Отражение жизненного пути в творчества поэта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отражение жизненного пути в творчества поэта



Как пишет в автобиографическом отрывке «Шерше ля фам!» сам Александр Борисович, всем лучшим качествам в своей жизни и литературной деятельности, он обязан женщинам. Прежде всего для него первое место занимает его уважаемая мама – Христина Ивановна Кердан. Человек замечательный и разносторонний, добрый и искренний. Не получив необходимого полного образования из-за болезни, связанной с «высылками» на севере Тюменской области, сохранила, тем не менее, необходимый к жизни оптимизм, занималась всю жизнь рукоделием, имела музыкальные навыки, и даже собственноручно писала картины. Именно мама, по словам Александра Борисовича, привила ему любовь к чтению и письму. Именно она познакомила его с писателями. Судьба распорядилась необычным образом: Христина Ивановна была знакома с матерью Николая Островского – Ольгой Осиповной Островской. Из этого благополучного и теплого знакомства получились книги с автографами в домашней библиотеке, и первые начинания и мысли о том, что и сам, еще на тот момент маленький Саша, в будущем, возможно, станет писателем. Стоит отметить, что матери Александра Борисовича посвящено большое количество произведений: поэмы «Царская фамилия» и «Сибирский тракт», рассказывающие о нелегкой жизни в Сибири, стихотворения «В огороде – бузина…», «Валенки», а также даже страницы некоторых романов, хотя и не являющихся автобиографичными, как отмечает сам Александр Кердан.

«Армия также наложила свой отпечаток на жизнь и творчество Александра Борисовича, по его словам, она «организовала» мальчика, жившего и растущего без отца, и сотворила из него мужчину. Армия в жизни Александра Борисовича, как уже упоминалось нами раннее, сыграла огромную роль в жизни писателя. Писатель вспоминает, как, даже, из-за шуточных стихотворений, которые высмеивали нелюбимого солдатами младшего командира, которые попали в руки к командиру батальона каким-то, оставшимся неизвестным доселе образом, Александра чуть не исключили из училища»[21].

Тем не менее, училище было окончено с золотой медалью, а произведения продолжились создаваться, несмотря на жесткие требования старших по званию, которые иногда ставили молодого офицера перед жёстким выбором: или военная карьера, или стихотворения. Но, как замечает сам писатель, для него в таких ситуациях не было выбора: он не выбирал что-либо одно, он служил и писал, делал и то, и другое, совмещая, казалось бы, несовместимое. Ибо служба подпитывала писательские навыки и настроения, что, в свою очередь, «облегчало» службу душевно. Армия также дарит друзей, а также на совещаниях молодых писателей армии и флота судьба знакомит Александра Кердана со многими талантливыми людьми.

Что же касается второй по значимости женщины в жизни писателя, её место заняла навсегда Яна Чабан, исполнительница старинных и современных русских романсов. Как уже становится понятно, она тоже творческий человек – певица и актриса. Стоит отметить, что у неё есть даже сольный диск «Светла судьба», что является плодом работы мужа и композитора Александра Пантыкина. Разумеется, ей также посвящено большое количество произведений: «Исповедь Дантеса», «День Святого Валентина», «Междометия», а также огромное количество стихотворных произведений на тему любви – все они посвящены именно Яне Чабан, даме сердца писателя, и тому единственному человеку, который одним из первых читает новосозданные произведения.

Говоря о стихотворениях, следует сказать, что стихи писатель начинает писать еще в школьные годы, а прозу – в военном училище. Он печатается в таких газетах «Патриот», «Горняцкая правда» - печатном органе г. Коркино, в курганской областной газете для молодежи «Молодой ленинец», в кировской областной газете для подростков и молодежи «Комсомольское племя», «Советское Зауралье». А в 1975-78 годах происходит самое значимое становление молодого поэта. В уральской литературе появляется новый автор – Александр Кердан. «Писатель долгое время пишет как любитель, но, тем не менее, публикует свои стихи в литературных журналах. Он работает довольно продуктивно, и за 20 лет его подборки появляются в журналах «Урал», «Аврора», «Москва», «Ладога», «Огни Кузбасса», «Сельская новь» и многих других. В 80-х годах Кердан пишет много публицистики, пробует себя в прозе. Обучаясь в военном училище, участвует во всеармейских и всесоюзных совещаниях молодых писателей, много общается с профессионалами, учится у них, получает первые уроки писательского мастерства, осваивает основы литературного ремесла»[22], - читаем в газете «Другие русские берега». Писатель же в автобиографических материалах отмечает, что он, как и многие его «коллеги по литературному цеху» посещал различные литературные объединения: «Надежда» при газете «горняцкая правда», «Кустанайское областное объединение» при газете «Ленинский путь», «литературное объединение имени Михаила Пилипенко» при газете «На смену!», и др.

