Международное гуманитарное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное гуманитарное право



Международное гуманитарное право

 

РАЗРАБОТЧИК:

  А.В. Лобыничев, доцент
(подпись) (ФИО, ученая степень, ученое звание)

 

 

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на совместном заседании базовой кафедры «Государственного и международного права»
«30» 06 2017 г., протокол № 18
Зав. кафедрой                                                                  О.Ю.Куликова

 

 

Санкт-Петербург 2017

 

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Учебный курс 2017

Тема 1. Введение в дисциплину.

1.1. Происхождение и развитие международного гуманитарного права                                                               

1.2. Право войны: краткий обзор                                                              

1.3. Право войны и военная необходимость                                             

1.4. Право войны и тактика    

Тема 2 Предмет и содержание МГП  

2.1. Предмет МГП

2.2. Женевское право                                                                                    

2.3. Гаагское право                                                                                        

2.4. Другие Гаагские конвенции и декларации                                             

2.5. Смешанный тип права  

2.6. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца 

2.7. Движение и война                                                                                                                                                

Тема3. Понятие международного гуманитарного права. Основные источники и принципы международного гуманитарного права.

3.1. Понятие международного права

3.2. Источники современного гуманитарного права

3.3. Принципы современного гуманитарного права

Тема 4. Основные положения законов и обычаев войны.

4.1. Основные запреты при ведении войны

4.1.1. Запрещенные методы ведения войны

       4.1.2. Запрещенные средства ведения войны:

       4.1.3. Запрещенные действия в отношении жертв войны

4.2. Международные ограничения при оккупации

4.3. Держава покровительница

Тема 5. Международно-правовое регулирование военных действий на море.

5.1. Общая характеристика регулирования военных действий на море

5.2. Ограничения на действия подводных лодок, применение мин

5.3. Морская блокада

5.4. Военная контрабанда. Вопрос о призах и трофеях

5.5. Проблема кодификации регулирования военных действий на море

Тема 6. Международно-правовое определение агрессии.

6.1. Проблема определения понятия агрессии

6.2. Определение агрессии, одобренное Генеральной Ассамблеей ООН

6.3. Позиция России по вопросу агрессии. Значение определения агрессии.

Тема 7. Ответственность за нарушение норм ограничения военных действий

7.1. Содержание понятия ответственности

7.2. Задачи межгосударственного сотрудничества

7.3. Международные преступления.

7.4. Ответственность государства за совершенный деликт

7.5. Международные трибуналы

7.6. Установившиеся определения нарушений права вооруженных конфликтов

Тема 8. Гуманитарное право и право прав человека                                                  

8.1. Уточнение понятий                                                                                                 

8.2. Становление и развитие международного права прав человека

Тема 9. Гуманитарное право и правоохранительная система                                     

                                                                                      

 

Введение

Учебный курс подготовлен в соответствии с рабочей программой дисциплины "Международное гуманитарное право", которая включена в базовую часть основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция".

Содержание курса основано на материалах из СМС КонсультантПлюс, которые в электронной форме предоставляются всем обучающимся:

1. Батырь В.А. "Международное гуманитарное право: Учебник для вузов"
(2-е издание, переработанное и дополненное) ("Юстицинформ", 2011)

2. Русинова В.Н. Права человека в вооруженных конфликтах: проблемы соотношения норм международного гуманитарного права и международного права прав человека: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2017. 400 с.

В соответствии с учебными планами отводится 4 зачетных единицы или 144 часа,

Из них количество часов по формам обучения:       очная вечерняя заочная  

  Лекционные занятия -                    6 19        4

Самостоятельная работа -                      108 106 120

Тема 1. Введение в дисциплину

Право войны: краткий обзор

Право войны - это не плод напрасных мечтаний какого-то просвещенного деятеля, решившего сделать ведение боевых действий более гуманным. Напротив, оно было рождено на полях сражений и сформировалось на основе самого опыта ведения войны. Действительно, законы войны существуют так же долго, как и сами войны, а войны существуют с момента зарождения жизни на земле. Право войны имеет давнюю историю, хотя в том виде, в каком оно существует в настоящее время, оно сформировалось сравнительно недавно. Даже в далеком прошлом военачальники иногда отдавали приказы своим войскам сохранять жизнь захваченных в плен или раненых противников, обращаться с ними хорошо, щадить гражданское население противной стороны и принадлежащее ему имущество. Часто, по окончании боевых действий, воюющие стороны договаривались об обмене захваченными военнопленными, С течением времени эта и подобная ей практика постепенно сформировались в свод обычных правил, касающихся методов ведения военных действий.

