Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Решение достичь просветленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сильное альтруистическое намерение, при котором вы даёте обещание достичь состояния будды ради счастья и благополучия других, зиждется на решении принять на себя ответственность за их судьбу. В свою очередь, оно проистекает от любви и сострадания, столь великих, что вы оказываетесь не в силах взирать на их страдания или жить с осознанием того, что они пребывают во власти внутренних негативностей, приводящих к внешним страданиям и ограниченности. Успешное развитие этого чувства сострадания по отношению к другим зависит от умения воспринимать их как самых близких себе людей, как своих лучших друзей, которых вы хотите отблагодарить за всю ту доброту, которую они к вам проявляли. Необходимым условием этого является спокойное и равностное отношение ко всем людям. Таким образом, ради успешного прохождения седьмого этапа вам нужно сначала вновь проделать все предыдущие.
Медитация
Основываясь на предыдущих практиках и держа в голове все пройденные этапы, вы можете сделать их быстрый обзор, поддерживая довольно высокую интенсивность ощущений.
Предварительный этап: взгляд равностности
1. Со своей стороны и ваши друзья, и враги, и безразличные к вам люди в равной степени хотят быть счастливыми и избежать страданий. 2. Что касается вас самих, то все эти люди бесчисленное число раз были вашими друзьями в течение безначального цикла перерождений, и в будущем, без сомнения, они тоже станут вам помогать; но столь же часто они были и вашими врагами, или же им не было до вас никакого дела. 3. Так что, с какой стороны ни смотри — с вашей собственной или с точки зрения всех прочих, — нет ни малейшего смысла преувеличивать значение привязанности и вражды. Не стоит считать, что кто-то по самой своей сути хорош или плох, хотя его поступки в данный момент могут быть хорошими или дурными, полезными для вас или вредными. Нет никакой причины быть любезным с одним человеком и нелюбезным с другим. Хотя люди действительно могут на некоторое время стать друзьями или врагами, оказывать друг другу услуги и причинять боль, совершенно неправильно на этом основании кому-то одному оказывать предпочтение или ненавидеть этого человека.
Первый этап: как узнать в человеке друга
1. Подумайте о том, что если идея реинкарнации верна и существование циклично, то это значит, что череда ваших собственных перерождений не имеет начала. 2. Признайте, что всякий раз, когда вы появлялись на свет из чрева, рождаясь человеком или зверем, или вылуплялись из яйца, будучи птицей, рыбой или насекомым, — всякий раз для этого была нужна мать. А поскольку вы рождались бесчисленное множество раз, то за все эти жизни у вас было бесчисленное множество матерей. Смысл в том, что каждое живое существо когда-то было вам матерью. Если у вас возникли затруднения в том, чтобы прийти к такому заключению, то попробуйте мысленно проследить весь бесконечный ряд перевоплощений и отыскать то существо, которое бы не было вашей матерью; но это попросту невозможно. 3. Осознайте, что число ваших рождений бесконечно, а значит, у вас бесконечное число матерей. 4. Поразмышляйте над приведёнными ниже пунктами, поймите, что каждое живое существо в вашей настоящей жизни множество раз было вашей матерью. • Подумайте о своём лучшем друге и представьте, что он когда-то в прошлых жизнях вырастил и воспитал вас. Удержите в сознании этот образ, пока не почувствуете, как меняется ваше отношение к другу. • Затем последовательно рассмотрите других, не столь близких, друзей, одного за другим; также осознайте и почувствуйте, что на протяжении множества жизней они были вам очень близки. Этот этап может занять много дней — даже недель. • Потом представьте постороннего вам человека — кого-то, кто в этой жизни не сделал для вас ничего хорошего, но и не вредил. Подумайте о том, что этот человек за все ваши жизни не единожды был так же близок вам и так же заботлив, как ваш самый лучший друг. • Постепенно распространите это понимание на других посторонних людей — тех, кого вы видели в метро, в магазине, на улице. • Когда вы приобретёте некоторый опыт, научившись видеть в друзьях и незнакомцах людей, которые в прошлом заботились о вас, и почувствуете, как меняется ваше к ним отношение, возьмите в качестве объекта для размышлений кого-нибудь, кто причинил вам или вашим друзьям незначительный вред. Начните с второстепенного врага, например с человека, отозвавшегося о вас критически, с тем чтобы попробовать временно отвлечься от неприязненных чувств и осознать, что когда-то вы с ним были близкими друзьями. Но если вы поспешите и слишком быстро перейдёте к рассмотрению людей, к которым испытываете сильную неприязнь, то ваше негативное отношение к ним не даст вам продвинуться дальше. • Когда вы почувствуете, что смогли изменить отношение к незначительному врагу, постарайтесь утвердиться в этом своём новом отношении и лишь после этого постепенно переходите.к врагам более явным.
