Глава 2. Порядок получения образцов для сравнительного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Порядок получения образцов для сравнительного исследования



 

При производстве ряда судебных экспертиз, связанных с решением идентификационных и диагностических задач, процесс экспертного исследования требует определенных материалов (образцов) для сравнения с объектами, поступившими на экспертизу.

В криминалистической и уголовно-процессуальной литературе встречаются самые разные понятия образцов для сравнительного исследования[15]. При этом многие авторы выделяют главный, основополагающий признак образцов – то, что они несомненно происходят от объекта или группы объектов, подлежащих идентификации.

Образцы для сравнительного исследования – это материальные объекты, используемые для сравнения со следами и вещественными доказательствами в целях идентификации этих следов или вещественных доказательств, установления их родовой или групповой принадлежности, а также установления иных обстоятельств, имеющих значение для расследуемого дела[16].

По своей сути образцы для сравнительного исследования являются носителями свойств материальных объектов: людей (трупов), животных и вещей. Передача свойств образцам осуществляется двумя способами: контактным взаимодействием указанных выше объектов с другими материальными объектами; отделением от них различных частей. В первом случае образцы, отображают в основном внешнее строение материальных объектов (следы рук, ног, орудий взлома и инструментов, оттисков печатей и штампов и т.д. или же иные их свойства (например, психофизиологические, отображающиеся в почерке). Во втором, отражают состав и структуру объектов, от которых они отделились (образцы крови, слюны, спермы, различных веществ и т.д.).

Независимо от формы отражения идентификационных свойств и образцах (оттиски, отпечатки, части или частицы проверяемого объекта) последние должны удовлетворять следующим общим требованиям:

1) несомненности происхождения;

2) репрезентативности;

3) сопоставимости.

Несомненность происхождения (достоверность) означает точное установление, от какого лица или предмета получены образцы. Получая экспериментальный образец, следователь обязан убедиться, что он происходит от объекта, который необходимо идентифицировать. Достоверность экспериментальных образцов, выполняемых в присутствии следователя, обычно сомнений не вызывает. Она достигается путем проверки документов, а также надлежащим процессуальным оформлением полученных образцов.

Под репрезентативностью образцов для сравнительного исследования понимается достаточное по количеству и качеству отображение специфических общих и частных свойств идентифицируемого объекта.

Количество образцов зависит от вида идентифицируемого объекта, его массы и площади. Так, образцы таких веществ как наркотики, порох, табак, могут предоставляться в количестве от 1 до 50 г, почвы, горюче-смазочных материалов - от 100 до 1000 г и т.д.

Качественный критерий репрезентативности входит в состав идентификационной информации, так как для установления тождества или групповой принадлежности объектов, помимо объема, важную роль играет и качественный состав предоставляемых образцов. В образце должна содержаться информация о свойствах идентифицируемого объекта и его структуре, необходимая для индивидуализации проверяемого объекта. Так, образцы почерка должны отображать все варианты почерка проверяемого лица, образцы зерна, изымаемые из хранилища, должны отображать состав зерна и посторонних включений по всей массе зерна, находящегося в хранилище.

В силу большого разнообразия объектов судебной экспертизы важен общий подход, обеспечивающий качественную репрезентативность образцов. Такой подход состоит в построении мысленной информационной модели проверяемого объекта и выделении наиболее существенных для идентификации точек (зон). Наиболее информативные точки находятся в зонах неоднородности свойств проверяемого объекта. Это неоднородности состава при идентификации всякого рода смесей, неоднородности кристаллической структуры, плотности, твердости, прозрачности, электропроводности и других физических свойств при идентификации целого по частям; неровности поверхности в случаях трасологической идентификации; изменения направления, сложности, строения и протяженности движений при почерковедческой идентификации и т.п.

Образец – это «отпечаток» или «срез» неоднородностей проверяемого объекта. При этом важно, чтобы в образце были представлены те свойства проверяемого объекта, которые редко встречаются в объектах подобного рода. Последние представляют наибольший интерес для индивидуализации единичного объекта. При отборе образцов следует учесть, что задача индивидуальной идентификации по признакам состава и структуры является весьма сложной и разрешается лишь в отдельных случаях. При постановке такой задачи отбор образцов становится органической частью самого экспертного исследования и производится при обязательном участии специалистов.

Смысл требования сопоставимости состоит в устранении различий сравниваемых отображений (следов и образцов), не обусловленных действительным различием свойств идентифицируемых объектов.

