Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запрещенные действия в отношении жертв войны
- посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность: убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания; - коллективные наказания, проведение медицинских или научных экспериментов; - посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное или унижающее обращение; - применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных цивилизованными нациями; - превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения; - нападения неизбирательного характера, затрагивающие гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такие нападения явятся причиной чрезмерных людских потерь, ранений среди гражданского населения или причинит ущерб гражданским объектам. - совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы. Законы и обычаи войны действуют во время вооруженной - борьбы, а после ее окончания между воевавшими ранее субъектами должны устанавливаться мирные отношения, регулируемые принципами и нормами других отраслей международного права. Женевские конвенции 1949г. наряду с термином «война» употребляют термины «международный вооруженный конфликт» (ст.2) и «немеждународный вооруженный конфликт» (ст.З). Грань между «войной» и «вооруженным конфликтом» весьма условна, хотя такое деление и имеет определенное значение для права, применяемого в вооруженных конфликтах. Любая война - это прежде всего вооруженный конфликт. Но не всякий вооруженный конфликт можно назвать войной. С юридической точки зрения для войны характерен такой признак, как формальный акт ее объявления, согласно III Гаагской конвенции 1907 г.; последствием такого объявления является, как правило, разрыв дипломатических отношений между воюющими государствами и прекращение действия большинства двусторонних договоров. Термин «война», как вытекает из международно-правовых актов, употребляется при вооруженном столкновении между суверенными государствами; в случае борьбы нации или народа за свою независимость употребляется термин «вооруженный конфликт». Кроме того, термин «война» и сейчас имеет свое конкретное содержание. Это видно при рассмотрении позиции нейтральных государств в случае войны, когда должно проводиться различие между состоянием войны (с точки зрения международного права) и положением в иных вооруженных конфликтах. Согласно классическому международному праву, право нейтралитета применялось только в случае состояния войны, а в период иных вооруженных конфликтов оно не действовало. В общем, ограничение понятия «война» от понятия «вооруженный конфликт» имеет определенное значение.
Международный вооруженный конфликт характеризуется двумя признаками. Признак «международный» квалифицирует отношения между субъектами международного права и предполагает наличие у них соответствующих прав и обязанностей; признак «вооруженный характеризуется применением оружия. Поэтому конфликт нельзя назвать «вооруженным», если не применяется оружие, хотя и совершаются действия, запрещенные международным правом, например угроза силой. Понятие «вооруженный конфликт немеждународного характера» включает прежде всего ситуацию гражданской войны. Отличие гражданских войн от других войн состоит в том, что гражданская война характеризуется «неизмеримо большей сложностью, неопределенностью и неопределимостью состава борющихся... в силу невозможности провести грань между числящимися в рядах воюющих и нечислящимися». Вооруженному конфликту немеждународного характера присущи: - наличие организованных военных действий между противоборствующими силами; - то, что во враждебных действиях участвуют «вооруженные силы» (в это понятие включаются и полицейские части); повстанческие силы должны отвечать требованиям понятия «вооруженные силы»; - достаточно массовый и устойчивый характер вооруженных выступлений; отдельные случаи нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки внутренней напряженности (например, беспорядки) не относятся к категории вооруженного конфликта немеждународного характера; - определенный уровень организованности повстанцев, которые должны иметь органы, ответственные за их поведение;
- повстанцы должны контролировать часть территории государства, что позволило бы им организовывать и вести военные действия. Согласно нормам международного права, ни одно государство не должно ни прямо, ни косвенно вмешиваться по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, происходящий на территории другого государства. Согласно III Гаагской конвенции 1907 г., военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое имеет форму мотивированного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. Эта норма не утратила значения и в настоящее время. Следует подчеркнуть, что согласно Определению агрессии 1974 г., сам факт официального объявления войны не превращает войну противоправную в законную. Начало агрессивной войны без объявления представляет собой отягчающее обстоятельство, повышающее ответственность агрессора. Начало военных действий (даже без объявления войны) обуславливает необходимость соблюдения всеми воюющими сторонами норм МГП. Объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной власти, что определяется конституцией страны. Военные действия развертываются на определенных пространствах. В международном праве принято различать театр войны и театр военных действий. Театр войны - это сухопутная, морская и воздушная территория, в пределах которой вооруженные силы воюющих государств вправе вести военные действия. Театр военных действий - сухопутные, морские и воздушные пространства, в пределах которых военные действия фактически ведутся. Международное право направлено на всемерное ограничение театра военных действий и их разрушительных последствий. Не могут быть театром войны и военных действий территории нейтральных государств, нейтрализованные территории, Антарктика, Луна и иные небесные тела. Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду запретила использовать в военных целях средства воздействия на природную среду из космоса и на само космическое пространство. Исключены из театра военных действий и определенные районы, находящиеся на территории воюющих сторон. Так, в соответствии с IV Женевской конвенцией не могут быть превращены в театр военных действий создаваемые воюющими сторонами санитарные зоны и местности; Гаагская конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта запрещает превращать в театр военных действий центры сосредоточения культурных ценностей. Примером нейтрализованной территории являются архипелаг Шпицберген (Парижский договор 1920 г.), зона Суэцкого канала. Договором от 1 декабря 1959 г. установлено, что район Антарктики южнее 60 градуса не может быть превращен в театр военных действий. Под нейтралитетом во время войны понимается неучастие государства в войне и неоказание им помощи воюющим сторонам. Нейтралитет государства может быть постоянным - на случай любой войны - или временным относящимся только к данной войне, о чем государство делает специальное заявление. Права и обязанности нейтральных государств, а также воюющих сторон в отношении нейтральных государств в случае вооруженного конфликта регламентируется Гаагским конвенциями 1907 г.
