Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Любовь как основа прав человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Зная, какие последствия Влекут за собой твои действия, Всегда помогай другим. Только этим поможешь себе.
Нагарджуна. «Драгоценная гирлянда наставлений»
Для человека характерно иметь ощущение ценности собственного «я», из которого естественным образом вытекает желание быть счастливым и избежать страданий. В этом — наше прирождённое право, и иных оправданий ему не нужно. Прочие живые существа тоже хотят освободиться от страданий, и поэтому если вы имеете право преодолеть страдание, то и другие имеют точно такое же право. Тогда в чём же разница между вами и другими, или, иначе говоря, между «я» и «они»? Разница прежде всего в количестве, но и в качестве тоже. Других значительно больше, чем вас. Вы — всего один, а количество других живых существ не поддаётся исчислению. Кто более важен — вы или другие? Я — всего лишь один-единственный буддийский монах, а других людей — великое множество. Вывод предельно прост: даже если с другими случится самое малое страдание, оно будет бесконечным, ибо бесконечно их число, в то время как если что-то случится со мной, оно будет ограничено страданием одного-единственного человека. Если рассматривать ситуацию с такой точки зрения, отдельный человек не так уж и важен. Возьмём десять больных людей. Есть ли среди них хоть один, который не хочет счастья? Нет. Все они хотят освободиться от своей болезни. В практике альтруизма нет никаких причин делать для кого бы то ни было исключения, хорошо относиться к одним и пренебрегать другими. Только в этом известном нам мире есть несколько миллиардов живых существ, которые, как и вы, хотят быть счастливыми и не хотят страдать. При этом помните, что все живые существа уже помогали вам бессчётное количество раз в прошлых жизнях и ещё будут помогать в жизнях грядущих. Следовательно, тем более нет никаких причин относиться к одним лучше, чем к другим. Наша общая природа — страдание и недолговечность. Осознав это, мы больше не имеем права воевать друг с другом. Представьте себе группу заключённых, которых вот-вот должны казнить. Они находятся вместе в тюрьме, и каждый вскоре неизбежно встретит свой конец. Им нет никакого смысла ссориться в те несколько дней, что им остались. Все мы связаны общей природой страдания и недолговечности. В таких обстоятельствах нет никаких причин сражаться и враждовать друг с другом.
Медитация
1. Ощутите своё «я» в ситуациях типа: «Я хочу этого», «А вот этого я не хочу». 2. Осознайте, что хотеть быть счастливым и не хотеть страдать — естественно. Это истинно и не нуждается в дальнейших оправданиях, кроме того, что вам от природы присущи стремление к счастью и желание избежать страданий. 3. Основываясь на этом естественном желании, вы имеете право стремиться к счастью и к избавлению от страданий. 4. Поскольку вы имеете это чувство и это право, другие живые существа также имеют идентичные чувство и право. 5. Поразмышляйте над тем, что разница между вами и другими носит прежде всего количественный характер — вы всего лишь один, а других бесконечное множество. 6. Задайте себе вопрос: следует ли мне использовать других для достижения личного счастья или, напротив, помогать им стать счастливыми? 7. Представьте себя, спокойного и разумного, а справа — другую версию себя: безмерно гордого человека, никогда не думающего о благополучии ближних, озабоченного лишь нуждами собственного «я» и готового на всё ради их удовлетворения. 8. Теперь представьте слева от себя множество страдающих от нужды и боли людей, с которыми вы не связаны узами родства или дружбы. 9. И вот между ними, ровно посередине, находитесь вы, не делающий предпочтений, сострадательный человек. Обе стороны хотят счастья и не хотят страдать; в этом смысле они совершенно одинаковы и обладают равными правами на достижение своих целей. 10. А теперь подумайте вот о чём:
— Человек справа, озабоченный только своими делами и потребностями, всего лишь один, в то время как тех, кто слева, — бесчисленное множество. Кто более важен? Этот единственный, глупый и сосредоточенный на себе эгоист или множество обездоленных, беспомощных людей? Какую сторону вы примете? Как беспристрастный наблюдатель, вы естественным образом перейдёте на сторону страдающего большинства. Невозможно игнорировать нужды множества людей, особенно когда им противостоят потребности одного глупого, высокомерного человека.
11. Подумайте ещё вот о чём:
— Если я, один-единственный человек, ставлю себя выше большинства, это противоречит природе моей человечности. Променять сотню долларов на один доллар было бы невероятно глупо, в то время как потратить один доллар ради сотни — весьма мудро.
12. Подумав так, примите следующее решение:
— Я намерен направить все свои силы на помощь многим, а не одному. Каждая часть моего тела равным образом является телом и должна быть защищена от боли; так и все живые существа должны быть равно защищены от страданий.
