Причины начала подросткового курения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины начала подросткового курения



1. У детей не хватает коммуникативных навыков. Дети не умеют общаться.

Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются личностью в общении с другими людьми, формируя ее.

Отмечено, что в подростковом возрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и окружающем мире.

Основной тенденцией в этот период является переориентация на общение со сверстниками. Для подросткового возраста характерно установление собственного взгляда на вещи на основе сравнения его с мнениями сверстников. Ценным здесь становится вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире.

Общение оказывает огромное влияние на становление личности подростка, так как это не только обмен информацией (например, между учителем и учеником), но и взаимодействие, взаимовлияние. Подросток «переживает» общение не только на интеллектуальном, но и на физиологическом и эмоциональном уровнях.

Возникают проблемы с родителями, главным образом связанные с недопониманием. Некоторые родители не успевают следить за изменениями, стремительно происходящими с их детьми. С одной стороны, ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны, он претендует на бóльшую самостоятельность в решении каких-то дел и проблем.

Замкнутость, чувство собственной неполноценности, свойственные подростковому возрасту, иногда перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими. Ребенок заменяет общение со сверстниками курением сигарет. У неуверенных в себе и робких ребят курение становится средством психологической защиты.

Подросток, ограничивая себя в общении, теряет коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий и эстетический потенциалы. Разрушительный характер такого поведения проявляется еще и в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными, нарушаются; утрачивается способность сопереживать, увлекаться, проявлять симпатии.

В процессе продолжительного курения у подростка развивается психологическая зависимость от табака, заменяющая дружбу, любовь, различные виды активности.

 

2. Подавленное состояние личности.

С особенностями подросткового возраста сталкивается большинство родителей, педагогов, других специалистов, работающих с детьми, и в большинстве случаев эти особенности воспринимаются взрослыми как проблема в их взаимоотношениях с подростками, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде неприятия личности взрослеющего человека, попытки изменить, подчинить и пр. Все подобные действия обычно приводят только к негативным последствиям – ухудшению поведения подростка и отдалению его от взрослых. Он хочет освободиться от опеки любыми способами. Чем больше его контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния старших. Наперекор им он начинает поступать по-своему, демонстрируя, что он уже самостоятельный. Очень часто в борьбе за независимость, самоутверждение подросток начинает курить, пытаясь доказать, что он свободный человек.

 

3. У ребенка есть потребность в признании; человек должен знать, что он кому-то нужен.

Семья – это самый первый институт социализации ребёнка. Усвоенные в семье отношения должны способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей.

Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям – все это может способствовать формированию у него базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверия.

Подобное отношение к родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым вообще. Доверие у ребенка укрепляется тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент он получает поддержку. Ребенку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих, что с его потребностями и его точкой зрения считаются.

Отсутствие внимания и поддержки со стороны старших может вызвать враждебность, недовольство, обиду на взрослого, утрату с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения. Подросток начинает искать общения на стороне и может попасть в сложившуюся группировку, где принято курить, выпивать или употреблять наркотики.

 


4. Социальные причины: негативный пример в семье, негативный пример в искусстве, желание стать взрослым.

Во многом причиной начала курения подростков является неправильное поведение родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим методам воспитания, но и винят самого ребенка в том, что он начал курить, или его сверстников, которые втянули его в плохую компанию. Виноваты все, кроме самих родителей: и школа «плохо воспитывает», и ребенок «трудный», и друзья «плохие».

Если ребенок растет в семье, где его воспитанием никто не занимается, где родители курят и злоупотребляют алкоголем, если ребенок растет в атмосфере скандалов или воспитывается в неполной семье, то вероятность того, что он будет курить, очень высокая.

Большинство современных подростков – акселераты, но в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Несмотря на кажущуюся «взрослость» и высокий рост, у них могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, незрелость психики, внушаемость, подверженность чужому отрицательному влиянию, склонность к подражанию, беспечность, легкомыслие, неспособность правильно оценить возможные последствия своих поступков, неразвитое чувство ответственности и долга.

