинговую оценку приемлемости. Кроме данных по ответному листу можно занести в таблицу и любые другие данные. Например, данные по сформированное™ учебных навыков, успеваемости или данные по творческим и личностным тестам.

Далее производятся операции статистического анализа — корреля­ционный анализ, анализ гистограмм и т. д.

Интересным представляется использование в качестве критерия оценки характера гауссовского распределения, при котором соответ­ствие или несоответствие распределения данных нормальному стати­стическому распределению указывает на качество или механизмы протекания психических процессов. В данном случае отношения школьников могут выступать на уровне эмоций или ценностей. Впер­вые подобный способ анализа черт личности применил Гордон Олпорт [1968]. Несколько подробнее об этом можно прочитать в книге «Теории личности», авторы JI. Хьелл и Д. Зиглер [1997].

В качестве примера приведен анализ характера гистограмм деятель­ностных отношений дошкольников.

На графиках гистограммы 1, 2 соответствуют последним местам рейтинга или негативного предпочтения детьми социальных объектов, оценивающиеся соответственно в 1 и 2 балла. Гистограммы с 3 по 6 — позитивные предпочтения, соответствующие 4, 3, 2 и 1 месту, оцени­вающиеся соответственно в 3, 4, 5 и 6 баллов.

В данном случае в качестве социальных объектов были рассмотре­ны отношения детей к различным видам деятельности, которые явля­ются обычными во всех дошкольных образовательных учреждениях.

Пусть простит дорогой читатель большое количество графиков, но это является лишь особенностью жанра: метод графического сравне­ния.

Деятельностные отношения дошкольников

Например, отношение «Играю» (рис. 9). Известно, что игра являет­ся ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Это та истина, которую уже почти неприлично повторять в подобной работе.

Действительно, гистограммы отражают отношение дошкольников всех детских садов к игре. Абсолютное большинство дошкольников предпочитают играть. Однако детальное изучение характера распреде­ления гистограмм деятельностных предпочтений игры выявляет осо­бенности формирования мотивационной структуры детей, связанные с осуществлением воспитательного процесса в дошкольном учрежде­нии, его программой, традициями, приемами, эмоциональной атмо­сферой.

Анализ гистограмм отношений дошкольников к игре по садам по- сазывает, что в саду № 11 дети выразили свое отношение к игре на 'ровне эмоции. Для этих детей эмоциональное отношение к игре за- шсит от ее успешности, к тому же это — актуально переживаемое деть­ми отношение. Нет детей, которые явно отвергали бы игру (гистограм­ма 1), и очень мало детей, которые поставили игру на первое место. 3 остальных садах, судя по гистограммам, игра для детей — это цен- юсть. Интересно, что в детском саду № 12 некоторые дети поставили irpy на последнее место. Возможно, эти дети предпочли другие виды (еятельности. Какие именно, определит последующий анализ.

 

Рассмотрим распределение отношения «Считаю» (рис. 10 и 11).

Очевидно, что больше одной трети дошкольников всей выборки отрицательно относится к счету (гистограммы 1, 2). Действительно, этот вид деятельности для детей дошкольного возраста не является ведущим. Традиционная развивающая программа среднестатистиче­ского детского сада направлена лишь на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

Однако анализ гистограмм по садам показывает, что в отличие от других садов в детском саду № 12 большинство детей относится к сче­ту позитивно (гистограммы 3, 4, 5, 6). Причем у части детей это отно­шение выражено на уровне эмоции, а для некоторых детей, это пред­почтительный вид деятельности, они поставили его на первое место (гистограмма 6).

Рассмотрим другой пример: формирование эстетических отношений в дошкольном возрасте.

Анализ отношения «Музей» (рис. 12) показывает, что только у детей из 12 детского сада, где существует направление педагогической рабо­ты по музейной педагогике, которое осуществляется по программе Т. П. Хризман, сформировано позитивное отношение к музею как к ценности.

Вывод

Перечисленные данные по всем видам деятельности дошкольников позволяют сказать, что занятия в ДОУ № 12 проводятся на ином уров­не, чем в других детских садах, и полностью подтверждают гипотезу: искусство как культуральное (это значит от культурной среды) средство социализации эффективно и гармонично формирует систему личностных отношений дошкольников и определяет их активность. Социальные и художественные эмоции, сопровождающие творчество, инициируют деятельность. В результате детям ДОУ № 12 все интересно: и играть, и читать, и наблюдать природу, и считать, и заниматься искусством в музеях и в детском саду. Они активны и позитивно настроены на все виды деятельности.

Глава 4

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.014 с.)