Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно-государственное движение↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области Научно-исследовательская лаборатория Педагогики Православия УрО РАО АНО «Просветительский центр» ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДЬ ЗДОРОВ!» Методические рекомендации
7-9 классы
г. Екатеринбург 2010 УДК 37.035.461 ББК 74.200.58 ББК 74.200.545.1
Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области. Научно-исследовательская лаборатория педагогики Православия УрО РАО АНО «Просветительский центр»
Областной социально-педагогический проект «Будь здоров!». Методические рекомендации в помощь организатору класса, участвующего в проекте. 7-9 классы.Екатеринбург: УрО РАО, 2010. – 136 с.
Составители: священник Игорь Бачинин, к.п.н.; Погорелов С.Т, к.п.н.; Попов С.М.;
Методические рекомендации составлены на основе практики работы по предупреждению курения подростков 7-9 классов. В настоящем пособии наряду с теоретическим материалом предложены методика и технологии реализации профилактической работы в школе на основе духовно-нравственных традиций русской культуры, представлены конкурсные мероприятия Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!», их организация и проведение. Рекомендации окажут помощь специалистам управлений образования МО, руководителям образовательных учреждений, заместителям директоров школ и лицеев по воспитательной работе, а также родителям в организации внешкольной и внеклассной деятельности учащихся. Рекомендуется для проведения в образовательных учреждениях.
© АНО «Просветительский центр», 2010.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 6 ПОЛОЖЕНИЕ о Движении «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области 9 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДЬ ЗДОРОВ!» 13 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 14 ИЗ ИСТОРИИ ТАБАКОКУРЕНИЯ.. 25 ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.. 35 ТАБАКОКУРЕНИЕ И ПОДРОСТОК.. 40 СТАДИИ РАЗВИТИЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 43 ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ ТАБАКА. ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 52 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЛАСТНОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!». 55 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ... 63 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!» 68 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!» 74 Условия участия в проекте. 75 Порядок проведения конкурсных меропрятий проекта. 76 Организация мероприятий муниципального уровня. 77 Организация мероприятий школьного уровня.. 79 Организация мероприятий в рамках Проекта.. 82 Планирование мероприятий Проекта.. 83 СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА.. 90 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ.. 92 Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе» 93 Организация и проведение. 93 Подведение итогов и порядок награждения. 94 мероприятия, инициированные классом-участником проекта 95 Организация и проведение. 95 Методические рекомендации по использованию активных форм обучения 96 Дискуссии и «круглые столы», мозговой штурм.. 96 Конференции. 98 Акции. 98 Актуальная публицистика. 100 Ролевая игра. 101 Экскурсии. 101 Критерии оценки отчета по мероприятию.. 101 Подведение итогов и порядок награждения. 101 Творческие мероприятия.. 102 Конкурс Плакатов. 102 Организация и проведение. 102 Подведение итогов и порядок награждения. 103 Конкурс «Иван да Марья». 104 Организация и проведение. 104 Подведение итогов и порядок награждения. 105 Конкурс Агитбригад. 106 Организация и проведение. 106 Подведение итогов и порядок награждения. 107 Литературный конкурс. 108 Организация и проведение конкурса. 108 Подведение итогов и порядок награждения. 110 СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. 111 Соревнование «Осенние старты». 111 Организация и проведение соревнования. 111 Подведение итогов и порядок награждения. 112 Конкурс «Иван-Царевич». 113 Организация и проведение соревнования. 113 Подведение итогов и порядок награждения. 114 Соревнование по игре в Дартс. 114 Организация и проведение. 115 Подведение итогов и порядок награждения. 116 Контроль и психологическая поддержка.. 