Подростки-акселераты не всегда способны критически оценивать себя и свое поведение. Им хочется быть самостоятельными, а в материальном отношении они зависят от родителей, и в школе их поведение контролируется учителями. Поэтому они находят компенсацию своей несамостоятельности вне дома и школьных стен, в подростковых группах, где каждый стремится показать сверстникам, какой он «крутой», и завоевать «авторитет» доступными ему способами и средствами, к которым относятся в т.ч. курение и распитие спиртных напитков.

Важным институтом социализации ребенка являются средства массовой информации. Их заслуга велика во многих сферах общественной жизни: культуре, политике, экономике, образовании, воспитании и др. Но вместе с тем, они вносят свой вклад в отрыв людей от реальности, предлагая целую индустрию ощущений взамен полноценных взаимоотношений, дают готовые образцы мыслей и поступков. Красивые пачки сигарет в кино, на витринах, плакатах, полиэтиленовых пакетах, преуспевающие молодые люди, которые занимаются делом и, конечно, курят, потому что им некогда заниматься такой «ерундой», как собственное здоровье. Эмоциональная подача материала способствует быстрому и прочному усвоению подобных формул. Многие подростки избирают себе кумира – киногероя, актера, популярного певца или музыканта, стараются копировать его в одежде, в прическе, в поведении.

 

5. Безнаказанность за нарушение. Незнание вредных последствий курения.

Тысячи детей и подростков ходят в школы, они должны там приобретать новые для себя знания, учиться нормам поведения в обществе. Однако многие дети идут на учёбу с сигаретой во рту, и даже на переменах в школах подростки в возрасте 10-14 лет курят.

Когда у ребенка в семье или в школе формируют положительную нравственно-этическую позицию, объясняя, что позволено делать, а что нет, то возможно корригировать его поведение и воспитать личность физически здоровую, духовно богатую, высоко нравственную. Но иногда ситуация в школе обстоит иначе. В школах курить нельзя, а курят даже учителя.

Навязываемая нашему обществу «культура» способствует тому, что подростки из бессмысленного подражания взрослым и самоутверждения друг перед другом в качестве якобы повзрослевших, приобщаются к разного рода дурным привычкам, не зная, чем это может закончиться в будущем.

Необходимо рассказывать детям, что ждет человека и его семью, если мальчик или девочка будут курить в таком раннем возрасте. Нужно устраивать диспуты, круглые столы, организовать массовое движение, чтобы дети не курили и понимали, к чему это ведет. Детальное знание вредных последствий курения может отложиться в сознании ребенка и затем начать действовать.

Областной Проект «Будь здоров!» предлагает различные формы, методы и направления профилактической работы в школе. Участвуя в Проекте, ребенок не только пополнит свой багаж знаний о вреде курения, но и сохранит свое здоровье.

 

6. Неумение противостоять давлению среды, давлению сверстников, неумение отстоять свою позицию.

Многие подростки-акселераты выглядят и считают себя уже взрослыми, но их недостаточное психическое развитие не избавляет их от подверженности чужому влиянию, тем более влиянию сверстников, авторитет которых в этом возрасте начинает доминировать над авторитетом взрослых. Этому возрасту вообще свойственна подверженность чужому влиянию, причем с большей легкостью психически незрелые, инфантильные подростки поддаются отрицательному воздействию.

Подростки обычно начинают курить в группе сверстников. Групповые нормы поведения и склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал сигареты, то начинает курить вся подростковая группа.

В том, что подросток подпадает под влияние такой группы, большую роль играет безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как их ребенок проводит свое свободное время, конфликтная обстановка в семье.

Если кто-либо из членов группы отказывается курить, он может стать предметом насмешек. Его называют слабаком, трусом, придумывают ему обидные прозвища, что очень болезненно в столь уязвимом возрасте. Ребята боятся больше всего не того, что сверстники ихизобьют (такие случаи тоже бывают), а именно насмешек своих товарищей. В этом возрасте они еще не уверены в себе и своих силах, не могут дать достойный словесный отпор, а насмешки и обидные прозвища их очень травмируют.

 

7. Событийная бедность. Ребятам тоскливо учиться в школе, ничего не происходит.