Лично для меня эта медитация особенно эффективна. Совершенно очевидно, что все проблемы нашего мира происходят от эгоизма и чрезмерной заботы о себе. Ценность этой медитации вы можете постичь, даже основываясь на опыте своего теперешнего существования, — забота о себе ведёт к дурным и злым поступкам, даже к убийству, в то время как забота о других ведёт к добродетелям — таким как отказ от лишения жизни, воровства, супружеской неверности, лжи, сеяния раздоров, грубости и пустословия. При помощи этой медитации вы научитесь заботиться о других, даже не осознавая при этом их доброты и иных достоинств. Ведь о себе вы заботитесь совершенно непроизвольно, а не из осознания того, что вы были добры к себе. Вы заботитесь о продолжении своей жизни и уже поэтому естественным образом стремитесь к счастью и к избавлению от страданий. Точно так же и другие живые существа естественным образом заботятся о себе и потому хотят избавиться от страданий и достичь счастья. Все мы одинаковы; разница только в том, что других много, а вы — один. Даже если бы вы могли использовать всех прочих живых существ в своих целях, вы не стали бы от этого счастливее. Но если вы, один-единственный человек, станете служить другим, эта работа окажется источником великой внутренней радости. Нетрудно понять, что если вы будете пренебрегать другими в угоду собственным нуждам, то неизбежно проиграете и, напротив, безмерно выиграете, если станете относиться к другим как к себе самому. Поскольку эти факты подтверждаются нашим собственным опытом, я и нахожу эту медитацию столь действенной. Примите эти наставления близко к сердцу, и вы постепенно избавитесь от эгоизма и научитесь уважать других. При таком отношении к жизни ваши любовь и сострадание обретут силу.
ИЗОЛЯЦИЯ
Множество разновидностей верного знания проистекает из основополагающего, естественного и очевидного восприятия. У всех нас есть ощущение своего «я», однако, если мы попытаемся локализовать это самое «я», нас ожидают серьёзные трудности. И тем не менее именно это ощущение «я» даёт нам стремление к счастью и желание избежать страданий. Есть разные уровни счастья и разные виды страдания. Материальные объекты обычно имеют отношение к физическому счастью, в то время как духовное развитие — к счастью ментальному. Поскольку у нашего «я» есть эти два аспекта — физический и ментальный, — нам необходимы сразу и материальный, и внутренний, или духовный, прогресс. Баланс того и другого жизненно важен для правильного использования материальных благ и духовного прогресса человеческого общества. Все масштабные начинания, направленные на развитие человечества, движимы именно этими двумя стремлениями — достичь счастья и избежать страданий. Но существуют и более высокие уровни счастья, выходящие далеко за пределы мирских форм; уровни, на которых человек ищет чего-то более универсального, непреходящего, не ограниченного рамками этого воплощения. И точно так же, как нам нужны долгосрочные планы по защите окружающей среды, мы нуждаемся в не менее долгосрочных духовных перспективах, охватывающих и наши будущие воплощения. Я всегда говорю людям: если уж вам необходимо быть эгоистичными, будьте мудрыми эгоистами. Мудрые люди искренне служат другим, всегда ставя их нужды превыше собственных. В конце концов, это принесёт вам больше счастья. Тот вид эгоизма, который ведёт к конфликтам, убийству, воровству и использованию в речи грубых слов, — иными словами, тот, которому нет никакого дела до благополучия других и который сосредоточен всегда только на себе одном, приведёт только к бедам и потерям. Люди станут говорить вам в лицо хорошие слова, но будут ли они повторять их за вашей спиной? Практика альтруизма — единственно верный способ прожить человеческую жизнь, наполнив её глубоким смыслом. Она не ограничивается сугубо религиозными представлениями. Суть нашего бытия состоит в том, что мы, будучи людьми, должны вести жизнь, имеющую высокую цель и полную смысла. Наша цель — иметь горячее, любящее и-сострадающее сердце. Смысл нашей жизни — в том, чтобы стать другом каждому живому существу. Единственный источник мира в семье, стране и мире — это альтруизм: любовь и сострадание.
Глава одиннадцатая Расширение круга любви
С любовью обретёшь ты восемь добродетелей — Боги и люди станут тебе друзьями, Даже не-люди будут защищать тебя, Ты познаешь множество духовных и физических наслаждений, Ни яд, ни оружие не причинят тебе вреда, Без усилий ты достигнешь своих целей И обретёшь прекрасное рождение.
