Другие Гаагские конвенции и декларация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие Гаагские конвенции и декларация



Другие Гаагские конвенции включают в себя Конвенцию (V) о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, соответствующую ей Конвенцию (ХШ), касающуюся войны на море, и семь других конвенций, относящихся к морской войне. Особый интерес также представляет Отдел Ш Положения, являющегося приложением к Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (IV), в который включены нормы, касающиеся "военной" власти на оккупированной территории неприятельского государства. Большинство их этих норм были включены в четвертую Женевскую конвенцию 1949 года.

В этом же разделе, посвященном Гаагским конвенциям, необходимо упомянуть три других документа, также подписанных в этом городе. Это не конвенции, а декларации, но все три все еще" имеют жизненно важное значение для сегодняшних конфликтов. Среди них:

а) Декларация о запрещении метать снаряды и взрывчатые вещества с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов (XIV)

Она была подписана в Гааге в 1907 году. Ее название может показаться нелепым. Тем не менее, примечательно насколько правильно предвидели ее авторы в период, когда авиация была еще в колыбели, опасности, присущие войне в воздухе, и ужасное опустошение, которое она могла принести. Если бы запрет, содержащийся в данной декларации, соблюдался, вероятно, можно было бы избежать бомбардировок Варшавы, Лондона, Дрездена, Хиросимы и Ханоя. Однако, к сожалению, декларация осталась мертвой буквой, но ее дух был возрожден в положениях Протокола I о защите гражданского населения;

б) Декларация (IV, 2), касающаяся удушливых газов

Она была подписана в Гааге в 1899 году и стала самой первой попыткой запретить использование - в военных целях - газа, который является особенно вероломной и жестокой формой оружия. Договаривающиеся стороны согласились "воздерживаться от использования снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы". Эта декларация не соблюдалась в период первой мировой войны, но ее положения были включены в Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанный в Женеве в 1925 году.

Этот очень давно подписанный Протокол имеет силу и в наши дни. Он является одним из немногих договоров такого типа, который соблюдался в период второй мировой войны. Принимая во внимание чрезвычайно токсичную природу отдельных отравляющих газов, находящихся в арсеналах нескольких государств сегодня, нельзя не содрогнуться при мысли, что Протокол 1925 года может в дальнейшем не соблюдаться. В связи с этим следует также упомянуть Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 года, а также Конвенцию о запрещении разработки, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 1993 года (вступила в силу б мая 1997 года).

с) Декларация (IV, 3) о неупотреблении легко разворачивающихся исплющивающихся пуль,

подписанная в Гааге в 1899 году и дополняющая Санкт-Петербургскую декларацию, которая была принята еще в 1868 году. Декларация 1868 года запретила использование "снарядов, которые при весе менее 400 граммов имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом", тогда как данная декларация устанавливает, что стороны пришли к соглашению воздержаться от использования пуль, легко разворачивающихся и сплющивающихся в человеческом теле (например, пуль типа дум-дум). Эти старые тексты, формулировки которых так печально контрастируют с используемым в наше время оружием, фактически устанавливали одну из основных норм Гаагских конвенций, а именно, запрет на использование оружия, снарядов или веществ, способных причинять чрезмерные страдания. Специалисты в области права и правительственные эксперты все еще не сумели определить, какие виды современного оружия подпадают под эту норму, и чье использование, таким образом, должно быть запрещено. Возможно, эта задача так никогда и не будет выполнена, так как эксперты в области права тратят время, стараясь угнаться за эволюцией военной технологии. К сожалению, право не может предотвратить изобретение новых методов и средств ведения войны, но оно, насколько это возможно, пытается ограничить жестокое воздействие конкретных видов оружия.

Смешанный тип права

Движение Красного Креста и Красного Полумесяца в целом и МККК в частности прежде всего занимаются вопросами Женевского права. Однако после принятия Дополнительных протоколов МККК также занимается вопросами соблюдения международного гуманитарного права в целом, задуманного как полный свод законодательных норм, применяемых в ситуациях вооруженного конфликта. Без подобной международной правовой системы защита жертв не получила бы той должной поддержки, которой требует такого рода начинание. Будучи инициатором международного гуманитарного права, МККК всегда стремился и по-прежнему стремится к тому, чтобы это право развивалось и не отставало от конфликтов, характер которых постоянно меняется. Он делает это поэтапно, по мере того, как пересмотр существующих документов кажется ему необходимым и осуществимым. 

 Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 года

В 1965 году МККК почувствовал, что назрело время для подобного начинания. Действительно, хотя Женевские конвенции 1949 года по-прежнему не утратили свою актуальность и ценность, они оказались недостаточными для защиты жертв современных вооруженных конфликтов. За предыдущие тридцать лет появились новые типы конфликтов, войны за независимость, усовершенствовалась тактика партизанской войны, стали использоваться новейшие виды оружия неизбирательного действия, такие как зажигательное оружие и осколочные снаряды. Гражданское население, часто вынужденное существовать бок о бок с комбатантами, становится таким образом более уязвимым. В то же время, было важно разработать юридические нормы защиты в этой сфере. Поэтому МККК провел консультации, рассматривая возможность заполнить пробелы в существующем праве, не прибегая к пересмотру Конвенций 1949 г. (так как пересмотр был чреват опасностью того, что успехи, достигнутые в 1949 году, будут сведены государствами на нет), а дополнив их протоколами.

Тот факт, что на конференции было представлено новое международное сообщество, включающее вновь созданные в период после 1949 года государства, помог преодолеть ощущение того, что положения четырех Женевских конвенции отражали, в основном, европейское мышление. Разработка новых юридических документов, в которой принимали участие все современные государства, помогло сформировать новую всеобщую готовность претворить эти нормы в жизнь.

8 июня 1977 года, при завершении Дипломатической конференции, которая начала работу в Женеве в 1974 году, были подписаны два Дополнительных протокола к Конвенциям. Эти Протоколы имели своей целью дополнить Конвенции путем совершенствования защиты гражданского населения во время войны и расширения критериев применения гуманитарного права, с тем, чтобы они распространялись на новые типы конфликтов.

Протокол I, касающийся международных вооруженных конфликтов, включая национально-освободительные войны, обеспечивает защиту гражданского населения от последствий военных действий (особенно от бомбардировок), тогда как Женевские конвенции 1949 года ограничиваются защитой от злоупотребления властью. Для этих целей, из Гаагских конвенций были взяты различные нормы, касающиеся поведения комбатантов и ведения военных действий. Предметом особого интереса Красного Креста является оказание гуманитарной помощи гражданскому населению, и в Протокол было внесено положение, в котором в недвусмысленных выражениях устанавливалась обязанность сторон в конфликте предоставить необходимую гуманитарную помощь гражданскому населению. Если стороны не в состоянии удовлетворить потребности населения, то они должны обеспечить беспрепятственный пропуск всех поставок гуманитарной помощи, необходимых для выживания населения. Данное правило применяется при всех обстоятельствах, даже в отношении населения противной стороны или населения, проживающего на оккупированной территории. Необходимо создать условия для деятельности гуманитарных организаций и предусмотреть меры защиты персонала, оказывающего гуманитарную помощь. Более того, гражданский медицинский персонал, транспорт и больницы пользуются теперь той же защитой, которая уже была предусмотрены в Конвенциях для военного медицинского персонала и военных медицинских учреждений. Организации гражданской обороны также находятся под защитой. Статусом военнопленных наделялись те категории комбатантов, которые ранее не имели на него права, такие как бойцы нерегулярных вооруженных формирований, если они действуют согласно определенным правилам (соблюдают законы и обычаи войны, открыто носят оружие и т.п.). Другие положения усовершенствовали средства контроля за исполнением гуманитарного права. 

Протокол II дополняет статью 3, общую для четырех Женевских конвенций, и содержит более подробные нормы, применимые к ситуациям, которые не предусматриваются Протоколом I, а именно, вооруженных конфликтов немеждународного характера определенной напряженности. Особое значение имеют основные гарантии защиты всех лиц, которые не принимают или прекратили принимать участие в военных действиях, общий принцип, заключающийся в том, что гражданское население должно находиться под защитой, и нормы, относящиеся к раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, а также к медицинским учреждениям и персоналу. Эти положения, упрощенные и приспособленные к конкретному контексту конфликтов немеждународного характера, основываются на положениях, содержащихся в Протоколе I.

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Гаага, 1954 год

Принцип, лежащий в основе Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в период вооруженного конфликта, заключается в том, что объекты, представляющие собой культурную ценность, такие как церкви, храмы, музеи и т.п. должны, по возможности, щадиться, если они не используются для военных целей. В статье 19 Конвенции предусматривается, что даже в случае конфликта немеждународного характера "каждая из сторон, участвующих в конфликте, будет обязана применять по крайней мере положения настоящей Конвенции, относящиеся к уважению культурных ценностей".

В Конвенции различаются два уровня защиты. В мирное время государства должны принять меры для защиты культурных ценностей, расположенных на их территории, от последствий вооруженного конфликта, которые можно предвидеть. С этой целью они могут, например, соорудить укрытия или подготовить средства для перевозки ценностей в безопасное место, или обозначить культурные ценности отличительным знаком. Объектам "наибольшей важности" может быть также предоставлена специальная защита путем включения их в Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, который хранится Генеральным директором Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Другие Конвенции и Декларации, касающиеся ведения боевых действий

Помимо ядерного, бактериологического и химического оружия (так называемого ОМП), существуют различные виды оружия называемые обычными, которые также могут оказывать неизбирательное воздействие и иметь чрезмерно жестокие последствия. К таким видам оружия относятся зажигательное оружие (включая напалм и огнеметы), средства поражения осколочного действия, такие как кассетные бомбы, малокалиберные снаряды с высокой начальной скоростью, которые могут иметь такой же эффект поражения, как и пули дум-дум, и, наконец, такие вероломные виды оружия как бомбы замедленного действия, представляющие угрозу для гуманитарных операций, мины и мины-ловушки.