Процесс заключения договоров в отношении правил ведения войны начался в 60-е годы прошлого столетия. Дважды созывались международные конференции с целью заключения договоров, каждый из которых касался конкретного аспекта права войны. Одна из них состоялась в Женеве в 1864 году и была посвящена участи раненых солдат на поле боя, вторая проходила в Санкт-Петербурге в 1868 году и была посвящена запрету на использование взрывчатых снарядов весом менее 400 граммов. Эти две международные конференции явились начальным пунктом современной кодификации права войны. Вслед за этими двумя конференциями в 1899 и 1907 годах в Гааге были созваны две мирные конференции. Основной целью данных встреч была регламентация методов и средств ведения войны. С тех пор мы говорим о Женевском праве и Гаагском праве. Гаагское право касается ведения военных операций, тогда как Женевское право регулирует вопросы защиты жертв войны.

В тех исторических событиях, которыми отмечена история цивилизации этого столетия, мы также прослеживаем неразрывную связь между военной сферой и сферой деятельности Красного Креста. В середине XIX столетия участь раненых солдат практически во всех отношениях оставляла желать лучшего. Помимо того, что отсутствовали соответствующие средства для лечения тысяч раненых, наихудшим было то, что определенным образом сложившийся в начале века тип военных действий положил конец обычаю щадить полевые госпитали противника и не подвергать нападению медицинский персонал и раненых. Напротив, полевые госпитали обстреливались, а врачи и санитары на поле боя подвергались нападению. Тысячи пленных комбатантов находились в ужасных условиях, не получая должного лечения.

Именно в этих ужасающих условиях на поле битвы при Сольферино возникла идея Красного Креста, и были предприняты первые шаги по защите жертв вооруженных конфликтов: во-первых, создание национальных неправительственных гуманитарных организаций для содействия военным медицинским службам в выполнении задачи, для осуществления которой эти службы не были в достаточной степени оснащены; во-вторых, была установлена нейтральность (неприкосновенность) медицинского персонала и медицинских учреждений и формирований; в-третьих, был введен символ красного креста на белом фоне для обозначения и защиты медицинской деятельности.

С тех пор право войны постоянно развивалось в сторону расширения защиты, предоставляемой жертвам, и приспосабливалось к реальностям новых конфликтов и войн. Как гражданские лица, так и военные присоединялись к усилиям организации, которая ст.1ла. называться Международным Комитетом Красного Креста, направленным на улучшение защиты жертв войны. Ощутимым результатом этих усилий являются нормы, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949 года, предусматривающих защиту раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, военнопленных и гражданских лиц, а также в двух Дополнительных протоколах 1977 года. Особую актуальность для военных командиров имеют нормы, регулирующие использование средств и методов ведения боя, содержащиеся в Гаагских конвенциях и двух упомянутых Протоколах, так как они устанавливают ограничительные рамки, позволяющие избежать неоправданных страданий и разрушений.

Международное сообщество государств (в 1945 году) после пережитой трагедии второй мировой войны объявило в Ycmaje Организации Объединенных Наций, что незаконно прибегать к вооруженному конфликту, и признало тем самым незаконность ведения государствами военных действий в каких-либо иных целях, нежели в целях самозащипы или в целях защиты коллективной безопасности с санкции Совета Безопасности ООН. "Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций" (Ст. 2(4) Устава ООН). Но действительность, к сожалению, показывает, что войны и конфликты по-прежнему ведутся и что как никогда важными становятся законы, направленные на ограничение насилия и облегчение страданий.

Право войны и тактика

Право вооруженных конфликтов не является препятствием для эффективности военных действий. Право войны и тактические принципы совместимы. Тактические принципы позволяют командиру выделить основное. Поскольку война представляет собой сложное явление, в котором взаимодействует множество факторов, и поскольку право войны стало сложным сводом правил (около 800) и командир не может знать их все, мы должны сделать его простым. Простота необходима, потому что командир должен быть способен анализировать, организовывать, планировать и иногда одновременно руководить проходящей военной операцией в обстановке хаоса. Вот почему тактические принципы сосредоточены на основном, вот почему процесс принятия решения должен стать рутинным, вот почему право войны должно быть сведено к жесткому минимуму.