Нагарджуна. «Драгоценная гирлянда наставлений»
Культивация любви означает искреннее желание, чтобы все живые существа, лишённые счастья, обрели его. Цель этой практики — расширить сферу своей любви, распространить её на большее, чем сейчас, число людей. Такое расширение круга любви произойдёт само собой, если вам удастся породить по-настоящему тёплые чувства ко всем, кто хочет счастья и не хочет страдать. Предыдущие шаги нашей практики подготовили вас к тому, чтобы вы могли с лёгкостью ощутить тёплые чувства по отношению к постоянно растущему количеству живых существ, вне всякой зависимости от того, являются ли они в настоящий момент по отношению к вам друзьями, врагами или совершенно нейтральны. И всё же на начальной стадии практики у вас будет несколько разных уровней любви — по отношению к тем, кто в данный период времени ближе к вам, она будет сильнее, а по отношению ко всем остальным — слабее. По мере практики и продвижения по духовному пути ваша любовь постепенно станет настолько сильной, что вы перестанете отличать друзей от врагов. Такая всеобъемлющая, равная любовь не может прийти в одночасье, её необходимо культивировать. Как я уже говорил раньше, на начальных стадиях практики, любовь, сострадание, вера и все остальные добродетели зачастую смешиваются с малой толикой омрачённых эмоций. Техники созерцательного размышления нужны как раз для того, чтобы расширить сферу вашей любви, включив в неё как можно больше живых существ.
ВЗРАЩИВАНИЕ ЛЮБВИ
Проще всего начать со своих друзей. Думайте о них и наблюдайте, как меняется ваша точка зрения, обусловленная сердечным отношением к ним. 1. Начните со своего лучшего друга и подумайте следующее:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Как было бы замечательно, если бы он обрёл счастье в полном объёме, чтобы у него были все причины чувствовать себя счастливым.
Медитируйте на этой мысли в течение достаточно долгого времени, пока у вас не появится по отношению к вашему другу точно такое же ощущение, с каким мать относится к своему ребёнку. Несмотря на то что с другом это сделать довольно легко, потратьте на это упражнение достаточное количество времени и понаблюдайте за своими чувствами: они станут той моделью, которую необходимо будет распространить на других. 2. Продолжайте эту медитацию, сосредоточивая своё внимание на всё большем и большем количестве друзей, пока пожелание им счастья и всех его причин не станет действительно сильным. Думайте о каждом следующее:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Как было бы замечательно, если бы он обрёл счастье в полном объёме, чтобы у него были все причины чувствовать себя счастливым.
Если сейчас ваши чувства не столь интенсивны, как это было в случае с лучшим другом, вернитесь на несколько шагов назад: поразмышляйте о том, что все ваши друзья одинаковы, все хотят счастья и избавления от страданий; подумайте о том, что в ходе бесчисленных циклов перерождений все они уже были вашими лучшими друзьями, были чрезвычайно добры к вам и в равной степени заслуживают благодарности за свою доброту. 3. Теперь представьте перед собой просто какого-нибудь малознакомого человека и искренне подумайте:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Как было бы замечательно, если бы он обрёл счастье в полном объёме, чтобы у него были все причины чувствовать себя счастливым.
Убедитесь, что ваша медитация не превращается в пустые слова; её назначение — вызвать в вас духовную трансформацию. 4. Продолжайте ту же медитацию, представляя себе всё большее и большее число малознакомых людей, пока пожелание счастья и его причин не станет одинаково сильным для друзей и незнакомцев. 5. Представьте перед собой самого незначительного из ваших врагов и подумайте:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Как было бы замечательно, если бы он обрёл счастье в полном объёме, чтобы у него были все причины чувствовать себя счастливым.
Продолжайте эту практику, пока не почувствуете, что совершенно искренне, от всей души желаете счастья и всех его причин этому человеку, обидевшему вас или ваших друзей. Медитируйте до тех пор, пока это желание не станет таким же сильным, как по отношению к друзьям или незнакомцам. 6. Продолжайте эту практику по отношению к другому врагу — например, к человеку, который раздражает вас на работе. Каждый раз добавляйте всё новых и новых врагов, постепенно расширяя сферу охвата вашей любви. Безусловно, достичь такой равной и непредвзятой любви очень сложно, но, если вы будете упорно практиковать день за днём, неделю за неделей, месяц за месяцем, ваше отношение к окружающим постепенно изменится.
УСИЛЕНИЕ ЛЮБВИ
Усиливайте своё стремление к благополучию других людей упорным и настойчивым желанием. Используйте для медитации ту же модель, что и раньше: 1. Возьмите своего лучшего друга и, представив его перед собой, подумайте:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Пусть же он будет наделён счастьем и всеми его причинами.
2. Распространяйте это чувство на всё большее и большее количество друзей, пока пожелание счастья и всех его причин не станет одинаково сильным для всех них:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Пусть же он будет наделён счастьем и всеми его причинами.
3. Представьте перед собой незнакомого человека и от всей души подумайте:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Пусть же он будет наделён счастьем и всеми его причинами.
4. Продолжайте эту медитацию в отношении всё большего и большего числа малознакомых людей, пока пожелание счастья не станет одинаково сильным для друзей и незнакомцев. 5. Представьте перед собой самого незначительного врага и подумайте:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Пусть же он будет наделён счастьем и всеми его причинами.
