Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Символическая функция цвета у детей как проблема развития знакового и эстетического сознания дошкольников
При помощи проективной методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций можно решать многие исследовательские задачи. Обратимся к теории сознания. Главная задача в этом случае заключается в том, чтобы понять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму сложных проявлений психического отражения, которая достигается деятельностью человека в предметном мире. Ведь «сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния» [Леонтьев А. Н., 1975]. В течение жизни и осуществлении деятельности круг сознаваемого для субъекта все более расширяется, так что сознание становится универсальной, хотя и не единственной, формой психического отражения. Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Эта деятельность опосредуется с помощью жестов или звуковой речи. Это предпосылка порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание-образ дополняется сознанием-деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание становится менее зависимым от внешней, чувственно-практической деятельности и, более того — управляет ею. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань, которая образует чувственный состав конкретных образов реальности, активно воспринимаемой, всплывающей в памяти или воображаемой. Образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости. Основная функция чувственных образов состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту.. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно некоторую означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания. Иными словами, эстетическое сознание дошкольника представляет собой структуру эстетических представлений, эстетических поня- тий-значений и личностных смыслов эстетического, основанных на чувственной ткани, обогащенной художественными образами эстетического восприятия. Кроме того, эстетическое сознание ребенка содержит эмоциональную сферу с развитой системой высших социальных, эстетических чувств и личностных отношений, характеризующих высокий уровень развития шкалы духовных ценностей, порождающих адекватные формы поведения и творчества.
Нами были вскрыты особенности развития символической функции цвета у детей 6—7 лет, занимающихся по различным развивающим программам. Этот вопрос имеет как практическое, так и общетеоретическое значение, имеющее отношение к возрастным особенностям становления эстетического сознания дошкольников. Теоретическое исследование вопроса показывает, что впервые проблему символизма обозначил Жан Пиаже, усматривая в нем связь с развитием интеллекта ребенка, его «знакового сознания», основной предпосылкой которого является возникновение символа как отношения обозначаемого и обозначающего. Развитие «знакового сознания», по мнению Пиаже, характеризуется как путь от обозначения ребенком предмета посредством его части или свойства, формирующегося в результате становления сенсомоторного интеллекта, через символы к социальным знакам. Вслед за лингвистом Ф. Де Соссюром Жан Пиаже разделяет обозначающее на знаки и символы. Если знаки — это обозначения общие для всей социальной среды: слова, формулы и т. д., то символы — это личные, частные, некодированные обозначения, имеющие определенное для каждого ребенка некоторое физическое подобие с содержанием, которое они замещают. Наиболее раннее экспериментальное исследование символической функции принадлежит Г. Гетцер. В 1926 году она впервые связала «зрелость» символической функции с готовностью к школьному обучению. Изучая различные формы символической функции — рисование, конструирование, игру и употребление детьми знаков, — Гетцер пришла к заключению, что уже в трехлетнем возрасте дети могут овладеть произвольным соединением знака и значения. Отсюда ею был сделан чисто практический вывод о возможности обучения грамоте детей раннего возраста.
