Ханты-мансийского автономного округа - югры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ханты-мансийского автономного округа - югры



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

Кафедра филологического образования и журналистики

На правах рукописи

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А. КЕРДАНА КАК ОТРАЖЕНИЕ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ

Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность

Русский язык и литература

Квалификация

Бакалавр

Исполнитель:                                                Усманов Кирилл Владиславович

обучающийся группы Б-5081

_____________________________________

(подпись)

Научный руководитель:

Ганущак Н.В., к.филол.наук, доцент

 _____________________________________

(подпись)

И.о.заведующего кафедрой: Бреусова Е.И., к.филол.н., доцент кафедры ФОиЖ

______________________________________

(подпись)

Дата допуска к защите «__»___ 2020 г.

 

Оценка ___________________

Протокол №___ от  «__» ______2020 г.

Председатель ГЭК ______/Щербакова Н.Н.

               (подпись) / (расшифровка подписи)

Сургут 2020


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ...................................................................................................3

1. 1. Особенности лирики как литературного рода..............................................6

1. 2. Взаимоотношения понятий «лирический герой» и «авторское сознание»..................................................................................................................8

1. 3. Особенности восприятия и изучения лирики в старших классах.............11

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА КЕРДАНА (ОТ ЛИРИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ К ЭПИЧЕСКОМУ МИРОСОЗЕРЦАНИЮ)........................................................................................16

2.1. Жизненный путь Александра Кердана........................................................16

2.2. Отражение жизненного пути в творчестве поэта........................................20

2.3. Лирический герой как отражение авторского сознания А. Б. Кердана.....26

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. Б. КЕРДАНА В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ....................................................................................38

3.1. Особенности изучения биографии и творчества писателя в старших классах....................................................................................................................38

3.2. Разработка авторского элективного курса «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана».........................................................................................42

ЗАКЛЮЧЕНИ Е....................................................................................................50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................54

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................57

Приложение 1. Конспект урока №1...................................................................57

Приложение 1. Конспект урока №2...................................................................64

Приложение 1. Конспект урока №3...................................................................71


ВВЕДЕНИЕ

Термин «лирический герой» до недавнего времени был одним из самых дискуссионных в литературоведении ХХ века. Очевидно, что он зависим как от историко-культурной ситуации, так и от индивидуальной художественной системы автора. «Лирический герой – это и носитель сознания, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром»[1], - пишет литературовед Б.О.Корман. Понятие «лирический герой» дает возможность глубже раскрыть художественный мир поэта, понять его мировоззрение, проанализировать произведения автора с точки зрения идейно-смысловой нагрузки, закономерностей построения, темы, мотивов и образов.

Александр Кердан – активно работающий в литературе нового времени автор, который утверждает через своё творчеством принципы мужской чести и дружбы, принцип верности Отечеству и любви к своей Родине. Это настоящий идейный вдохновитель писательской ассоциации Урала. Его творчество представляет негласную «уральскую» школу поэзии, давно вышедшее за границы регионального.

Анализ и обзор творчества автора, как правило, составляет один из важных компонентов литературного образования обучающихся. Данная работа рассматривает творчество современного прозаика и поэта А. Б. Кердана, его творческий путь с биографическими деталями, а также анализ его произведений с последующей разработкой методического проекта. Актуальность и причина появления данной разработки заключается в том, что существующие программы недостаточно полно раскрывают особенности развития литературного процесса конца ХХ - начала XXI веков, современные программы и пособия предлагают лишь обзорное знакомство с    литературно-художественными произведениями последних десятилетий. Программа элективного курса «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана», посвященная анализу произведений автора, изучению его биографии, ориентирована на ознакомление в течение 6-ти часов обучающимися десятых классов. В заключении формулируются основные результаты работы. Список литературы представлен 50 наименованиями.

Цель нашего исследования: анализ своеобразия художественного мира Александра Кердана и выявление авторской позиции в произведениях.

Объект исследования: специфика, характерные особенности и стилистика творчества автора на примере различных произведений, написанных в разные периоды творчества.

Предмет исследования: лирическое наследие А. Б. Кердана.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Охарактеризовать систему и принципы изучения лирических произведений в процессе литературного образования в школе.

2. Определить специфические особенности лирических произведений поэта разных лет.

3. Разработать методические рекомендации по изучению творчества     А. Кердана в рамках авторского элективного курса «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана».

