Общая характеристика элективного курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика элективного курса



Курс способствует развитию навыка анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы путём изучения творчества современного уральского поэта Александра Кердана. Курс направлен на развитие исследовательской компетенции и творческих способностей, воспитание интереса к художественному творчеству и поэзии в частности.

3. Место курса в учебном плане ОУ

На изучение курса отводится 1 час в неделю (6 часов). Курс занимает центральное место в интеграции гуманитарных предметов с точки зрения развития общего уровня обучающегося, его нравственности, культуры. Кроме этого, курс учит воспринимать информацию на всех предметах, интерпретировать ее, понимать аспекты поднятых проблем.

 

4. Содержание учебного курса:

№ п/п Содержание курса Количество часов

Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана

1. «Лирика как род литературы. Знакомство с понятием «лирический герой». Лирический герой как отражение авторского сознания». 1
2. Тестовая работа: «Поэты современности». «А. Б. Кердан – поэт современности». 1
3. «Особенности творчества А. Б. Кердана. Лирическое наследие писателя». 1
4. «Военная лирика А. Б. Кердана». 1
5. Прозаическое наследие А. Б. Кердана». 1
6. ПР: «Лирический герой А. Б. Кердана как отражение авторского сознания» (сочинение). 1
  ИТОГО: 6

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В ходе изучения данного курса старшеклассник должен усвоить:

· сюжетную особенность и композиционное своеобразие изученных произведений;

· основные теоретико-литературные термины; основные направления современной литературы;

· определять идейно-тематические особенности художественного произведения;

· определять авторскую позицию в произведении;

· самостоятельно сопоставлять различные литературно-критические позиции;

· аргументировать свою точку зрения с опорой на литературоведческий понятийный аппарат;

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Используются следующие средства обучения: аудио- и видеотехника, электронные средства, словари и справочные материалы, сочинения и мемуары о писателях XXI в., тексты критических статей, репродукции картин, планы для написания сочинения и эссе.

 

Литература

1. Кердан А. Б. Подробности жизни: Стихотворения, поэмы, переводы. Екатеринбург: изд-во «АсПУр», 2015. 562 с.

2. Кердан А. Б. Сибирский тракт: Стихи и поэма. М.: Сов. писатель, 1991. 80 с.

3. Кердан А. Б. Суд офицерской чести: Проза и публицистика. – Пермь:Кн.изд-во, 1991. 234 с.

4. Кердан А. Б. Лирика: Стихи и поэма. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1996.  80 с.

5. Кердан А.Б. Сочинения в трех томах. Т.1: Стихотворения, венок сонетов, поэмы, переводы. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. 448 с.

8. Календарно-тематическое планирование

№ урока Кол-во часов Тема урока Цель урока Тип урока
1 1 «Лирика как род литературы. Знакомство с понятием «лирический герой». Лирический герой как отражение авторского сознания». Рассмотреть способ выражения мыслей и чувств поэта через лирического героя. Актуализировать знания о лирике как о роде литературы Урок актуализации знаний
2 1  «А. Б. Кердан – поэт современности». Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Урок изучения нового материала
3 1 «Особенности творчества А. Б. Кердана. Лирическое наследие писателя». Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Урок изучения нового материала
4 1 «Военная лирика А. Б. Кердана». Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Урок изучения нового материала
5 1 Прозаическое наследие А. Б. Кердана». Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Комбинированный урок
6 1 ПР: «Лирический герой А. Б. Кердана как отражение авторского сознания» (сочинение). Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Провести этап рефлексии и выявить уровень заинтересованности учащихся в изучении поэзии и современной лиетратуры Урок обобщения и систематизации знаний

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лирика – это особый род литературы, в центре внимания которого – человеческая душа и её переживания, стремления, порывы. Ближе всего лирика близка к музыкальному искусству. Ведь в лирике точно также события и сюжет играют второстепенную роль. Лирика тяготеет к малым жанрам, а лирическое переживание может проявлять себя в разных формах: от громкого открытого признания до скрытого в деталях еле ощутимого волнения.

Согласно исследованиям современных литературоведов, под понятием «лирический герой» (или более широком – «лирический субъект») принято понимать образ личности в творчестве конкретного поэта, наделенного особенными чертами личности, внешности, судьбы. Специфическая особенность лирического героя – это его двуплановость. В лирическом герое существуют эмоции, настроения эпохи, мнения и мысли, выражение сознания автора. Авторское сознание - «это категория литературоведческого анализа, выражающая мироотношение писателя, которое воплощается в художественных образах произведения, всей его структуре»[39].