В нашей стране изучение развития символической функции осуществлялось многими исследователями. JI. С. Выготский исследовал генезис письменной речи, в том числе с точки зрения формирования символической функции, в 1935 году и пришел к выводу, что «символизация» заключается в переносе значений с одного предмета на другой. Г. Д. Луков [ 1937] изучал осознание речи детьми разного возраста и впервые использовал игрушки-заместители и переименование как средство развертывания игры в символы. Это позволило ему утверждать, что с пятилетнего возраста у ребенка происходит отрыв способа употребления предмета от конкретной вещи и слова от предмета. На этой основе схема «действие—предмет—слово» приобретает вид «слово—предмет—действие». Я. 3. Неверович [1948] изучала роль «символизации» в эволюции действий в игре. Она пришла к выводу, что символизация выступает как условие моделирования общего значения действий и социальных отношений. Именно благодаря двойному плану «символизации» действие включается в деятельность и получает свой смысл в системе межличностных отношений. Д. Б. Эльконин изучал детскую игру как своеобразную практику оперирования словом, в которой и происходит изменение отношений между словом, предметом и действием. Таким образом, символическая функция охватывает все уровни психической деятельности ребенка и выступает как форма знакового сознания. Анализ раскрашивания социальных объектов у детей 6-12 лет выявил различия в использовании количественных характеристик цветовой гаммы удетей разного возраста и пола для обозначения своего отношения к определенным социальным ситуациям и социальным объектам. Иными словами, детям для обозначения своих состояний требуется разное количество цветов. Одним необходимо использование всех шести цветов, другим достаточно двух-трех, особенно мальчикам. В связи с последним уточнением следует рассмотреть утверждение М. В. Осориной о том, что мальчики ахроматичны по сравнению с девочками. Действительно, наблюдения показывают, что, выполняя психологические задания рисуночных проективных тестов «Несуществующее животное», «Моя семья» и т. д., именно мальчики пренебрегают цветом как средством выразительности и чаще выполняют работы каким-либо одним предпочтительным цветом — черным, синим, коричневым... Однако наши исследования дошкольников, занимающихся по программе эстетического развития Хризман, показывают, что при выполнении творческих работ используемая мальчиками цветовая гамма значительно расширяется [Хризман Т. П., Орехова О. А., 1996—2000]. Например, выполняя творческие работы по Торренсу («Нарисуй картинку», невербальный интеллект. Буклет А), мальчики используют предложенные разноцветные элементы с большей вариативностью, чем девочки. В выборке мальчиков присутствуют все цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый, а у девочек — преимущественно красный, желтый, фиолетовый. Изучение творческого воображения и средств художественной выразительности дошкольников при помощи авторской методики «Цветы» [Хризман Т. П., Орехова О. А., 1999] показало, что мальчики способны создавать выразительные многоцветные композиции чаще, чем девочки.
На основании вышесказанного нами была сформулирована гипотеза: использование цвета зависит от того, какую задачу решает ребенок, творческую или нет. В зависимости от этого у ребенка подключаются те или иные произвольные процессы, и он выполняет задание, используя цвет как средство художественной выразительности (форма эстетического сознания) или как символ, обозначение (форма знакового сознания). Был проведен сравнительный анализ результатов теста «Домики», выполненного детьми 6—7 лет в ДОУ № 12 (за 1999 и 2000 годы) и детьми 6—7 лет контрольной группы, не занимающихся искусством. Мы сравнивали среднее количество используемых цветов для обозначения отношений к одним и тем же социальным объектам и ситуациям III задания теста. Исследование показало, что для обозначения своих эмоциональных состояний и отношений дети ДОУ № 12 использовали меньшее количество цветов, чем дети контрольной группы. Всего было обследовано 94 ребенка 6-7 лет (50 мальчиков и 44 девочки). Таблица 8 Количество цветов, используемых дошкольниками для обозначения эмоциональных отношений
На практике это означает, что большинству детей ДОУ № 12, особенно мальчикам, было достаточно четырех цветов, а некоторым мальчикам и трех, в то время как детям контрольной группы понадобилось пять и более. Мы проанализировали использование цвета для обозначения эмоциональных состояний и отношений у школьников 8—11 лет, учеников разных классов и школ. Всего было обследовано 98 детей (47 мальчиков и 51 девочка).