Второй этап: как ценить доброту
1. Представьте как можно ярче, что ваша мать, воспитавшая вас, стоит перед вами. 2. Подумайте:
— Она была моей матерью на протяжении множества жизней. В этом воплощении она подарила мне тело, которое позволяет мне вести жизнь, полную возможностей для духовного роста. Девять месяцев она носила меня в своём чреве; всё это время она не могла поступать в соответствии с собственными желаниями, вынужденная заботиться о тяготящей её, мешающей двигаться ноше. Даже если мои движения причиняли ей боль, она не сердилась, не думала о боли, а радовалась, думая, каким сильным растёт её ребёнок. Так велики были её любовь и нежность.
Удерживайте эту мысль, пока всецело не проникнетесь ею. 3. Чтобы усилить чувство признательности, углубитесь в детали:
— Она в муках произвела меня на свет, а потом неустанно заботилась о моём благополучии, тревожилась за меня, ценила своё собственное дитя превыше всего на свете. Она растила меня, отдавая мне всё, что только могла.
— Она стирала испачканные пелёнки и вытирала мой сопливый нос. Она кормила меня своим молоком и не отнимала груди, когда я кусал её. Даже когда она уставала от этих забот, ею прежде всего двигала привязанность ко мне. И это длилось не день, не неделю, не месяц, а много лет — в то время как у большинства людей необходимость позаботиться о ребёнке уже через пару часов способна вызвать раздражение.
Если вы используете для медитации образ кого-то другого, а не матери, то вспомните во всех деталях всё доброе, что сделал вам этот человек. 4. Осознайте, насколько вы были зависимы:
— Если бы она бросила меня хоть на несколько часов, я мог бы умереть. Только то, что по доброте своей она кормила и одевала меня так хорошо, как только могла, позволило мне в этом воплощении сохранить жизнь и возможность заниматься духовным самосовершенствованием.
Оцените то благо, что вы получили. Если вы посмотрите на заботу своей матери с такой точки зрения, то это не оставит вас равнодушным. 5. Расширьте диапазон своей признательности, включив в него и другие перерождения:
— Она была добра ко мне не только в этой жизни, но и в других — будучи человеком или животным, ведь большинство животных также заботятся о своём потомстве.
Пусть эта новая идея овладеет вашим сознанием; не стремитесь поскорее перейти к следующей фазе медитации, отнеситесь к этому этапу серьёзно. 6. Осознав доброту того, кто вырастил вас, кто заботился о вас в этой жизни, постепенно распространите это чувство и на остальных друзей. Думайте о том, какой великой любовью они вас окружали, когда были вашими родителями и защитниками в других жизнях, — не меньшей, чем любовь матери в вашем нынешнем воплощении. Так же, как до этого вы размышляли о матери, так же обстоятельно и не торопясь подумайте о друзьях, начав с самого близкого. 7. Когда вы почувствуете, что ваши размышления дали эффект, переходите к следующему другу и снова повторите медитацию; и так, понемногу, вы охватите всех своих друзей.
Третий этап: как платить добром за добро
1. Рассудите следующим образом:
— В этой жизни моя мать (или мой друг) слепа, её сознание омрачено и затуманено. Её путь пролегает по краю ужасной бездны, а проводника у неё нет; будет чудовищно, если я, её собственный ребёнок, оставлю это без внимания и не возьмусь помочь ей.