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы (аналитический, сравнительно-сопоставительный, структурный) и специальные (методы проектирования, анализа результатов творческой деятельности).

Работа состоит из введения, где обосновывается актуальность, ставятся цели и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения лирических произведений, анализируются особенности лирики как литературного рода, определяется категориальное понятие «лирический герой» в произведении, характеризуются особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками. Вторая глава представляет собой описание жизненного пути А. Б. Кердана, специфику и анализ лирических произведений писателя, особенности его творчества, характеристику лирического героя в произведениях писателя как отражение авторского сознания. Третья глава посвящена особенностям изучения творчества А. Б. Кердана в школьной практике. Здесь представлен элективный курс «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана».

Работа прошла апробацию в период прохождения педагогической, научно-исследовательской и преддипломной практики. Результаты неоднократно представлялись на студенческих научных конференциях, в сборнике студенческих работ «Филологические штудии» (Сургут, 2020) опубликованы материалы исследования. 


И «авторское сознание»

Понятие «лирический герой» в литературоведении двадцатого века (и до сих пор) - один из самых острых дискуссионных терминов. Его значение, трактовка особенно важна при анализе поэтического произведения в целом и поэтому нуждается в уточнении. Определение термина «лирический герой» зависит не только от индивидуального восприятия и концепции автора, но и от культурно-исторической ситуации. На сегодняшнее время многие ученые ставят под сомнения существование лирического героя, современные поэты считают, что «причина кризиса – не смерть «поэта», а смерть лирического героя»[6].

Все художественные средства в лирике служат для раскрытия человеческой души. Это кардинально отличает её от других родов литературы, ведь в лирике особое место имеют жизненные эмоции. Лирический герой как носитель переживаний является специфическим образом человека, о внутреннем мире которого мы узнаем из художественного текста. Чувства героя во время чтения переплетаются с читателем, образуют единое целое – «мы». Лирика как особый род литературы требует умения погрузиться в эмоциональный мир другого человека, именно автора, понять его настроение и чувства. Авторское субъективное начало в лирике достигает особой концентрации.

Первым ученым, который ввел термин «лирический герой» в литературоведение, считается Ю. Н. Тынянов. Этот термин он использовал в размышлениях о единстве и цельности поэтического мира Блока: «…Почти всегда за его поэзией невольно подставляют человеческое лицо – и все полюбили лицо, а не искусство»[7]. Таким образом исследователь утверждал, что под образом автора подразумевается лирический герой, который является его прототипом.

Л. Я. Гинзбург, изучая понятие «лирического героя», утверждает: «В подлинной лирике всегда присутствует личность поэта, но говорить о лирическом герое имеет смысл тогда, когда она облекается устойчивыми чертами – биографическими, сюжетными»[8]. Л. Гинзбург считает, что у лирического героя есть особые черты, такие как облик, с помощью которого он может предстать в воображении читателя[9]. Однако нельзя отождествлять лирического героя с биографичным лицом автора. Б. Эйхенбаум пишет: «Лирический герой двупланен. Возникал он тогда, когда читатель, воспринимая лирическую личность, одновременно постулировал в самой жизни бытие ее двойника... Притом этот лирический двойник, эта живая личность поэта отнюдь не является эмпирической, биографической личностью, взятой во всей противоречивой полноте и хаотичности своих проявлений. Нет, реальная личность является в то же время «идеальной» личностью, идеальным содержанием, отвлеченным от пестрого и смутного многообразия житейского опыта»[10].

С «двуплановостью» лирического героя согласна такая исследовательница как И. Роднянская, о назначении лирического героя она пишет следующим образом: это «...своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделенного жизненной определенностью личной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластичной определенности (облик, «повадка», «осанка»)»[11].

Б. Корман, известный исследователь авторского сознания и его художественной структуры, подчеркивает, что лирический герой – это и субъект, и объект: «Лирический герой это и носитель сознания, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром»[12]. В лирическом произведении действительно всегда можно обнаружить авторское присутствие, тонкую нить связи между автором и читателем. Писатель и лирический герой, на наш взгляд, только в гармоничном сочетании передают движение авторской мысли и чувства.