Таблица 9 Количество цветов, используемых школьниками для обозначения эмоциональных отношений
Очевидно, овладение символической функцией цвета происходит У детей с возрастом. Чем старше дети, тем более осознанно они используют цвета для обозначения своих отношений к различным социальным ситуациям. Эти отношения как бы сворачиваются. В итоге некоторым мальчикам 10—11 лет достаточно двух цветов для обозначения всего Двух отношений: хорошо, плохо. Очевидно также, что дети ДОУ № 12 овладевают символической функцией цвета в 6—7 лет, их показатели сравнимы с результатами детей 9—10 лет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие символической функции цвета как части знакового сознания формируется с возрастом. Программа эстетического развития с использованием средств искусства позволяет детям успешно овладевать символической функцией цвета как формой знакового сознания на более ранних возрастных этапах, а также произвольно использовать цвет для решения творческих задач как форму эстетического сознания. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ Становление социально обусловленного индивидуального сознания мальчиков и девочек, связанного с формированием структуры личности дошкольников и базовыми эмоциональными новообразованиями потребностно-мотивационной сферы, в том числе системы отношений и шкалы актуальных ценностей — именно эта проблема стала темой данного исследования. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и норм; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [Андреева Г. М., 1996]. Выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности — это деятельность, общение, самосознание. На всех стадиях социализации осуществляется воздействие наличность непосредственно, а также опосредованно, через группы, в которых индивид живет, воспитывается, обучается и т. д. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На раннем этапе социализации (от 0 до 6—7 лет) такими институтами выступают семья и дошкольные образовательные учреждения. В ряде концепций семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, в том числе половые, осмысляют первые нормы и ценности. Здесь становление «образа Я» зависит от типа поведения родителей [Берне Э., 1986] и норм и ценностей общества. Несмотря на негативные тенденции современной семьи: неполные семьи, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины, роль семьи в процессе социализации личности остается значимой [Кон И. С., 1989]. Что касается дошкольных детских учреждений, то анализ их вклада в процессы социализации до сих пор не получил должной разработки в системе проблем социальной психологии в силу незрелости личности ребенка. Правомерность такого решения является предметом дискуссий, но надо отметить, что предложения о включении в социальную психологию раздела возрастной социальной психологии можно встретить все чаще [Коломинский Я. JI1972].
Однако до сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты, требующие изучения в традициях социально-психологического знания, не получают полного освещения. «Практическая необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюд- ных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве» (Г. М. Андреева). В настоящее время в российской системе образования каждое образовательное учреждение получило определенную возможность осуществлять авторские воспитательные и образовательные программы. К существующим традиционным дошкольным образовательным учреждениям общеразвивающего типа добавились учреждения с математическими, компьютерными программами, учреждения дополнительного образования, осуществляющие подготовку дошкольников к обучению в школе. Имеется в виду готовность познавательной системы Детей и выработка необходимых навыков для овладения чтением и письмом. При этом выпускается из виду социально-психологическая готовность ребенка к более сложным формам обучения, и в частности готовность его эмоциональной и личностной сферы. Вышесказанное указывает на новизну, актуальность и практическую ценность нашего исследования. Возникла необходимость изучения уровня развития личностных новообразований дошкольного детства, связанных с формированием потребностно-мотивационной сферы, развитием самосознания и готовности детей к сложным формам осознанного поведения и познания в дошкольных учреждениях, осуществляющих различные образовательные программы. Известно, что социально-регулятивная функция эмоций лежит в основе воспитания и... искусства. По мнению Ю. Я. Барабаш, искусство обладает поистине уникальной способностью преобразовывать общественный опыт в личный опыт каждого, превращать социальные идеи, моральные нормы, эстетические ценности в часть духовного мира личности, в органическую черту характера, внутреннего «я», приобщая индивида к общественному целому, «социализируя» его. Именно поэтому в