Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отражение жизненного пути в творчества поэтаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как пишет в автобиографическом отрывке «Шерше ля фам!» сам Александр Борисович, всем лучшим качествам в своей жизни и литературной деятельности, он обязан женщинам. Прежде всего для него первое место занимает его уважаемая мама – Христина Ивановна Кердан. Человек замечательный и разносторонний, добрый и искренний. Не получив необходимого полного образования из-за болезни, связанной с «высылками» на севере Тюменской области, сохранила, тем не менее, необходимый к жизни оптимизм, занималась всю жизнь рукоделием, имела музыкальные навыки, и даже собственноручно писала картины. Именно мама, по словам Александра Борисовича, привила ему любовь к чтению и письму. Именно она познакомила его с писателями. Судьба распорядилась необычным образом: Христина Ивановна была знакома с матерью Николая Островского – Ольгой Осиповной Островской. Из этого благополучного и теплого знакомства получились книги с автографами в домашней библиотеке, и первые начинания и мысли о том, что и сам, еще на тот момент маленький Саша, в будущем, возможно, станет писателем. Стоит отметить, что матери Александра Борисовича посвящено большое количество произведений: поэмы «Царская фамилия» и «Сибирский тракт», рассказывающие о нелегкой жизни в Сибири, стихотворения «В огороде – бузина…», «Валенки», а также даже страницы некоторых романов, хотя и не являющихся автобиографичными, как отмечает сам Александр Кердан. «Армия также наложила свой отпечаток на жизнь и творчество Александра Борисовича, по его словам, она «организовала» мальчика, жившего и растущего без отца, и сотворила из него мужчину. Армия в жизни Александра Борисовича, как уже упоминалось нами раннее, сыграла огромную роль в жизни писателя. Писатель вспоминает, как, даже, из-за шуточных стихотворений, которые высмеивали нелюбимого солдатами младшего командира, которые попали в руки к командиру батальона каким-то, оставшимся неизвестным доселе образом, Александра чуть не исключили из училища»[21]. Тем не менее, училище было окончено с золотой медалью, а произведения продолжились создаваться, несмотря на жесткие требования старших по званию, которые иногда ставили молодого офицера перед жёстким выбором: или военная карьера, или стихотворения. Но, как замечает сам писатель, для него в таких ситуациях не было выбора: он не выбирал что-либо одно, он служил и писал, делал и то, и другое, совмещая, казалось бы, несовместимое. Ибо служба подпитывала писательские навыки и настроения, что, в свою очередь, «облегчало» службу душевно. Армия также дарит друзей, а также на совещаниях молодых писателей армии и флота судьба знакомит Александра Кердана со многими талантливыми людьми.
Что же касается второй по значимости женщины в жизни писателя, её место заняла навсегда Яна Чабан, исполнительница старинных и современных русских романсов. Как уже становится понятно, она тоже творческий человек – певица и актриса. Стоит отметить, что у неё есть даже сольный диск «Светла судьба», что является плодом работы мужа и композитора Александра Пантыкина. Разумеется, ей также посвящено большое количество произведений: «Исповедь Дантеса», «День Святого Валентина», «Междометия», а также огромное количество стихотворных произведений на тему любви – все они посвящены именно Яне Чабан, даме сердца писателя, и тому единственному человеку, который одним из первых читает новосозданные произведения. Говоря о стихотворениях, следует сказать, что стихи писатель начинает писать еще в школьные годы, а прозу – в военном училище. Он печатается в таких газетах «Патриот», «Горняцкая правда» - печатном органе г. Коркино, в курганской областной газете для молодежи «Молодой ленинец», в кировской областной газете для подростков и молодежи «Комсомольское племя», «Советское Зауралье». А в 1975-78 годах происходит самое значимое становление молодого поэта. В уральской литературе появляется новый автор – Александр Кердан. «Писатель долгое время пишет как любитель, но, тем не менее, публикует свои стихи в литературных журналах. Он работает довольно продуктивно, и за 20 лет его подборки появляются в журналах «Урал», «Аврора», «Москва», «Ладога», «Огни Кузбасса», «Сельская новь» и многих других. В 80-х годах Кердан пишет много публицистики, пробует себя в прозе. Обучаясь в военном училище, участвует во всеармейских и всесоюзных совещаниях молодых писателей, много общается с профессионалами, учится у них, получает первые уроки писательского мастерства, осваивает основы литературного ремесла»[22], - читаем в газете «Другие русские берега». Писатель же в автобиографических материалах отмечает, что он, как и многие его «коллеги по литературному цеху» посещал различные литературные объединения: «Надежда» при газете «горняцкая правда», «Кустанайское областное объединение» при газете «Ленинский путь», «литературное объединение имени Михаила Пилипенко» при газете «На смену!», и др.