Сущность права войны можно выразить в трех фразах:

1. Веди боевые действия только против военных объектов;

2. Щади находящихся под защитой лиц и объекты, которые не вносят вклада в военные усилия;

3. Не применяй силы больше той, которая необходима для выполнения твоей боевой задачи.

Правильно применяемая тактика и право войны могут быть направлены на достижение одной цели. Право войны препятствует чрезмерности. Оно ослабляет потенциал противника до тех пор, пока он не уступит или не сдастся. Аналогичным образом тактическое искусство преследует ту же цель. Тактические принципы диктуют командиру, каким образом использовать имеющиеся в его распоряжении средства для поражения противника, не подвергая риску свои силы.

Выводы

Международное гуманитарное право является ветвью между­народного права. Это право регулирует отношения между членами международного сообщества, а именно государствами. Международ­ное право имеет наднациональный характер, и его основные положе­ния обязательны для выполнения всеми странами. Его цели - сохра­нение мира, защита людей на основе справедливости и содействие социальному прогрессу в условиях свободы.

Международное гуманитарное право, которое называется также правом вооруженных конфликтов, а ранее было известно под названием право воины (jus in bello) - является особым разделом права, действующем в условиях вооруженных конфликтов, то есть в условиях войны.

Тема 2. Предмет и содержание МГП

Предмет МГП

Предметом международного гуманитарного права, как и других юридических отраслевых дисциплин являются общественные отношения, требующие правового регулирования и поддающиеся такому регулированию. Для МГП – это отношения воюющих государств, противоборствующих армий и других вооруженных сил, а также иные отношения, связанные с проблемами предотвращения агрессии и в конечном итоге, разрешения всех возникающих конфликтов только мирными средствами. Международное гуманитарное право, как право гуманного поведения в процессе ведения войны – явление временное и преходящее, существующее только до тех пор, пока война остается явлением допустимым и реально существующим.

Международное гуманитарное право (МГП) является разделом публичного международного права, применяемым к ситуациям вооруженных конфликтов. Оно было разработано с целью обеспечения уважения к человеку, насколько это возможно с учетом требований военной необходимости и необходимости поддержания общественного порядка, а также в целях смягчения последствий военных действий,

Международное гуманитарное право имеет два раздела: Женевское право и Гаагское право.

По существу, "право женевского типа" рассматривает вопросы защиты жертв войны, как гражданских лиц, так и лиц из состава вооруженных сил, на суше и на море. Право женевского типа защищает всех лиц, вышедших из строя: раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных.

С другой стороны, "право гаагского типа" в большей степени касается регулирования средств и методов ведения боевых действий, особое внимание уделяя проведению военных операций. Право гаагского типа, таким образом, является чрезвычайно важным для военных командиров сухопутных, морских и воздушных сил.

Однако осталась небольшая проблема: как уже упоминалось, Женевское право развивалось с течением времени, тогда как Гаагское право существовало без изменений с 1907 года. Нормы, установленные в Гаагских конвенциях тем не менее имели фундаментальное значение, и было важно, что бы они не утратили своей актуальности. МККК, таким образом, сочло необходимым включить их в проект Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года, что нашло полное одобрение представителей правительств на Дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, которая проходила в Женеве в период с 1974 по 1977 год.

Третьим типом права является так называемое "смешанное право". Смешанное право содержит положения, касающиеся защиты жертв войны и положения, больше касающиеся вопросов ведения боя. Данное "слияние" прав женевского и гаагского типа в основном можно найти в двух Дополнительных протоколах 1977 года к четырем Женевским конвенциям 1949 года.

Женевское право

Целью "Женевского права" является защита жертв вооруженных конфликтов: военнослужащих, которые вышли из строя - раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных; гражданское население и вообще всех лиц, которые не принимают или более не принимают участия в военных действиях.