Стоит уделить особое внимание точке зрения М. М. Бахтина на отношения автора и лирического героя. Он отмечает: «В лирике всё внутреннее в герое как бы сплошь повернуто наружу, к автору, и проработано им....Может показаться, что круги автора и героя слились, их центры совпали». По словам учёного, проблемы с трактовкой лирического героя и авторского сознания связаны с многоголосьем лирике, с её «хоровой природой». Мы слышим автора, слышим лирического героя, слышим искусство, чтобы в конце концов услышать себя. Соотносится с его точкой зрения размышление С. Н. Бройтмана: «Лирический герой выявляется в контексте творчества поэта, в книге или цикле.... Он является образом, намеренно отсылающим к внелитературной личности поэта»[13].

Таким образом, в настоящее время принято считать, что под понятием «лирический герой» (или более широком – «лирический субъект») принято понимать образ личности в творчестве конкретного поэта, наделенного особенными чертами личности, внешности, судьбы. Специфическая особенность лирического героя – это его двуплановость. В лирическом герое существуют эмоции, настроения эпохи, мнения и мысли, выражение сознания автора. Авторское сознание - «это категория литературоведческого анализа, выражающая мироотношение писателя, которое воплощается в художественных образах произведения, всей его структуре»[14].

 

А. Б. Кердана

Если делить всех творческих людей на Моцартов, работающих легко и по требованию души, и на Сальери, оттачивающих каждое слово до идеала, Александр Кердан определенно относит себя к первому типу. «Пишу так, пока Бог подаёт…», - говорит писатель. Он никогда не заставлял себя писать и придумывать, даже когда осознал для себя писательскую деятельность как профессию. За считанные мгновения им написаны многие стихи, песни, рассказы (например, десять рассказов из сборника «Тринадцать» написаны за два месяца). А некоторые уже написанные тексты приходится шлифовать долгие и долгие месяцы. Александр Кердан не выбирает лёгких путей: от каждой книги к последующей он поднимает для себя невидимую планку. Он постепенно переходит от стадии Моцарта к уровню Сальери.

Анализ всего творчества Кердана, книги которого публикуются и пользуются спросом по сей день, написал своей первый поэтический сборник в 1990 году. Основные темы, которые проходят лейтвмотивом в его творчестве, – это честь и достоинство мужчин, патриотизм, уважение к Отчизне, старшему поколению, а также поклонение женской красоте. Такие творцы как Рубцов, Есенин, Заболоцкий очень близки ему по духу, поэтому их стилистика схожа. Александр становится приверженцем русской поэтической школы, традиции которой исповедует сам.

Стихи для Александра Кердана – это один из главных способов не потерять себя, защитить свою душу даже в самый сложный период жизни. Писать стихи в командировках, писать стихи между стрельбами – это не вынужденная обязанность, а порыв души. Очень тонкая грань между поэзией как увлечением и поэзией как профессией, которую сам Александр Кердан долгое время для себя не мог распознать.

Стихи Александра Кердана – это так называемая чистая лирика: мелодичная, ясная, наполненная гармонией, понятными и точными образами. На фоне современной тенденции к языковой игре и стихотворным каламбурам, экспериментам поэзия Александра Кердана выделяется своей (в хорошем смысле слова) консервативностью. Сам поэт уважает и творчество Маяковского, и творчество современных экспериментаторов. Он считает, что хорошие стихи могут быть совершенно разными. Главное, чтобы они шли от самого сердца, а в каких формах и выразительных средствах – неважно.

В поэзии Александра Кердана Родина – главная лирическая героиня, служение которой он считает своим главным уделом. Автор является представителем поколения, которое появилось на свет спустя десятилетия после Великой Победы. Поколение гордилось отцами, дедами, сражавшимися во время войны.

Для профессионального военного в прошлом, а ныне – полковника запаса Александра Кердана поэзия стала не только самозащитой души и защитой офицерской чести, но и второй судьбой. Творчески осваивая традиции фольклора, былины и исторической песни, опираясь на разработанный в поэтической системе своих предшественников лирический образ, принимающий порой контуры мифа, Александр Борисович вновь и вновь обращается к теме войны.

Невыразимой, всепоглощающей боли и тоски наполнено его стихотворение «Баллада о сыновьях»:

На завалинке старуха,

С нею – дед.

На двоих почти им

Двести лет.

У старухи на коленях —

Кот клубком.

И сидят старуха с дедом

Ря —

дыш —

ком.

А в избе герань

Алеет на окне,

Фотографии теснятся

На стене.

Все солдаты,

Все похожие с лица…

Восемь было их у мамы

И отца.