Для Александра Кердана, познавшего на себе многие тяготы военной службы, важнейшее значение в жизни имеет слово «честь». Это не просто слово, а феномен офицерской чести, который, как уверен писатель, жив по сей день. «Искусство в системе средств формирования чести офицера Вооружённых сил России» - такое название носит кандидатская диссертация, которую писатель защитил ещё в 1996 году. Нравственность и военная служба – две константы, которые должно быть неразрывны друг с другом. Как мы выяснили выше, тема чести и долга – это одна из ведущих тем в творчестве Кердана. Могут меняться представители, несущие службы, но не должны меняться и нарушаться законы корпоративной этики, законы воинской чести и доблести. Александр Кердан в своих интервью поднимает и такую проблему, как потеря престижа офицерской службы, неблагодарное отношение общества к представителям чести. Ведь зачастую люди видят и обсуждают проблемы, но не замечают подвиги, совершаемые ежедневно людьми, готовыми отдать жизнь за Отечество и соотечественников. Вот что должно освещать и культивировать искусство, а в особенности – литература: гордость и уважение людей, совершающих подвиги на благо общества и в военное, и в мирное время. Современная литература понятие относительное. С точки зрения появления заметных новых тенденций наиболее интересен период последней трети XX - первого десятилетия XXI вв. А. Кердан занимает особенное место. Во-первых, он кадровый военный, и поэтому описывает события, которые хорошо знает в деталях, что придает его прозе особенную реалистичность и детализацию характеров, образом, фабулы. Во-вторых, в литературном мире А. Кердан не новичок. Он много публиковался, известен не только своей прозой, но и поэтическими текстами. Все это в совокупности рисует портрет добротной литературы и профессионализм ее автора. Для многих исследователей ведущим вопросом становится некоторое противоречие в жизни А. Кердана: как человек, мечтающий стать писателем, смог сделать выбор в сторону службы? Ведь литература, в особенности поэзия, и военная форма – это как лёд и пламя. Сам поэт вспоминает имена таких людей из отечественной истории, как Державин, Лермонтов, Куприн, Фет – людей, знавших, что такое служба. стоит вспомнить офицеров Льва Толстого и Николая Гумилёва, Константина Симонова... «Когда пушки грохочут, музы не молчат!», — вот какой формулой объясняет Александр Кердан поэзию в военное время. Близка Александру Кердану, безусловно, и тема патриотизма. Некоторые главы романа «Берег отдалённый» были опубликованы в США в газете «Русская Америка». Он получил доброжелательные отклики критиков-соотечественником за рубежом и даже диплом за лучшую публикацию 2005 года, но это не было для писателя самоцелью. По словам его товарища Аркадия Мара, подвижника русской литературы в Нью-Йорке, американцев не особо интересует и своя история.
Однако Александр Кердан писал «Берег отдалённый» для соотечественников: о родной истории, о далёких предках, о несправедливо забытых первопроходцах, не удостоенных вниманием в современной истории... В романе отразилось жизненная позиция Александра Кердана и как православного человека. Он предлагает читателям (впервые в послесоветской литературе) другой взгляд на декабрьские события 1825 года и на личность императора Николая Первого. Этим романом Александр Кердан предостерегает своих читателей и хочет сказать самое важное: берегите место, где вы родились и выросли, берегите и знайте свою историю. Ведь без истории невозможно построить будущее. Поэтому и авторство для писателя не играет первостепенную роль как таковое. Как составитель текстов для песенного творчества, он уверен, что жизнь у песни намного более долгосрочная, чем у стихотворения. Её будут петь за столом, перепевать на разный лад, а имя автора слов будет знать совсем малая часть напевающих. Но создать песню, которая станет народной, - разве это не настоящий подарок судьбы? Писатель осознаёт, что с течением времени меняются и требования к жанрам, у читателей в ту или иную сторону меняются вкусовые предпочтения. На сегодняшний день романы по 700-800 страниц (например, роман А. Кердана «Земля российского владения» или произведение его друга А. Титова «Тень Бехистунга») пугают своим объёмом. И это нормальное явление. Век технологий требует краткости, мобильности, сжатости, изложения сути вопроса. Поэтому писатель-романист также должен стремиться к совершенствованию навыков: он должен уметь соединить практически невозможное. И постепенно погрузить читателя в художественную реальность произведения, и не уходить в сторону от главных изображаемых событий. Опасность заключается в том, чтобы не подвергнуться желанию угождать только читателю, а не идее произведения. Целенаправленная коммерческая писательская деятельности ради тиража, а не смысла, редко может возыметь успех. Писателя одновременно радует и огорчает, что в современной литературе всё меньше запретных для обсуждения тем. Хорошо, когда литература не подвергается идеологической цензуре: плохо, когда падает нравственный и моральный ценз. Совсем разрушена система вручения литературных премий, что является больной темой для союза писателей. Не развивается и направление литературной критики. Большинство рецензий и статей, действительно, пишутся на заказ. Профессиональные представители критики не замечают самородков из провинций, а ведь именно благодаря этому когда-то обнаружились таланты Распутина, Астафьева, Носова, Белова. Каждый писатель сегодня сам себе творец и сам себе критик. А ведь Маршак говорил, как метко вспоминает Александр Кердан: литература без критики — это улица без фонарей. И сегодня между существующей улицей и работающими фонарями практически оборваны все провода.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.8 (0.013 с.) |