Территория нейтрального государства не может быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт (железнодорожный, морской, воздушный). Если на его территории окажутся войска воюющей державы, то оно обязано их интернировать. Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов в пользу воюющих; оно не имеет права оказывать помощь воюющим Сторонам оружием и другими военными материалами. Запрещается располагать на нейтральной территории радиостанции и другие технические средства связи воюющих сторон. Нейтральное государство имеет право отражать покушение на его нейтралитет вооруженными силами; оно может разрешать перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон. Статус лиц нейтрального государства определен также в международных договорах. Они могут вступать добровольцами в армию одной из воюющих сторон, но при этом теряют свой статус нейтрального лица, если захвачены в плен другим воюющим государством. Различают нейтралитет в морской войне и в воздушной войне. В территориальных водах нейтрального государства воюющим запрещается производить военные действия, в том числе: - захватывать торговые суда другой воюющей стороны; - создавать в этих водах, портах, на рейдах базы для военно-морских операций; - устанавливать радиостанции для связи со своими вооруженными силами. Нейтральное государство не может передавать воюющим сторонам военные суда, боеприпасы и другие военные материалы. Воюющие стороны не могут оборудовать и вооружать в территориальных водах нейтрального государства суда, предназначенные для ведения военных действий после выхода их из этих территориальных вод. Однако воюющие государства могут использовать территориальные воды, порты и рейды нейтрального государства на определенных им условиях. Так, проход судов через территориальные воды нейтрального государства не считается нарушением его нейтралитета. В случае длительного пребывания этих судов в территориальных водах (как правило, более 24 часов) они могут быть интернированы до окончания войны. Военные корабли воюющих, получившие в порту нейтрального государства топливо, повторно могут получить его не ранее чем через три месяца.
Торговые суда воюющих сторон имеют право свободно входить (проходить транзитом) в любые воды, открытые для мирного торгового мореплавания. Они вправе перевозить любые грузы и не могут быть осмотрены или подвергнуты нападению, пока не выйдут из территориальных вод нейтрального государства. Время пребывания торгового судна в этих водах не ограничивается. К режиму нейтралитета в морской войне относится и регулирование борьбы воюющих сторон с военной контрабандой, под которой понимаются материалы и предметы, запрещаемые воюющей стороной к перевозке нейтральным государством для снабжения противной воюющей стороны. Специальных международно-правовых актов, определяющих нейтралитет в воздушной войне, нет. На воздушную войну распространяются общие правила нейтралитета, изложенные в конвенциях. Они сводятся к следующему: - воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно; запрещается пролет через воздушное пространство самолетов воюющих сторон, преследование самолетов противника и вступление с ними в бой; - приземлившиеся военные самолеты воюющих сторон задерживаются, а экипаж интернируется до окончания войны, - воюющим сторонам запрещается провозить через воздушное пространство свои войска и военное имущество. Перевозка на самолетах раненых и больных воюющих сторон допускается с согласия нейтрального государства. Юридическое оформление окончания вооруженной борьбы между государствами имеет большое значение, так как оно закладывает правовые основы послевоенных отношений. В результате прекращения состояния войны между воевавшими государствами устанавливаются мирные отношения. От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий, наиболее распространенными формами которого служат перемирие и капитуляция. Перемирие - это приостановление или прекращение военных действий по соглашению между воюющими сторонами. Оно может быть местным и общим. Местное перемирие приостанавливает военные действия между отдельными подразделениями и частями на ограниченном участке театра военных действий. Оно направлено на реализацию частных задач: подбор раненых, погребение мертвых, эвакуацию из осажденных пунктов женщин и детей, направление парламентеров и т.д. Общее перемирие прекращает военные действия. Оно распространяется не на часть театра войны, а на военные действия в целом. Как акт не только военный, но и политический общее перемирие заключается от имени центральных органов государства. Оно рассматривается как шаг в направлении к установлению мира, а его нарушение - как акт агрессии. Другая форма прекращения военных действий - капитуляция, под которой понимается прекращение сопротивления вооруженных сил или части их на театрах военных действий. Разновидность капитуляции - безоговорочная капитуляция.