117 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 121 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 122 ВВЕДЕНИЕ Сегодня проблема сохранения и укрепления здоровья россиян стала одним из приоритетов, как государственной социальной стратегии, так и общества в целом. В стране сохраняется высокая смертность, в том числе людей трудоспособного возраста, остается низкой рождаемость, в результате чего численность населения сокращается. Угроза депопуляции в своей основе объясняется недооценкой всеми слоями населения важности сохранения здоровья, отсутствием системы целенаправленной воспитательной работы с детьми и молодежью. Поэтому продолжают расти масштабы алкоголизма, наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних, девальвируются в молодежной среде семейные ценности. Создание условий для устойчивого духовного и физического совершенствования личности становящегося человека, возрождение национальных культурных традиций в формировании культуры здоровья подрастающего поколения – важная задача всех социальных институтов в настоящее время. Сложившиеся в прошлый исторический период формы и методы работы по предупреждению социальных пороков среди несовершеннолетних в новых социокультурых условиях оказываются малоэффективными. Несмотря на усилия семьи, воспитательную работу общеобразовательной школы, растет доля курящих и употребляющих алкоголь, наркотики (по данным, которые были приведены на совместном заседании Комиссии Общественной палаты РФ по формированию здорового образа жизни, спорту и туризму и Лиги здоровья нации). Дети начинают курить с первого-второго класса, среди российских подростков курят 67% мальчиков и 57% девочек. Исследователями механизмов возникновения социальных зависимостей установлено, что табакокурение всегда предшествует винопитию и употреблению наркотиков. Поэтому предупреждение курения в подростковом возрасте является одной из форм профилактики социальных пороков, формирования устойчивости личности к ним. Во всем мире ведется настойчивая и результативная работа по сокращению снижения числа потребителей никотина. В России пока сохраняется противоположная тенденция распространения табакокурения. Курение в нашей стране получило такое широкое распространение, что перестало восприниматься как проблема. У нас один из самых высоких в мире уровень табакокурения: 28% населения мира курят табак, в России курят 60,4% мужчин; 25,5% женщин; 33% учащихся средних учебных заведений. Прямые демографические потери общества от смертности в связи с табакокурением, злоупотреблением алкоголем и наркотиками достигают сотен тысяч человек. Широкая общественность, осознавая опасность сохранения тенденции к распространению табакокурения среди несовершеннолетних, ищет новые формы профилактической работы. Шестой год по инициативе Екатеринбургской епархии и органов областной власти в г. Екатеринбурге и Свердловской области проводятся конкурсные мероприятия по профилактике табакокурения в молодежной среде. Ежегодно в них принимают участие более ста классов. С 2008-2009 гг. социально-педагогический проект «Будь здоров!» стал частью работы Общественно-государственного Движения «Попечительство о народной трезвости» Свердловской области. Деятельность Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» направлена на сохранение и укрепление физического и духовно-нравственного здоровья учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ Свердловской области. В реализации проекта интегрируются усилия государства, образовательных учреждений, Церкви, бизнеса и общественности. Формирование идеалов здорового образа жизни у подростков, умения следовать им в повседневной жизни и противостоять сбивающим влияниям стихийной среды – смысл реализации Проекта. Принципы общественно-государственного Движения «Попечительство о народной трезвости» выступают как регулятивная основа для организации проекта «Будь здоров!». Основными принципами Движения «Попечительство о народной трезвости» являются: Консолидация действий всех здоровых сил общества, органов государственной власти и Православной Церкви в целях духовно-нравственного просвещения, формирование установки на трезвый образ жизни, охрану здоровья населения Свердловской области и улучшение на этой основе демографической ситуации в свете Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. 1. Профилактика асоциальных явлений, алкогольной зависимости, формирование социальной устойчивости к порочным зависимостям у детей и молодежи. 2. Гласность и открытость деятельности Движения «Попечительство о народной трезвости». 3. Активность, наступательность и ответственность всех членов Движения. ПОЛОЖЕНИЕ
Принято 20.03.2008 г.