Главный этап в процессе изучения лирики в школе – это постановка проблемного вопроса. Проблемная ситуация мотивирует к изучению и активизирует читательский интерес. Он может быть связан с реалиями жизни, с биографией поэта или с историко-литературным процессом. В старших классах исследователи ставят в приоритет проблемные вопросы, связанные с художественным своеобразием писателя, эволюцией его творчества и мировоззрения. В таком случае анализ деталей лирического текста не приведёт к его разобщенности по строкам, а соберется в единое целое, раскрывающее ту или иную сторону жизни.

Цель изучения лирики в старших классах – способствовать развитию навыков анализа и интерпретации поэтического текста, углубить знания учащихся о лирике как о роде литературы и способствовать повышению интереса к лирическому творчеству. В настоящее время изучению современных писателей в школе практически не отводится времени. И хотя современная русская литература только развивается, она уже известна достойными именами.

Среди современных поэтов особое место занимают уральские поэты. Урал населяют нравственно и духовно богатые люди, и в творчестве уральских мастеров как в зеркале всегда отражается самобытность этого края. Ценят и уважают жители Урала Александра Кердана – активно работающего в литературе нового времени автора, который утверждает через своё творчеством принципы мужской чести и дружбы, принцип верности Отечеству и любви к своей Родине. Это настоящий идейный вдохновитель писательской ассоциации Урала. Его творчество представляет негласную «уральскую» школу поэзии, однако оно давно вышло за границы регионального творчества.

    Анализ и обзор творчества автора, как правило, составляет один из важных компонентов литературного образования обучающихся. Данная работа рассматривает творчество современного прозаика и поэта А. Б. Кердана, его творческий путь с биографическими деталями, а также анализ его произведений с последующей разработкой методического проекта. Актуальность и причина появления данной разработки заключается в том, что существующие программы недостаточно полно раскрывают особенности развития литературного процесса конца ХХ - начала ХХI  века, современные программы и пособия предлагают лишь обзорное знакомство с литературно-художественными произведениями последних десятилетий.

Программа элективного курса «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана», посвященная знакомству с произведениями автора, изучением его биографии, способствует формированию духовно развитой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к самобытной поэзии;развивает  эмоционально-чувственный интеллект путём восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и интерпретации авторской позиции;формирует читательскую компетенцию, способствует повышению интереса к чтению современной литературы;развивает устную и письменную речь учащихся; навык анализа художественного произведения, навык работы с художественной деталью и образной системой;способствует овладению ключевыми теоретико-литературными понятиями при анализе поэтического текста;развивает навык создания собственного текста (творческое письмо, мини-сочинение) по результатам восприятия и интерпретации поэтического произведения;развивает потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Элементы программы курс прошли апробацию в 10 классе. Был выявлен исходный уровень знаний учащихся о современной поэзии и определена  сформированность навыков анализа поэтического текста. Учащиеся имеют общее представление о поэзии, знают классификацию лирических произведений и даже могут вспомнить наизусть лучшие образцы лирики. Учащиеся могут дать чёткое определение понятию «лирика», однако не могут разделить понятия «лирический герой» и «авторское сознание». Они знают известных современных поэтов, но не знакомы с творчеством А. Кердана. Цикл занятий из разработанной нами программы элективного курса, которые полностью выстроены на анализе жизненной и творческой биографии  поэта и писателя, позволил расширить представление учащихся о наших современниках и ввести в их сознание имя этого оригинального и содержательного автора. Нам удалось это, и итоговый уровень знаний после реализации эксперимента был достаточно содержательным. Рефлексия предполагает некоторые меры оценки знаний для проверки качества полученной информации и умения применить их в своей жизни. Однако предложенный нами элективный курс не предполагает оценивания по системе «неудовлетворительно» - «отлично», поэтому для нас была в приоритете форма рефлексии, которая сможет оценить заинтересованность самих учащихся в изучении темы.

В результате проведения цикла уроков мы отметили положительную динамику развития исследовательской компетенции учащихся, которые проявили высокий уровень заинтересованности в изучении поэзии и, в частности, в изучении творчества нашего современника и земляка Александра Кердана. Данный элективный курс перспективен для внедрения в план учебной программы с целью расширения у учащихся знаний о поэтах-современниках.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Художественные тексты

1. Кердан А. Б. Избранное. ЛитРес, 2017. 150 с.

2. Кердан А. Б. Лирика: Стихи и поэма. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1996. 80 с.

3. Кердан А. Б. Подробности жизни: Стихотворения, поэмы, переводы. Екатеринбург: изд-во «АсПУр», 2015. 562 с.

4. Кердан А.Б. Сибирский тракт: Стихи и поэма. М.: Сов. писатель, 1991. 80 с.

5. Кердан А. Б. Сочинения в трех томах. Т.1: Стихотворения, венок сонетов, поэмы, переводы. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. 448 с.

6. Кердан А. Б. Суд офицерской чести: Проза и публицистика. Пермь: Кн.изд-во, 1991. 234 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.01 с.)