2. Теперь посмотрите на проблему шире:
— Все живые существа где-то и когда-то были мне матерями, проявляли ко мне доброту и защищали. Теперь им неведомо, как следует или как не следует поступать, чтобы стать счастливыми. Лишённые всякого духовного руководства, идут они по краю грозящей страданиями бездны чередой вечных перерождений. Было бы ужасно оставить их на произвол судьбы и думать лишь о своём спасении, зная, что каждый шаг приближает их к несчастью.
Вы должны прочувствовать всю бедственность их положения. Пусть это не оставит вас равнодушным. Пусть вас охватит тревога за всех живых существ. Если это слишком абстрактно для вас, подумайте сначала о ком-то конкретном, кто находится в тяжелейшей ситуации, а затем распространите то чувство, что вы к нему испытываете, на всех остальных. Тут вам поможет опыт работы с конкретными личностями на первых двух этапах. 3. Всецело посвятите себя заботе о благе ближних. Как они пеклись о вас в этой и всех прочих жизнях, оказывали вам необходимые услуги, так и вы решите отныне помогать им всеми возможными способами:
— Я сделаю всё, что только смогу, для всех этих существ: все они мои друзья, они заботились обо мне... и все они так страдают.
Представьте, какими способами вы можете сделать других счастливыми.
Четвёртый этап: как научиться любить
Часть первая 1. Возьмите какого-нибудь своего друга и поразмышляйте о том, как он страдает от душевной и физической боли; от того, что ошибочно считает, будто преходящие земные радости обладают природой наслаждения, а не боли; от того, что пойман в ловушку циклических смертей и перерождений, не поддающихся его контролю. Как и вы сами. 2. Подумайте в этом ключе о других своих друзьях, постепенно распространяя осознание на всё большее их число. 3. Распространите его ещё дальше, включив нескольких малознакомых людей. 4. Подумайте о том, как самый малозначительный из ваших врагов страдает от душевной и физической боли, как это описано выше. В точности как вы сами. 5. Постепенно распространите это осознание на всё большее и большее количество тех, кто причинил боль вам или вашим друзьям. Часть вторая 1. Ощутите своё «я» в ситуациях типа: «Я хочу этого», «А вот этого я не хочу». 2. Осознайте, что хотеть быть счастливым и не хотеть страдать — совершенно естественно. Это истинно и не нуждается в дальнейших оправданиях, кроме того, что вам от природы присущи стремление к счастью и желание избежать страданий. 3. Основываясь на этом естественном желании, вы имеете право стремиться к счастью и к избавлению от страданий. 4. Поскольку вы имеете это чувство и это право, то и другие имеют то же самое чувство и то же самое право. 5. Поразмышляйте над тем, что разница между вами и другими носит прежде всего количественный характер — вы всего лишь один, а других бесконечно много. 6. Задайте себе вопрос: следует ли мне использовать других для достижения личного счастья или, напротив, помогать им стать счастливыми? 7. Представьте себя, спокойного и разумного, а справа — другую версию себя: безмерно гордого человека, никогда не думающего о благополучии ближних, озабоченного лишь нуждами собственного «я» и готового на всё ради их удовлетворения. 8. Теперь представьте слева от себя множество людей, страдающих от боли и лишений, которые не связаны с вами узами родства или близкой дружбы. 9. И вот между ними, ровно посередине, находитесь вы, непредвзятый и сочувствующий чело- век. Обе стороны хотят счастья и не хотят страдать; в этом смысле они совершенно одинаковы и обладают равными правами на достижение своих целей. 10. А теперь подумайте вот о чём:
— Человек справа, озабоченный только своими делами и потребностями, всего лишь один, в то время как тех, кто слева, — бесчисленное множество.