Общие положения 1.1. Движение «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области (далее – Движение) создается как общест-венно-государственная форма объединения усилий Церкви и госу-дарственной власти, бизнеса и общественных структур для преодо-ления кризисных явлений в социальной сфере, связанных с пьянст-вом и алкоголизмом, и трезвеннического просвещения населения Свердловской области. 1.2. Движение руководствуется в своей деятельности зако-нодательством Российской Федерации, законодательством Сверд-ловской области, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, настоящим положением, правовыми документами Екатеринбургской епархии, традициями Русской Православной Церкви. Структура Движения 4.1. Решение о создании Движения принимается на Учре-дительной конференции. 4.2. Высшим органом Движения является Конференция, на которой утверждается Положение и выбирается Совет Движения. 4.3. Структура Движения состоит из Совета, возглавляемого сопредседателями, комитетов, создаваемых в управленческих округах, и отделений – в муниципальных образованиях. 4.4. Совет своим решением создает рабочую группу. 4.5. Движение может иметь свою атрибутику и фирменный бланк. Руководство Движением 5.1. Руководство деятельностью Движения на правах со-председательства осуществляется архиепископом Екатеринбург-ским и Верхотурским Викентием и заместителем председателя пра-вительства Свердловской области по социальным вопросам В.А.Власовым. 5.2. Сопредседатели подписывают соглашения, протоколы, обращения, совместные заявления с третьими лицами и другие до-кументы, направленные на достижение цели и задач Движения. 5.3. Совет: организует и координирует деятельность Движения; от имени Движения обращается ко всем государственным и негосударственным организациям, запрашивает и получает инфор-мацию, выступает с инициативами и предложениями для утвер-ждения Трезвости; 5.4. Рабочая группа: организует работу Совета; в соответствии с утвержденным планом, организует проведе-ние мероприятий; запрашивает и получает информацию от комитетов и отделе-ний Движения; организует и координирует выполнение решений Совета; осуществляет взаимодействие с участниками Движения. Членство 6.1. Членом движения может быть любое физическое или юридическое лицо, разделяющее цели и задачи Движения и готовое содействовать Движению. Финансовая деятельность 7.1. Финансовая деятельность ведется в соответствии с дей-ствующим законодательством Российской Федерации. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДЬ ЗДОРОВ!» Преодоление неуспеха Для развития творческой личности необходимо наличие постоянных стимулирующих и направляющих «подкреплений», которые создает успех. Он придает ребенку силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, дает основу для формирования высокой самооценки. Мотивацией для достижения успеха являются: – высокий настрой на творчество; – обязательная демонстрация знаний, умений, навыков на определенном уровне, с гарантией минимального успеха; – разнообразие характера деятельности, социальных ролей; – стимулирование самостоятельности в разработке и реализации дел. Конкурсные мероприятия – яркое эмоциональное событие в жизни ребенка. В течение всего учебного года дети соревнуются за право поездки всем классом на море. Проект предусматривает создание ситуаций успеха для каждого участника. Конкурсные мероприятия построены так, что, участвуя в них, каждый учащийся класса может испытать себя, свои способности и таланты, при этом ни один участник не останется без внимания, независимо от того, станет он победителем или нет.
ИЗ ИСТОРИИ ТАБАКОКУРЕНИЯ Курение, табакокурение – физиологически есть процесс вдыхания дыма от тлеющих свернутых целиком (сигары) или измельченных листьев табака. Табак – однолетнее растение (Nicotiana tabacum) семейства пасленовых. При многократном повторении курение формируется в стойкую привычку. Экспертами Всемирной Организации Здравоохранения курение классифицируется как разновидность наркомании. Сведения о вдыхании людьми дыма от сжигания некоторых ароматических растений (например, в ходе различных религиозных церемоний и празднеств) восходят ко временам античности. Об этом свидетельствуют историки, например, Геродот. О курении упоминается в древнекитайских летописях, курили и египетские фараоны. Табак как представитель дикой флоры был известен еще в древности и в Европе, и в Азии, и в Африке, его листья сжигали на костре, и их дым оказывал на людей одурманивающее действие. Курение табака получило распространение сначала в Западной Европе в XVI веке, после второго похода Христофора Колумба, когда семена табака были завезены в Испанию с острова Гаити. Одной из главных причин распространения и популярности табака являлся миф об его удивительных