Глава I Теоретико-исторические тенденции развития науки воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I Теоретико-исторические тенденции развития науки воспитания



Введение.

 

Человечество насчитывает уже несколько тысяч лет своей истории. За это время произошло не мало событий, которые показывали до каких крайностей может дойти человек. Мы и сейчас стоим на пороге самоуничтожения. Почему…?

Если мы, Человечество, умеем летать в космос, имеем мощные компьютеры, то есть накопили множество знаний и развились очень существенно, если сравнивать последний XX век и все предыдущие века известного исторического периода. Но что ужасно, этому развитию способствовали две войны, получивших статус «мировые». И тогда, можно ли сказать, что технический прогресс произошел из-за того, что человек убивал человека?

Сейчас на планете земля одновременно живет около 6 миллиардов людей, которые, имеют возможность, благодаря техническому прогрессу, побывать в любом месте на планете и увидеть край вселенной, общаться в реальном времени, находясь в тысячах километрах друг от друга. Но если вспомнить, что было поводом для предыдущих войн, остается только надеяться на то, что последние оставили достаточно большой опыт, для того, чтобы человечество, и в частности человек, никогда более не брали в руки оружие.

Но что же заставляет снова и снова делать то, что не следует?

В новом тысячелетии, чтобы существовать на планете Земля, надо обратить внимание на Человека, как существо целостное и противоречивое. Только потому, что многие области в сфере свой жизни, человек развивает и реализовывает со стремительной силой, но остается чужд самому себе. Непонимание своей сущности, не дает понять смысл его жизни. Вопрос «Зачем я здесь?», остается без ответа.

Не видя смысла в жизни, человек не может стать тем, кем он должен быть, Человеком. Человек, как существо разумное, гуманное.

Вот что дано в «Словаре Иностранных Слов» 1982 г.:

· ГУМАНИЗМ [< лат. humanus человечный] — ми­ровоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением

к человеческому достоинству, заботой о благе людей;

г. эпохи Возрождения (Ренессанса, 14 — 16 вв.) — общественное и литературное движение, отражавшее мировоззрение буржуазии в ее борьбе против феодализма и его идеологии (католицизма, схоластики}, против феодального закрепощения лич­ности; мировоззрение господствующей буржуазии, стремящейся увековечить эксплуатацию и порабоще­ние трудящихся, враждебно подлинному гуманизму; социалистический г. — пролетарский г., цель которого — освобождение трудящихся от эксплуата­ции и построение коммунистического общества; его девиз: «Все во имя человека, для блага человека».

· ГУМАНИСТ — сторонник, последователь гуманиз­ма; человек, проявляющий гуманизм, человечность.

· ГУМАНИТАРНЫЙ [< лат. humanitas человечес­кая природа; образованность, духовная культура] — относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре; г-ые науки — общественные науки (история, политическая экономия, филология и др.) в отличие от естественных и технических наук; г-ое право — юр. нормы международного права, направленные на защиту прав и свобод че­ловека.

· ГУМАННОСТЬ [< лат. humanus человечный] — человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству.

· ГУМАННЫЙ [лат. humanus] — человечный, челове­колюбивый, отличающийся гуманностью.

    Другими словами, человеку не хватает быть Человеком.

    Что же способно создать человечного Человека, есть ли инструмент, который может это сделать?

Оказывается, такой инструмент существует. Если обратить внимание на такую науку, как Педагогика, мы обнаружим то, что эти принципы лежат в ее основе. И то, что она использует в своей работе для совершенствования человека, называется воспитание и образование.

В данной работе поставлена цель рассмотреть ту роль, которою играют эти два инструмента, в деле становления личности, в деле создания Человека гуманного.

Речь в основном пойдет о воспитании. Образование – часть воспитательного процесса, которая может существовать и вне него. Но тогда, само образование не несет в себе ни чего кроме знаний и не имеет практичности, что ставит под вопрос саму необходимость образования. И как только мы включаем эти знания в воспитательный процесс, мы получаем двойной результат воспитательно-образовательного процесса. Другими словами, это «две стороны одной медали», могущее существовать в независимости друг от друга, но только при их соединении мы получаем тот 100% результат, которого нельзя достичь, используя их независимо или поочередно. Так же я считаю, что воспитание первично по своей сути, но вторичный его компонент – образование, не менее важен и прослеживается во время всей воспитательной работы, что будет показано в данной работе.