Три войны прошел старик —

И сам живой.

А вот дети не вернулися

домой —

С той последней,

 

Самой страшной, мировой.

У избушки – две березы,

Два ствола.

Облетела, поосыпалась

Листва.

Все глядит на них

Старуха,

Смотрит дед:

Два ствола стоят живые —

Листьев нет [23].

Приведем в пример стихотворение «Солдатик», довольно трагическое и местами печальное, восхваляющее славу бойцов Красной Армии, которое вошло в состав сборника стихотворений «Подробности жизни»:

Он в атаку был поднят нещадно,
Он вперёд был обязан пойти
Этим утром, сырым и прохладным...
Дот стоял у него на пути.

А в том доте вражина холёный,
Выпил кофе, к прикладу припал –
Стеганул по равнине зелёной
И солдатику в сердце попал.

Как подкошенный – в мяту и клевер
Он, не видя уже ничего, –
Пал ничком, и наколочка «Север»
На руке остывала его...

И слезинка скатилась из глаза,
А рука всё сжимала цевьё
«Трёхлинейки», которая сразу
Потеряла значенье своё [24].

Стихотворение состоит из четырёх строф, рифмовка перекрестная, стихотворение написано анапестом. Как становится понятно из первого четверостишия стихотворения, повествование ведется на поле ожесточенных боёв, разумеется, где конкретно это происходит, автор не указывает. Читая меж строк, хочется отдельно заметить слова «…Пал ничком, и наколочка «Север» На руке остывала его...». Здесь можно отчетливо заметить, какими деталями оперирует автор. Стоит сказать, что, данная татуировка принадлежит к представителям тюремной субкультуры, зачастую именующих себя ворами в законе. При помощи данной татуировки он дает понять, что выдерживал сложные условия существования в российской тюрьме в холодных регионах. Этим он показывает свою несгибаемость и живучесть, ведь не каждый может выжить в тюрьме, а тем более в тех тюрьмах, которые находятся на севере Российской Федерации. Холод и голод для этого человека не страшны, как и любые суровые условия жизни к которым он готов. «Трёхлинейки» - это широко известная Винтовка Мосина, или, как её еще называли «Мосинка». Учитывая годы эксплуатации данного оружия в армии Советского союза, с 1892 года по 1965 годы, мы можем предположить, что речь идет о боевых действиях во времена Великой Отечественной войны.

Влияние службы в армии на творчество Александра Борисовича можно заметить невооруженным взглядом, ведь. Стихи – один из способов самозащиты души во время службы. В его стихотворениях о боях, армии, войне, можно увидеть, как героизм, так и трагизм. Душевную грусть, тоску по дому и родным, любовь, почти весь спектр человеческих чувств и ощущений.

Лирическим стихотворениям Кердана свойственны необыкновенная искренность и исповедальность, трепетное отношение к женщине, философичность и мужественность. Всё это создает неповторимую авторскую интонацию, которая отличает его творчество. В стихотворении «Ещё хранит твой след песок…» писатель утверждает, что любой человек, лишенный любви, перестает быть человеком в высоком смысле этого слова, ибо любовь и правит миром людей, изначально, и до конца. Любовь не только к близкой тебе душе, но и к родной земле, к меняющейся и остающейся неизменной жизни. Для поэта в любви заключена единственная надежда, без которой человеку не выжить, не спастись, не отыскать приюта, для мятущейся души.

Мягкая лиричность стихов, ностальгия по ушедшему (времени, эпохе) читателю близка и понятна. Дом, родина основные мотивы лирики Кердана. Дом – это малая родина и детская память. Через все сборники проходит мотив единства с Отчизной, ей лирический герой обязан всем – даром поэта, пониманием нерасторжимой связи со своим народом. Как тонко умеет поэт описать все живое, по нескольким признакам, данным в стихотворении, мы узнаем всем нам понятные образы:

Меня окружает совхозная проза:

Кудахтанье кур да мычанье телят,

И всепобеждающий запах навоза

И все удобряющий, как говорят.

И вдоволь удобренный, я вырастаю

Из глупых привычек своих городских.

Меня окружает деревня святая —

Прибежище нашей российской тоски…[25]

Точные, с некой иронией произведения проникнуты глубочайшей любовью и грустью, выражения: «всепобеждающий запах навоза», «российской тоски», «совхозная проза».