целебных свойствах. Жан Нико, французский посол в Лиссабоне, преподнес королеве Екатерине Медичи листья табака, вывезенные из Америки. Он настойчиво рекомендовал табак для лечения и предупреждения болезней. Граф Нико оставил о себе память в виде названия одного из вреднейших компонентов табака – никотина. На Руси в XVII-XVIII веках табак применяли от «грудной немочи» при простудах, от малярии. Однако скоро стало известно вредное влияние курения на организм. Древнерусское выражение «пить табак» обозначало его действие, подобное действию вина и водки. В царских указах первой половины XVII века строго запрещался ввоз табака в Россию. За употребление табака налагали жестокие наказания. Неисправимых курильщиков наказывали «сечением кнутом». О табаке писали как о «позорище рода человеческого», говорили: «Кто курит табак, тот хуже собаки». Тем не менее, государство готовилось организовать казенную продажу табака. Притягательная сила табака, по рассказам первых русских курильщиков, выражалась в том, что он вводил в прозрачный мир радости, «яко же забытьи печали житейской». Постепенно табак начал завоевывать страну за страной. Распространение табачной заразы среди народов мира связывают с именем Колумба, который вместе с членами экспедиции впервые увидел индейца, «пьющего дым». Со второй половины XVI века курение начало «триумфальное» шествие по странам и континентам. Почти сразу же началась и борьба против курения. В 1604 вышел труд «О вреде табака», принадлежащий Якову I Стюарту, королю Англии. В нем отмечалось, что эта «привычка, противна зрению, невыносима для обоняния, вредна для мозга, опасна для легких…». По-настоящему сигареты приобрели популярность лишь в начале прошлого века. Злой, черной, чертовой травой, исчадием ада называют табак. И в этом нет преувеличения. В табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов, 30 из которых относятся к разряду натуральных ядов. До первой мировой войны курящие женщины были редкостью, но затем женщина с сигаретой или папиросой стала встречаться все чаще и чаще. За последние десятилетия резко возросло число курящих женщин. Существенную роль в распространении этой привычки среди девочек и девушек играет мода, стремление выглядеть современными в глазах компании. Интересным является факт увеличения количества курящих мужчин во время первой и второй мировых войн. В первые послевоенные годы произошел некоторый спад, но потом с началом изготовления сигарет с фильтром число курящих вновь возросло. Гораздо больше стало курить женщин, молодежи и подростков. Табачные фабриканты стали получать значительные прибыли, а медиков все больше стал волновать вопрос пагубного влияния никотина на организм человека, что повлекло за собой проведение серии глубоких исследований, охватывающих тысячи человек. Главной их целью было определение реального вреда табака для здоровья людей. Эти исследования стали публиковаться с 1960 года и представляли ошеломляющие данные. В настоящее время курение – одна из наиболее распространенных в мире вредных привычек, пагубно влияющих на здоровье как самих курильщиков, так и окружающих их людей. По некоторым статистическим данным, курению табака подвержено более 40% населения земли. При курении, наряду с частицами дыма, оседающими в легких человека, в организм в опасных дозах поступают разнообразные ядовитые вещества – аммиак, окись углерода, радиоактивный полоний, канцерогенные углеводы, стимулирующие зарождение и быстрое развитие злокачественных опухолей. Курильщик, решивший отказаться от своей привычки, испытывает большие трудности, которые связаны с содержанием в табаке никотина. Никотин – это алкалоид, который, будучи введен в малых дозах в организм, на короткое время тонизирующим образом влияет на нервную систему, а по существу оказывает на человека наркотическое действие, порождая все возрастающую потребность в курении. У многих людей курение со временем перестает вызывать приятные ощущения, но остается физическая тяга к табаку, курение превращается в обременительную, но неодолимую страсть. Наша страна находится на первом месте по числу курящих детей и подростков. Принятый в 2001 году Федеральный Закон «Об ограничении курения табака» не внес существенных изменений. Не смотря на то, что данный закон запрещает продажу табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет, тем не менее, найти сигарету для подростка сегодня не составляет труда. Не последнее место в том, что сегодня подростки курят, занимает воздействие рекламы на психику ребенка. Многие страны мира уже ввели законодательный запрет рекламы табака. Примерами служат Италия (1962 год), Исландия (1970), Норвегия (1975), Финляндия (1978), Португалия (1982), Новая Зеландия (1990), Австралия (1992), Таиланд (1992), Франция (1993), Швеция (1994), Турция (1996), Бельгия (1997), Польша (1999), Ирландия и Венгрия (2000 год), Дания (2001 год). Во многих странах курение в общественных местах запрещено законом. В ноябре 2004 года Бутан стал первой страной, в которой запрещена продажа табака и табачных изделий, а ввоз табачных изделий для личных нужд облагается стопроцентной пошлиной. Британские парламентарии проголосовали в феврале 2006 года за полное запрещение курения в пабах и клубах. Аналогичное решение о запрете курения во всех общественных местах, включая рабочие места, пабы, рестораны и клубы, было принято ранее в Ирландии. Практически на всех европейских авиалиниях курение запрещено в течение всего полёта. Для того, чтобы оградить несовершеннолетних от приобретения и покупки табачных изделий и табака, в нашей стране был принят закон, в котором статья 23 «Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей», глава 3 «Федерального закона о рекламе» от 13.03.06 N 38-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 09.02.2007 N 18-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 21.07.2007 N 193-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 13.05.2008 N 70-ФЗ) предусматривает: 1. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна: 1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния; 2) осуждать воздержание от курения; 3) обращаться к несовершеннолетним; 4) использовать образы несовершеннолетних. 2. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться: 1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании; 2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; 3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; Пункт 4 части 2 статьи 23 вступил в силу с 1 января 2007 г. 4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; 5) на всех видах транспортных средств общего пользования; 6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; 7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений. 3. Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства). 4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы. Табачная индустрия утверждает, что реклама табака не привлекает новых курильщиков, а просто поощряет устоявшихся курильщиков сохранять верность особой марке или сменить ее. Сегодня реклама в табачной индустрии находится на очень высоком уровне, порядка шести процентов от коммерческих доходов, это приблизительно на 50 процентов выше, чем в среднем в промышленности. За короткое время после распада СССР Россия превратилась в основной оплот транснациональных табачных компаний (ТТК). К концу 2000 года транснациональные табачные компании инвестировали более 2,7 млрд. долларов в 10 стран бывшего СССР. В некоторых республиках деньги, инвестированные в табачную промышленность, составляли от 1% до 30% от общей суммы прямых иностранных инвестиций (ПИИ). На заводах, получающих инвестиции, производство утроилось со 146 до 416 млрд. сигарет в год, а доля рынка, занятая ТТК, составила от 50 до 100%. В Советском Союзе велась активная политика борьбы с курением. Законодательно было запрещено курение в общественных местах, включая метро, автобусы и рестораны, на сигаретных упаковках писалось предупреждение о вреде курения для здоровья, по телевизору транслировались передачи о вреде курения. В период политических реформ ТТК воспользовались неразберихой в законодательстве и стали активно продвигать свои марки, развернув мощную рекламную кампанию. К середине 1990-х на 50% рекламных щитов и 75% пластиковых пакетов была размещена реклама сигарет. В четырех государствах бывшего СССР табачные транснациональные компании вошли в тройку крупнейших рекламодателей. Транснациональные табачные компании вели себя в России, как в развивающейся стране со слабым законодательством, пластичным правительством и неорганизованным гражданским обществом. Имелись признаки мощного воздействия ТТК на политику правительства, участия в разработке законодательства и процессе РКБТ (Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака). Из-за отсутствия необходимых механизмов по принуждению к исполнению законов, запрет на рекламу табака, принятый в 1993 году, был неэффективным. В 1995 году был принят новый закон, который, однако, носил рекомендательный характер и включал незначительные ограничения по содержанию и размещению рекламы, а также вводил лимит эфирного времени, отведенного на рекламу табачных изделий. В июле 2001 года был подписан новый федеральный Закон об ограничении потребления табака, и, начиная с 2002 года, он стал поэтапно проводиться в жизнь. Первоначально закон включал высокоэффективные меры, но изменения, внесенные в законопроект между первым и вторым чтениями, стали «наглядным пособием искусства лоббирования». Первоначальный запрет на рекламу табачных изделий