В этой работе, мы попытаемся рассмотреть сферы духовного взаимодействия человека с миром. Поскольку человек взаимодействует со всем, что его окружает и трудно найти такую сферу, которую бы он не затронул, так же трудно в рамках одной работы осветить все сферы взаимодействия.

Попробуем найти пути и условия совершенствования процесса воспитания.

Поставим задачи:

· показать историю проблемы, с целью выявления позитивных тенденций в деле воспитания человека;

· выявить сущность воспитания;

· показать современные тенденции развития проблемы воспитания.

Проанализируем проблему воспитания в рамках аспектов:

· конкретно-исторического;

· педагогико-антропологического;

· культурологического.

Мы опираемся на:

· Педагогические исследования выдающихся педагогов прошлого: К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, М. Монтессори и многих других.

· Современный подход к воспитанию О.С. Газмана, развивавшего идеи педагогики свободы и поддержки с целью самопознания.

        

 

 

Пирогов Николай Иванович

 

К середине XIX в. в России была подготовлена почва для возникновения педагогической антропологии. Проблемы сущности человека, смысла его судьбы, цели его существования оказались тесно связаны с вопросами о сущности педагогической деятельности, ее содержании, целях и задачах.

Первым отечественным педагогом, прямо утверждавшим в своем творчестве идею необходимости воспитания, прежде всего, человека, был Н. И. Пирогов, выдающийся врач и мыслитель, значительную часть своей жизни посвятивший педагогике. Он был организатором педагогической деятельности, а также теоретиком в области педагогической науки.

В 1856 г. увидела свет статья Н. И. Пирогова под названием «Вопросы жизни». Статье суждено было стать своеобразной программой для развития педагогической антропологии в России. В статье содержатся основные идеи о содержании, целях, задачах воспитания в свете представлений о человеке. «Вопросы жизни» имели очень сильный общественный резонанс. Вспыхнула дискуссия в прессе, на нее откликнулись педагоги и общественные деятели. По сути дела, публикация этой статьи стала поворотным пунктом в развитии отечественной педагогики, так как с этого момента в России стало набирать силу педагогическое движение 60–70 гг. Вопросы воспитания и образования становятся одними из основных в обществе, начинается признание социальной значимости педагогической деятельности.

Примечателен эпиграф, предпосланный статье: «К чему Вы готовите вашего сына? – Быть человеком, – отвечал я... Правда это или нет?». Здесь сформулирована проблема, в поисках решения которой и была написана статья: проблема цели воспитания, его содержания в связи с вопросами о сущности человеческой природы, о смысле жизни человека.

Н. И. Пирогов, размышляя о целях и задачах воспитания, высказывает мысль, что в связи с этим очень важным является вопрос о смысле и цели человеческого существования. Стремление человека найти решение этого вопроса – проявление его духа, его истинной сущности: «В самых грубых заблуждениях языческой древности, основанных всегда на известных нравственно-религиозных началах и убеждениях, проявляется все-таки самый существенный атрибут духовной натуры человека – стремление разрешить вопрос жизни о цели бытия».

Пирогов полагает, что без решения вопроса о смысле человеческого бытия невозможно понимание смысла воспитания и образования, постановка целей педагогической деятельности и следование им. Поэтому он придает такое значение этой проблеме и в своей статье пытается разрешить ее.

Педагог пишет, что многие люди даже не задаются мыслью о смысле своего существования и тем не менее счастливы и довольны своей жизнью. Причина этого в том, что одни из них «получили от природы жалкую привилегию на идиотизм», а другие просто живут по инерции, ни о чем особенно не задумываясь. Конечно, ни тех, ни других, как бы много их ни было, нельзя причислять к существам, ведущим действительно человеческий образ жизни. Человеку свойственны беспокойные поиски цели своего существования.

