Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психотерапевтические эффекты
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета в процедуре исследования. Здесь уместно провести экскурс в историю цветотерапии. Известно, что упражнения с цветом являются важнейшим терапевтическим средством в ведущих психотерапевтических направлениях, включая НЛП, где цвет используется не только в качестве релаксационных упражнений, но и в качестве обозначения позитивного ресурса. Вместе с тем главным всеобъемлющим терапевтическим средством является общение с цветом. Понятие «хроматизм» происходит от древнегреческого понятия «хрома», в которое античные авторы вкладывали три основных значения: □ обозначение цвета; □ цвет как психическое ощущение; □ энергия — эмоции, чувства как их информационно-энергетическое отношение. Объективно перечисленные отношения проявляются в таких образных выражениях, как «побагроветь от гнева», «почернеть от горя», «побелеть от страха» и т. д. Эти выражения действительно раскрывают нам взаимосвязь между оценочным смыслом эмоций и физиологическими состояниями человека. Принципы цветовой терапии использовались еще в Средневековье, широкое распространение они получили в последней четверти XIX века. Но поистине настоящий бум цветотерапия переживает в настоящее время. Особенное внимание ученых, изучающих эмоции как составляющие развития личности в детском возрасте (Г. Бреслав, Н. Серов), привлекают цветотерапия и цветосенсорика, цветоэнергетические и эмоциональные взаимоотношения. Закономерности психофизиологии человека дают ему возможность связать цветовосприятие с отдельными нейропсихологическими составляющими. Еще в XIX веке ученые знали, что эмоции вызывают изменения пульса, частоты дыхания и т. д. Эти же изменения вызывают у нас и воздействия различных цветов. То есть цвет напрямую действует на тело и душу. Результаты таких воздействий изучали В. М. Бехтерев, Э. М. Гейл, Э. Д. Бэббит и другие ученые. Состояние больных, страдающих от меланхолии, ухудшалось в синих и зеленых комнатах и улучшалось в красных. Буйные холерики успокаивались в комнатах с синими шторами. Так внешний цвет или устраняет, или ослабляет внутренние тенденции. Даже цвет одежды, которую мы выбираем или для нас выбирают, воспитывает нас.
В Японии сначала выявляют цвета, отсутствующие в детских рисунках, а затем восприятие ребенка доводится до овладения им всеми известными цветами как основой гармонического видения. «Гармония в цвете — гармония в душе — гармония в жизни» — вот сверхзадача японского педагога. Подобный экскурс в цветотерапию позволяет нам разобраться, чем же объясняется психотерапевтический эффект работы детей с красками. Очевидно, работа с красками обогащает, гармонизирует детское восприятие. Наблюдение за цветовыми взаимодействиями в произведениях искусства и собственных работах гармонизирует и внутренние процессы, связанные с цветосенсорикой, так называемые цветоэнер- гетические отношения парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Очень большое терапевтическое влияние оказывают упражнения с определением холодных и теплых тонов, поиски различных цветовых растяжек. Кроме того, игровая ситуация вводится не только для облегчения процедуры тестирования: сам процесс раскрашивания домиков, в которых живут разные хозяева, способствует добровольности участия ребенка в процедуре, а значит, ее психотерапевтическому эффекту. В первом задании, раскрашивая дорожку из клеток, ребенок не просто дает нам рейтинговую шкалу приемлемости шести цветов: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный (далее по тексту эта шкала упоминается нами как цветовой градусник). Он совершает «путешествие по цветовой радуге», а это одно из главных упражнений по релаксации. Во втором задании ребенок подбирает подходящий цвет к каждому из полюсов социальных эмоций, обозначая свое предпочтение. С целью минимизации негативных последствий, возможных при раскрашивании негативных эмоций, используется ряд приемов. Последней в задании раскрашивается пара блока познания мира, где «скука» является относительно негативным чувством. Более того, произвольность использования цвета дает ребенку возможность обозначить для себя негативные полюсы эмоций или любой негативный социальный объект нелюбимым цветом и абстрагироваться от них, создавая для себя индивидуальный блок психологической защиты.
Кроме того, стимульный ряд социальных объектов предлагается ребенку аудиально (мимолетно). Эмоциональный ряд заканчивается мажорным тоном, дети раскрашивают «Восхищение». В третьем задании ребенок подбирает подходящие цвета к каждому из социальных объектов. Особая процедура — «Собственный выбор». Детям предлагается выбрать свой самый любимый объект и покрасить в подходящий цвет. Как показывает практика, детям вплоть до 11 лет очень интересно, кто живет в том или ином домике. Они с удовольствием раскрашивают их (порой не просто раскрашивают, а украшают). После окончания раскрашивания дети гордятся своей работой, часто выражают желание пообщаться, обсудить свой рисунок, показать его воспитателю, родителям. Не в этом ли главная задача психолога? Таким образом, психотерапевтический эффект раскрашивания эмоционально значимых для детей социальных и нравственных категорий можно использовать в серии развивающих и корректирующих занятий, игр и бесед, развивающих самосознание малышей, минимизирующих нарушения системы личностных отношений, социальных предпочтений и негативных вариантов личностного развития. В случае необходимости эту методику можно применять для коррекции низкой самооценки ребенка, а также легкой степени аутичности. Для детей до пяти лет рекомендуется проведение методики в индивидуальном варианте.
Ответный лист для детей 6-11 лет
Ответный лист для детей 4-5 лет
Характер заданий остается без изменений. Можно использовать инструкции 1—3 заданий. Только категории для оценки во втором и третьем заданиях используются не отвлеченные, а конкретно привязанные к каждому домику: II задание □ этот домик веселый, а этот грустный, его кто-то обидел; □ этот домик добрый, а этот злой, он сердится, ругается; □ этот домик скучает, а этот удивляется, ему все интересно; III задание □ этот домик занимается полезными делами; □ этот домик читает сказки; □ этот домик конструирует; □ этот домик поет; □ этот —рисует; □ этот домик играет; □ а для этого домика придумай занятие сам. Допускается для детей дошкольного возраста помогать в случае необходимости в раскрашивании, если ребенок не успевает, и это сдерживает работу группы, на ответном листе делается соответствующая пометка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.008 с.) |