Четыре Женевские конвенции от 12 августа 1949 года представляют собой свод этих норм защиты. Сегодня, при наличии 188 государств-участников, они являются универсальными договорами. Данное конвенции были расширены и дополнены двумя Дополнительными протоколами от 10 июня 1977 года (Протокол I касается вооруженных конфликтов международного характера, Протокол II относится к вооруженным конфликтам немеждународного характера), ратифицированными на 31 марта 1997 года, соответственно, 147 и 139 государствами.

Женевское право и Красный Крест имеют общее происхождение. Вечером после кровавой битвы при Сольферино (Италия) в 1859 г. у Анри Дюнана, который был в ужасе от страданий беспомощно лежащих раненых, умирающих в отсутствии какой-либо медицинской помощи, возникла идея создания как Красного Креста, так и международного гуманитарного права. Его идеи, нашедшие выражение в его знаменитой книге "Воспоминание о битве при Сольферино", встретили положительный отклик в Европе и особенно в его стране, Швейцарии, и были воплощены в жизнь. Кратко их можно изложить следующим образом:

1. Создание в мирное время обществ, способных оказывать помощь раненым солдатам в период конфликта, восполняя, в качестве вспомогательного персонала, недостатки медицинских служб вооруженных сил. Эти общества помощи стали впоследствии Национальными обществами Красного Креста.

2. Создание "Международного Комитета помощи раненым", нейтральной благотворительной организации для оказания помощи в период вооруженных конфликтов. Этот Комитет, созданный в Женеве в 1863 году Анри Дюнаном и четырьмя гражданами этого города (г-ном Муанье, генералом Дюфуром, доктором Аппиа и доктором Монуаром), стал впоследствии Международным Комитетом Красного Креста (МККК).

3. Созыв по инициативе правительства Швейцарии Дипломатической конференции, в которой приняли участие 16 стран и которая в 1864 году приняла "Конвенцию об улучшении участи раненых в действующих армиях". Данная конвенция заложила краеугольный камень современного международного гуманитарного права: раненым или больным из личного состава вооруженных сил должна оказываться помощь и предоставляться уход без какого-либо неблагоприятного различия, независимо от того, к какой стороне они принадлежат. Медицинский персонал, медицинские учреждения и имущество должны пользовался уважением. Они должны быть обозначены защитной эмблемой - красным крестом на белом фоне. Медицинская деятельность в период конфликта носит нейтральный характер и не является выражением поддержки той или иной из воюющих сторон.

Международное гуманитарное право развивалось в несколько этапов, начиная с 1864 года. Круг лиц, пользующихся правовой защитой, расширился в результате того сурового опыта, который, как и битва при Сольферино, выявил недостаточность защиты, предоставляемой жертвам: в 1899 и 1906 гг. она распространилась и на потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил. В 1929 году она включила в себя и военнопленных, которые уже находились под покровительством обычного права и Гаагских конвенций.

В 1949 году, по окончании второй мировой войны, существовавшие Конвенции были пересмотрены и дополнены в форме первой, второй и третьей Конвенций. В четверток конвенции покровительство международного гуманитарного права распространилось на новую и очень важную категорию жертв, а именно, на гражданских лиц, хотя гражданские лица на оккупированной территории уже упоминались в Гаагской конвенции 1907 года (IV Гаагская конвенция).

Женевские конвенции перенесли вопросы морального и гуманитарного характера в международную систему права. Они воплощают идеал Красного Креста. МККК является их вдохновителем и пропагандистом. Кроме того, именно эти конвенции устанавливают правовую основу гуманитарного мандата МККК по защите и оказанию помощи. МККК представляет собой нейтральную неправительственную организацию, членами которой являются лишь граждане Швейцарии. В качестве нейтрального посредника, он содействует применению международного гуманитарного права, оказывая медицинскую помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, стремясь улучшить условия содержания военнопленных, занимаясь розыском пропавших без вести лиц и передавая письма членов семей друг другу (семейные послания). В случае необходимости, МККК также проводит операции по оказанию помощи гражданскому населению, организуя поставки одежды, продовольствия и медикаментов.

