Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как расширить круг своего участияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задайтесь вопросом, по отношению к кому вы культивируете в своём уме сострадание? Ответ должен быть таким: «К каждому живому существу», ибо все они подвержены той или иной форме страдания. На более ранних стадиях во время медитаций вы вырабатывали хорошее отношение к другим существам. Во-первых, вы осознали, что все они — и вы в том числе — хотят обрести счастье и избежать страданий; далее вы поняли, что на протяжении безначального цикла перерождений каждый из них был вашим лучшим другом, с любовью и радостью предлагая вам свою помощь; и, наконец, вы узнали, что в нашем обществе совершенно естественным является положение вещей, при котором другие люди — намеренно или нет — постоянно помогают вам. Если вы не придерживаетесь столь чуткой и участливой точки зрения, то, пытаясь постичь страдания других через свои собственные, можете даже почувствовать радость при мысли о мучениях вашего врага. Несколько столетий назад случилось так, что один монах с радостью услышал, что некий его собрат женился в нарушение монашеских обетов. Счастливый монах приготовил чай, пригласил своих друзей и сказал им: «У меня для вас отличная новость. Люди говорят, что у того монаха есть женщина». Когда об этом услышал его наставник-лама, он сказал: «Сплетник, радующийся тому, что другой монах преступил свои обеты, накопит больше дурной кармы, чем нарушивший их». Как учил Цонкапа:
В этом мире страдание врага не только не кажется нам невыносимым, но и приносит наслаждение. Когда страдает человек, который не помогал вам, но и не причинял вреда, вы в большинстве случаев не обратите на него никакого внимания. Подобные реакции обусловлены отсутствием чувства близости к таким людям. Тем не менее, когда вы видите, как страдает друг, это представляется вам невыносимым, и степень сопереживания тем больше, чем ближе вам этот человек. И поэтому необычайно важно взрастить в уме чувство искренней заботы и любви по отношению ко всем живым существам.
Неважно, богаты они или бедны, здоровы или больны, молоды или стары, — нужно выработать у себя непреходящее ощущение величайшей ценности других людей и осознание того, что они постоянно страдают. Гораздо легче практиковать сострадание, представляя себе живых существ, которые глубоко страдают, но нужно также думать и о тех, кто, казалось бы, совершенно не испытывает никакого страдания, но чьи действия на самом деле неизбежно ведут к его проявлению в будущем. Распространите эту визуализацию и сострадание на тех, кто творил подобные деяния в прошлом, создавая для себя негативные кармические предпосылки. Несмотря на то что действие их кармы в настоящий момент ещё латентно и не проявлено, в настоящем этих внешне процветающих людей скрыты семена будущих несчастий, подобно безболезненной раковой опухоли, спящей в глубинах организма. Распространите своё осознание на живых существ, ошибочно считающих, что жизнь обладает природой наслаждения, и которым предстоит в полной мере познать страдания перемен. Наконец, подумайте о том, что все живые существа подвержены страданиям и пойманы в ловушку всепроникающей обусловленности, контролировать которую они не в силах.
Стадии медитации
Поскольку всегда легче ощутить сострадание к близким друзьям, начните именно с друга. 1. Представьте себе близкого друга, страдающего от очевидной боли, и подумайте:
— Подобно мне, этот человек хочет обрести счастье и избежать страданий, но вынужден страдать. О если бы только он мог освободиться от страдания и от всех его причин!
Думайте о том, как и почему этот человек страдает, пока вы всем сердцем не возжелаете, чтобы он или она освободились от всякой боли и страдания. Побудьте с этим ощущением, не анализируя его. Когда это чувство начнёт ослабевать, снова подумайте о мучениях этого человека и, когда эти мысли породят сильное сострадание, снова пребывайте в этом переживании, не пытаясь его анализировать. Эти два попеременно выполняемых действия называются аналитической медитацией и стабилизирующей медитацией. Выполняйте эти два действия поочерёдно, следя за тем, чтобы чувство оставалось сильным. Со временем эти два типа медитации станут усиливать и углублять друг друга, так что даже не будет необходимости переключаться между ними. 2. Представьте себе друга, который пусть и не страдает в данный момент ни от какой конкретной боли, но непременно будет страдать в будущем из-за своих действий, способствующих накоплению негативной кармы, действий, которые все люди совершают от начала времён. Подумайте следующее:
—Подобно мне, этот человек хочет обрести счастье и избежать страданий, но вынужден страдать. О если бы только он мог освободиться от страдания и от всех его причин!
