Запрещенные действия в отношении жертв войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запрещенные действия в отношении жертв войны



- посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность: 

убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания;

- коллективные наказания, проведение медицинских или науч­ных экспериментов;

- посягательство на человеческое достоинство, в частности ос­корбительное или унижающее обращение;

- применение наказания без предварительного судебного реше­ния, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при на­личии судебных гарантий, признанных цивилизованными нациями;

- превращение гражданского населения или отдельных граж­данских лиц в объект нападения;

- нападения неизбирательного характера, затрагивающие граж­данское население или гражданские объекты, когда известно, что та­кие нападения явятся причиной чрезмерных людских потерь, ране­ний среди гражданского населения или причинит ущерб граждан­ским объектам.

- совершение нападения на установки или сооружения, содер­жащие опасные силы. Законы и обычаи войны действуют во время вооруженной

- борьбы, а после ее окончания между воевавшими ранее субъ­ектами должны устанавливаться мирные отношения, регулируемые принципами и нормами других отраслей международного права.

Женевские конвенции 1949г. наряду с термином «война» упот­ребляют термины «международный вооруженный конфликт» (ст.2) и «немеждународный вооруженный конфликт» (ст.З).

Грань между «войной» и «вооруженным конфликтом» весьма условна, хотя такое деление и имеет определенное значение для пра­ва, применяемого в вооруженных конфликтах. Любая война - это прежде всего вооруженный конфликт. Но не всякий вооруженный конфликт можно назвать войной. С юридической точки зрения для войны характерен такой признак, как формальный акт ее объявления, согласно III Гаагской конвенции 1907 г.; последствием такого объяв­ления является, как правило, разрыв дипломатических отношений между воюющими государствами и прекращение действия большин­ства двусторонних договоров.

Термин «война», как вытекает из международно-правовых ак­тов, употребляется при вооруженном столкновении между суверен­ными государствами; в случае борьбы нации или народа за свою не­зависимость употребляется термин «вооруженный конфликт». Кроме того, термин «война» и сейчас имеет свое конкретное содержание. Это видно при рассмотрении позиции нейтральных государств в слу­чае войны, когда должно проводиться различие между состоянием войны (с точки зрения международного права) и положением в иных вооруженных конфликтах. Согласно классическому международному праву, право нейтралитета применялось только в случае состояния войны, а в период иных вооруженных конфликтов оно не действова­ло. В общем, ограничение понятия «война» от понятия «вооружен­ный конфликт» имеет определенное значение.

Международный вооруженный конфликт характеризуется дву­мя признаками. Признак «международный» квалифицирует отноше­ния между субъектами международного права и предполагает нали­чие у них соответствующих прав и обязанностей; признак «воору­женный характеризуется применением оружия. Поэтому конфликт нельзя назвать «вооруженным», если не применяется оружие, хотя и совершаются действия, запрещенные международным правом, на­пример угроза силой.

Понятие «вооруженный конфликт немеждународного характера» включает прежде всего ситуацию гражданской войны. Отличие гражданских войн от других войн состоит в том, что гражданская война характеризуется «неизмеримо большей сложностью, неопре­деленностью и неопределимостью состава борющихся... в силу не­возможности провести грань между числящимися в рядах воюющих и нечислящимися».

Вооруженному конфликту немеждународного характера при­сущи:

- наличие организованных военных действий между противо­борствующими силами;

- то, что во враждебных действиях участвуют «вооруженные силы» (в это понятие включаются и полицейские части); повстанче­ские силы должны отвечать требованиям понятия «вооруженные си­лы»;

- достаточно массовый и устойчивый характер вооруженных выступлений; отдельные случаи нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки внутренней напряженности (например, беспорядки) не относятся к категории вооруженного конфликта не­международного характера;

- определенный уровень организованности повстанцев, кото­рые должны иметь органы, ответственные за их поведение;

- повстанцы должны контролировать часть территории госу­дарства, что позволило бы им организовывать и вести военные дей­ствия.

Согласно нормам международного права, ни одно государство не должно ни прямо, ни косвенно вмешиваться по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, происходящий на террито­рии другого государства.

Согласно III Гаагской конвенции 1907 г., военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое имеет форму мотивиро­ванного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. Эта норма не утратила значения и в настоящее время. Сле­дует подчеркнуть, что согласно Определению агрессии 1974 г., сам факт официального объявления войны не превращает войну проти­воправную в законную. Начало агрессивной войны без объявления представляет собой отягчающее обстоятельство, повышающее ответ­ственность агрессора. Начало военных действий (даже без объявле­ния войны) обуславливает необходимость соблюдения всеми воюю­щими сторонами норм МГП.