Выполнение требования сопоставимости обеспечивается получением образцов, максимально соответствующих исследуемому объекту по механизму их образования. Так, для почерковедческой идентификации получают рукописи, написанные на такой же бумаге, сходным пишущим прибором, в аналогичных условиях, содержащие такие же слова и словосочетания и т.п.; при отборе образцов почв предварительно изучается механизм образования следов-наложений на объектах-носителях, например, на обуви и одежде подозреваемого. Затем с учетом механизма расследуемого события (разбой, изнасилование и т.д.) производится локализация места происшествия, выделяются возможные участки контактного взаимодействия, после чего осуществляется отбор почвенных проб.

Образцы для сравнительного исследования могут быть классифицированы по различным основаниям. Наиболее распространена классификация образцов - по времени и условиям возникновения, различаются образцы:

1. Свободные – возникающие или создаваемые до возбуждения уголовного дела и вне связи с ним.

2. Условно-свободные – возникающие после возбуждения уголовного дела, но не в связи с подготовкой материалов для экспертизы. В качестве подобных образцов могут использоваться, например, подписи обвиняемого, сделанные им в протоколах допроса.

3. Экспериментальные – полученные в связи с подготовкой материалов на экспертизу в процессе работы по уголовному делу.

- в зависимости от характера отражения признаков в объекте исследуемого происхождения. Она основывается на отражении как внутреннем свойстве материи, выражающемся во взаимодействии вещей и явлений. Разнообразие форм отражения обусловливает и разнообразие классификации образцов по этому основанию. В соответствии с этим образцы, отображающие свойства при контактном взаимодействии подразделяются на возникающие в результате:

1) механического отображения признаков (образцы следов рук, ног, орудий взлома и инструментов, оттисков печатей и штампов и т.д.);

2) физико-химического отображения признаков (образцы фотоизображений людей, животных, вещей);

3) психофизиологического отображения признаков, проявляющихся в почерке, профессиональных приемах и т.д.

Что же касается образцов, отображающих свойства объектов в виде частей, то они могут быть в виде:

1) отделившегося вещества (образцы крови, слюны, краски и т.д.);

2) предметов как представителей определенной группы объектов (например, образцы трикотажных изделий, изготовляемых предприятием, необходимы для сравнения с аналогичными образцами);

3) “средних проб” отдельных объектов (средняя проба характеризует объект в целом. Например, если изъято большое количество наркотического вещества, то на экспертизу представляются не только несколько образцов (обычно четыре-пять) с различных участков массы, но и средняя проба (50-100 г), отобранная с различной глубины и из разных мест (из всех углов и из центра). Другим примером может служить взятие пробы спирта, используемого в качестве сырья, что необходимо для проведения экспертизы по делу об использовании этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, для приготовления алкогольной продукции. Аналогичные пробы отбираются при исследовании пищевых продуктов, почвы и т.д.).

Указанная классификация свидетельствует, что отражение признаков в образце должно быть таким же, как и в объекте исследуемого происхождения. Прежде чем получить образцы, следователь должен изучить объект исследуемого происхождения, определить особенности отражения в них признаков. Например, если на месте происшествия обнаружен след откуса или, если хищение зерна из амбара произведено только из верхнего слоя, то и образец для сравнительного исследования должен быть взят из того же слоя зерна, а не в виде “средней пробы” из верхнего, среднего и нижнего, так как признаки исследуемого объекта в этом случае (влажность, засоренность и т.д.) будут иные.

- по субъекту получения: образцы, получаемые следователем, специалистом, экспертом;

- по процессуальному статусу лица, у которого получают образцы: образцы, полученные у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля;

- по агрегатному состоянию образцы бывают: жидкими (кровь, пот, сперма, слюна, различные растворы и др.), твердыми (документы, драгоценные камни, металлы), сыпучими (земля, песок и др.), газообразными (запахи, пары бензина и др.).

После того как следователь придет к выводу о том, что для решения возникшего в ходе расследования вопроса требуется назначение экспертизы и для ее производства необходимы образцы для сравнительного исследования, начинается подготовка к проведению данного следственного действия.

Процессуальный порядок получения образцов для сравнительного исследования определен ст. 202 УПК РФ, которая регламентирует получение образцов почерка или иных образцов для сравнительного исследования у подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, а также у иных физических лиц и представителей юридических лиц в случаях, если возникла необходимость проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных доказательствах. В тоже время, если получение образцов для сравнительного исследования является частью судебной экспертизы, то оно производится экспертом. В этом случае сведения о производстве указанного действия эксперт отражает в своем заключении.