Кто более важен? Этот единственный, глупый и сосредоточенный на себе эгоист или множество обездоленных, беспомощных в своём страдании людей? Чью сторону вы примете? Как непредвзятый и беспристрастный наблюдатель, вы естественным образом перейдёте на сторону страдающего большинства. Невозможно игнорировать нужды множества людей, особенно когда им противостоят потребности одного глупого и высокомерного человека. 11. Подумайте ещё вот о чём:
— Если я, один-единственный человек, ставлю себя выше большинства, это противоречит природе моей человечности. Променять сотню долларов на один доллар было бы невероятно глупо, в то время как потратить один доллар ради сотни — весьма мудро.
12. Подумав так, примите следующее решение:
— Я намерен направить все свои силы на помощь многим, а не одному. Каждая часть тела равным образом является телом и должна быть защищена от боли; так и все живые существа должны быть равно защищены от страданий.
Часть третья 1. Начните со своего лучшего друга и размышляйте следующим образом:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Как было бы замечательно, если бы он обрёл счастье в полном объёме, чтобы у него были все причины чувствовать себя счастливым.
Медитируйте на этой мысли в течение достаточно долгого времени, пока у вас не появится по отношению к вашему другу точно такое же чувство, с каким мать относится к своему ребёнку. Несмотря на то что с другом это сделать довольно легко, потратьте на это упражнение достаточное количество времени и понаблюдайте за своими ощущениями: они явятся той моделью, которую необходимо будет распространить на других существ. 2. Продолжайте эту медитацию, сосредоточивая своё внимание на всё большем и большем количестве друзей, пока пожелание им счастья и всех его причин не станет действительно интенсивным. Думайте о каждом следующее:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Как было бы замечательно, если бы он обрёл счастье в полном объёме, чтобы у него были все причины чувствовать себя счастливым.
Если сейчас ваши чувства не так сильны, как по отношению к лучшему другу, возвратитесь на несколько шагов назад: поразмышляйте о том, что все ваши друзья одинаковы, все хотят счастья и избавления от страданий; подумайте о том, что в ходе бесчисленных циклов перерождений все они уже были вашими лучшими друзьями, были очень добры к вам и равно заслуживают благодарности за свою доброту. 3. Теперь представьте перед собой просто какого-нибудь малознакомого человека и искренне подумайте:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Как было бы замечательно, если бы он обрёл счастье в полном объёме, чтобы у него были все причины чувствовать себя счастливым.
Убедитесь, что ваша медитация не превращается в пустые слова; её назначение — вызвать внутри вас духовную трансформацию. 4. Продолжайте ту же медитацию, представляя себе всё большее и большее число малознакомых людей, пока пожелание счастья и всех его причин не станет одинаково сильным для друзей и незнакомцев. 5. Представьте перед собой самого незначительного из ваших врагов и подумайте:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Как было бы замечательно, если бы он обрёл счастье в полном объёме, чтобы у него были все причины чувствовать себя счастливым.
Продолжайте эту практику, пока не почувствуете, что самым сердечным образом желаете счастья и всех его причин этому человеку, глубоко обидевшему вас или ваших друзей, — пока это желание не станет таким же сильным, как по отношению к друзьям или незнакомцам. 6. Продолжайте эту практику по отношению к другому врагу — например, к человеку, который раздражает вас на работе. Каждый раз добавляйте всё новых и новых врагов, постепенно расширяя сферу охвата вашей любви. Часть четвёртая 1. Возьмите своего лучшего друга и, представив его перед собой, подумайте:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Пусть же он будет наделён счастьем и всеми его причинами.
2. Распространяйте это чувство на всё большее и большее количество друзей, пока пожелание счастья и всех его причин не станет одинаково сильным для всех них:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Пусть же он будет наделён счастьем и всеми его причинами.
3. Представьте перед собой малознакомого человека и от всей души подумайте:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Пусть же он будет наделён счастьем и всеми его причинами.
4. Продолжайте эту медитацию в отношении всё большего и большего числа малознакомых людей, пока пожелание счастья не станет одинаково сильным для друзей и незнакомцев. 5. Представьте перед собой наименее значительного из своих врагов и подумайте:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Пусть же он будет наделён счастьем и всеми его причинами.