Через образ старушки автор рассказывает о смысле жизни простого русского человека:

Старуха отворила ставни,

И пес перебежал дорогу…

– Спасибо, – скажем утром ранним

За то, что живы мы, ей-богу.

За то, что мы, ей-богу, зрячи.

За то, что мы пока что в силах

Смотреть на долгий бег собачий

В окне, что вечность отворила[26].

Стихотворения Александра Кердана неразрывно связаны с жизнью и красотами Урала. По живописности описаний родных мест Александр Кердан  - настоящий художник. Как художник он рисует живописные пейзажи родного края, любимой природы, с неподдельным восхищением и ностальгией отзывается о Родине:

А березки как побелены стоят

Вдоль дороги, по которой мчится поезд.

Почернели все они по пояс.

«Штукатурка облетела…» – говорят.

Я смотрю в окно, свои дела

Вороша, как будто бомж окурки…

Жизнь моя – березово-светла,

И черна, где нету штукатурки.

Я и ею волен дорожить

Иль не дорожить, назло привычке…

Надо жить! Пока что – надо жить,

Хоть к окурку не хватает спички.

Надо жить… Искать с судьбою лад,

Ни о чем ином не беспокоясь…

А березки как побелены стоят

Вдоль дороги, по которой мчится поезд[27].

Утверждающая сила оптимизма, великая сила всепобеждающей любви к жизни и Родине – тема этого стихотворения. О своем родном месте Коркино поэт рассказывает с особым упоением:

Мы все – природы сыновья

И логике подвластны древней…

Не потому ль родился я

На стыке города с деревней.

В окно кричали петухи,

Но громче их – гудки разреза…

И сызмальства, мои стихи —

На стыке неба и железа[28].

Творчество Александра Кердана отличает умная, чуткая позиция автора – его образ. Родина для поэта – это не просто точка на карте и место, где ты родился. Это отечественная история. Александр Кердан родился в шахтерском городке Коркино, на Южном Урале, и посвятил родному городу немало проникновенных строк. Поэт писал о жизни в провинции. В стихотворении «Уехать из Москвы» автор дает возможность отрешиться от требовательной длани власти, искушений моды и окололитературной суеты.

Дом и родина – по праву главные мотивы лирики Александра Кердана. Но особое место занимает и тема малой родины. Малая родина – это дом, это детская память, это место, где ты родился и которым ты воспитан. Через все сборника поэта проходит лейтмотивом тема единства с малой родиной:

Меня окружает совхозная проза:

Кудахтанье кур да мычанье телят,

И всепобеждающий запах навоза

И все удобряющий, как говорят.

И вдоволь удобренный, я вырастаю

Из глупых привычек своих городских.

Меня окружает деревня святая —

Прибежище нашей российской тоски...[29]

Лирический герой отражает воспоминания самого автора. Он точно также родился в месте на стыке города с деревней (село Коркино челябинской области – место рождения самого поэта):

Мы все – природы сыновья

И логике подвластны древней…

Не потому ль родился я

На стыке города с деревней…[30]

 

Ещё один образ, с которым неразрывно связан образ Родины – это образ матери. Воспоминания о родной матери становятся поводом снова и снова возвращаться в детство, в родные места. В творчестве многих поэтов эти мотивы неразрывны, но у Александра Кердана такие строки особенно наполнены грустью и тоской:

Стареет мама…

Грусти не тая,

Целую ее сморщенные руки…

Пока жива она —

Мальчишка я,

И время остается для науки…[31]

Однако волнует лирического героя не только тема прошлого, тема детства; он волнуется не столько о настоящем, сколько о будущем. Особо остро затронута автором данная тема в стихотворении «Новый день независимости». Строки стихотворения похожи на своеобразный лозунг, на крик совести, взывающей к русскому человеку:

Отвоюем страну и вернем нашей матери имя,

Даже если не нам доведется увидеть итог...

Богородица нас покрывает крылами своими,

И для русского сердца открыт Ее светлый чертог[32]

По большому счёту, интонация поэзии Александра Кердана – мужская, патриотичная. Но лирическому герою свойственно и понимание любви. Сам Александр Кердан любит размышлять о божественной природе любви. Например, в стихотворении «Резюме»:

Ах, любовь! Это что-то совсем неземное!

Почему же, земная, живешь ты со мною,

На моей засыпая груди?..