Объявление войны входит в компетенцию высших органов го­сударственной власти, что определяется конституцией страны.

Военные действия развертываются на определенных простран­ствах. В международном праве принято различать театр войны и те­атр военных действий.

Театр войны - это сухопутная, морская и воздушная террито­рия, в пределах которой вооруженные силы воюющих государств вправе вести военные действия.

Театр военных действий - сухопутные, морские и воздушные пространства, в пределах которых военные действия фактически ве­дутся.

Международное право направлено на всемерное ограничение театра военных действий и их разрушительных последствий. Не мо­гут быть театром войны и военных действий территории нейтраль­ных государств, нейтрализованные территории, Антарктика, Луна и иные небесные тела.

Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную сре­ду запретила использовать в военных целях средства воздействия на природную среду из космоса и на само космическое пространство.

Исключены из театра военных действий и определенные рай­оны, находящиеся на территории воюющих сторон. Так, в соответст­вии с IV Женевской конвенцией не могут быть превращены в театр военных действий создаваемые воюющими сторонами санитарные зоны и местности; Гаагская конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта запрещает превращать в театр военных действий центры сосредоточения культурных цен­ностей. Примером нейтрализованной территории являются архипелаг Шпицберген (Парижский договор 1920 г.), зона Суэцкого канала. До­говором от 1 декабря 1959 г. установлено, что район Антарктики южнее 60 градуса не может быть превращен в театр военных дейст­вий.

Под нейтралитетом во время войны понимается неучастие го­сударства в войне и неоказание им помощи воюющим сторонам. Нейтралитет государства может быть постоянным - на случай любой войны - или временным относящимся только к данной войне, о чем государство делает специальное заявление.

Права и обязанности нейтральных государств, а также воюю­щих сторон в отношении нейтральных государств в случае воору­женного конфликта регламентируется Гаагским конвенциями 1907 г.

Территория нейтрального государства не может быть превра­щена в театр военных действий.

Воюющим государствам запрещается проводить через терри­торию нейтрального государства войска и военный транспорт (же­лезнодорожный, морской, воздушный). Если на его территории ока­жутся войска воюющей державы, то оно обязано их интернировать. Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовоч­ных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов в пользу воюющих; оно не имеет права оказывать помощь воюющим Сторонам оружием и другими военными материалами. Запрещается располагать на нейтральной территории радиостанции и другие тех­нические средства связи воюющих сторон. Нейтральное государство имеет право отражать покушение на его нейтралитет вооруженными силами; оно может разрешать перевозку по своей территории ране­ных и больных воюющих сторон.

Статус лиц нейтрального государства определен также в меж­дународных договорах. Они могут вступать добровольцами в армию одной из воюющих сторон, но при этом теряют свой статус ней­трального лица, если захвачены в плен другим воюющим государст­вом.

Различают нейтралитет в морской войне и в воздушной войне. В территориальных водах нейтрального государства воюющим за­прещается производить военные действия, в том числе:

- захватывать торговые суда другой воюющей стороны;

- создавать в этих водах, портах, на рейдах базы для военно-морских операций;

- устанавливать радиостанции для связи со своими вооружен­ными силами.

Нейтральное государство не может передавать воюющим сто­ронам военные суда, боеприпасы и другие военные материалы. Воюющие стороны не могут оборудовать и вооружать в территори­альных водах нейтрального государства суда, предназначенные для ведения военных действий после выхода их из этих территориальных вод.

Однако воюющие государства могут использовать территори­альные воды, порты и рейды нейтрального государства на опреде­ленных им условиях. Так, проход судов через территориальные воды нейтрального государства не считается нарушением его нейтралите­та. В случае длительного пребывания этих судов в территориальных водах (как правило, более 24 часов) они могут быть интернированы до окончания войны. Военные корабли воюющих, получившие в порту нейтрального государства топливо, повторно могут получить его не ранее чем через три месяца.

Торговые суда воюющих сторон имеют право свободно вхо­дить (проходить транзитом) в любые воды, открытые для мирного торгового мореплавания. Они вправе перевозить любые грузы и не могут быть осмотрены или подвергнуты нападению, пока не выйдут из территориальных вод нейтрального государства. Время пребыва­ния торгового судна в этих водах не ограничивается.