В период подготовки к Дипломатической'конференции'1974 года МККК не включил в свои предложения запрет или ограничение на конкретные виды оружия, так как он осознавал насколько деликатна была данная тема как в политическом, так и в военном плане. Задача заключалась в том, чтобы достичь соглашения относительно ограничений на использование конкретных видов «оружия, многими из которых давно уже были оснащены вооруженные силы, и которые действительно широко применялись во многих войнах. Однако некоторые из правительств обратились к Конференции с просьбой рассмотреть данный вопрос. С целью его изучения МККК созвал конференцию правительственных экспертов, заседания которой проходили в 1974 году в Люцерне и в 1976 году в Лугано. Дипломатическая конференция 1974 года не пришла ни к какому решению по этому вопросу и рекомендовала созвать другую конференцию для его рассмотрения. Такая конференция была созвана под эгидой ООН в 1979 и 1980 гг., и 10 октября 1980 года она приняла Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Хотя область, которой касается данная Конвенция, была относительно узка, она, тем не менее представляла собой значительный успех, на который почти никто не надеялся. Важность Конвенции 1980 года заключается в том, что она заложила правовой базис для последующего ограничения или запрещения использования тех видов вызывающего чрезмерные страдания оружия, которые будут разработаны в будущем. Она послужит краеугольным камнем для дополнительных протоколов, касающихся других конкретных видов оружия.

В самой Конвенции содержатся правила процедуры, определение сферы применения и описание ее отношений с другими соглашениями. Основные положения содержатся в прилагаемых четырех Протоколах (если учесть Протокол II с поправками, то фактически их пять), по крайней мере два из которых должны быть ратифицированы для того, чтобы государство стало участником Конвенции.

Протокол I запрещает использование любого оружия, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в теле человека с помощью рентгеновских лучей. Это относится, в основном, к тому отвратительному изобретению, которым являются осколочные бомбы, заполненные осколочными поражающими элементами из пластика или стекла.

Протокол II запрещает применение мин, мин-ловушек и других устройств против мирного населения или применение их неизбирательным образом, что может нанести побочный ущерб гражданскому населению, который был бы чрезмерен по отношению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу. Это относится, в частности, к минам, установленным за пределами зоны военных действий. Протокол также запрещает при любых обстоятельствах использование мин-ловушек, разработанных с целью причинить излишние повреждения и чрезмерные страдания. Специально запрещается помещать мины-ловушки в кажущиеся безвредными предметы, в список которых входят "детские" игрушки. Протокол требует регистрировать места расположения мин с целью защиты от них гражданского населения. В этот протокол были внесены поправки, принятые 3 мая 1996 рода на Конференции по рассмотрению действия Конвенции 1980 года. Наиболее важными поправками явились: распространение ограничений и запрещений данного протокола на ситуации вооруженного конфликта немеждународного характера; обязанность разминировать мины теми, кто их устанавливает; запрёт на использование необнаруживаемых противопехотных мин..., а также призыв к "использованию противопехотных мин, имеющих механизм самоуничтожения. Поскольку государства обязаны уведомлять Генерального Секретаря ООН "о своем согласии на обязательность для них" этих поправок, можно сказать, что по сути дела был создан новый (пятый) протокол, так как первоначальный Протокол II не потерял свою силу для государств, являющихся его участниками.

Протокол III явился значительным шагом вперед, так как он наложил ограничения ни использование зажигательных видов оружия. Запрет на применение при любых обстоятельствах данных видов оружия против гражданского населения подтверждается и распространяется даже на военные объекты, расположенные в местах сосредоточения гражданского населения, а также на леса или другие виды растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы замаскировать комбатантов или военные объекты.

  Протокол IV об ослепляющем лазерном оружии (принятый 13 октября 1995 года на конференции по рассмотрению действия Конвенции) запрещает применение и передачу (в равной степени как государствам, так и негосударственным образованиям) "специально предназначенное для использования в боевых действиях исключительно или в том числе для того, чтобы причинить постоянную слепоту органам зрения человека, не использующего оптические приборы, т. е. незащищенным органам зрения или органам зрения, имеющим приспособление для корректировки зрения".

Наконец, Конференция приняла резолюцию, касающуюся опасных тенденций в сфере развития систем оружия малого калибра, призывающую правительства продолжить изучение их действия и относиться с чрезвычайной осторожностью к их дальнейшей разработке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.012 с.)