Любовь представляется лирическому герою чем-то неземным, невозможным для осознания и существования без вмешательства божественной силы.

Поднимает Александр Кердан и тему страданий, вызванных этим прекрасным чувством – любовью. У каждой любви, считает он, есть начало и конец, такова жизненная закономерность, таков принцип гармонии на земле:

Я жизнь познаю много лет и узнал

С плохой и хорошей сторон.

У каждой любви есть исток и финал

И это – закон.

Который придуман не мной, и не мне

Его, осудив, нарушать...

Но это не повод терять веру в любовь. Сердце и душа человека постоянно открыты для нового, для любви и чувств. Для лирического героя поэзии Александра Кердана счастье, настоящая и полноценная жизнь возможно только в том случае, если в ней есть любовь:

И все же, любовь потеряв, как во сне,

Влюбляюсь опять –

До смерти, поскольку еще я – живой

И только влюбленным живу

Любовь для Александра Кердана – это не только чувства между двумя любящими людьми. Это умение любить человечество, всё живое, добро, правду, знания, мудрость, справедливость, честь и долг. Умение чувствовать и проявлять бескорыстную любовь – это высший показатель зрелости человека. Это та наивысшая любовь, которая отдаёт, не требуя взамен:

Мечту, что еще не достигнута мной,

Судьбою зову.

Движение к ней – вот тот самый закон,

Который, как там ни крути,

А все ж ни с плохой, ни с хорошей сторон

Не обойти.

И тысячи истин познав, не узнать,

Зачем так играю с судьбой,

Когда безнадежно влюбляясь опять

В любовь....

Таким образом, А. Кердан в литературе занимает особенное место. Во-первых, он кадровый военный, и поэтому описывает события, которые хорошо знает в деталях, что придает его прозе особенную реалистичность и детализацию характеров, образом, фабулы. Во-вторых, в литературном мире А. Кердан не новичок. Он много публиковался, известен не только своей прозой, но и поэтическими текстами. Все это в совокупности рисует портрет добротной литературы и профессионализм ее автора.

Анализ всего творчества Кердана, книги которого публикуются и пользуются спросом по сей день, написал своей первый поэтический сборник в 1990 году. Основные темы, которые он использует в своих произведениях, – это честь и достоинство мужчин, патриотизм, уважение к Отчизне, старшему поколению, а также поклонение женской красоте. Такие творцы как Рубцов, Есенин, Заболоцкий очень близки ему по духу, поэтому их стилистика схожа. Александр становится приверженцем русской поэтической школы, традиции которой исповедует сам.

В поэзии Александра Кердана Родина – главная лирическая героиня, служение которой он считает своим главным уделом. Автор является представителем поколения, которое появилось на свет спустя десятилетия после Великой Победы. Поколение гордилось отцами, дедами, сражавшимися во время войны.

Александр Кердан – активно работающий в литературе нового времени автор, который утверждает через своё творчеством принципы мужской чести и дружбы, принцип верности Отечеству и любви к своей Родине. Это настоящий идейный вдохновитель писательской ассоциации Урала. Его творчество представляет негласную «уральскую» школу поэзии, однако оно давно вышло за границы регионального творчества.

 


Пояснительная записка

В русской национальной культуре и традициях гуманитарного образования художественная литература всегда являлась важным компонентом духовного развития народа. В российской школе литература - ведущий предмет в системе нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников. Актуальность и причина появления данной разработки заключается в том, что существующие программы недостаточно полно раскрывают особенности развития литературного процесса конца 20 - начала 21 века, современные программы и пособия предлагают лишь обзорное   знакомство   с   литературно-художественными произведениями новейшей литературы последних десятилетий.

Программа элективного курса «Творчество поэта нашего времени       А. Б. Кердана», посвященная знакомству с биографией автора, обзором его творчества, анализу нескольких произведений, ориентирована на изучение в течение 6-ти часов обучающимися 10-ых классов.

Материал, отобранный для изучения, помогает обучающимся раскрыть замысел писателя, расширяет знания обучающихся о понятии «лирический герой», его функциях и роли в произведении. Программа содержит многообразный познавательный материал теоретической и практической деятельности, рассчитана на выработку у обучающихся навыка анализа художественного текста.