качестве экспериментального было выбрано дошкольное образовательное учреждение с приоритетным развитием эмоциональной сферы и шкалы духовных ценностей средствами искусства и контрольная группа детей, развивающихся по традиционным программам. В качестве основной диагностической методики был применен проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентацией «Домики». Использование данного теста оправдано, так как отношение и есть своеобразная предиспозиция личности, заложенная оценочной функцией эмоций предрасположенность к каким-либо объектам, которая позволяет ожидать раскрытия ее в реальных действиях человека. Действительно, эмоции не развиваются сами по себе. По мнению Л. М. Фридман и И. Ю. Кулагиной, «социальные, они не имеют своей истории», то есть сами не развиваются. Изменяются установки личности, ее отношение к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Цель исследования — проследить различия в системе личностных отношений дошкольников, занимающихся по различным образовательным программам. Для этого необходимо было определить различия: □ в степени дифференциации эмоциональной сферы дошкольников; □ в предпочтениях социальных эмоций и чувств детей; □ в предпочтениях игровой, эстетической и познавательной деятельности; □ проанализировать ценностные ориентации дошкольников. Мы предположили, что художественные эмоции, имеющие социальный генезис и возникающие на занятиях искусством, формируют на личностном уровне дошкольника систему позитивных отношений. Таким образом, дети эстетического Центра продемонстрируют более высокий уровень дифференцированных, не омраченных, социальных и эстетических чувств, высокий уровень активности и зрелые ценностные ориентации, направленные на окружающий мир и ценности человеческой сущности. Были обследованы 25 человек экспериментальной группы (дети 6-7 лет: 18 мальчиков и 7 девочек) и 55 детей контрольной группы (дети подготовительных групп других садов: 31 мальчик и 24 девочки). После сбора ответных листов нами было проведено шкалирование и приписывание баллов. Подобная процедура дала возможность подсчитать предпочтение эмоций, отдельных видов деятельности каждого ребенка в отдельности, ценностные ориентации детей в баллах, а также подвергнуть полученные данные дальнейшей статистической обработке. Разница между мальчиками и девочками при выполнении задания видна уже в способе раскрашивания. Девочки, подбирая цвета для второго и третьего задания, используют пять-шесть цветов, часто этого им не хватает, и девочки рисуют в домиках различные узоры. Мальчикам для выражения своего отношения бывает достаточно использования двух-трех цветов. Это может свидетельствовать о том, что у мальчиков более развиты процессы абстрагирования и обобщения и как следствие — символическая функция цвета. С другой стороны, именно мальчики подвержены влиянию искусства, имеющего социальный, исторический, этнографический и т. д. генезис. Анализ результатов показал, что не все дети 6—7 лет способны продифференцировать социальные эмоции, раскрасив в соответствующие цвета позитивные и негативные полюса эмоций. Чаще всего дошкольники объединяли одним цветом «Счастье—Скуку», «Счастье—Обиду», «Счастье—Злобу», «Справедливость», «Доброту», «Дружбу—Скуку». Один мальчик объединил красным цветом «Счастье—Ссору—Восхищение»! Это показывает, что не все безоблачно в дошкольном детстве, дети сталкиваются с правдой жизни и осмысливают ее. Однако у большей части ребят, занимающихся искусством, при встрече с негативом такие связи не закрепились, и среди них детей, продифференцировавших социальные эмоции по полюсам, в полтора- Два раза больше, чем в контрольной группе. Мальчики лучше дифференцируют социальные эмоции (72,2% мальчиков и 28,4% девочек). Возможно, эти дети примитивны и разделяют мир только на черное и белое? Сравнительный анализ творческих работ амбивалентных и дифференцированных детей показал, что это не так. Наиболее показательно в этом случае определение способности ктворческому мышлению. У дифференцированных детей способности к творческому мышлению по Торренсу и уровень художественно-эстетических представлений по тесту «Цветы» (Т. П. Хризман, О. А. Орехова) высокие. Дифференцированные дети являются более творческими, а значит, более глубоко осмысливающими окружающий мир и более активными. Анализ предпочтений социальных и эстетических эмоций показал, что дети Центра проявляют предпочтение позитивных социальных и эстетических чувств. Особенно это заметно на примере эмоционального отношения «Справедливость». Дети ДОУ № 12, занимающиеся по программе эстетического развития, чаще ставят ее на первое место, чем дети контрольной группы. Таблица 10 Предпочтение эмоций (в баллах на одного ребенка)