Ни перемирие, ни капитуляция юридически не прекращают состояния войны между воевавшими государствами: оно прекращается в других формах. Основная такая форма - мирный договор. Мирные договоры охватывают широкий круг вопросов: - прекращение состояния войны; восстановление мирных отношений; - ответственность военных преступников; территориальные вопросы; - возмещение ущерба, причиненного агрессором; и др. В прошлом нередко заключались прелиминарные мирные договоры, представлявшие собой нечто среднее между соглашениями о перемирии и мирными договорами. Как и первые, они прекращали военные действия, но в отличие от них определяли также основные положения будущего мирного договора. В отличие от мирных договоров они не являлись актами окончательными мирного урегулирования. В настоящее время эта форма практически не используется. Так, США, Англия и Франция прекратили состояние войны с Германией в 1915 г., издав соответствующие односторонние акты. Индия 28 апреля 1952 г. опубликовала одностороннюю декларацию о прекращении состояния войны с Японией. Советский Союз прекратил состояние войны с Германией, издав Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г., в соответствии с которым прекращалось состояние войны между Германией и Советским Союзом. Состояние войны может прекращаться также путем двусторонней декларации. Так, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную декларацию о прекращении состояния войны, согласно которой между Советским Союзом и Японией «прекращалось состояние войны» и восстанавливались «мир и добрососедские дружественные отношения». В международном гуманитарном праве различают две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих: сражающиеся и несражающиеся. Сражающиеся (комбатанты) - это лица, входящие в состав вооруженных сил каждой из воюющих сторон и имеющие право непосредственно участвовать в военных действиях. Во-первых, за ними признается право применять военное насилие; во-вторых, к ним самим может применяться военное насилие, включая физическое уничтожение; в-третьих, комбатанты, попав в руки неприятеля, имеют право на обращение с ними как с военнопленными. Комбатант перестает быть объектом прямых военных действий в случае его ранения, взятия в плен и т.д. Перестав быть объектом прямых военных действий противника, он сохраняет права, присущие законному комбатанту. В данном случае принято говорить о статусе комбатанта, понимаемом как совокупность прав и обязанностей, которые в соответствии с международным правом предоставляются участникам активных боевых действий и должны уважаться всеми сражающимися. По мере развития МГП расширяется круг лиц, относящихся к комбатантам. В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к сражающимся относятся: личный состав регулярных вооруженных сил; ополчение, добровольческие отряды, как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил; личный состав организованных движений сопротивления и партизаны (при этом они должны отвечать следующим четырем условиям: а) иметь во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; б) носить отличительный знак; в) открыто носить оружие; г) соблюдать законы и обычаи войны); члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, которые непосредственно участвуют в военных действиях; население, которое при приближении противника взялось за оружие, если при этом оно соблюдает следующие два условия: а) открыто носит оружие; б) соблюдает законы и обычаи войны. В современную эпоху весьма актуален вопрос о правовом статусе участников (комбатантов) национально-освободительных войн. Из международного характера конфликтов, возникающих в связи с борьбой народов за свободу и независимость, логически вытекает признание за комбатантами освободительных движений в случае их пленения статуса военнопленных. В последнее время остро встал вопрос о международно-правовом положении наемников. Понятие «наемник» раскрывается в ст.47 Дополнительного протокола I. Наемник - это лицо, которое: а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающем на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил. От наемников следует отличать военных советников, не принимающих непосредственного участия в военных действиях и направленных на службу в иностранную армию по соглашению между государствами. Добровольцы. В отличие от наемников участие добровольцев в военных действиях на стороне одного из воюющих правомерно. Общие принципы такого участия были определены Гаагскими конвенциями 1907г. Так, в конвенции «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны» устанавливается, что «ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих» (ст. VI). При разграничении статуса наемника и добровольца определяющим служит факт включения добровольца в личный состав вооруженных сил. Это делает его законным комбатантом, и воюющая сторона, включившая его в личный состав своих вооруженных сил, тем самым берет на себя ответственность за его действия. IV Гаагская конвенция 1907г. содержит норму о том, что воюющая сторона «ответственна за все действия, совершенные лицами из состава ее вооруженных сил» (ст. 3). Вероломство и военные хитрости. Международное гуманитарное право издавна запрещает вероломство, под которым понимается невыполнение обещания, данного противнику. Примером может служить поднятие белого флага как знака капитуляции в целях приближение к противнику и последующего применения оружия или использование знаков Красного Креста для защиты военных объектов. Первый Дополнительный протокол подтвердил норму, запрещающую вероломное использование военной формы противника. Протокол содержит следующее общее положение: «Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству» (п. 1 ст. 37). Акт капитуляции воинской части должен быть ясно выражен. Фактическое прекращение военных действий или отступление части не предоставляет соответствующих прав. Во время отступления из Кувейта в 1990 г. колонна вооруженных сил Ирака по дороге в Басру была атакована силами коалиции. В отличие от вероломства военные хитрости считаются правомерными. Они отличаются от вероломства тем, что не нарушают обещания, данного противнику. Наиболее распространенная хитрость - маскировка. В годы Великой Отечественной войны Советская армия активно использовала, например, такую хитрость, как строительство ложных аэродромов. Пощада. Первый Дополнительный протокол подтвердил обычную норму, запрещающую непредоставление противнику пощады. В нем говорится: «Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе» (ст. 40). Бомбардировки играют все более важную роль среди методов ведения войны. С учетом широты действия они довольно детально регламентируются правом. Основной принцип состоит в том, что они должны быть направлены на военные, а не на гражданские объекты и не должны быть «неизбирательными». Это вытекает из принципа, закрепленного еще Петербургской декларацией 1868 г., который ограничил законную цель войны ослаблением вооруженных сил противника. Конкретные ограничения установлены Гаагской конвенцией 1907 г. (Положение о военных действиях на суше). Запрещена бомбардировка незащищенных городов, зданий и иных обитаемых мест. При бомбардировке должны быть приняты меры с тем, чтобы по возможности щадить здания, используемые в научных целях, для искусства, благотворительной деятельности и здравоохранения, если они не используются в военных целях. Такой же защитой пользуются и военные госпитали. Эти положения подтверждены и расширены первым дополнительным протоколом (ст. 51 и 57). Приведенные правила относятся ко всем видам бомбардировки, включая воздушную и морскую. Воздушные бомбардировки представляют особую сложность, они ограничивают возможности избирательного действия. Определенные возможности в это плане открывает развитие ракетной техники, отличающейся значительной точностью. Однако и эта техника ставит немало проблем. Так, во время ирано-иракской войны 1980 - 1988 гг. иранские военно-воздушные силы атаковали американский конвой в Персидском заливе. Запущенная в ответ с американского корабля ракета сбила гражданский самолет иранской компании. Во время Второй мировой войны Германия, с одной стороны, и Великобритания и США, с другой, широко применяли бомбардировки «по площадям» в целях разрушения промышленного потенциала противника и деморализации населения. Немало юристов признали подобные действия неправомерными (например, шведский профессор X. Блике, ныне Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии). Тем не менее на Нюрнбергском процессе обвинение в бомбардировке «по площадям» германскому руководству предъявлено не было. При всех условиях подобные бомбардировки допустимы лишь при условии, что военные объекты практически не могут быть отделены от прилегающих жилых районов. По-новому проблема бомбардировок встала в связи с появлением многочисленных установок и сооружений, «содержащих опасные силы»: атомные электростанции, химические предприятия, большие плотины и дамбы и др. Разрушение подобных объектов способно повлечь за собой бесчисленные жертвы. Полномасштабные военные действия в таких промышленных регионах, как Западная Европа, становятся практически невозможными, т. к. неизбежно ведут к общей катастрофе. Известны несколько случаев бомбардировки опасных объектов. Израиль бомбил атомную электростанцию в Ираке, а последами - в Иране. Правда, в обоих случаях ядерный материал еще не был завезен. Откликаясь на новые условия, первый Дополнительный протокол установил общее правило: «Установки и сооружения, содержащие опасные силы,...не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения» (п.1 ст. 56) Бомбардировка промышленных предприятий, электростанций, транспорта при всех условиях наносит существенный ущерб мирному населению. Первый Дополнительный протокол установил недопустимость нападения на объекты, необходимые для выживания гражданского населения (ст. 54). Все виды запрещенной бомбардировки включены в качестве преступлений в принятый Комиссией международного права ООН проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.031 с.) |