Особенность и актуальность курса заключается в том, что материал отобран для практических и теоретических занятий согласно требованиям ФГОС. Умение анализировать текст произведения, давать характеристику персонажам, выявлять авторскую позицию необходимы обучающимся не только для успешной сдачи экзаменов, но и развития исследовательской компетенции. Отобранные материалы способствуют формированию эстетического вкуса обучающихся. Программа соответствует основным образовательным целям школы в развитии личностного и профильного направлений в обучении старшеклассников.

Цели для данного курса:

· способствовать формированию духовно развитой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к самобытной поэзии;

· развивать эмоционально-чувственный интеллект путём восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и интерпретации авторской позиции;

· формировать читательскую компетенцию, способствовать повышению интереса к чтению современной литературы;

· развивать устную и письменную речь учащихся;

· развивать навык анализа художественного произведения, навык работы с художественной деталью и образной системой;

· способствовать овладению ключевыми теоретико-литературными понятиями при анализе поэтического текста;

· развивать навык создания собственного текста (творческое письмо, мини-сочинение) по результатам восприятия и интерпретации поэтического произведения;

· развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Формы обучения: лекция, практикум, проверочная работа, эссе, сочинение.

Методы обучения: метод творческого чтения, эвристический метод, исследовательский метод, репродуктивный метод.

Приемы обучения: комментированное чтение, беседа, слово учителя; анализ текста художественного произведения; составление тезисов прочитанных статей учебника или критических статей, составление синхронистических статей; подготовка сочинений.

Принципы отбора материала: системность, практическая направленность, сознательность и прочность.

 

Литература

1. Кердан А. Б. Подробности жизни: Стихотворения, поэмы, переводы. Екатеринбург: изд-во «АсПУр», 2015. 562 с.

2. Кердан А. Б. Сибирский тракт: Стихи и поэма. М.: Сов. писатель, 1991. 80 с.

3. Кердан А. Б. Суд офицерской чести: Проза и публицистика. – Пермь:Кн.изд-во, 1991. 234 с.

4. Кердан А. Б. Лирика: Стихи и поэма. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1996.  80 с.

5. Кердан А.Б. Сочинения в трех томах. Т.1: Стихотворения, венок сонетов, поэмы, переводы. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. 448 с.

8. Календарно-тематическое планирование

№ урока Кол-во часов Тема урока Цель урока Тип урока
1 1 «Лирика как род литературы. Знакомство с понятием «лирический герой». Лирический герой как отражение авторского сознания». Рассмотреть способ выражения мыслей и чувств поэта через лирического героя. Актуализировать знания о лирике как о роде литературы Урок актуализации знаний
2 1  «А. Б. Кердан – поэт современности». Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Урок изучения нового материала
3 1 «Особенности творчества А. Б. Кердана. Лирическое наследие писателя». Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Урок изучения нового материала
4 1 «Военная лирика А. Б. Кердана». Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Урок изучения нового материала
5 1 Прозаическое наследие А. Б. Кердана». Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Комбинированный урок
6 1 ПР: «Лирический герой А. Б. Кердана как отражение авторского сознания» (сочинение). Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Провести этап рефлексии и выявить уровень заинтересованности учащихся в изучении поэзии и современной лиетратуры Урок обобщения и систематизации знаний

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лирика – это особый род литературы, в центре внимания которого – человеческая душа и её переживания, стремления, порывы. Ближе всего лирика близка к музыкальному искусству. Ведь в лирике точно также события и сюжет играют второстепенную роль. Лирика тяготеет к малым жанрам, а лирическое переживание может проявлять себя в разных формах: от громкого открытого признания до скрытого в деталях еле ощутимого волнения.

Согласно исследованиям современных литературоведов, под понятием «лирический герой» (или более широком – «лирический субъект») принято понимать образ личности в творчестве конкретного поэта, наделенного особенными чертами личности, внешности, судьбы. Специфическая особенность лирического героя – это его двуплановость. В лирическом герое существуют эмоции, настроения эпохи, мнения и мысли, выражение сознания автора. Авторское сознание - «это категория литературоведческого анализа, выражающая мироотношение писателя, которое воплощается в художественных образах произведения, всей его структуре»[39].

Главный этап в процессе изучения лирики в школе – это постановка проблемного вопроса. Проблемная ситуация мотивирует к изучению и активизирует читательский интерес. Он может быть связан с реалиями жизни, с биографией поэта или с историко-литературным процессом. В старших классах исследователи ставят в приоритет проблемные вопросы, связанные с художественным своеобразием писателя, э



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.148 с.)