Применяйте медитативные формулы из предыдущих ступеней, пока не будете ощущать пожелание счастья и всех его причин в отношении этого человека, который обидел вас или ваших друзей, и пока оно не станет таким же сильным, как по отношению к друзьям и незнакомцам. На это потребуется определённое время. 6. Продолжайте выполнять эту практику в отношении другого врага. Возьмите человека, который раздражает или огорчает вас, и подумайте:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Пусть же он будет наделён счастьем и всеми его причинами.
Когда ваше чувство к нему станет сильным и искренним, возьмите другого врага, затем ещё одного и ещё, постепенно расширяя сферу своей любви. Часть пятая 1. Представьте перед собой своего лучшего друга и подумайте:
— Я сделаю всё, что в моих силах, для того, чтобы этот человек обрёл счастье и все причины быть счастливым!
Обратите внимание на силу и искренность вашего чувства, связанные с тем, что этот человек действительно важен для вас. 2. Распространяйте то же самое отношение на всё большее и большее количество друзей, пока пожелание счастья не станет одинаково сильным для всех них без исключения.
— Я сделаю всё, что в моих силах, для того, чтобы эти люди обрели счастье и все причины быть счастливыми!
3. Представьте перед собой нейтрально относящееся к вам существо или просто малознакомого человека и подумайте от всей души:
— Я сделаю всё, что в моих силах, для того, чтобы этот человек обрёл счастье и все причины быть счастливым!
4. Продолжайте эту медитацию в отношении всё большего и большего числа малознакомых людей, пока ваша искренняя заинтересованность в их счастье и благополучии будет не менее сильной, чем в отношении близких друзей.1.Представьте самого незначительного из ваших врагов и подумайте:
— Я сделаю всё, что в моих силах, для того, чтобы этот человек обрёл счастье и все причины быть счастливым!
Продолжайте медитировать, пока ваше пожелание счастья этому человеку не станет столь же искренним, как в отношении близких друзей и незнакомцев. На это уйдёт определённое время. 5. Продолжайте ту же медитацию с другим врагом, с человеком, который раздражает или огорчает вас.
— Я сделаю всё, что в моих силах, для того, чтобы этот человек обрёл счастье и все причины быть счастливым!
Когда ваше чувство к нему станет сильным и искренним, представьте другого врага, затем ещё одного и ещё, постепенно расширяя круг любви.
Пятый этап: сила сострадания
Часть первая 1. Представьте себе близкого друга, страдающего от очевидной боли, и подумайте:
— Подобно мне, этот человек хочет обрести счастье и избежать страданий, но вынужден испытывать боль. О если бы только он мог освободиться от страдания и от всех его причин!
Думайте о том, как и почему этот человек страдает, пока у вас не появится сильное ощущение, как было бы замечательно, если бы он или она освободились от всей боли и страданий. Побудьте с этим ощущением, не анализируя его. Когда чувство начнёт ослабевать, снова подумайте о страданиях этого человека и, когда эти мысли породят сильное сострадание, снова пребывайте в этом переживании, не пытаясь его анализировать. Эти два попеременно выполняемых действия называются аналитической и стабилизирующей медитациями. Выполняйте две эти практики поочерёдно, следя за тем, чтобы чувство оставалось сильным. Со временем эти два типа медитации станут усиливать и углублять друг друга, так что даже не будет необходимости переключаться между ними. 2. Представьте себе друга, который пусть и не страдает в данный момент ни от какой конкретной боли, но непременно будет страдать в будущем из-за своих действий, способствующих накоплению негативной кармы, действий, которые все люди совершают от начала времён. Подумайте следующее:
— Подобно мне, этот человек хочет обрести счастье и избежать страданий, но вынужден испытывать боль. О если бы только он мог освободиться от страдания и от всех его причин!
