Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности изучения биографии и творчества писателя в старших классах
Различные подходы к изучению биографии автора в полной мере могут реализовать основные задачи ее изучения. Знакомство с личностью писателя осуществляется на первых уроках. Именно страницы из биографической истории писателя или поэта формируют установку на изучение произведения, его глубокий анализ и целостное восприятие. Паршина С. Г. Подчёркивает актуальность изучения биографии создателя художественного текста в современной школе: «Внимание к человеку, к проявлению его возможностей свойственно нашему времени. В литературоведении, критике, среди читателей растет интерес к личности писателей. Жизнь требует полноценного изучения биографий писателей в школе. Помимо познавательного и воспитательного значений они являются ключом к пониманию произведений, созданных писателем»[33]. Действительно, задача учителя старших классов, в первую очередь, заключается в том, чтобы уроки по биографии писателя или поэта стали настоящей психологической и эстетической подготовкой̆ к изучению художественного текста. «Знакомство с биографией̆ должно происходить в единстве с обзором творчества, «ибо эстетическая задача при изучении биографии писателя состоит в том, чтобы увидеть, как жизнь воплощается художником в произведения искусства»[34], - как справедливо добавляет В. Г. Маранцман. На наш взгляд, преимущество стоит отдать хронологическому пути изучения биографии, когда рассказ о жизненном пути поэта сопровождается обзор творчества на данном этапе. В таком случае (в отличие от пути предваряющего рассказа о жизни в отрыве от творческого развития) соблюдается принцип историзма. Таким образом, изучение биографии писателя – это своего рода рама жизни, в которую затем гармонично вписывается картина творчества поэта. Тогда анализ тематики и проблематики творчества будет подкреплён биографическими фактами и иметь более глубокий характер изучения. Одними из наиболее важных аспектов изучении биографии и творчества писателя являются среда, окружение и эпоха. Все эти факторы определяют социальную обусловленность произведения. Такие исследователи как Н. И. Горобец и И. А. Новикова определили три основных направления при изучении биографии и творчества писателя:
1. Краткие биографические сведения о жизни и творчестве. 2. Жизненный и творческий путь. 3. Очерк жизни и творчества. Следует рассмотреть каждое из направлений. Краткие сведения о писателе зачастую дают школьникам, когда изучаются фрагментарно зарубежное произведения (например, Мольер, Байрон — 9 класс, Шекспир, Гете — 10), либо одно из главных произведений в творчестве писателя. В основном такое направление указывает на важные и значимые события в жизни, которые повлияли на мировоззрение и на все творчество в целом. Более детально стоит остановиться на жизненном этапе писателя, конкретно на периоде, в который было создано изучаемое произведение. Здесь необходимо обратиться к анализу и изучению художественного текста произведения, стоить отметить весомые аспекты влияния жизненных событий на творчество писателя. Одним из самых распространенных видов - очерк жизни и творчества писателя как «целостный, законченный, с четко обозначенными границами рассказ, в котором живо и образно обобщаются основные факты жизни писателя, выделяются социально-индивидуальные черты его личности»[35], - отмечает В. Н. Дробот. Очерк демонстрирует многогранность личности писателя, приближает к текстуальному пониманию произведения. Несколько произведений в статье, очерке, монографической работе показывает эволюцию творчества писателя, его «зрелость таланта», расцвет творчества. Таким образом, ученики понимают, что биографические сведения характеризуют творческое начало автора, с другой стороны анализируемые произведения показывают в себе фактические события из жизни. Школьники приобщаются к размышлениям и переживаниям поэта, познают индивидуальный мир, представляют события, в котором автор был участником. В. В. Голубков пишет, что «лекция о биографии писателя должна отразить: 1) в чем особенности писателя как художника и мыслителя; 2) как автор произведения связан с эпохой, с событиями; 3) как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути; 4) что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы»[36]. Монотонная лекция учителя может лишить урок занимательности и увлекательности. Учителю рекомендуется использовать разнообразные формы урока, чтобы урок наполняли яркость содержания, артистизм, тональность, выразительность, потому что «в рассказ о жизни писателя надо включить и живой диалог, и страницу воспоминаний, и отрывок из письма. Голос, выражение лица учителя, его глаза могут заставить зазвучать этот материал или лишить его притягательной силы. Нужно вжиться в строй мыслей и чувств писателя, чтобы передать в лекции задумчивость и восторг, тоску и вдохновение»[37], - добавляет В. Г. Маранцман.
Одним из известных приемов изучения биографии являются составление хронологической таблицы, конспект лекции учителя, викторины, лирические признания писателя. Стоит отметить о важности межпредметных связей. Уроки истории смогут дополнять биографию, рассказывать о социальном происходящем, об эпохи жизни писателя. Возможно, подключить кино, музыку, живопись для полного эмоционального воздействия. Роль изучения биографии писателя помогает внеклассная работа в виде элективных курсов, посвященная анализу произведений литературы. Это и музыкальное сопровождение, читательские конференции, письма, дневники писателя и прочие средства. В. В. Голубков предоставляет следующую классификацию наглядных средств: - «словесно-образные: использование стихотворений и отрывков из художественной прозы, из мемуаров и писем и т.д.; - художественно-изобразительные: демонстрация портретов, репродукций картин, снимков с рукописей и т.д.; - графические: запись на доске словесного и цифрового материала, показ схем, а еще лучше — создание этих схем учителем в классе при активном участии школьников»[38]. При изучении биографии материал важно подкреплять чтением лирических произведений, имеющих прямое отношение к творчеству писателя, обращения к людям, которые могли оказать влияние на автора. Конкретизировать представление обучающихся об авторе помогает демонстрация изобразительного материала: портреты, таблицы, картосхемы, групповые фотографии, копии биографических документов. Таким образов, изучение биографии писателя в старших классах — это один из ключевых структурных элементов исследования монографической темы. Рассказ учителя сопровождается выдержками из высказываний писателя по различным вопросам общественной жизни, включением отрывков из мемуаров писателя и воспоминаний о нем современников. Сегодня особенно возрастает методическая актуальность изучения биографии писателя. Возрастает интерес к духовным ценностям, которые так важно сохранить в современном обществе. Изучение биографии с грамотным использованием различных форм уроков и методов обучения открывает широкий спектр возможностей для духовного развития учащихся старших классов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.007 с.) |