Глава 1. Теоретические основы изучения лирических произведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы изучения лирических произведений



 

Особенности лирики как литературного рода

Лирика с древнегреческого языка обозначает «музыкальный инструмент». Под его звуки обычно исполняются стихи или песни. На первое место лирика ставит состояние человеческой души, её эмоциональный и чувственный фон, впечатления. Лирическое содержание глубоко субъективно. Верно подметил Г. Л. Абрамович особенность лирики: «Лирика всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости - некое целое, собственно не являющееся целым. Здесь необходимо единство чувства»[2].

Поэтический мир автора и личностное начало в лирике проявляются с огромной силой. Мысли, эмоции, абстрактные размышления писателя, прежде всего, определяют состояние автора. В лирике особенно выделяется субъективное, личностное начало, однако объективность и ценность существующего мира, глобальность исторических событий осознается в полной мере. А. Кушнер замечает: «Лирика играет на повышение всех ценностей, разглядывает как драгоценность каждую крупицу жизни»[3].

Лирические произведения тяготеют к различным видам искусства. С одной стороны, лирика соотносится с эпосом с точки зрения наличия событийной основы, с другой стороны - к музыке. Ведь в музыкальном искусстве вся внешняя событийность и сюжет отступает на второй план. Сюжет уступает внутренними переживаниям человеческой души, именно эмоции становятся главным содержанием. Если обратить внимание на лирический пейзаж в поэзии и лирический пейзаж в живописи, то невозможно не заметить, как один выступает в качестве интерпретации другого вида искусства.

Состояние человеческого сознания и души – вот что первоочерёдно для лирики как рода литературы. Л. Я. Гинзбург сформулировала интересную формулу для лирики: «Это квинтэссенция душевного опыта человека.... Это самый субъективный род литературы»[4]. Лирика особым образом переоценивает и заново «переживает» всё, что когда-либо испытал человек. Однако не стоит равнять лирику и глубокую психологию. Объект внимания лирики – это художественное переживание внешних реалий.

Лирика в преобладающем большинстве имеет стихотворную форму. Литературовед К. Ахмедьянов приводит классификацию лирики по форме обращения: «лирика-монолог, лирика-обращение, лирика-диалог»[5]. Что касается объёма и жанрового разнообразия, лирический род литературы тяготеет к малой жанровой форме: лирическое стихотворение, послание, элегия, эпиграмма, романс... Хотя известны нам и объёмные лирические поэмы, изображающие переживания в эпической многоплановости: Маяковский «Про это», Цветаева «Поэма конца» и т. д. Человеческое состояние или переживание может транслироваться разными способами. Открыто и напрямую: например, монолог-исповедь (вспомним вечное «Не жалею, не зову, не плачу…» Есенина). Или косвенно, в скрытых образах: чаще всего в пейзажной и описательной лирике.

Итак, мы рассматриваем лирику как особый род литературы, в центре внимания которого – человеческая душа и её переживания, стремления, порывы. Ближе всего лирика близка к музыкальному искусству. Ведь в лирике точно также события и сюжет играют второстепенную роль. Лирика тяготеет к малым жанрам, а лирическое переживание может проявлять себя в разных формах: от громкого открытого признания до скрытого в деталях еле ощутимого волнения.

 

Взаимоотношения понятий «лирический герой»

И «авторское сознание»

Понятие «лирический герой» в литературоведении двадцатого века (и до сих пор) - один из самых острых дискуссионных терминов. Его значение, трактовка особенно важна при анализе поэтического произведения в целом и поэтому нуждается в уточнении. Определение термина «лирический герой» зависит не только от индивидуального восприятия и концепции автора, но и от культурно-исторической ситуации. На сегодняшнее время многие ученые ставят под сомнения существование лирического героя, современные поэты считают, что «причина кризиса – не смерть «поэта», а смерть лирического героя»[6].