Гаагское право

"Гаагское право" определяет права и обязанности воюющих сторон при ведении военных операций и ограничивает средства нанесения ущерба врагу. Эти правила содержатся в Гаагских конвенциях 1899 года, пересмотренных в 1907 году, а с 1977 года - в Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям, а также в различных договорах по запрещению и регламентированию применения оружия. Хотя некоторые из этих документов утратили свою юридическую значимость, нормы, касающиеся ведения боевых действий, по-прежнему действительны. В период вооруженного конфликта, целью каждой из сторон является достижение решающего преимущества путем ослабления военного потенциала противника. Но средства нанесения ущерба врагу не являются неограниченными, и всякое использование силы, которое влечет за собой чрезмерные по отношению к военному преимуществу операции страдания или разрушения, запрещено. Законы войны сформулированы с учетом военных требований, но именно соображения гуманитарного характера вызвали их к жизни, так как неразрешенные гуманитарные проблемы часто являются причиной конфликта.

Гаагские конвенции принимались на двух следующих друг за другом Международных мирных конференциях, которые состоялись в Гааге в 1899 и 1907 гг. На первой конференция было принято шесть конвенций и деклараций, на второй - четырнадцать, их в целом можно разделить на три категории:

а) К первой категории относятся конвенции, цель которых - избежать войны, насколько это возможно, или, по крайней мере, установить очень строгие условия до начала боевых действий.

Примерами конвенций, входящих в данную категорию являются: (i)  Конвенция о мирном разрешении международных споров;

(и) Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам;

(ш) Конвенция об открытии военных действий.

Данная категория в наше время полностью устарела. Эти конвенции являются отражением того времени, когда прибегнуть к войне еще не считалось незаконным, тогда как сейчас ситуация полностью изменилась с принятием Устава ООН, запрещающего прибегать к войне в любых случаях, за исключением самообороны. Сегодня нет смысла говорить о том, что военные действия не могут быть начаты без предупреждения. Согласно Уставу их нельзя начинать вообще.

б) Ко второй категории юридических документов, принятых в Гааге, относятся соглашения, конкретно предусматривающие защиту жертв войны, а именно: ПРАВОВОЙ БАЗИС: ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО                                                                          91

(i) Конвенция (Ш) о применении начал Женевской конвенции от 22 августа 1864 годи к морской войне (1899 г.);

(и) отдел П Положения, являющегося приложением к "Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны", принятой в 1899 г. и замененной на подобную конвенцию в 1907 г. Уже в главе II отдела I данного Положения говорилось о военнопленных.

(Ш) Гаагская конвенция IV от 18 октября 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны, которая заменила предыдущую Гаагскую конвенцию II 1899 года.

Положение жертв (т.е. раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, а также военнопленных), защита которых устанавливается во второй категории документов в дальнейшем более широко и подробно рассматривается в Женевских конвенциях, которые пришли на смену Гаагским и постепенно сделали их менее актуальными, как и документы в первой категории, хотя отдельные важные главы Гаагских конвенций, например, касающиеся военной оккупации, обращения с лазутчиками и парламентерами по-прежнему сохраняют свою актуальность.

в) Третью и последнюю категорию составляют конвенции, устанавливающие несколько основных правил ведения боевых действий.

Эта третья категория по-прежнему представляет сегодня особый интерес для военных. Можно даже сказать, что эти правила, являясь единственными сохранившими свою силу и применимость представляют собой практически все, что осталось от Гаагских конвенций в представлении многих юристов-международников.

Основные нормы в последней категории, наиболее важные для нас сегодня, содержатся в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (IV), принятой в 1899 г. и пересмотренной в 1907 г., особенно в отделе II прилагаемого к ней Положения. Этот отдел, озаглавленный "О военных действиях", устанавливает некоторые из наиболее важных принципов права войны, которые в 1977 году были включены в часть Ш Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года. Наиболее важными являются основополагающие статьи, в соответствии с которыми "право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным"; запрещается: использование ядов и отравленного оружия; вероломство; убивать или наносить ранения противнику, который, сложив оружие и не имея более средств защищаться, сдается в плен; заявлять о том, что никому не будет дано' пощады; использовать оружие, снаряды, материалы, которые способны причинить излишние страдания; незаконно пользоваться флагом парламентера, национальным флагом или военными знаками различия и форменной одеждой противника, или отличительными знаками Женевской конвенции (в единственном числе, так как в 1907 году существовала лишь одна Конвенция, принятая в 1906 году). Необходимо также упомянуть о нормах, запрещающих разграбление, и главу, посвященную лазутчикам и флагам парламентера.