Н. И. Пирогов указывает на то, что человечеству уже раскрыт смысл жизни и ее предопределение. Это сделано христианством: «Учение Спасителя, разрушив хаос нравственного произвола, указало человечеству прямой путь, определило и цель, и средоточие житейских стремлений. Найдя в Откровении самый главный вопрос – «О цели нашего бытия» – разрешенным, казалось бы, человечество ничего другого не должно делать как следовать с убеждением и верой по определенной стезе».

Педагог полагает, что христианство является основой всякого воспитания, христианские истины делают осмысленным наше существование, а значит задают цель и смысл педагогической деятельности, христианское Откровение придает истинное направление жизненному пути человека: «...вспомним еще раз, что мы христиане и, следовательно, главной основой нашего воспитания служит и должно служить Откровение. Все мы, с раннего детства, не напрасно же ознакомлены с мыслью о загробной жизни, все мы не напрасно же должны считать настоящее приготовлением к будущему». Видимо, даже в то время, когда в России христианство являлось частью государственной идеологии, была необходимость в напоминании, что христианские истины – «альфа и омега» всякого воспитания.

Но, несмотря на то, что во времена Пирогова религиозное воспитание было общепризнанной основой всякого другого воспитания, и общество было, действительно, религиозным, большинство людей чисто механически усваивало христианское мировоззрение и в своей реальной жизни редко ему следовало: «Выступая из школы в свет, что находим мы, воспитанные в духе христианского учения? Мы видим то же самое разделение общества на толпы... Мы видим, что самая огромная толпа следует бессознательно, по силе инерции, толчку, данному ей в известном направлении». И вопрос о смысле существования вновь встает перед каждым мыслящим человеком, не способным жить по инерции.

Н. И. Пирогов дает обстоятельный анализ существующих точек зрения на цель жизни. Он выделяет восемь взглядов, восемь попыток решения проблемы смысла человеческого существования. Часть из них носит открыто гедонистический характер: не надо терзать себя размышлениями о смысле жизни, счастье у вас под рукой, все делается к лучшему и т. д. «Можно, думая, потерять аппетит и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит для наслаждений и трудов. Сои опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждения для счастья». Другие попытки решения вопроса о цели существования сугубо практические: об убеждениях не спорят, каждый спасается на свой лад, главное – получение выгоды всегда и везде, при любых обстоятельствах, важно не плыть против течения и со всеми ладить, счастье достигается в результате целенаправленных усилий, и это, в своем роде, искусство.

Мыслитель описывает еще один взгляд на проблему смысла жизни (он называет его печальным): «Не хлопочите, лучшего ничего не придумаете. Новое только то на свете, что хорошо было забыто... Зритель и комедиант поневоле, как ни бейтесь, лучшего не сделаете... Не зная, откуда взялись, вы умрете, не зная зачем жили».

Таким образом, в реальности существует множество различных представлений о смысле жизни, и они противоречат друг другу.

Человек в процессе воспитания всегда усваивает какие-то представления о смысле и цели существования. То, какими будут эти представления, согласно Пирогову, зависит, прежде всего, от психического склада человека, а также от его социального окружения, влияния со стороны других людей.

Большинство людей просто принимают те цели, которые являются общепринятыми и которые соответствуют особенностям психики этих людей. Если человек от природы энергичен, активен, чувственен, то он склоняется к принятию в качестве цели жизни наслаждения, поиска чувственных удовольствии. Если у человека разум преобладает над инстинктами, рассудок над чувствами, а влияние со стороны взрослых в детстве давало образец благоразумия, то такой человек будет иметь практический склад натуры, он будет сторонником прагматического взгляда на цели. Когда же воображение перевешивает трезвое мышление, мечтательность преобладает в характере, воспитание отгораживает человека от реальной жизни, то в представлениях о смысле жизни преобладает религиозный или «печальный» взгляд.

Так, по мысли Пирогова, в зависимости от природных склонностей и характера воспитания, большинство людей выбирает то или иное, принятое в обществе, решение проблемы смысла жизни. Но есть «люди, родившиеся с притязаниями на ум, чувство, нравственную волю». Как правило, они не принимают покорно все, что является общепринятым. Они ясно видят несоответствие между идеалами, провозглашенными обществом и реальной жизнью, между религиозно-нравственными устоями и повседневной практикой. Эти люди не смиряются перед такого рода противоречиями, они всегда хотят что-то изменить. Пирогов анализирует пути разрешения таких противоречий: «Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой». Мыслитель полагает, что два первых пути не освободят общество и человека от тех противоречий, о которых говорилось выше.