Выполняйте попеременно аналитическую и стабилизирующую медитации. 2. Постепенно распространите эту медитацию сначала на большее количество друзей, затем одного за другим добавляйте к кругу осознания людей малознакомых, потом врагов и, наконец, всех живых существ во всех мирах. Часть вторая 1. Представьте себе друга, страдающего от какой-нибудь очевидной боли, и подумайте:
— Подобно мне, этот человек хочет обрести счастье и избежать страданий, но вынужден испытывать боль. Пусть же он освободится от страдания и всех его причин!
Выполняйте попеременно аналитическую и стабилизирующую медитации. 2. Представьте перед собой друга, который пусть и не страдает в данный момент ни от какой конкретной боли, но непременно будет страдать в будущем из-за своих действий, способствующих накоплению негативной кармы, действий, которые все люди совершают от начала времён. Подумайте следующее:
— Подобно мне, этот человек хочет обрести счастье и избежать страданий, но вынужден испытывать боль. Пусть же он освободится от страдания и всех его причин!
Выполняйте попеременно аналитическую и стабилизирующую медитации. 3. Постепенно распространите эту медитацию сначала на большее количество друзей, затем одного за другим добавляйте к кругу осознания людей малознакомых, потом врагов и, наконец, всех живых существ во Вселенной. Часть третья 1. Представьте себе друга, страдающего от какой-нибудь очевидной боли, и подумайте:
— Подобно мне, этот человек хочет обрести счастье и избежать страданий, но вынужден испытывать боль. Я помогу этому человеку освободиться от всех страданий и от их причин!
Выполняйте попеременно аналитическую и стабилизирующую медитации. 2. Представьте перед собой друга, который пусть и не страдает в данный момент ни от какой конкретной боли, но непременно будет страдать в будущем из-за своих действий, способствующих накоплению негативной кармы, действий, которые все люди совершают от начала времён. Подумайте следующее:
— Подобно мне, этот человек хочет обрести счастье и избежать страданий, но вынужден страдать. Я помогу этому человеку освободиться от всех страданий и от их причин!
Выполняйте попеременно аналитическую и стабилизирующую медитации. 3. Постепенно распространите эту медитацию сначала на большее количество друзей, затем одного за другим добавляйте к кругу осознания людей малознакомых, потом врагов и, наконец, всех живых существ во Вселенной.
Шестой этап: полная самоотдача
1. Омрачённые эмоции не являются неотъемлемой частью нашего сознания, его сущностной природы; следовательно, их можно из него удалить. 2. Если разрушительные эмоции можно удалить из сознания, будет разумно заняться практической работой по достижению просветления и помочь другим сделать то же самое. 3. Примите следующее решение:
— Даже если мне предстоит делать это в полном одиночестве, я освобожу всех живых существ от страдания и от всех его причин и наделю их счастьем и всеми его причинами.
Седьмой этап: устремлённость к просветлению во благо других живых существ
Пройдя предыдущие этапы медитации, вы уже готовы к последнему шагу на пути духовного развития — к порождению решимости достичь просветления ради того, чтобы помогать другим. 1. Подумайте, можете ли вы в своём теперешнем состоянии добиться благополучия всех живых существ на свете, освободить их от страданий и наделить счастьем. 2. Подумайте о том, что помимо обеспечения их пищей, одеждой и крышей над головой необходимо научить людей самих заботиться о своей жизни. Учить людей, как им следует и как не следует себя вести, очень важно, а для того, чтобы делать это эффективно, вам нужно знать, каковы их предрасположенности, склонности, интересы, а также иметь самую полную информацию о духовных практиках, способных принести действительную пользу. 3. Осознайте следующее: даже несмотря на то что вы в состоянии помочь другим на своём ограниченном уровне, выйти на более эффективный уровень вы, увы, не в силах. 4. Сделайте вывод, что необходимо достичь состояния просветления, в котором устранены все препятствия, мешающие обретению всеведения (прямого и неопосредованного постижения всех познаваемых объектов) и совершенного знания истинной природы чувствующих существ и неодушевлённых объектов. 5. Примите решение, что ради того, чтобы добиться счастья и благополучия всех живых существ, вы непременно достигнете просветления. Когда ваши мысли, действия и речь будут полностью и безраздельно направлены на принесение блага ближним, вы обретёте глубочайшую любовь и исполнитесь непреклонной решимости.
