Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составление сводных таблиц, анализ данных
Кроме описания ответных листов детей возникает необходимость составления сводных таблиц. В зависимости от целей диагностики и технических средств педагога-психолога можно использовать математическую обработку, используя различную статистическую обработку баллов. Сводная таблица сырых баллов
В таблицу заносятся рейтинговые баллы по всем эмоциям и всем видам деятельности каждого ребенка. Рекомендуется заполнять таблицу для девочек и мальчиков отдельно. В случае необходимости можно применять и другую группировку. Сводная таблица предпочтения эмоций (в баллах на одного ребенка)
В случае необходимости проведения сравнительного анализа можно составить сводную таблицу с использованием контрольных групп. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ STATISTICA FOR WINDOWS RELEASE 4.5 A COPYRIGHT & STATSOFT INC 1993 Применение компьютерных технологий позволяет педагогу-пси- хологу производить разнообразный статистический анализ, включая анализ статистических распределений, полученных при помощи проективного теста личностных отношений и ценностных ориентаций «Домики». Для этого необходима компьютерная программа, например, Statistica for Windows Release 4.5 A Copyriht& StatSoft inc 1993. Для проведения компьютерного статистического анализа в программе Statistica составляется файл — сводная таблица (Приложение 2).
При составлении таблицы необходимо соблюсти ряд требований программы. Все параметры и социальные объекты обозначаются на английском языке. Данные таких параметров, как пол, амбивалентность и некоторые другие, вводятся с использованием дихотомических шкал, например:
мужской пол — 1, женский — 2; амбивалентность эмоций — 1, дифференцированность — 2. Далее по социальным объектам заносятся рейтинговые оценки детей. По собственному выбору детей можно ввести балл, соответствующий индексу ценности, и рейтинговую оценку приемлемости. Кроме данных по ответному листу можно занести в таблицу и любые другие данные. Например, данные по сформированное™ учебных навыков, успеваемости или данные по творческим и личностным тестам. Далее производятся операции статистического анализа — корреляционный анализ, анализ гистограмм и т. д. Интересным представляется использование в качестве критерия оценки характера гауссовского распределения, при котором соответствие или несоответствие распределения данных нормальному статистическому распределению указывает на качество или механизмы протекания психических процессов. В данном случае отношения школьников могут выступать на уровне эмоций или ценностей. Впервые подобный способ анализа черт личности применил Гордон Олпорт [1968]. Несколько подробнее об этом можно прочитать в книге «Теории личности», авторы JI. Хьелл и Д. Зиглер [1997]. В качестве примера приведен анализ характера гистограмм деятельностных отношений дошкольников. На графиках гистограммы 1, 2 соответствуют последним местам рейтинга или негативного предпочтения детьми социальных объектов, оценивающиеся соответственно в 1 и 2 балла. Гистограммы с 3 по 6 — позитивные предпочтения, соответствующие 4, 3, 2 и 1 месту, оценивающиеся соответственно в 3, 4, 5 и 6 баллов. В данном случае в качестве социальных объектов были рассмотрены отношения детей к различным видам деятельности, которые являются обычными во всех дошкольных образовательных учреждениях. Пусть простит дорогой читатель большое количество графиков, но это является лишь особенностью жанра: метод графического сравнения. Деятельностные отношения дошкольников Например, отношение «Играю» (рис. 9). Известно, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Это та истина, которую уже почти неприлично повторять в подобной работе. Действительно, гистограммы отражают отношение дошкольников всех детских садов к игре. Абсолютное большинство дошкольников предпочитают играть. Однако детальное изучение характера распределения гистограмм деятельностных предпочтений игры выявляет особенности формирования мотивационной структуры детей, связанные с осуществлением воспитательного процесса в дошкольном учреждении, его программой, традициями, приемами, эмоциональной атмосферой. Анализ гистограмм отношений дошкольников к игре по садам по- сазывает, что в саду № 11 дети выразили свое отношение к игре на 'ровне эмоции. Для этих детей эмоциональное отношение к игре за- шсит от ее успешности, к тому же это — актуально переживаемое детьми отношение. Нет детей, которые явно отвергали бы игру (гистограмма 1), и очень мало детей, которые поставили игру на первое место. 3 остальных садах, судя по гистограммам, игра для детей — это цен- юсть. Интересно, что в детском саду № 12 некоторые дети поставили irpy на последнее место. Возможно, эти дети предпочли другие виды (еятельности. Какие именно, определит последующий анализ.
Рассмотрим распределение отношения «Считаю» (рис. 10 и 11). Очевидно, что больше одной трети дошкольников всей выборки отрицательно относится к счету (гистограммы 1, 2). Действительно, этот вид деятельности для детей дошкольного возраста не является ведущим. Традиционная развивающая программа среднестатистического детского сада направлена лишь на формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Однако анализ гистограмм по садам показывает, что в отличие от других садов в детском саду № 12 большинство детей относится к счету позитивно (гистограммы 3, 4, 5, 6). Причем у части детей это отношение выражено на уровне эмоции, а для некоторых детей, это предпочтительный вид деятельности, они поставили его на первое место (гистограмма 6). Рассмотрим другой пример: формирование эстетических отношений в дошкольном возрасте. Анализ отношения «Музей» (рис. 12) показывает, что только у детей из 12 детского сада, где существует направление педагогической работы по музейной педагогике, которое осуществляется по программе Т. П. Хризман, сформировано позитивное отношение к музею как к ценности. Вывод Перечисленные данные по всем видам деятельности дошкольников позволяют сказать, что занятия в ДОУ № 12 проводятся на ином уровне, чем в других детских садах, и полностью подтверждают гипотезу: искусство как культуральное (это значит от культурной среды) средство социализации эффективно и гармонично формирует систему личностных отношений дошкольников и определяет их активность. Социальные и художественные эмоции, сопровождающие творчество, инициируют деятельность. В результате детям ДОУ № 12 все интересно: и играть, и читать, и наблюдать природу, и считать, и заниматься искусством в музеях и в детском саду. Они активны и позитивно настроены на все виды деятельности. Глава 4 ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.014 с.) |