Данные элементарные правила хорошо известны. Этому есть двоякое объяснение: во-первых, большинство из них были включены в Дополнительный протокол I и получили там дальнейшее развитие, во-вторых, их существование в течение длительного времени и их фундаментальное значение сделали эти нормы частью обычного международного права. Тем не менее, Гаагские конвенции применимы лишь в очень ограниченном ряде случаев. Политическая карта мира полностью изменилась с 1907 года. Многие государства, которые были участниками данных конвенций, просто перестали существовать. Наряду с этим, другие вновь сформировавшиеся государства не утруждали себя тем, чтобы ратифицировать их, считая, что эти нормы являются частью обычного международного права. По этой причине сегодня практически невозможно сказать, какие из государств являются или считают себя формально связанными обязательствами по Гаагским конвенциям. Более того, данные Конвенции обычно применялись, только в случаях если все стороны в конфликте формально были связаны обязательствами в соответствии с этими документами. Следовательно, если государство, не имеющее таких обязательств по Конвенции, вступало в конфликт, уже ни одна из сторон не могла их соблюдать. В наши дни это правило, называемое " clausula si omnes " больше не применяется. В то же время нормы Гаагского права стали частью обычного международного права или содержатся в Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям.

Коротко говоря, Гаагские конвенции представляют интерес с той точки зрения, что в них содержатся наиболее важные общие принципы того, что все чаще называется "правом вооруженного конфликта". Эти общие принципы, приобретя силу обычного международного права и признаваемые как таковые, применимы ко всем государствам. Данная техническая деталь имеет сейчас огромное значение, так как государства, не участвующие в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 года, обязаны выполнять те первоначальные нормы, которые содержатся в ранних Гаагских конвенциях. Более того, многие из резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в отношении "уважения прав человека в период вооруженных конфликтов" ссылались на Гаагские конвенции, как на все еще применяемые документы.

Смешанный тип права

Движение Красного Креста и Красного Полумесяца в целом и МККК в частности прежде всего занимаются вопросами Женевского права. Однако после принятия Дополнительных протоколов МККК также занимается вопросами соблюдения международного гуманитарного права в целом, задуманного как полный свод законодательных норм, применяемых в ситуациях вооруженного конфликта. Без подобной международной правовой системы защита жертв не получила бы той должной поддержки, которой требует такого рода начинание. Будучи инициатором международного гуманитарного права, МККК всегда стремился и по-прежнему стремится к тому, чтобы это право развивалось и не отставало от конфликтов, характер которых постоянно меняется. Он делает это поэтапно, по мере того, как пересмотр существующих документов кажется ему необходимым и осуществимым. 

 Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 года

В 1965 году МККК почувствовал, что назрело время для подобного начинания. Действительно, хотя Женевские конвенции 1949 года по-прежнему не утратили свою актуальность и ценность, они оказались недостаточными для защиты жертв современных вооруженных конфликтов. За предыдущие тридцать лет появились новые типы конфликтов, войны за независимость, усовершенствовалась тактика партизанской войны, стали использоваться новейшие виды оружия неизбирательного действия, такие как зажигательное оружие и осколочные снаряды. Гражданское население, часто вынужденное существовать бок о бок с комбатантами, становится таким образом более уязвимым. В то же время, было важно разработать юридические нормы защиты в этой сфере. Поэтому МККК провел консультации, рассматривая возможность заполнить пробелы в существующем праве, не прибегая к пересмотру Конвенций 1949 г. (так как пересмотр был чреват опасностью того, что успехи, достигнутые в 1949 году, будут сведены государствами на нет), а дополнив их протоколами.

Тот факт, что на конференции было представлено новое международное сообщество, включающее вновь созданные в период после 1949 года государства, помог преодолеть ощущение того, что положения четырех Женевских конвенции отражали, в основном, европейское мышление. Разработка новых юридических документов, в которой принимали участие все современные государства, помогло сформировать новую всеобщую готовность претворить эти нормы в жизнь.