Подготовка к получению образцов для сравнительного исследования включает в себя ряд необходимых мероприятий, которые осуществляет следователь:

1) принимает решение о том, какие образцы должны быть получены и в каком количестве. Это решение вытекает из рассмотрения вопроса о назначении экспертизы. Для этого он анализирует материалы дела, консультируется со специалистами;

2) выносит постановление. В соответствии с ч. 3 ст. 202 УПК РФ о получении образцов для сравнительного исследования следователь выносит постановление, которое объявляется лицу, у которого должны быть получены образцы;

3) определяет круг участников с учетом выделения обязательных и факультативных. Обязательные участники - следователь и лицо, от которого получаются образцы. К числу факультативных относятся специалист, понятые и др.;

4) решает вопрос о времени проведения. При этом учитывает выбор момента проведения следственного действия и его продолжительность, а также соотношение с моментом назначения экспертизы, для обеспечения производства которой изымаются образцы;

5) определяет место производства, которое обусловливается спецификой следственного действия. В одних случаях образцы могут быть получены в кабинете следователя (например, образцы почерка), некоторые виды образцов возможно получить только в специализированных учреждениях, где имеются необходимые условия, аппаратура и т.д. Например, образцы крови целесообразно получать в условиях медицинского учреждения, поскольку там может быть обеспечена необходимая стерильность;

6) подготавливает необходимые технические средства: средства изготовления образцов (дактилоскопические карты, гипс, пластилин), средства фиксации, средства упаковки (конверты, пробирки, пакеты, вату).

Рабочий этап заключается в непосредственном получении нужных образцов в необходимых количествах. При изъятии образцов у лица рабочий этап следственного действия начинается с установления личности (проверки документов) и ознакомления данного лица с постановлением о получении образцов для сравнительного исследования. Проверка документов лица, у которого получают образцы для сравнительного исследования, обеспечит законность следственного действия и достоверность происхождения образцов.

При получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья или унижающие честь и достоинство. Перед непосредственным началом следуют инструктаж участников, разъяснение их прав и обязанностей. Этап непосредственного изъятия образцов в зависимости от следственной ситуации может происходить в конфликтной либо бесконфликтной ситуации. Бесконфликтная ситуация связна с добровольным характером получения образцов для сравнительного исследования. В данной ситуации в ходе рабочего этапа важно сосредоточиться на соблюдении требований, предъявляемых к образцам для сравнительного исследования. Конфликтная ситуация обусловлена принудительным получением образцов для сравнительного исследования. В этом случае необходимо направить усилия на установление психологического контакта, использовать тактические приемы убеждения, примера, разъяснить цель получения образцов и обратить внимание на то, что отказ от предоставления образцов может быть соответственно оценен судом и что образцы могут подтверждать не только причастность к совершенному преступлению, но и невиновность лица. В противном случае образцы могут быть изъяты в принудительном порядке. При этом необходимо иметь в виду, что некоторые образцы получить принудительно невозможно (например, образцы почерка). Поэтому в случае отказа в предоставлении образцов необходимо отразить данный факт в протоколе, а для обеспечения возможности производства экспертизы использовать другие пути, например, попытаться обнаружить и изъять свободные и условно-свободные образцы (если они смогут заменить экспериментальные).

При проведении этого следственного действия следователь должен быть беспристрастен, должен фиксировать его ход и результаты в соответствии с действительно имевшими место фактами. При изъятии образцов, их упаковке, перевозке и хранении ему необходимо неукоснительно соблюдать правила, рабочие инструкции и рекомендации, разработанные в отношении конкретного объекта, от которого они получены.

Объекты при получении образцов для сравнительного исследования должны быть получены в необходимом количестве, надлежащего качества, отвечать требованиям, которые к ним предъявляются.

Заключительный этап сводится к фиксации хода и результатов данного следственного действия. Составляется протокол получения образцов для сравнительного исследования.

 

 


Глава 3. Криминалистические экспертизы. Объекты исследования и вопросы эксперту.

Автороведческая экспертиза

Объектами автороведческой экспертизы признаются тексты документов, относящиеся к бытовому, публицистическому, официально-деловому (имеются в виду документы, выполненные не в стандартизованной форме) и, частично, к научным стилям письменной речи. Ими могут быть рукописные, машинописные и выполненные полиграфическим способом или с помощью множительной техники документы и их копии.