Большое влияние на повседневную жизнь и перспективы развития взрослеющего человека оказывает школа. На нее возлагаются важнейшие функции: передача знаний, культурных и нравственных ценностей, помощь в социальной адаптации и выработке адекватного социального поведения, содействие личностному росту. Но не всегда школа выполняет свои функции. Загруженность учебной деятельностью и порой безграничное стремление педагогов и родителей занять детей настолько, чтобы у них не оставалось времени на «всякие глупости», - все это приводит к тому, что у детей не остается времени, чтобы принадлежать самим себе, играть, общаться со сверстниками.

С другой стороны, не у всех детей досуг организован. Сейчас большинство спортивных и прочих секций стали платными, и далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы. К тому же любые занятия спортом требуют упорства и труда, а сидеть во дворе или болтаться по улицам гораздо проще.

Подростку скучно в школе и не хочется быть дома, потому что в группе всё гораздо интереснее – там «настоящая», «взрослая» жизнь, свои тайны.

Собираясь в группе сверстников, многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, слушая музыку, или бесцельно бродят по улицам в надежде на какое-то «приключение», которое разнообразило бы их жизнь. Со временем они сами находят себе такие «приключения» и развлечения, которые чаще всего имеют асоциальную направленность.

 

8. Пессимистическая перспектива – у детей нет радости.

С одной стороны, взрослые хотят, чтобы их дети реализовали то, что не удалось реализовать им самим. С другой стороны, они желают детям добра и верят, что этим будет обеспечено будущее детей. У детей выискивают таланты (при этом считается, что чем раньше, тем лучше), их учат иностранным языкам, записывают одновременно в несколько кружков, в спецшколы. При этом взрослые гордятся собой и детьми. Родительская ретивость дорого обходится «звездным» детям. Итог – нервные срывы, снижение иммунитета, переутомление. Кроме этого, происходит отрыв от общения со сверстниками, обеднение жизненных впечатлений, накапливается груз неудовлетворенных детских потребностей. Такие дети лишены инициативы. Им предложен готовый путь, по которому они идут в сопровождении. За них все решено.

Многие подростки, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, приобщаются к курению, употреблению спиртного и др. Родители и учителя недоумевают: что произошло с подростком? Еще недавно был послушным, примерным учеником, а теперь ему уже не интересно дома и в школе, он стал грубым, развязным, прогуливает занятия.

Дети из неблагополучных семей впадают в различные формы асоциального поведения, не имея в будущем жизнеутверждающих перспектив.

ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ ТАБАКА:
ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Основные усилия, предпринимаемые сегодня обществом, направлены на профилактику алкоголизма и наркомании. Профилактика курения не менее важна, так как людей некурящих среди злоупотребляющих алкоголем и наркозависимых – единицы. Известно, что курящие подростки втрое больше выпивают алкогольных напитков, в 17 раз больше употребляют наркотики, чем их некурящие одногодки.

Психологи пришли к мнению, что курение обычно начинается в раннем юношеском возрасте и особенно распространено среди тех, кто плохо учится, чувствует свою несостоятельность. Поэтому профилактика курения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления личности, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики курения. Это такие качества как стремление к развитию и самопознанию, интерес к своей личности и ее потенциалу, способность к самонаблюдению.

Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции, делают попытки в самоопределении.

Отказаться от курения – задача трудная, но возможная. Это зависит от:

– стадии никотиновой зависимости;

– желания курильщика бросить курить;

– индивидуальных особенностей организма;

– причин курения.

История свидетельствует, что никакие запреты – жестокое преследование курильщиков и продавцов табака, уменьшение выпуска табачных изделий – не привели к значительному снижению количества курящих.

 

Программы по предупреждению курения должны преследовать следующие цели:

– изменение поведения курящего и поддержка некурящего;

– изменение взгляда на курение, которое часто рассматривается как признак успеха, как взросление у подростков; утверждение мнения о курении как опасной привычке;

– принятие экономических и правовых мер к тому, чтобы табачная продукция стала менее доступной;

– устранение факторов, содействующих распространению курения;

– усиление воспитательной и информационной работы, раскрывающей как вред курения, так и преимущества отказа от него;

– установление взгляда: некурение – норма поведения в обществе.