Все художественные средства в лирике служат для раскрытия человеческой души. Это кардинально отличает её от других родов литературы, ведь в лирике особое место имеют жизненные эмоции. Лирический герой как носитель переживаний является специфическим образом человека, о внутреннем мире которого мы узнаем из художественного текста. Чувства героя во время чтения переплетаются с читателем, образуют единое целое – «мы». Лирика как особый род литературы требует умения погрузиться в эмоциональный мир другого человека, именно автора, понять его настроение и чувства. Авторское субъективное начало в лирике достигает особой концентрации.

Первым ученым, который ввел термин «лирический герой» в литературоведение, считается Ю. Н. Тынянов. Этот термин он использовал в размышлениях о единстве и цельности поэтического мира Блока: «…Почти всегда за его поэзией невольно подставляют человеческое лицо – и все полюбили лицо, а не искусство»[7]. Таким образом исследователь утверждал, что под образом автора подразумевается лирический герой, который является его прототипом.

Л. Я. Гинзбург, изучая понятие «лирического героя», утверждает: «В подлинной лирике всегда присутствует личность поэта, но говорить о лирическом герое имеет смысл тогда, когда она облекается устойчивыми чертами – биографическими, сюжетными»[8]. Л. Гинзбург считает, что у лирического героя есть особые черты, такие как облик, с помощью которого он может предстать в воображении читателя[9]. Однако нельзя отождествлять лирического героя с биографичным лицом автора. Б. Эйхенбаум пишет: «Лирический герой двупланен. Возникал он тогда, когда читатель, воспринимая лирическую личность, одновременно постулировал в самой жизни бытие ее двойника... Притом этот лирический двойник, эта живая личность поэта отнюдь не является эмпирической, биографической личностью, взятой во всей противоречивой полноте и хаотичности своих проявлений. Нет, реальная личность является в то же время «идеальной» личностью, идеальным содержанием, отвлеченным от пестрого и смутного многообразия житейского опыта»[10].

С «двуплановостью» лирического героя согласна такая исследовательница как И. Роднянская, о назначении лирического героя она пишет следующим образом: это «...своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделенного жизненной определенностью личной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластичной определенности (облик, «повадка», «осанка»)»[11].

Б. Корман, известный исследователь авторского сознания и его художественной структуры, подчеркивает, что лирический герой – это и субъект, и объект: «Лирический герой это и носитель сознания, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром»[12]. В лирическом произведении действительно всегда можно обнаружить авторское присутствие, тонкую нить связи между автором и читателем. Писатель и лирический герой, на наш взгляд, только в гармоничном сочетании передают движение авторской мысли и чувства.

Стоит уделить особое внимание точке зрения М. М. Бахтина на отношения автора и лирического героя. Он отмечает: «В лирике всё внутреннее в герое как бы сплошь повернуто наружу, к автору, и проработано им....Может показаться, что круги автора и героя слились, их центры совпали». По словам учёного, проблемы с трактовкой лирического героя и авторского сознания связаны с многоголосьем лирике, с её «хоровой природой». Мы слышим автора, слышим лирического героя, слышим искусство, чтобы в конце концов услышать себя. Соотносится с его точкой зрения размышление С. Н. Бройтмана: «Лирический герой выявляется в контексте творчества поэта, в книге или цикле.... Он является образом, намеренно отсылающим к внелитературной личности поэта»[13].

Таким образом, в настоящее время принято считать, что под понятием «лирический герой» (или более широком – «лирический субъект») принято понимать образ личности в творчестве конкретного поэта, наделенного особенными чертами личности, внешности, судьбы. Специфическая особенность лирического героя – это его двуплановость. В лирическом герое существуют эмоции, настроения эпохи, мнения и мысли, выражение сознания автора. Авторское сознание - «это категория литературоведческого анализа, выражающая мироотношение писателя, которое воплощается в художественных образах произведения, всей его структуре»[14].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.008 с.)