Информационная рецепция результата поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная рецепция результата поведения.



Информационная рецепция поведенческого результата осуществляется мотивированным доминирующей потребностью субъектом различными экстерорецепторами, которые взаимосодействуют в доминирующей функциональной системе удовлетворению исходной потребности организма. Значение разных рецепторов в восприятии внешнего мира и свойств потребных результатов различно у разных животных. Так, крот оценивает результаты поведенческой деятельности преимущественно с помощью тактильной и обонятельной рецепции и соответствующей обратной афферентации. У птиц - это преимущественно зрение, у собак - обоняние. Поразительный пример оценки результатов поведения демонстрируют слепоглухонемые люди.
Поскольку адаптивные результаты деятельности функциональных систем многопараметричны, обратная афферентация, поступающая от этих рецепторов в ЦНС, многоканальна. Информация о достигнутом результате поступает от зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, температурных, вкусовых и других рецепторов в их тесном пространственно- временном взаимодействии.

Эмоциональная оценка потребного результата, сенсорное насыщение

Эмоциональная оценка потребного результата.

В подкрепление включен эмоциональный компонент. В отличие от отрицательной эмоции потребности, эмоции подкрепления позитивны. Они как бы награждают субъект за активную деятельность по удовлетворению исходной потребности. Положительная эмоция несет информационный смысл: она позволяет субъекту без детализации, на основе одного позитивного ощущения оценить степень удовлетворения доминирующей исходной потребности.
С помощью положительной эмоции, возникающей в случае, когда параметры достигнутого результата соответствуют свойствам акцептора результата действия, сформированного исходной потребностью, осуществляется оценка достигнутого результата. Положительные эмоции выступают, таким образом, в форме своеобразного пеленга разнообразных подкрепляющих воздействий на организм факторов внешней среды, способствуя достижению потребных результатов.

Сенсорное насыщение.

Практически в любой функциональной системе удовлетворение потребности первично включает быстрый сенсорный информационный компонент, который разыгрывается на чисто нервной основе и значительно опережает истинное, часто метаболическое, удовлетворение исходной потребности организма. Это так называемое сенсорное насыщение (Судаков К. В., 1992).
Сенсорное насыщение отчетливо представлено в деятельности функциональной системы дыхания, в пищевой функциональной системе, в механизмах удовлетворения голода и жажды. В половой функциональной системе сенсорное насыщение полового акта отнесено от процесса беременности и родов на значительный интервал времени.
Можно думать, что на основе механизмов сенсорного насыщения происходила эволюция и речевой функции человека, поскольку речь человека - наиболее яркий пример сенсорного «насыщения» на основе информационных процессов.
В механизмах сенсорного насыщения, наряду с нервными процессами распространения волновых сигналов и импульсаций от соответствующих рецепторов к гипоталамическим центрам, не менее значимую информационную функцию несут и гуморальные влияния, которые формируются под воздействием возбужденных нервными импульсациями гипоталамических центров и определяются информационными молекулами подкрепления: олигопептидами, гликопротеинами, жирными кислотами и др. Показано, например, что в механизмах сенсорного пищевого насыщения существенную роль играет холецистокинин (Анохин К. В., 1984). При сенсорном пищевом насыщении в крови увеличивается уровень жирных кислот (Steffens А. В., et al., 1972). Установлено, что в процессах пищевого насыщения участвуют сложные сахара (Oomura Y., 1983).
Истинное удовлетворение метаболических потребностей происходит вслед за сенсорным насыщением. Как правило, оно связано с поступлением удовлетворяющих потребность веществ в организм или их удалением из организма. В широком смысле эти вещества также несут информационную нагрузку.

Нетрудно заметить, что информация о подкреплении, так же как и информация о потребности, представлена сложными интегративными взаимодействиями нервных и гуморальных факторов. Однако, снова следует подчеркнуть, что информация о подкреплении (информационный эквивалент результата) сохраняется на всех уровнях ее передачи от восприятия до возбуждения соответствующих структур головного мозга, несмотря на выраженную смену носителей этой информации.
С точки зрения развиваемых нами представлений о голографическом принципе организации мотиваций, оценка подкрепляющей информации осуществляется каждой клеткой мозга, вовлеченной в исходную доминирующую мотивацию и соответствующий акцептор результата действия. Учитывая многоуровневую организацию акцептора результата действия, можно думать, что различные параметры подкрепляющих факторов оцениваются разными структурами мозга в их тесном взаимодействии. Мозг все время динамически охватывается информационными влияниями, поступающими по различным каналам от исходных потребностей и от различных параметров подкрепляющих факторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.007 с.)