был отменен после того, как табачная индустрия привела доводы в пользу того, что данный вопрос должен регулироваться особым законом. Аналогичным образом был ослаблен первоначальный запрет на показ курения в кинофильмах. Разрешалось показывать сцены курения, «если они отвечают художественному замыслу фильма». Были введены некоторые ограничения на курение в общественных местах, но никакой ясной системы проведения закона в жизнь выработано не было. Интересы табачной индустрии восторжествовали. Документ, обнаруженный Федеральной торговой комиссией США, предоставляет редкую возможность взглянуть на советы, которые табачная индустрия получает из своих научных учреждений с целью воздействия на детей как на потенциальных курильщиков. Попытка охватить начинающих юных курящих должна основываться на следующих параметрах: – представлять сигарету как один из немногих пропусков во внешний мир; – представлять сигарету как часть запрещенного удовольствия от какой-либо продукции или действия; – в вашей рекламе создавайте ситуацию из повседневной жизни юного курящего, но в элегантном стиле делайте эту ситуацию на основе символов процесса взросления и зрелости; – насколько возможно, связывайте сигарету с большим количеством денег, сексом, пивом, вином и т.д.; – НЕ касайтесь вопросов здоровья и связанных с этим тем. Исследования показывают, что прямые механизмы, благодаря которым реклама и пропаганда могут увеличивать потребление табака, заключаются в следующем: – стимулирование детей и молодежи начать экспериментировать с табачными изделиями, и таким образом инициировать регулярное курение; – поощрение начать курить; – поощрение нынешних курильщиков начать курить больше; – подрыв появляющихся у курильщиков побуждений бросить курить; – поощрение прежних курильщиков возобновить привычку. Недавнее исследование в 22 странах с высоким уровнем доходов, основанное на данных с 1970 по 1992 год, привело к выводу, что всесторонние запреты на рекламу и пропаганду сигарет могут уменьшить курение, а более ограниченные частичные запреты имеют слабый эффект или вовсе не имеют его. Когда правительства запрещают рекламу в одном из средств массовой информации, таких как телевидение, индустрия может заменить ее рекламой в других СМИ. При этом воздействие на общие расходы маркетинга будет небольшим или нулевым. Соответственно, научные работы, которые исследовали эффект частичного запрета рекламы сигарет, обнаружили, что воздействие этой меры на курение было небольшим или отсутствовало вообще. Было проведено международное исследование, посвященное влиянию рекламы табака на общий спрос на табачные изделия. Для исследований были отобраны четыре страны (Финляндия, Новая Зеландия, Франция и Норвегия). В каждой из этих стран был введен запрет на рекламу, который эффективно реализовывался. Во всех четырех странах в наличии имелось достаточно данных, чтобы оценить последствия запрета на научной основе. В каждом случае за запретом рекламы следовало снижение потребления сигарет на душу населения в возрасте 15 лет и старше на 14-37%. Такое снижение не могло быть объяснено влиянием других факторов. Таким образом, для сокращения потребления табака частичные ограничения рекламы (например, запрет ее только на радио и телевидении) почти не имеют смысла. Только практически полный запрет прямой и косвенной рекламы и спонсорства способен снизить уровень курения. При этом политически целесообразно оставить такие формы рекламы, как публикации в специализированных журналах для тех, кто торгует табаком, и в закрытых специализированных табачных магазинах. Это позволит получить поддержку тех, кому не нравятся слова «полный запрет», или тех, кто считает полный запрет неконституционным. Во многих странах продажа табака и спиртных напитков запрещена, купить сигареты или спиртное можно только за территорией города, в специально отведенных местах. В нашей стране челябинское молодежное движение «Трезвение» провело эксперимент. Ребята, рассчитав площадь, которая расположена ближе 100 метров от территории детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организаций и, согласно закону, попадает под запрет, выяснили, что фактически на всей территории города реклама и продажа табачных изделий должна быть запрещена законом. В Калининграде местная радиостанция провела опрос курящих подростков на улицах города, в основном вблизи школ. Корреспондент задавал вопрос «Что Вы станете делать, если завтра ни в одной точке города Вам не продадут сигареты?». Результаты опроса: 8 из 10 подростков сказали «Я брошу курить». ТАБАКОКУРЕНИЕ И ПОДРОСТОК Курение табака – одна из наиболее распространенных вредных привычек, отрицательно влияющая на здоровье курильщика и окружающих его людей, способствующая развитию заболеваний