Глава пятнадцатая Великая сила альтруизма
Существует ли добродетель, способная сравниться с альтруистическим намерением? Найдётся ли друг, превосходящий её? Шантидева. «Вхождение на путь бодхисаттвы»
Подобно тому, как пять стихий физического мира — пространство, земля, вода, огонь и ветер — не знают пределов, так и живые существа, которых альтруист жаждет избавить от страданий и привести к просветлению, не поддаются исчислению. Сила духа бодхисаттв столь велика, что они ставят себе задачей освободить всех живых существ — не разделяя их на этнические группы и национальности, равно друзей и врагов — от всех возможных типов и разновидностей страдания. Они хотят привести их к состоянию просветления, наделённого всеми мыслимыми добродетелями. Чтобы получить возможность помогать живым существам на столь высоком уровне, бодхисаттвы от всего сердца желают овладеть бесчисленными духовными техниками, которые помогут им достичь непревзойдённого просветления. Их не пугает, что путь этот может занять многие зоны; их намерение подобно невидимым доспехам, которые защищают их от нетерпения, малодушия и разочарования. Поскольку цель их столь велика, они могут накапливать огромное количество благой кармы, и делают это, даже когда спят, а сила их столь же бесконечна, сколь бесконечно количество живых существ, спасению которых они целиком посвятили себя. Если представить себе всё величие просветления и невероятное количество духовных практик, ведущих к накоплению благой заслуги, необходимой для его достижения, можно лишиться храбрости и решимости исполнить взятую на себя задачу. Но помните, что если количество живых существ, которых вы намерены спасти, поистине безгранично, то благодатные силы, накопленные благодаря альтруистическому намерению, столь же невообразимо велики. В свете этого бесчисленные качества просветления, которые могут показаться труднодостижимыми именно вследствие своего величия, оказываются вполне доступными. Рассуждая таким образом, вы поймёте, что преображение, ведущее к просветлению, действительно возможно, и потому в уме нашем не должно быть места лени и мыслям, откладывающим духовную практику на потом. Как говорит Нагарджуна в «Драгоценной гирлянде наставлений»:
Альтруисты полны решимости Через любовь и сострадание Избавить бесчисленных живых существ от страданий, Приведя их к состоянию будды.
И потому даже во сне, Всецело преисполнившись подобной решимости, Те, кто остались стойкими — Даже не вдаваясь во все детали практики, —
Накапливают благую карму, столь же великую, сколь велико число живых существ, Ибо живым существам несть числа. Знай же, что, коль безграничны причины, Безграничного состояния будды возможно достичь.
Альтруисты пребывают в миру бесконечно; Для бесконечного числа живых существ ищут они Бесконечные благие качества просветления И бесконечно творят добрые дела.
И, поскольку просветление безгранично, Как же можно его не достичь При помощи этих четырёх безграничных путей, Ждать остаётся недолго!
Сделав предметом своих устремлений не только своё собственное благо и благо своих близких, но и счастье всех живых существ во Вселенной, вы многократно умножите эффект каждого доброго поступка, ибо объекты, на которые направлено ваше альтруистическое намерение, будут бесчисленны. Таким образом, любовь становится неотъемлемой частью и непосредственной причиной полного просветления. Даже если поначалу возможность достижения состояние будды и будет вызывать у вас определённые сомнения, как только вы осознаете эффект, производимый любовью, состраданием и альтруистической устремлённостью к просветлению, подлинная духовная трансформация станет возможной и неизбежной. Именно эти душевные качества станут вам главным подспорьем на духовном пути. Их преображающая сила воистину вызывает восхищение.