Письменные тексты представляются в виде оригинала (жалобы, письма, статьи и т.д.) или заверенной копии соответствующего качества. Письменные тексты, зафиксированные в электронном виде, обязательно должны быть распечатаны на бумажном носителе; распечатка текстов, размещенных в сети Интернет, предоставляется в виде скриншотов. Распечатанный текст должен соответствовать электронному варианту по объему и содержанию.

Фонограмма, на которой зафиксирован устный текст, характеризующийся подготовленностью, представляется вместе с протоколом ее осмотра и прослушивания (факт подготовленности устного текста устанавливается в ходе проведения фоноскопического исследования).

Образец письменной речи должен быть представлен в виде свободного высказывания на русском языке (не менее 100 неповторяющихся предложений), сопоставимого с исследуемым текстом (по жанру, стилю, близкому временному периоду написания, тематике и др.).Желательно, чтобы объем образцов речи автора был существенно больше исследуемого текста, особенно в случаях его ограниченного объема[17].

Основные вопросы, решаемые данной экспертизой [18]:

Диагностические:

1. Составлен ли текст документа с намеренным искажением письменно-речевого навыка?

2. Если да, то какой конкретный вид искажения письменной речи использовал автор текста при его составлении?

3. В каком состоянии находился автор исследуемого текста во время его составления: в обычном или необычном психофизиологическом состоянии (состоянии алкогольного или наркотического опьянения, стресса, физической усталости, болезненном состоянии и др.)?

Классификационные:

1. Каковы пол, возраст, уровень образования, родной язык, профессия или род занятий автора документа?

2. Носителем какого наречия (говора) определенного языка является автор документа?

3. Составлен ли текст конкретного документа лицом, обладающим навыками делового (научного, публицистического) стиля письменной речи?

Идентификационные:

1. Является ли конкретное лицо автором печатного текста или рукописного (иного) документа, нескольких документов, какого-либо фрагмента текста документа?

2. Исполнен ли представленный на исследование текст документа с намеренным подражанием письменно-речевым навыкам автора?

Баллистическая экспертиза

Объектами судебно-баллистических исследований являются:

- огнестрельное оружие, его части, принадлежности, заготовки;

- огнестрельные и иные стреляющие устройства (травматическое оружие, ракетницы, стартовые, строительно-монтажные, газовые пистолеты, пневматические винтовки и т. д.);

- боеприпасы (патроны) к огнестрельному оружию, иным стреляю­щим устройствам и отдельные элементы боеприпасов (патронов);

- материалы, инструменты и механизмы, используемые для изготов­ления оружия, а также для снаряжения боеприпасов и их компонентов;

- следы применения огнестрельного оружия на различных объектах (например, следы на гильзах, снарядах, следы выстрела на преградах, стрелявшем, оружии и элементах использованных боеприпасов);

- процессуальные документы, содержащиеся в материалах уголов­ного дела (протоколы осмотра места происшествия и иных следственных действий, фотоснимки, схемы, планы, чертежи и т. д.);

-материальная обстановка места происшествия.

Основные вопросы, решаемые данной экспертизой:

При исследовании огнестрельного оружия (его материальной части, технического состояния, баллистической характеристик):

1. Относится ли представленный предмет к огнестрельному оружию? Если да, то к какому виду, образцу (модели)?

2. Где и когда (предприятие-изготовитель, фирма, год выпуска) изготовлено представленное оружие?

3. Какому виду, образцу (модели) оружия принадлежат представленные детали (части); не являются ли они деталями конкретного экземпляра оружия (оружия с определенным номером, либо оружия, представленного вместе с деталями)?

4. Исправно ли представленное оружие? Если неисправно, то в чем состоят неисправности, какова причина их возникновения, как они влияют на возможность использования оружия (при стрельбе, других операциях)?

5. Пригодно ли представленное на исследование оружие для стрельбы?

6. Каким способом (промышленным, самодельным) изготовлено оружие (его отдельные детали)?

7. Не внесены ли изменения в устройство представленного оружия? Если да, то какие именно, с какой целью, каким способом (промышленным, самодельным)?

8. Какие материалы, предметы использованы при изготовлении самодельного оружия или изменениях устройства оружия промышленного изготовления, какие технические средства, инструменты при этом применялись?

9. Судя по признакам изготовления самодельного оружия, какими могли быть квалификация, профессиональные навыки лица, его изготовившего?

10. Возможны ли из представленного оружия выстрелы без воздействия на спусковой крючок (при определенных условиях либо при различных возможных условиях)?