Профилактика курения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умению принимать ответственность за свою собственную жизнь.

Информационно-просветительская работа в школе должна содействовать формированию у подростка культуры межличностных отношений, развитию технологии общения, что в совокупности с рассмотрением основных механизмов втягивания подростков в курение, динамики развития процесса и последствий, прямой связи курения с асоциальным поведением позволит прийти к желаемому результату.

В подростковом возрасте решающее значение приобретает стремление найти свое место в обществе. Подростки пытаются определить свое место в жизни, активно ищут идеал – «делать жизнь с кого?» В связи с этим очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. Поэтому профилактика курения невозможна без участия в ней средств массовой информации – авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание.

Неоценимый вклад в профилактику курения может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, наоборот, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям, а также формирует уважительное отношение к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЛАСТНОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми.

Проект «Будь здоров!» объединяет в своей работе детей, родителей, учителей, бабушек и дедушек, друзей, соседей и просто знакомых, участвующих в конкурсных мероприятиях Проекта детей. Главная цель воспитательной работы Проекта – воспитание творчески активной и самостоятельной личности с духовно-нравственной позицией и духовно-нравственным самосознанием.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Участие класса в Проекте содействует развитию творческой деятельности детей, как умственной, так и практической. Конкурсные мероприятия Проекта:

1. Создают благоприятные условия для индивидуального развития личности:

– развивают склонности, дарования ребенка, предлагают виды деятельности, через которые можно эти дарования развить;

– корректируют межличностные связи в классе;

– привлекают к самовоспитанию, к самоуправлению;

– помогают найти цели жизни;

– помогают понять истинное назначение семьи, открывают традиционный для России образ семейной жизни.

2. Способствуют развитию сплоченности классного коллектива:

– воспитывают ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи;

– приучают к самоорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, если необходимо – идти на компромисс;

– дают возможность самовыражаться, высказываться.

3. Осуществляют помощь в учебной деятельности:

– способствуют развитию познавательных интересов при помощи конкурсов, конференций, экскурсий, лекций;

– вовлекают каждого ученика в познавательную деятельность, развивают доброжелательное взаимодействие.

4. Привлекают родителей к помощи в организации мероприятий Проекта.

5. Организуют участие детей в работе научно-методических мероприятий.

Мероприятия Проекта используют индивидуальные, групповые, массовые формы воспитания, реализуя через конкурсы и проекты, спортивно-массовые мероприятия, научно-практические конференции и образовательные чтения, работу с родителями, работу с населением – опросы, акции, шествие и др., личностно-ориентированный подход.

 

Воспитательные методы, используемые в Проекте:

– Методы формирования сознания / методы убеждения.

– Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

– Метод стимулирования деятельности и поведения – поощрение.

Методы формирования сознания
илисинонимичное название – методы убеждения

Основной инструмент, источник методов убеждения - слово, сообщение и обсуждение информации. К этой группе методов относятся беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение - это монологические формы. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна подросткам. В каждой из этих форм используются информативность, доступность и эмоциональность, убедительность.

Темы лекций Соревнования: о вреде табакокурения и пива, нравственные и эстетические проблемы и пр.

Беседа и диспут- такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательные беседы и диспуты в рамках Областного Проекта проводятся в качестве самостоятельно инициированных мероприятий.

 

Методы организации деятельности  и формирования
опыта поведения

Во время проведения конкурсных мероприятий Проекта используют группу методов, включающую в себя требование, приучение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По форме требования бывают прямые и косвенные. Во время проведения мероприятий предпочтительны косвенные требования. Они предъявляются в виде просьбы, совета, намека и апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников.

Общественное мнение- это выражение группового требования. Инициируя оценочные выступления учащихся класса-участника Проекта, куратор формирует здоровое общественное мнение, стимулирует его развитие.

Приучение - это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать.

Воспитывающие ситуации- это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы куратором. Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.058 с.)