Выполняйте попеременно аналитическую и стабилизирующую медитации. 3. Постепенно распространите эту медитацию сначала на большее количество друзей, затем одного за другим добавляйте к кругу осознания людей малознакомых, потом врагов и, наконец, всех живых существ во Вселенной. Расширьте круг своей медитации, чтобы осознание не было ограничено лишь несколькими живыми существами, которым вы желаете избавления от страданий. Не ограничивайтесь также и тем, чтобы желать всем живым существам избавления от какого-то одного вида страдания. Стремление к счастью всех живых существ не может быть частичным и не признаёт никакой предвзятости и предубеждений — это идущее из самой глубины сердца пожелание, чтобы все живые существа вместе и каждое в отдельности освободились от всех страданий, какие существуют на свете, и от их причин. Порождая сострадание прежде всего к друзьям, затем к незнакомцам и, наконец, к врагам, вы рано или поздно поймёте, что это такое— чувствовать сострадание ко всем живым существам в целом. Однако, если вы с самого начала станете медитировать на всех живых существ, не обращая внимания на отдельных индивидуумов, у вас может появиться ложное ощущение, что вы уже достигли всеобъемлющего сострадания, однако при неблагоприятном стечении обстоятельств, например, если кто-то из них станет для вас препятствием к желанной цели, вы, к стыду своему, убедитесь в обратном.
УСИЛИВАЮЩАЯ МЕДИТАЦИЯ
Также очень полезно медитировать на беспомощном животном — создании, не способном себя защитить и имеющем весьма ограниченные возможности, — пребывающем в плачевном состоянии. Представьте себе такое несчастное создание и поразмышляйте о том, каково было бы поменяться с ним местами. Думайте:
— Если бы я оказался на месте этого несчастного создания, смог бы я выносить такие страдания?
Постарайтесь почувствовать то, что чувствует это живое существо. Этот тип медитации с использованием воображения очень полезен для придания силы вашему состраданию.
УСИЛЕНИЕ СОСТРАДАНИЯ
Когда вы уже достигнете определённого прогресса в практиках порождения сострадания, переходите от формулировки: «О если бы только он мог освободиться от страдания и от всех его причин!», к другой — «Пусть он освободится от страдания и всех его причин!» 1. Представьте себе друга, страдающего от какой-нибудь очевидной боли, и подумайте:
— Подобно мне, этот человек хочет обрести счастье и избежать страданий, но вынужден испытывать боль. Пусть же он освободится от страдания и всех его причин!
Выполняйте попеременно аналитическую и стабилизирующую медитации. 2. Представьте перед собой друга, который пусть и не страдает в данный момент ни от какой конкретной боли, но непременно будет страдать в будущем из-за своих действий, способствующих накоплению негативной кармы, действий, которые все люди совершают от начала времён. Подумайте следующее:
— Подобно мне, этот человек хочет обрести счастье и избежать страданий, но вынужден испытывать боль. Пусть же он освободится от страдания и всех его причин!
Выполняйте попеременно аналитическую и стабилизирующую медитации. 3. Постепенно распространите эту медитацию сначала на всё большее количество друзей, затем одного за другим добавляйте к кругу осознания просто малознакомых людей, потом врагов и, наконец, всех живых существ во Вселенной. Когда вы ощутите это сильное, непреодолимое желание во всей его полноте, переходите на более высокий уровень деятельного сострадания, используя формулировку: «Я помогу этому человеку освободиться от всех страданий и от их причин!» 1. Представьте себе друга, страдающего от какой-нибудь очевидной боли, и подумайте:
— Подобно мне, этот человек хочет обрести счастье и избежать страданий, но вынужден испытывать боль. Я помогу этому человеку освободиться от всех страданий и от их причин!
Выполняйте попеременно аналитическую и стабилизирующую медитации. 2. Представьте перед собой друга, который пусть и не страдает в данный момент ни от какой конкретной боли, но непременно будет страдать в будущем из-за своих действий, способствующих накоплению негативной кармы, действий, которые все люди совершают от начала времён. Размышляйте:
— Подобно мне, этот человек хочет обрести счастье и избежать страданий, но вынужден испытывать боль. Я помогу этому человеку освободиться от всех страданий и от их причин!