Применяйте медитативные формулы из предыдущих ступеней, пока не будете ощущать пожелание счастья и всех его причин в отношении этого человека, который обидел вас или ваших друзей, — и пока оно не станет таким же сильным, как по отношению к друзьям и незнакомцам. На это потребуется определённое время. 6. Продолжайте выполнять эту практику в отношении другого врага. Возьмите человека, который раздражает или огорчает вас:
— Этот человек хочет счастья, но лишён его. Пусть же он будет наделён счастьем и всеми его причинами.
Когда ваше благопожелание станет сильным, прочувствованным и искренним, возьмите другого врага, затем ещё одного и ещё, постепенно расширяя сферу своей любви. Эффект этой медитации поразит вас своей глубиной.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Любовь и сострадание к другим изменят вас внутренне, но создания, ставшие объектами ваших благопожеланий, всё равно будут продолжать страдать. Вы уже знаете, что такое два уровня любви, теперь вам предстоит следующий шаг — выработать сильное и устойчивое намерение: «Я сделаю всё, что в моих силах, для того чтобы этот человек обрёл счастье и все его причины». На этом этапе вы развиваете непоколебимую решимость не просто изменить своё внутреннее, ментальное отношение к происходящему, но реально и действенно помогать живым существам достичь счастья, прилагая в этом направлении все мыслимые усилия. Это решение породит в вас непревзойдённую храбрость и силу духа, ибо для того, чтобы на деле посвятить себя благу всех живых существ, поистине требуется великое мужество. Если намерение непоколебимо, то чем больше трудностей встретится на вашем пути, тем сильнее будут ваши отвага и решимость достичь цели. Трудности лишь закаляют намерение. Сильная воля делает всё возможным, гласит пословица, и воистину это так. Когда мы оказываемся в трудной ситуации, то стоит нашей воле или бесстрашию ослабеть, стоит нам почувствовать лень или собственную слабость перед лицом проблем, стоит подумать, что, наверное, у нас не достанет сил справиться с этой сложной задачей, как такое самоуничижение тотчас снимает нашу защиту, отдавая нас во власть страдания. Наша храбрость всегда должна соответствовать встретившимся на пути трудностям или превосходить их. Следующая техника поможет вам укрепить волю и решимость. 1. Представьте перед собой своего лучшего друга и подумайте:
— Я сделаю всё, что в моих силах, для того, чтобы этот человек обрёл счастье и его причины!
Обратите внимание на силу и искренность вашей решимости, прочувствуйте, насколько это важно для вас. 2. Распространяйте то же самое отношение на всё большее и большее количество друзей, пока пожелание счастья не станет одинаково сильным для всех них без исключения:
— Я сделаю всё, что в моих силах, для того, чтобы этот человек обрёл счастье и его причины!
1. Представьте перед собой безразличного вам незнакомца и пожелайте от всей души:
— Я сделаю всё, что в моих силах, для того, чтобы этот человек обрёл счастье и все причины быть счастливым!
2. Продолжайте эту медитацию в отношении всё большего и большего числа малознакомых вам людей, пока ваша искренняя заинтересованность в их счастье и благополучии не сравняется по своей интенсивности с заинтересованностью в благе близких вам людей. 3. Представьте самого малозначительного из ваших врагов и подумайте:
— Я сделаю всё, что в моих силах, для того, чтобы этот человек обрёл счастье и все его причины!
Продолжайте медитировать, пока ваше пожелание счастья этому человеку не станет столь же искренним, как пожелание счастья близким друзьям и малознакомым людям. На это уйдёт некоторое время. 4. Продолжайте ту же медитацию с другим врагом, с человеком, который раздражает или огорчает вас:
— Я сделаю всё, что в моих силах, для того, чтобы этот человек обрёл счастье и все причины быть счастливым!
Когда ваше чувство к нему станет сильным и искренним, представьте другого врага, затем еще одного и еще, постепенно расширяя круг любви. Эффект будет удивителен.
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
В рамках ежедневных практик размышляйте о преимуществах любви, сострадания, доброты и других положительных душевных качеств, а затем о недостатках гнева, вожделения и ненависти. Такое медитативное размышление поможет вам обратиться сердцем к любви, порождая и усиливая её. Это позволит вам отвернуться от ненависти и обрести уважение к силам любви. Через это понимание даже гнев потеряет былую власть над вами. Именно так нужно практиковать. Со временем наше отношение к жизненным ситуациям, наши реакции изменятся. Все положительные качества необходимо порождать и затем тщательно взращивать в уме в течение месяцев и даже лет. Невозможно лечь сегодня в постель обычным человеком и проснуться завтра поутру высокодуховной личностью.
Глава двенадцатая
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.016 с.) |