Для Александра Кердана, познавшего на себе многие тяготы военной службы, важнейшее значение в жизни имеет слово «честь». Это не просто слово, а феномен офицерской чести, который, как уверен писатель, жив по сей день. «Искусство в системе средств формирования чести офицера Вооружённых сил России» - такое название носит кандидатская диссертация, которую писатель защитил ещё в 1996 году. Нравственность и военная служба – две константы, которые должно быть неразрывны друг с другом. Как мы выяснили выше, тема чести и долга – это одна из ведущих тем в творчестве Кердана. Могут меняться представители, несущие службы, но не должны меняться и нарушаться законы корпоративной этики, законы воинской чести и доблести.

Александр Кердан в своих интервью поднимает и такую проблему, как потеря престижа офицерской службы, неблагодарное отношение общества к представителям чести. Ведь зачастую люди видят и обсуждают проблемы, но не замечают подвиги, совершаемые ежедневно людьми, готовыми отдать жизнь за Отечество и соотечественников. Вот что должно освещать и культивировать искусство, а в особенности – литература: гордость и уважение людей, совершающих подвиги на благо общества и в военное, и в мирное время.

Современная литература понятие относительное. С точки зрения появления заметных новых тенденций наиболее интересен период последней трети XX - первого десятилетия XXI вв. А. Кердан занимает особенное место. Во-первых, он кадровый военный, и поэтому описывает события, которые хорошо знает в деталях, что придает его прозе особенную реалистичность и детализацию характеров, образом, фабулы. Во-вторых, в литературном мире А. Кердан не новичок. Он много публиковался, известен не только своей прозой, но и поэтическими текстами. Все это в совокупности рисует портрет добротной литературы и профессионализм ее автора.

Для многих исследователей ведущим вопросом становится некоторое противоречие в жизни А. Кердана: как человек, мечтающий стать писателем, смог сделать выбор в сторону службы? Ведь литература, в особенности поэзия, и военная форма – это как лёд и пламя. Сам поэт вспоминает имена таких людей из отечественной истории, как Державин, Лермонтов, Куприн, Фет – людей, знавших, что такое служба. стоит вспомнить офицеров Льва Толстого и Николая Гумилёва, Константина Симонова... «Когда пушки грохочут, музы не молчат!», — вот какой формулой объясняет Александр Кердан поэзию в военное время.

Близка Александру Кердану, безусловно, и тема патриотизма. Некоторые главы романа «Берег отдалённый» были опубликованы в США в газете «Русская Америка». Он получил доброжелательные отклики критиков-соотечественником за рубежом и даже диплом за лучшую публикацию 2005 года, но это не было для писателя самоцелью. По словам его товарища Аркадия Мара, подвижника русской литературы в Нью-Йорке, американцев не особо интересует и своя история.

Однако Александр Кердан писал «Берег отдалённый» для соотечественников: о родной истории, о далёких предках, о несправедливо забытых первопроходцах, не удостоенных вниманием в современной истории... В романе отразилось жизненная позиция Александра Кердана и как православного человека. Он предлагает читателям (впервые в послесоветской литературе) другой взгляд на декабрьские события 1825 года и на личность императора Николая Первого. Этим романом Александр Кердан предостерегает своих читателей и хочет сказать самое важное: берегите место, где вы родились и выросли, берегите и знайте свою историю. Ведь без истории невозможно построить будущее.

Поэтому и авторство для писателя не играет первостепенную роль как таковое. Как составитель текстов для песенного творчества, он уверен, что жизнь у песни намного более долгосрочная, чем у стихотворения. Её будут петь за столом, перепевать на разный лад, а имя автора слов будет знать совсем малая часть напевающих. Но создать песню, которая станет народной, - разве это не настоящий подарок судьбы?

Писатель осознаёт, что с течением времени меняются и требования к жанрам, у читателей в ту или иную сторону меняются вкусовые предпочтения. На сегодняшний день романы по 700-800 страниц (например, роман А. Кердана «Земля российского владения» или произведение его друга А. Титова «Тень Бехистунга») пугают своим объёмом. И это нормальное явление. Век технологий требует краткости, мобильности, сжатости, изложения сути вопроса.

Поэтому писатель-романист также должен стремиться к совершенствованию навыков: он должен уметь соединить практически невозможное. И постепенно погрузить читателя в художественную реальность произведения, и не уходить в сторону от главных изображаемых событий. Опасность заключается в том, чтобы не подвергнуться желанию угождать только читателю, а не идее произведения. Целенаправленная коммерческая писательская деятельности ради тиража, а не смысла, редко может возыметь успех.

Писателя одновременно радует и огорчает, что в современной литературе всё меньше запретных для обсуждения тем. Хорошо, когда литература не подвергается идеологической цензуре: плохо, когда падает нравственный и моральный ценз. Совсем разрушена система вручения литературных премий, что является больной темой для союза писателей. Не развивается и направление литературной критики.

Большинство рецензий и статей, действительно, пишутся на заказ. Профессиональные представители критики не замечают самородков из провинций, а ведь именно благодаря этому когда-то обнаружились таланты Распутина, Астафьева, Носова, Белова. Каждый писатель сегодня сам себе творец и сам себе критик. А ведь Маршак говорил, как метко вспоминает Александр Кердан: литература без критики — это улица без фонарей. И сегодня между существующей улицей и работающими фонарями практически оборваны все провода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.01 с.)