сердца, сосудов, желудка, легких. Табачный дым содержит канцерогенные вещества. Среди них – никотин, сероводород, окись углерода, углекислота, смолы, радиоактивный полоний и многие другие. Курение школьников замедляет их психическое и физическое развитие. Расстройство сна, потеря аппетита, нарушения деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, затруднение снабжения тканей кислородом, плохая успеваемость, отставание в физическом и умственном развитии – вот лишь немногий перечень явлений, причина которых – в табакокурении. Школьные годы – это время развития как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Состояние здоровья, подорванного курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха. У детей нет мотивации курить или не курить. Мотивация поведения в подростковом возрасте только складывается. Подростковая мотивация – новое существенное образование, определяющее глубину личности, ближайшую предпосылку для развития воли. Подросток часто интересуется тем, чем интересуются его друзья или компания, в которую он хочет войти, в том числе и курением, то есть содержание его интересов в первую очередь определяется целями общения со сверстниками. В это трудное для подростков время они очень часто попадают в зависимость от табака, наркотиков, алкоголя и т.д. Мотивы самые различные, но самые распространенные из них: «чувство взрослости», «мода», «негативный пример в семье, в искусстве» или же «плохая компания». Обратимость курения связана с возрастом: чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно. Научно доказано и практика подтверждает, что табак - тот же наркотик: у курильщиков возникает зависимость, требуется постоянное наращивание количества выкуриваемых сигарет. Курение наиболее опасно для растущего организма подростка, юноши, но именно в этот возрастной период и зарождается и развивается привычка к курению. Во взрослом возрасте привычка к курению лишь закрепляется. По данным ряда исследователей «пик» начала курения приходится на 14-15 лет. При этом отмечается, что если в основе курения младших школьников чаще всего лежит простое любопытство, то для старших подростков и юношей на первый план выдвигаются принципиально иные факторы: желание во что бы то ни стало казаться взрослым, стремление подражать уже курящим сверстникам. В компаниях сверстников совместное курение часто превращается в некий ритуал, создающий и поддерживающий иллюзию близости членов группы. В таких подростковых сообществах, неформальных объединениях курение воспринимается как необходимый атрибут взрослости и самоутверждения, показатель самостоятельности и независимости. В силу свойственной подросткам склонности к соревновательности, при совместном курении у них возникают споры о том, кто больше выкурит сигарет и т.п., что порой приводит к тяжким никотиновым отравлениям. Несмотря на то, что тяжелые заболевания, порождаемые курением, достаточно редко проявляются у курильщиков с небольшим стажем, что объясняет недоверие подростков к сведениям о вреде табака, уже в самом юном возрасте курение негативно сказывается на здоровье. Прежде всего, курение вызывает существенное ослабление защитных функций организма, снижение выносливости. Курение негативно сказывается также на работоспособности, умственном развитии, что проявляется в частности в снижении успеваемости. Профилактика курения должна начинаться с раннего возраста. Необходимо воспитывать у ребенка отвращение к курению, к табаку, к табачному дыму. В этой профилактике велика роль семьи, родителей. Дошкольнику нет необходимости разъяснять вредные последствия курения, достаточно в его присутствии проявить отрицательное отношение к этой привычке, ко всему, что связано с табаком, вызывая такую же реакцию у ребенка. Этот метод можно использовать и в младшем школьном возрасте, подчеркивая, что курение – большой недостаток человека. В работе с подростками следует раскрывать им, что необдуманное подражание действиям других людей – признак несамостоятельности, зависимости от другого, признак недостаточной взрослости. Подросткам важно разъяснять вред курения на основе научных данных, причем вред не только будущий, а уже в настоящем времени. Метод нравоучительных бесед и декларативных заявлений о вреде табака не только не является эффективным, но и довольно часто ведет к прямо противоположному результату. Альтернативой такому подходу служит практика вовлечения подростков в значимую для них совместную деятельность и развитие через нее интереса к здоровому образу жизни. Для подростков важно найти точки приложения их стремления к самоутверждению, которые бы обеспечивали повышение их общественно полезной деятельности. Склонность подростков к соревновательности да
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.243 (0.015 с.) |