УСИЛЕНИЕ БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ
Искреннее, прочувствованное желание, направленное на своё собственное будущее духовное развитие и на благо других существ, само по себе является одной из форм медитации. Великий буддийский Мастер Нагарджуна, известный в Индии и во всей Азии своим проникновением в самую суть природы личности и явлений неодушевлённого мира, а также в тонкости закона причинно-следственной связи, написал целый ряд молитв-благопожеланий, направленных на достижение духовного и физического здоровья и благополучия как самого медитирующего, так и других живых существ. Вот они:
Посредством заслуги от всех тех благих деяний, Что уже совершены мною, и тех, что будут совершены в будущем, Пусть все живые существа обретут Высочайшее просветление.
Пусть все живые существа обретут совершенные качества, Избавятся от всех притеснений и неволи, Насладятся свободой действий И познают достаток и процветание.
Пусть руки их наполнятся самоцветами, И пусть все блага этой жизни, Не истощаясь, прибывают, Пока вращается колесо бытия.
Пусть все они во все времена Обретают лишь благие рождения. И пусть все живущие будут наделены Головою мудрости и стопами нравственности.
Пусть все живые существа будут прекрасны собой, Стройны и статны, Приятны наружностью и свободны от болезней, Сильны и долги годами.
Пусть все они умело избегают страданий И освободятся от любой боли; Пусть сильна в них будет склонность к духовным практикам, И да обретут они богатство духовных учений.
Пусть их украсят любовь, сострадание и радость, Умиротворённость духа, свободная от омрачённых эмоций, Щедрость, нравственность, терпение, упорство, Сосредоточенность и высшая мудрость.
Пусть завершат они два накопления — добродетели и мудрости, Пусть прекрасны будут их тела, украшенные великими и малыми знаками совершенства, И путь пройдут они беспрепятственно Весь путь духовного совершенствования.
Пусть и я буду всемерно наделён Этими и другими добрыми качествами. Свободный от всех изъянов, Пусть обрету я великую любовь ко всем живущим.
Пусть я достигну совершенства во всех добродетелях, К которым стремятся живущие, И пусть я смогу избавлять от страданий Всех воплощённых существ.
Пусть все создания во всех мирах, Страдающие от страха, Обретут совершенное бесстрашие, Услышав лишь звучание моего имени.
Лишь только увидев меня, подумав обо мне или услышав моё имя, Пусть все живущие обретают великую радость, Естественность, лишённую изъянов, Устремлённость к полному просветлению
И пять типов ясновидения Во всех своих перерождениях. Пусть я во все времена буду дарить Помощь и счастье всем живущим.
Пусть я всегда, не причиняя вреда, Смогу останавливать Всех существ во всех мирах, Которые вознамерятся свершить злодеяние.
Пусть я всегда смогу явиться объектом, приносящим радость, Всем живым существам, сообразно их желанию, Без помех и препятствий, подобно земле, Воде, огню, ветру, травам и диким лесам.
Пусть я буду так же мил и дорог другим существам, как их собственная жизнь, И пусть мне они будут ещё дороже. Пусть все плоды их злодеяний созреют во мне, А плоды моих добрых дел обернутся их счастьем.
И до тех пор, пока во Вселенной Остаётся хоть одно живое существо, не обретшее освобождения, Пусть и я пребываю в мире ради его спасения, Даже если сам я достиг наивысшего просветления.
Далее Нагарджуна говорит о том, сколь важно, чтобы благопожелания эти исходили из глубины нашего сердца:
Если бы добродетель изречённого мною Имела форму, не смогли бы вместить её Миры, многочисленные, Как крупицы песка на берегах Ганга. Так учил Просветлённый,
И доводы его таковы: Столь велика добродетель желания помочь бесчисленным живым существам, Населяющим миры, которым несть числа, Сколь велико число этих живых существ.
Храня эти благопожелания в сердце, вы делаете своей первоочередной и наиглавнейшей целью достижение благополучия всех живых существ, обретая тем самым позитивный потенциал, величием своим сравнимый лишь с безграничностью живых существ, являющихся объектом вашего альтруистического благопожелания.
Глава шестнадцатая
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.190.6 (0.022 с.) |