Выполняйте попеременно аналитическую и стабилизирующую медитации. 3. Постепенно распространите эту медитацию сначала на большее количество друзей, затем одного за другим добавляйте к кругу осознания малознакомых людей, потом врагов и, наконец, всех живых существ во Вселенной. Посредством такой медитации вы сможете развить в себе подлинное сострадание. Это будет не обычное человеческое сострадание, основанное на привязанности, при котором ничто не мешает вам разозлиться на человека, которому вы, казалось бы, сопереживаете, как только что-то пойдёт не так. Истинное сострадание — это осознание того, что все живые существа должны быть освобождены от боли и страдания.
КАК РАБОТАТЬ С ГНЕВОМ
Когда другие ведут себя по отношению к вам недоброжелательно, сохранять сострадание очень трудно. Гнев необходимо контролировать, но ни в коем случае не прятать от себя. Осознавайте свои реакции, не отрицайте их. Если отрицать их, сострадание ваше будет поверхностным и неглубоким. Есть два класса эмоций. Эмоции первого класса необходимо выражать и говорить о них. Возьмём, например, депрессию. Представьте себе, что умер близкий вам человек и вас охватило горе. Если, вместо того чтобы прятать эти чувства, вы открыто выразите их, переполняющая душу волна горя значительно ослабеет. К другому классу эмоций относятся гнев, сильная привязанность и сильное желание; эти эмоции никогда по-настоящему не иссякают. Например, если гневу дать волю, выразить его, завтра его может стать ещё больше; однако, если вы попытаетесь снизить его интенсивность, он ослабеет. Это можно проследить на своём собственном опыте. Дать своему гневу средство выражения в виде слов и действий — это то же самое, что дать ребёнку поиграть с кучей щепок и коробком со спичками. Вспыхнув, гнев питается вниманием зрителей и может совершенно выйти из-под контроля. Единственная альтернатива здесь— держать гнев под контролем, а сделать это можно, вовремя задавшись вопросом: в чём ценность гнева? В чём ценность терпения и сострадания? Когда те, кто не считает разрушительные эмоции, например гнев, недопустимыми, попадают в сложные жизненные обстоятельства и испытывают раздражение, они чувствуют себя совершенно правыми, даже если осознают, как их могут воспринимать другие люди. Те же, кто считает разрушительные эмоции недопустимыми и вредоносными, никогда добровольно не отдадутся во власть гневного порыва. Иногда, конечно, гнев может вырваться наружу и временно захватить контроль над сознанием, но в глубине души они никогда не примут его с радостью и энтузиазмом. Даже если они не смогут принять эффективных мер против гнева, внутреннее сопротивление ему в конечном итоге всё равно сыграет свою роль. Поэтому всегда полезно поразмыслить о последствиях гнева. Используйте свой здравый смысл. Есть ли в гневе хоть какая-то польза? Если вы злитесь на кого-нибудь, хорошо в результате не бывает ни вам, ни ему. Никакой пользы гнев принести не способен. По большому счёту, гнев вредит не другим, а только вам самим. Когда вы разгневаны, изысканная еда кажется вам невкусной. Когда вы злитесь, любимые лица — жены, детей, друзей — только раздражают вас, и не потому, что они, лица, изменились, а потому, что что-то не так в вашем к ним отношении. Когда случаются какие-то неприятные события, справиться с ними можно более эффективно, если вы не испытываете гнева. Гнев почти всегда бесполезен и деструктивен. Возможно, резкое, грубое слово иногда и нужно, чтобы удержать кого-то от глупого, недальновидного поступка, но и в этом случае гнев не должен быть главной мотивацией. В качестве неё должны выступать всегда только любовь и сострадание. Действия, источником которых является один только гнев, абсолютно бесполезны; осознание этого сможет укрепить вас в намерении сопротивляться этой вредоносной эмоции. Ощущать сильное сострадание ко всем и каждому вовсе не легко; не пугайтесь и не отчаивайтесь, если вы не сразу преуспеете в этой медитации. В теперешней жизни и во многих жизнях, что последуют за ней, вам понадобятся сила духа и несгибаемая решимость. Такая глубокая личностная трансформация не может случиться в одночасье, за неделю, за месяц или даже за год. Однако уже очень скоро вы заметите постепенные изменения в своих реакциях на людей и на происходящее вокруг. Если прежние реакции вдруг снова заявят о себе, не думайте, что это означает провал всего плана; используйте эти инциденты в качестве стимула для продолжения своей практики медитации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.007 с.) |