Приспособление идеала к действительности, искажение святого и высокого в соответствии с потребностями этой действительности – это лицемерие, по мнению Пирогова, на это способна только «упругая нравственность фарисеев и иезуитов» (там же). Изменение самого общества, его реального развития не под силу человеку, это есть дело промысла и времени.

И, по мнению Пирогова, остается только третий путь – воспитать человека. Целью этого воспитания должна быть не передача каких-то профессиональных знаний и умений, не воспитание «негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов» (там же), а воспитание личности, ее волевых и нравственных качеств, воспитание внутреннего человека: «Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать: он, выходя позже, может быть, не так ловок..., но зато на него можно будет вернее положиться; он не за свое не возьмется».

Пирогов был сторонником, как он это называл, «общечеловеческого» воспитания. Независимо от талантов и склонностей, каждый ребенок должен стать человеком в полном смысле этого слова. Для этого необходимо дать детям, прежде всего, гуманитарное образование. Причем, под гуманитарным знанием Пирогов понимает знание, необходимое для каждого человека, «humanora», знания, которые передаются от поколения к поколению и остаются навсегда «светильниками на жизненном пути и древнего, и нового человека». С этим трудно не согласиться, т. к. именно гуманитарные науки позволяют воспитать личность, воздействовать на нравственные качества человека, образовывать не профессионала, а человека. Таким образом, поставленные цели воспитания требуют определенных условий. Педагог их определяет так: во-первых, ребенок должен иметь какие-то интеллектуальные задатки и способность чувствовать, «иметь от природы – притязание на ум и чувство», во-вторых, необходимо дать свободу для развития этих задатков. И третьим необходимым условием воспитания истинного человека является религиозное воспитание, которое даст нравственную основу личности, придает смысл ее существованию. Человек, по сути дела, на протяжении всей своей жизни стоит перед вопросом – кто он такой? И единственный способ узнать – это заглянуть в свою душу, познать «внутреннего человека».

 

Выводы

 

1) Конкретно-исторический подход, основное направление в рассмотрении проблемы воспитания. (по Л.С. Выготскому)

 

 

2) Педагогическая антропология, интегрированная систематизированная наука, берущая основные сведения из других наук о человеке развивающемся.

 

 

3) Пирогов Н.И. и Ушинский К.Д. основоположники педагогической антропологии в России, заложившие теоретико-методические основы воспитания.

 

 

4) Культура как феномен, помогающий приобщению к духовному опыту предшествующих поколений и созданию собственного духовного опыта.

 

Выводы

 

 

1) Педагогика XXI века теоретически обобщила основные модели воспитания.

 

 

2) Педагогически интерпретированное образование, понимаемое как целенаправленно организованный процесс развития человека, начинается с определения целей воспитания и обучения.

 

 

3) Педагогика авторитета рассматривает ребенка как объект воспитания, который превращается в средство достижения педагогических целей и рассматривается не как целостная, уникальная, неповторимая личность.

 

 

4) Педагогика манипулирования рассматривает ребенка как личность, которая сама может и должна с помощью учителя выбрать тот путь воспитания, который поможет именно ей достичь наилучших результатов.

 

 

5) Идеи воспитания свободной личности и ее самоопределения лежат в основе психолого-педагогической поддержки.

 

 

6) Требования к воспитателю, работающему в сфере педагогической поддержки, носят гуманистический характер.

 

Заключение

 

Говоря о воспитании и образовании трудно охватить все то, что несут в себе эти два мощнейших инструмента в деле становления личности.

Невозможно приуменьшить ту роль, которые они играют при создании Человека. Почему «создание»? Потому что, как было показано в данной работе, именно воспитание и есть то, что создает Человека.

    Можно долго искать то, что не позволяет Человечеству стать тем, чем оно должно быть, единым организмом, действующим во имя единой цели, но состоящим из свободных личностей, движимых этой целью. И не найти причин. Но стоит взглянуть вовнутрь этих личностей и сразу видно то, что способно это сделать, и это воспитание.

