Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материально- техническое обеспечение
Архитектурная среда Образовательная организация должна соответствовать строительным нормам и правилам, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и быть оборудована: – контрастный цвет нижней и верхней ступени лестниц: ступени лестниц, крыльцо на входе, бордюры и выступы на прилегающей территории должны быть маркированы (выделены ориентирами и цветом) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учреждению для детей с нарушением зрения; – на лестничных пролетах сплошные перила по обеим сторонам; – прилегающая территория и коридоры здания оснастить ориентирующим рельефно-контрастным покрытием; – зрительные ориентиры для лестниц, коридоров, на стенах и дверях. – на лестничных маршах первая и последняя ступени должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом. – на лестничной площадке поручни должны быть устроены по обеим сторонам лестницы и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30—40 см до дверной коробки. Разрывы в поручнях на маршах не допускаются.
Цветовые указатели. В случае, когда входные двери в здание стеклянные, их на определенной высоте обозначают двумя горизонтальными полосами шириной 400 мм каждая: верхняя полоса — красного цвета, нижняя — желтого. Нижняя кромка желтой полосы должна быть на высоте 500 мм от уровня пола. Световые указатели. Для обозначения входа в здание в качестве зрительного ориентира может использоваться мигающая лампочка, но световое излучение от нее должно быть обязательно отраженным, а не прямым во избежание раздражающего действия на глаза.
Специальное оборудование В обучении слабовидящих детей должны использоваться специальные тифлотехнические и оптические (индивидуальные средства оптической коррекции, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность. Дидактические материалы. При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях следует соблюдать определенные требования: -предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования; -предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;
-предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями. К объемной наглядности предъявляются требования передачи характерных признаков изображаемых предметов (например, модель машины, макет комнаты). Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете. Дидактические игрушки, используемые на занятиях для ознакомления детей с какими-то предметами быта (например, игрушечная газовая плита или стиральная машина, кукольная мебель) также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т.е., быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка - у газовой плиты). Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; игрушки, изображающие животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас. При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать особенности нарушения зрения каждого ребенка и зрительную нагрузку, которая ему рекомендована. К подбору для демонстрации детям слайдов, кино и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия детьми, возможности получить адекватные представления об изображаемых объектах и явлениях. Используемые в обучении детей с нарушением зрения графические пособия должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, но понятными детям, доступными их зрительному восприятию и осмыслению. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е., быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.
Рекомендации по организации образовательного процесса слабовидящих детей
1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Если прописаны очки для постоянного ношения, то нужно следить, чтобы ребенок неукоснительно выполнял эти требования.
2. При общении с ребенком не рекомендуется стоять против света, на фоне окна. 3. В одежде воспитателю, специалисту рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения. 4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий. 5. Рекомендуются занятия, направленные на развитие навыков рисования по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микро пространстве (на листе бумаги) 6. При смене видов деятельности, рекомендуется использовать упражнения для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз. 7. Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо узнаваемый по цвету, контуру, силуэту. 8. Размещать объекты для восприятия нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Показ объектов воспитатель должен сопровождать словесной инструкцией или описанием. 9. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, запоминания, осмысления задачи, повторного рассматривания. 10. Следует использовать указку с ярким наконечником для лучшего восприятия объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях использовать дополнительный наглядный материал: контур, силуэт, игрушки, индивидуальные картинки с крупным рисунком. 11. На индивидуальных занятиях детей с нарушением зрения учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева. Используйте этот прием при индивидуальном подходе на своих занятиях, если есть такая возможность. 12. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой). Поэтому при планировании своих занятий старайтесь учитывать эту особенность. 13. У детей с нарушением зрения зачастую бывают трудности с координацией движения. Также нарушена согласованность движений руки и глаза при выполнении заданий, связанных с черчением, рисованием, конструированием, лепкой из теста или пластилина. Поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность и качество, а правильность выполнения задания. 14. Старайтесь давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить и рассматривать материал, который Вы объясняете и показываете. 15. Все картинки должны быть увеличены. В индивидуальной работе возможно использование специальной лупы. 16. Когда дети отвечают, называйте каждого по имени, чтобы ребенок с нарушением зрения мог понять, кто сейчас говорит.
Специальные условия получения образования детьми с задержкой психического развития
Психофизические особенности и особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. Задержка психического развития вызывается самыми разными причинами. Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих особенностей развития познавательной деятельности и личности. Дети с задержкой психического развития характеризуются незрелостью функционального состояния центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами). Им трудно соблюдать принятые в детском саду нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции воспитателя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность. Многочисленные исследования показали, что дошкольники с Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания. Снижение устойчивости внимания у этих ребят может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы.
Исследования психологов выявили у большинства детей с задержкой психического развития неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих значимое для ребенка смысловое и эмоциональное содержание). Одной из особенностей восприятия таких детей является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг). У этой категории детей недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Развитие пространственных отношений тесно связано со становлением конструктивного мышления. Так, при складывании сложных геометрических узоров дети с задержкой психического развития часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. Надо заметить, что относительно простые узоры дети с задержкой психического развития, в отличие от умственно отсталых, выполняют правильно. Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические: - в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; - в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей; - в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); - в обеспечении непрерывного контроля за становлением познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; - в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); - в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; - в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; - в комплексном сопровождении, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; - в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов; - в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для детей с задержкой психического развития Специальное оборудование При включении детей с задержкой психического развития в общеобразовательное учреждение необходимо помнить об обязательном достаточном оснащении образовательной среды наглядным материалом и мультимедийной аппаратурой (интерактивная доска, проектор, компьютер c выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители, принтер, сканер) и телевизором. Интерактивные технические средства обучения: - использование необходимых для детей с задержкой психического развития пособий с опорой на возможности зрительной и слуховой наглядности, а также пробуждающие познавательный интерес ребенка; - компьютерные игры, используемые ребенком под руководством специалиста для отработки формируемых умений и навыков, а также для требуемого детям с задержкой психического развития мотивированного многократного повторения материала в разных вариациях; - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования у детей с задержкой психического развития первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности, что позволяет у сформировать у детей с задержкой психического развития динамический стереотип того или иного действия. В качестве необходимых расходных материалов для индивидуального пользования используются USB-накопители, CD-диски и DVD-диски для хранения и переноса информации. Дидактические материалы Особые образовательные потребности детей с ЗПР вызывают необходимость специального подбора дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям. Освоение практики общения с окружающими людьми предполагает использование наглядно-дидактического, иллюстративного материала, речевых упражнений в сочетании с другими приемами (пояснениями, указаниями, вопросами); знаково-символического моделирования (создания моделей и их использования в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов); вербальных средств коммуникации. Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия и окружающим миром происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Порядок организации образовательного процесса При включении в образовательный процесс детей, имеющих задержку психического развития организация работы требует акцента на значимых факторах, во многом определяющих эффективность психолого-медико- педагогического сопровождения: - необходимость дополнительных усилий по адаптации ребёнка в условиях обучения в детском саду; - чёткое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врачей и специалистов; - разработка программы коррекционной работы, адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов; - адекватное (соответствующее индивидуальным и психофизиологическим возможностям ребёнка) сочетание лечебной, образовательной и коррекционной деятельности; - включение родителей в деятельность учреждения в качестве соучастников реабилитационного процесса; - создание и поддержка благоприятного психологического климата в учреждении.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.026 с.) |