Психотерапевтические эффекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психотерапевтические эффекты



Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета в процедуре исследования. Здесь уместно провести экскурс в историю цветотерапии. Известно, что упражнения с цветом являются важнейшим терапевтическим средством в ведущих психотерапевтических направлениях, включая НЛП, где цвет исполь­зуется не только в качестве релаксационных упражнений, но и в каче­стве обозначения позитивного ресурса. Вместе с тем главным всеобъ­емлющим терапевтическим средством является общение с цветом. Понятие «хроматизм» происходит от древнегреческого понятия «хро­ма», в которое античные авторы вкладывали три основных значения:

□  обозначение цвета;

□  цвет как психическое ощущение;

□  энергия — эмоции, чувства как их информационно-энергетиче­ское отношение.

     Объективно перечисленные отношения проявляются в таких об­разных выражениях, как «побагроветь от гнева», «почернеть от горя», «побелеть от страха» и т. д. Эти выражения действительно раскрывают нам взаимосвязь между оценочным смыслом эмоций и физиологиче­скими состояниями человека.

Принципы цветовой терапии использовались еще в Средневековье, широкое распространение они получили в последней четверти XIX века. Но поистине настоящий бум цветотерапия переживает в настоящее время. Особенное внимание ученых, изучающих эмоции как состав­ляющие развития личности в детском возрасте (Г. Бреслав, Н. Серов), привлекают цветотерапия и цветосенсорика, цветоэнергетические и эмоциональные взаимоотношения.

Закономерности психофизиологии человека дают ему возможность связать цветовосприятие с отдельными нейропсихологическими со­ставляющими. Еще в XIX веке ученые знали, что эмоции вызывают изменения пульса, частоты дыхания и т. д. Эти же изменения вызыва­ют у нас и воздействия различных цветов. То есть цвет напрямую дей­ствует на тело и душу. Результаты таких воздействий изучали В. М. Бех­терев, Э. М. Гейл, Э. Д. Бэббит и другие ученые. Состояние больных,

страдающих от меланхолии, ухудшалось в синих и зеленых комнатах и улучшалось в красных. Буйные холерики успокаивались в комнатах с синими шторами. Так внешний цвет или устраняет, или ослабляет внутренние тенденции. Даже цвет одежды, которую мы выбираем или для нас выбирают, воспитывает нас.

В Японии сначала выявляют цвета, отсутствующие в детских ри­сунках, а затем восприятие ребенка доводится до овладения им всеми известными цветами как основой гармонического видения. «Гармония в цвете — гармония в душе — гармония в жизни» — вот сверхзадача японского педагога.

Подобный экскурс в цветотерапию позволяет нам разобраться, чем же объясняется психотерапевтический эффект работы детей с краска­ми. Очевидно, работа с красками обогащает, гармонизирует детское восприятие. Наблюдение за цветовыми взаимодействиями в произве­дениях искусства и собственных работах гармонизирует и внутренние процессы, связанные с цветосенсорикой, так называемые цветоэнер- гетические отношения парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Очень большое терапевтическое влия­ние оказывают упражнения с определением холодных и теплых тонов, поиски различных цветовых растяжек.

Кроме того, игровая ситуация вводится не только для облегчения процедуры тестирования: сам процесс раскрашивания домиков, в ко­торых живут разные хозяева, способствует добровольности участия ребенка в процедуре, а значит, ее психотерапевтическому эффекту. В первом задании, раскрашивая дорожку из клеток, ребенок не просто дает нам рейтинговую шкалу приемлемости шести цветов: синий, зе­леный, красный, желтый, коричневый, черный (далее по тексту эта шкала упоминается нами как цветовой градусник). Он совершает «пу­тешествие по цветовой радуге», а это одно из главных упражнений по релаксации.

Во втором задании ребенок подбирает подходящий цвет к каждому из полюсов социальных эмоций, обозначая свое предпочтение. С целью минимизации негативных последствий, возможных при раскрашива­нии негативных эмоций, используется ряд приемов. Последней в за­дании раскрашивается пара блока познания мира, где «скука» являет­ся относительно негативным чувством.

Более того, произвольность использования цвета дает ребенку возмож­ность обозначить для себя негативные полюсы эмоций или любой негатив­ный социальный объект нелюбимым цветом и абстрагироваться от них, создавая для себя индивидуальный блок психологической защиты.

Кроме того, стимульный ряд социальных объектов предлагается ребенку аудиально (мимолетно). Эмоциональный ряд заканчивается мажорным тоном, дети раскрашивают «Восхищение».

В третьем задании ребенок подбирает подходящие цвета к каждому из социальных объектов. Особая процедура — «Собственный выбор». Детям предлагается выбрать свой самый любимый объект и покрасить в подходящий цвет.

Как показывает практика, детям вплоть до 11 лет очень интересно, кто живет в том или ином домике. Они с удовольствием раскрашивают их (порой не просто раскрашивают, а украшают). После окончания раскрашивания дети гордятся своей работой, часто выражают желание пообщаться, обсудить свой рисунок, показать его воспитателю, родите­лям. Не в этом ли главная задача психолога?

Таким образом, психотерапевтический эффект раскрашивания эмо­ционально значимых для детей социальных и нравственных категорий можно использовать в серии развивающих и корректирующих занятий, игр и бесед, развивающих самосознание малышей, минимизирующих нарушения системы личностных отношений, социальных предпочте­ний и негативных вариантов личностного развития. В случае необхо­димости эту методику можно применять для коррекции низкой само­оценки ребенка, а также легкой степени аутичности.

Для детей до пяти лет рекомендуется проведение методики в инди­видуальном варианте.

 


Ответный лист для детей 6-11 лет

 

Ответный лист для детей 4-5 лет

 

Характер заданий остается без изменений. Можно использовать инструкции 1—3 заданий. Только категории для оценки во втором и третьем заданиях используются не отвлеченные, а конкретно привя­занные к каждому домику:

II задание

□ этот домик веселый, а этот грустный, его кто-то обидел;

□ этот домик добрый, а этот злой, он сердится, ругается;

□ этот домик скучает, а этот удивляется, ему все интересно;

III задание

□ этот домик занимается полезными делами;

□ этот домик читает сказки;

□ этот домик конструирует;

□ этот домик поет;

□ этот —рисует;

□ этот домик играет;

□ а для этого домика придумай занятие сам.

Допускается для детей дошкольного возраста помогать в случае необходимости в раскрашивании, если ребенок не успевает, и это сдер­живает работу группы, на ответном листе делается соответствующая пометка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.008 с.)