8 июня 1977 года, при завершении Дипломатической конференции, которая начала работу в Женеве в 1974 году, были подписаны два Дополнительных протокола к Конвенциям. Эти Протоколы имели своей целью дополнить Конвенции путем совершенствования защиты гражданского населения во время войны и расширения критериев применения гуманитарного права, с тем, чтобы они распространялись на новые типы конфликтов.

Протокол I, касающийся международных вооруженных конфликтов, включая национально-освободительные войны, обеспечивает защиту гражданского населения от последствий военных действий (особенно от бомбардировок), тогда как Женевские конвенции 1949 года ограничиваются защитой от злоупотребления властью. Для этих целей, из Гаагских конвенций были взяты различные нормы, касающиеся поведения комбатантов и ведения военных действий. Предметом особого интереса Красного Креста является оказание гуманитарной помощи гражданскому населению, и в Протокол было внесено положение, в котором в недвусмысленных выражениях устанавливалась обязанность сторон в конфликте предоставить необходимую гуманитарную помощь гражданскому населению. Если стороны не в состоянии удовлетворить потребности населения, то они должны обеспечить беспрепятственный пропуск всех поставок гуманитарной помощи, необходимых для выживания населения. Данное правило применяется при всех обстоятельствах, даже в отношении населения противной стороны или населения, проживающего на оккупированной территории. Необходимо создать условия для деятельности гуманитарных организаций и предусмотреть меры защиты персонала, оказывающего гуманитарную помощь. Более того, гражданский медицинский персонал, транспорт и больницы пользуются теперь той же защитой, которая уже была предусмотрены в Конвенциях для военного медицинского персонала и военных медицинских учреждений. Организации гражданской обороны также находятся под защитой. Статусом военнопленных наделялись те категории комбатантов, которые ранее не имели на него права, такие как бойцы нерегулярных вооруженных формирований, если они действуют согласно определенным правилам (соблюдают законы и обычаи войны, открыто носят оружие и т.п.). Другие положения усовершенствовали средства контроля за исполнением гуманитарного права. 

Протокол II дополняет статью 3, общую для четырех Женевских конвенций, и содержит более подробные нормы, применимые к ситуациям, которые не предусматриваются Протоколом I, а именно, вооруженных конфликтов немеждународного характера определенной напряженности. Особое значение имеют основные гарантии защиты всех лиц, которые не принимают или прекратили принимать участие в военных действиях, общий принцип, заключающийся в том, что гражданское население должно находиться под защитой, и нормы, относящиеся к раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, а также к медицинским учреждениям и персоналу. Эти положения, упрощенные и приспособленные к конкретному контексту конфликтов немеждународного характера, основываются на положениях, содержащихся в Протоколе I.

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Гаага, 1954 год

Принцип, лежащий в основе Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в период вооруженного конфликта, заключается в том, что объекты, представляющие собой культурную ценность, такие как церкви, храмы, музеи и т.п. должны, по возможности, щадиться, если они не используются для военных целей. В статье 19 Конвенции предусматривается, что даже в случае конфликта немеждународного характера "каждая из сторон, участвующих в конфликте, будет обязана применять по крайней мере положения настоящей Конвенции, относящиеся к уважению культурных ценностей".

В Конвенции различаются два уровня защиты. В мирное время государства должны принять меры для защиты культурных ценностей, расположенных на их территории, от последствий вооруженного конфликта, которые можно предвидеть. С этой целью они могут, например, соорудить укрытия или подготовить средства для перевозки ценностей в безопасное место, или обозначить культурные ценности отличительным знаком. Объектам "наибольшей важности" может быть также предоставлена специальная защита путем включения их в Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, который хранится Генеральным директором Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Другие Конвенции и Декларации, касающиеся ведения боевых действий

Помимо ядерного, бактериологического и химического оружия (так называемого ОМП), существуют различные виды оружия называемые обычными, которые также могут оказывать неизбирательное воздействие и иметь чрезмерно жестокие последствия. К таким видам оружия относятся зажигательное оружие (включая напалм и огнеметы), средства поражения осколочного действия, такие как кассетные бомбы, малокалиберные снаряды с высокой начальной скоростью, которые могут иметь такой же эффект поражения, как и пули дум-дум, и, наконец, такие вероломные виды оружия как бомбы замедленного действия, представляющие угрозу для гуманитарных операций, мины и мины-ловушки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.047 с.)