    Воспитание настолько же сложно, насколько сложен человек. Настолько разнообразно, насколько разнообразен объект воздействия.

    Общество заслуживает такого человека, насколько это общество развито. А человек, в свою очередь, заслуживает то общество, насколько он развит сам.

Воспитание – то, что способно «прочертить» ту линию, которая станет жизненной дорогой индивида. То, что даст возможность человеку быть и ячейкой общества и оставаться индивидуальностью. То есть то, что есть Человек.

Воспитание и образование в становлении личности, и есть та личность, на которую направленно воздействие.

Поэтому роль воспитания и образования можно сравнить с той ролью, которую играет жизнь (бытие) для человека. Можно сказать что, это две вещи жизненно важные для Человека.


[1] В переводе с латыни культура (от лат. cultura) — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание

Введение.

 

Человечество насчитывает уже несколько тысяч лет своей истории. За это время произошло не мало событий, которые показывали до каких крайностей может дойти человек. Мы и сейчас стоим на пороге самоуничтожения. Почему…?

Если мы, Человечество, умеем летать в космос, имеем мощные компьютеры, то есть накопили множество знаний и развились очень существенно, если сравнивать последний XX век и все предыдущие века известного исторического периода. Но что ужасно, этому развитию способствовали две войны, получивших статус «мировые». И тогда, можно ли сказать, что технический прогресс произошел из-за того, что человек убивал человека?

Сейчас на планете земля одновременно живет около 6 миллиардов людей, которые, имеют возможность, благодаря техническому прогрессу, побывать в любом месте на планете и увидеть край вселенной, общаться в реальном времени, находясь в тысячах километрах друг от друга. Но если вспомнить, что было поводом для предыдущих войн, остается только надеяться на то, что последние оставили достаточно большой опыт, для того, чтобы человечество, и в частности человек, никогда более не брали в руки оружие.

Но что же заставляет снова и снова делать то, что не следует?

В новом тысячелетии, чтобы существовать на планете Земля, надо обратить внимание на Человека, как существо целостное и противоречивое. Только потому, что многие области в сфере свой жизни, человек развивает и реализовывает со стремительной силой, но остается чужд самому себе. Непонимание своей сущности, не дает понять смысл его жизни. Вопрос «Зачем я здесь?», остается без ответа.

Не видя смысла в жизни, человек не может стать тем, кем он должен быть, Человеком. Человек, как существо разумное, гуманное.

Вот что дано в «Словаре Иностранных Слов» 1982 г.:

· ГУМАНИЗМ [< лат. humanus человечный] — ми­ровоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением

к человеческому достоинству, заботой о благе людей;

г. эпохи Возрождения (Ренессанса, 14 — 16 вв.) — общественное и литературное движение, отражавшее мировоззрение буржуазии в ее борьбе против феодализма и его идеологии (католицизма, схоластики}, против феодального закрепощения лич­ности; мировоззрение господствующей буржуазии, стремящейся увековечить эксплуатацию и порабоще­ние трудящихся, враждебно подлинному гуманизму; социалистический г. — пролетарский г., цель которого — освобождение трудящихся от эксплуата­ции и построение коммунистического общества; его девиз: «Все во имя человека, для блага человека».

· ГУМАНИСТ — сторонник, последователь гуманиз­ма; человек, проявляющий гуманизм, человечность.

· ГУМАНИТАРНЫЙ [< лат. humanitas человечес­кая природа; образованность, духовная культура] — относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре; г-ые науки — общественные науки (история, политическая экономия, филология и др.) в отличие от естественных и технических наук; г-ое право — юр. нормы международного права, направленные на защиту прав и свобод че­ловека.

· ГУМАННОСТЬ [< лат. humanus человечный] — человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству.

· ГУМАННЫЙ [лат. humanus] — человечный, челове­колюбивый, отличающийся гуманностью.

    Другими словами, человеку не хватает быть Человеком.

    Что же способно создать человечного Человека, есть ли инструмент, который может это сделать?