11. Каковы тактико-технические и баллистические характеристики представленного оружия (основные, либо отдельные из них)?

12. Каким снарядом (пулей, дробью, картечью) произведен последний выстрел из гладкоствольного ружья?

13. Производился ли из оружия выстрел после последней чистки канала ствола?

14. Является ли конкретная деталь (затвор, магазин) частью огнестрельного оружия данного вида и образца (модели)?

15. Не является ли представленная для исследования деталь частью конкретного экземпляра оружия?

16. Каково содержание уничтоженных (спиленных, забитых и т. п.) маркировочных обозначений, номера, имевшихся на оружии?

17. Использовался ли данный чехол (кобура) для хранения оружия, представленного для исследования?

18. Возможно ли ведение прицельной стрельбы из данного экземпляра оружия?

Оружие самодельного изготовления:

1. Принадлежит ли представленный на исследование предмет к самодельному огнестрельному оружию? Если да то, по какому типу оружия оно изготовлено?

2. Является ли данное оружие нарезным или гладкоствольным?

3. Не использовались ли при изготовлении представленного оружия детали и узлы оружия заводского (фирменного) изготовления; если да, то какие?

4. Пригоден ли данный экземпляр самодельного огнестрельного оружия к производству выстрелов?

5. Какими патронами можно производить стрельбу из представленного оружия?

6. Каково пробивное действие снаряда (пуля, дробь, картечь), выстрелянного из данного самодельного оружия в представленную преграду?

При исследовании боеприпасов (патронов) и их элементов (их материальной части, технического состояния, баллистических характеристик):

1. Из оружия, какого вида, системы, образца, модели выстрелян патрон, пуля от которого обнаружена на месте происшествия?

2. Не выстрелян ли патрон, пуля которого обнаружена на месте происшествия, из представленного на исследование экземпляра оружия?

3. К какому виду и образцу относится патрон, частью которого является пуля, обнаруженная на месте происшествия?

4. Каким способом (промышленным, самодельным) изготовлены представленные патроны или их отдельные элементы?

5. К патронам какого вида (типа, образца, назначения и т. п.) принадлежат представленные элементы (пули, гильзы, пыжи, капсюли и пр.)?

6. Не внесены ли в устройство (размеры, форму и др.) патронов или их отдельных элементов (пуль, гильз) изменения с целью использования для стрельбы из оружия, для которого эти патроны не предназначены; в чем эти изменения состоят; для стрельбы из какого оружия могут применяться эти патроны после внесенных изменений?

7. Пригодны ли представленные патроны для стрельбы?

8. Каковы технические и баллистические характеристики представленных патронов (основные, либо отдельные из них), соответствуют ли они нормам, установленным для патронов данного типа. Если нет, то каковы возможные причины этого?

9. Где и когда (предприятие-изготовитель, фирма, год изготовления) изготовлены патроны (или их гильзы)?

10. Не являются ли представленные на исследование гильза и пуля частью одного патрона?

11. Не изготовлены ли представленные патроны (их элементы) с использованием однотипных или одних и тех же материалов, технических средств, инструментов, технологических операций?

12. Не изготовлены ли патроны (их элементы) с применением материалов, инструментов, изъятых в определенном месте (у определенного лица)?

13. Не является ли фрагмент металла частью пули?

При исследовании следов выстрела:

1.Имеются ли следы выстрела на пораженной преграде (объекте)?

2.Если да, то является ли повреждение на объекте огнестрельным?

3.Каким количеством выстрелов образованы огнестрельные повреждения на представленном объекте?

4.Какова последовательность причинения огнестрельных повреждений (какое повреждение образовано первым выстрелом)?

5. Где располагаются входное и выходное повреждения?

6. Выстрелом из оружия, какого вида и образца (модели) образовано повреждение?

7.Каким снарядом (пуля, дробь, картечь, осколком снаряда) образовано повреждение?

8. Пулей, какого калибра образовано повреждение?

9.Какими могли быть (с учетом признаков следов выстрела, других обстоятельств) взаимное расположение потерпевшего и стрелявшего, поза потерпевшего?

10.Каково направление пулевого канала в исследуемом объекте?

11.Имеются ли на представленных объектах следы близкого выстрела?

12. С какого расстояния произведен выстрел, которым образовано повреждение на объекте?

13. С какого места (участка местности, участка места происшествия и т. п.) был произведен выстрел?

14. Какова давность выстрела патроном, гильза которого представлена на исследование?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.250 (0.082 с.)