Здесь следует остановиться и вспомнить данные исследования нравственной самоидентификации у старших школьников. Согласно этому исследованию И. Б. Дермановой и А. Посаженниковой [1999], для старших школьников категория «Справедливость» также оказалась наиболее значимой. Кроме того, определились взаимосвязи этой социальной категории с познавательной сферой дошкольников. Наши исследования показали, что дети, для которых актуальна справедливость как ценность, лучше решают логические задачи. 2345 2345 2345 F: F: F: 4 5 6 Рис. 13. Гистограммы успешности решения логических задач в зависимости от предпочтения «Справедливости» На рисунках видно, что начиная с 3 рисунка возрастает количество детей, решивших логические задания на 4 и 5 баллов (гистограммы 4 и 5). 3, 4, 5 и 6 гистограммы соответствуют 4, 3, 2 и 1 рейтинговому месту «Справедливости». В то время какдети, поставившие «Справедливость» на низкие рейтинговые места, решили эти задания лишь на 2 и 3 балла. Эти данные могут свидетельствовать о валидности новой методики и соответствии ее шкалам, примененным Дермановой и Посаженниковой, а также о том, что дошкольники, занимающиеся искусством по программе эстетического развития Т. П. Хризман, по уровню развития социальных эмоций и личности находятся на уровне старшеклассников. Это, несомненно, является свидетельством методологического и методического преимущества программы. Искусство — универсальный способ выражения чувств, настроений, личностных отношений и достижения самореализации — одновременно является уникальным методом познания духовного наследия человечества, красоты и реальности окружающего мира, позволяющим не ломать природную индивидуальность ребенка, а использовать его особенности на благо развития. Активация творчества и самовыражения, воспитание высших социальных эстетических и художественных эмоций составляют базис формирования структуры личности дошкольника, определяют осознанные формы его поведения и творчества. И мальчики и девочки ДОУ № 12 значительно реже отмечают негативные чувства, это особенно заметно на примере категории «Скука». Дети включены в процессы самообразования и саморазвития, так как в ходе реализации программы эстетического развития дошкольников Т. П. Хризман педагоги Центра: □ создали для детей предметную среду; □ расширили «каталог» деятельности за счет занятий искусством в музее и в детском саду; □ построили занятия таким образом, чтобы дети получали удовлетворение от полученных позитивных эмоций и собственного творчества; □ включили механизмы саморазвития. Кроме того, они реже выделяют категории «Обида» и «Ссора». Эти данные полностью подтвердили данные, полученные при помощи психофизиологических и психолингвистических исследований Т. П. Хризман, о том, что эстетические эмоции, имеющие социальный генезис, представляют защиту от негатива. Этот факт свидетельствует о надежности и валидности новой методики. Анализируя предпочтения разных видов деятельности, мы пришли к выводу, что воспитанники ДОУ № 12 по сравнению с детьми контрольной группы проявляют более высокую активность, то есть ставят все виды познавательной, эстетической деятельности и игру на более высокие рейтинговые места. Из познавательных видов деятельности они предпочитают чтение и счет. Таблица 11 Предпочтение видов деятельности (в баллах на одного ребенка)
Это говорит о сформированное™ познавательной потребностно- мотивационной сферы детей и готовности к следующему возрастному этапу. Анализ актуальных ценностей (последний домик третьего задания) показал, что дета ДОУ №12 продемонстрировали высокий уровень социальной зрелости: позитивную направленность на окружающий мир, познавательную активность, творчество, эмоциональный мир человека, социальную значимость человеческой сущности (особенно мальчики, у которых эта направленность проявляется в два раза больше, чем у девочек). Примеры актуальных ценностей детей ДОУ № 12: «смелость — защищать девочек», «доброта», «растить сады», «лепить», «писать сказки», «художник рисует», «красный цветок», «театр», «животные в природе», «путешествия», «война» (окрашена в черный цвет), «белка орешки грызет» (эстетическая ассоциация). Средний балл — 6,45. Средний балл контрольной группы — 4,64. Выводы 1. Эстетическая программа способствует осознанию и дифференциации социальных и эстетических эмоций, в большей степени у мальчиков. 2. ДетиДОУ№12, занимающиеся искусством, предпочитают позитивные социальные эмоции (особенно выделяют «Справедливость»). 3. Дети ДОУ №12 значительно меньше испытывают негативные чувства, особенно скуки, что свидетельствует о высоком уровне самоорганизации. 4. Эстетическая программа способствует инициации познавательной деятельности у дошкольников и развитию познавательной потребности. 5. Эстетическая программа формирует ценностные ориентации мальчиков и девочек, направленные на окружающий мир и ценности человеческой сущности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.057 с.) |