Оказывается, такой инструмент существует. Если обратить внимание на такую науку, как Педагогика, мы обнаружим то, что эти принципы лежат в ее основе. И то, что она использует в своей работе для совершенствования человека, называется воспитание и образование.

В данной работе поставлена цель рассмотреть ту роль, которою играют эти два инструмента, в деле становления личности, в деле создания Человека гуманного.

Речь в основном пойдет о воспитании. Образование – часть воспитательного процесса, которая может существовать и вне него. Но тогда, само образование не несет в себе ни чего кроме знаний и не имеет практичности, что ставит под вопрос саму необходимость образования. И как только мы включаем эти знания в воспитательный процесс, мы получаем двойной результат воспитательно-образовательного процесса. Другими словами, это «две стороны одной медали», могущее существовать в независимости друг от друга, но только при их соединении мы получаем тот 100% результат, которого нельзя достичь, используя их независимо или поочередно. Так же я считаю, что воспитание первично по своей сути, но вторичный его компонент – образование, не менее важен и прослеживается во время всей воспитательной работы, что будет показано в данной работе.

В этой работе, мы попытаемся рассмотреть сферы духовного взаимодействия человека с миром. Поскольку человек взаимодействует со всем, что его окружает и трудно найти такую сферу, которую бы он не затронул, так же трудно в рамках одной работы осветить все сферы взаимодействия.

Попробуем найти пути и условия совершенствования процесса воспитания.

Поставим задачи:

· показать историю проблемы, с целью выявления позитивных тенденций в деле воспитания человека;

· выявить сущность воспитания;

· показать современные тенденции развития проблемы воспитания.

Проанализируем проблему воспитания в рамках аспектов:

· конкретно-исторического;

· педагогико-антропологического;

· культурологического.

Мы опираемся на:

· Педагогические исследования выдающихся педагогов прошлого: К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, М. Монтессори и многих других.

· Современный подход к воспитанию О.С. Газмана, развивавшего идеи педагогики свободы и поддержки с целью самопознания.

        

 

 

Глава I Теоретико-исторические тенденции развития науки воспитания

 

Человек… единственное существо, которое обладает возможностью передачи информации посредством речи. Конечно, есть животные умеющие подражать человеческой речи, но происходит ли это осмысленно или это пустое подражание? В СМИ было упоминание одного попугая, который пользовался английским языком, вполне осмысленно, для обозначения предметов и их качеств. Так способность говорить, говорить осмысленно, это и есть то, что дает возможность называть кого-то разумным? Если так, то значит, у нас есть шанс увидеть зарождение разума, не так ли? Время покажет.

Человек, по природе не самый сильный из животного мира, был награжден сильнейшим оружием – интеллектом. И благодаря нему смог стать доминирующим видом на планете Земля, и даже более того он смог подчинить под свои нужды все то, что его окружает. Но все равно остался слабым перед лицом стихи и… перед самим собой.

В Библии упоминается, что «в начале было слово»… А, что же было потом?

    Если нам последовать совету и «зрить в корень»?

    Что же заставляет нас делать те или иные дела, говорить как мы говорим, думать как мы думаем? Что привело нас от первообщинного общества к постиндустриальному?

С самого рождения и до последних минут жизни человек находится в воспитательной среде и постоянно самовоспитывается. Это взаимодействие макро- и микро- космоса человека, наверно, и можно назвать личностью. Динамическое, никогда не прекращающееся, воздействие одного на другое.

Не значит ли это, то что человек – продукт воспитания?

 

Можно представить личность человека в графическом изображении:            

 

 

Что же дает нам возможность быть воспитанными?

Можно попробовать и представить человека, у которого нет чувств. И что же это за человек? Робот? Многие ученные бьются над созданием искусственного интеллекта и все как один вздыхают «Почему же машина не может чувствовать?». Было бы намного проще научить машину «мыслить», чем написать «разумный» программный код (который еще надо придумать).

Мы познаем мир благодаря чувственным переживаниям. Мы способны запоминать информацию, причем в зависимости от того, какое эмоциональное состояние было у человека, испытывал ли он интерес (при этом любая информация усваивается легко) или изнемогал от скуки (и уже становится сложно вспомнить хотя бы не значительную часть принятой информации). Круг «крайностей» как раз и есть то, что человек чувствует, и через него, как через мембрану просачивается новая и новая информация, расширяя границы области знаний. Расширяясь, область знаний, ведет к контролю эмоционального состояния.

“Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства”— пишет Руссо.

Упражнять чувства — это значит не только пользоваться ими: это значит хорошо судить с помощью их, учиться, так сказать, чувствовать; ибо мы умеем осязать, видеть, слышать только так, как научились....Упражняйте же не только силы, но и все чувства, ими управляющие; извлекайте из каждого всю возможную пользу, затем впечатления одного проверяйте другим. Измеряйте, считайте, взвешивайте, сравнивайте. Употребляйте силу лишь после того, как рассчитаете сопротивление; поступайте всегда так, чтоб оценка результата предшествовала употреблению средств. Покажите ребенку, как выгодно никогда не делать недостаточных или излишних усилий. Если вы приучите его предвидеть таким образом результат всех его движений и путем опыта исправлять ошибки, то не ясно ли, что, чем больше он будет действовать, тем станет рассудительнее. Ибо истинные наши учителя — это опыт и чувствование”, — писал Руссо.

Человек, как известно, может, повинуясь своим переживаниям, совершать поступки, которые иногда противоречат здравому смыслу. Но, как правило, это происходит из-за того что, у него просто не хватает опыта в решении проблемы такого рода. Поскольку каждый раз, когда перед нами встает новая проблема, мы пытаемся действовать на основании того, что считаем правильным, то есть действуем согласно стереотипу со знаком «+». И иногда просто не задумываемся над последствиями.

Что же способно удерживать людей от не обдуманных поступков?

В области знаний содержится материал для логического мышления. Если человека обучить логике, то у него появится мощное оружие против домыслов и суеверий. Но так же нельзя забывать, что человек существо, можно сказать, живущее благодаря чувствам. И поэтому очень важно обучить человека правильно оценивать свои переживания и уметь выбрать тот вариант поведения, который не противоречит ощущению и тем моделям поведения, которые вырабатывались человечеством с давних времен.

И все же, дает ли способность говорить, сравнивать и выбирать, право называться «разумным»?

Категорически нет. Способность сравнивать и выбирать присуща всем животным, за малым исключением, но только человек может выбрать не самый лучший вариант, который в конце обернется самым выгодным. По моему мнению, разумный человек тот, который не только умеет говорить, сравнивать и выбирать, но так же может просчитать вероятное развитие ситуации, и основывает свой выбор на тех знаниях, которые можно найти в опыте человечества (например, истории и культуре), а так же на основании своего личного опыта. Это можно выразить в простой формулировке: «Жить в настоящем, смотреть в будущее и оглядываться в прошлое».

Исходя из этого, можно сделать вывод о том какую роль играют воспитание и образование в жизни человека. Воспитание способно показать как делать выбор, а образование предоставляет этот выбор.

С давних пор человека интересовало кто же он. Постепенное накопление мудрости, знаний о природе вокруг себя и о себе привели человечество к пониманию многих процессов происходящих во вселенной. Но как глубоко непонимание человека человеком. «Чужая душа – потемки» - говорим мы. Вот здесь и проявляется то, с какой ответственностью должно подходить к процессу воспитания и образования.

Так что же такое воспитание и образование? Если рассматривать ту роль, которую они играют для человека, можно сказать что это одно и тоже, две стороны одной медали.

Человек может быть образован, но не воспитан, и наоборот. В любом из этих случаев человек будет неполноценен, поскольку, имея только знания, он не сможет ими правильно воспользоваться, а имея только воспитание, его жизнь не будет наполнена смыслом. Ведь воспитание и образование имеют целью «сделать» такого человека, который был бы самодостаточным.

Но что же такое воспитание и образование?

Как решалась одна из самых «человечных» проблем?

Обращаясь к вопросу образования, мы найдем, что очень и очень многое было сделано в вопросе просвещения человека. Но почему же так мало было сделано для воспитания? Если воспитание первично, а образование вторично.

Какие шаги сделало человечество в вопросе воспитания?

    Существует наука «Педагогическая антропология», которая занимается вопросом воспитания. Обратимся к ней.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.131 с.)