К режиму нейтралитета в морской войне относится и регули­рование борьбы воюющих сторон с военной контрабандой, под кото­рой понимаются материалы и предметы, запрещаемые воюющей сто­роной к перевозке нейтральным государством для снабжения про­тивной воюющей стороны.

Специальных международно-правовых актов, определяющих нейтралитет в воздушной войне, нет. На воздушную войну распро­страняются общие правила нейтралитета, изложенные в конвенциях. Они сводятся к следующему:

- воздушное пространство над территорией нейтрального госу­дарства неприкосновенно; запрещается пролет через воздушное про­странство самолетов воюющих сторон, преследование самолетов противника и вступление с ними в бой;

- приземлившиеся военные самолеты воюющих сторон задер­живаются, а экипаж интернируется до окончания войны,

- воюющим сторонам запрещается провозить через воздушное пространство свои войска и военное имущество. Перевозка на само­летах раненых и больных воюющих сторон допускается с согласия нейтрального государства.

Юридическое оформление окончания вооруженной борьбы между государствами имеет большое значение, так как оно заклады­вает правовые основы послевоенных отношений. В результате пре­кращения состояния войны между воевавшими государствами уста­навливаются мирные отношения. От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий, наиболее распро­страненными формами которого служат перемирие и капитуляция.

Перемирие - это приостановление или прекращение военных действий по соглашению между воюющими сторонами. Оно может быть местным и общим.

Местное перемирие приостанавливает военные действия меж­ду отдельными подразделениями и частями на ограниченном участке театра военных действий. Оно направлено на реализацию частных задач: подбор раненых, погребение мертвых, эвакуацию из осажден­ных пунктов женщин и детей, направление парламентеров и т.д.

Общее перемирие прекращает военные действия. Оно распространяется не на часть театра войны, а на военные действия в целом. Как акт не только военный, но и политический общее перемирие за­ключается от имени центральных органов государства. Оно рассмат­ривается как шаг в направлении к установлению мира, а его наруше­ние - как акт агрессии.

Другая форма прекращения военных действий - капитуляция, под которой понимается прекращение сопротивления вооруженных сил или части их на театрах военных действий.

Разновидность капитуляции - безоговорочная капитуляция.

Ни перемирие, ни капитуляция юридически не прекращают со­стояния войны между воевавшими государствами: оно прекращается в других формах. Основная такая форма - мирный договор. Мирные договоры охватывают широкий круг вопросов:

- прекращение состояния войны; восстановление мирных от­ношений;

- ответственность военных преступников; территориальные во­просы;

- возмещение ущерба, причиненного агрессором; и др.

В прошлом нередко заключались прелиминарные мирные до­говоры, представлявшие собой нечто среднее между соглашениями о перемирии и мирными договорами. Как и первые, они прекращали военные действия, но в отличие от них определяли также основные положения будущего мирного договора. В отличие от мирных дого­воров они не являлись актами окончательными мирного урегулиро­вания. В настоящее время эта форма практически не используется.

Так, США, Англия и Франция прекратили состояние войны с Германией в 1915 г., издав соответствующие односторонние акты. Индия 28 апреля 1952 г. опубликовала одностороннюю декларацию о прекращении состояния войны с Японией. Советский Союз прекра­тил состояние войны с Германией, издав Указ Президиума Верховно­го Совета СССР от 25 января 1955 г., в соответствии с которым пре­кращалось состояние войны между Германией и Советским Союзом.

Состояние войны может прекращаться также путем двусторон­ней декларации. Так, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную декларацию о прекращении состояния войны, согласно которой между Советским Союзом и Японией «прекращалось со­стояние войны» и восстанавливались «мир и добрососедские друже­ственные отношения».

В международном гуманитарном праве различают две катего­рии лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих: сражаю­щиеся и несражающиеся. Сражающиеся (комбатанты) - это лица, входящие в состав вооруженных сил каждой из воюющих сторон и имеющие право непосредственно участвовать в военных действиях.

Во-первых, за ними признается право применять военное насилие;

во-вторых, к ним самим может применяться военное насилие, включая физическое уничтожение; в-третьих, комбатанты, попав в руки неприятеля, имеют право на обращение с ними как с военно­пленными. Комбатант перестает быть объектом прямых военных действий в случае его ранения, взятия в плен и т.д. Перестав быть объектом прямых военных действий противника, он сохраняет права, присущие законному комбатанту. В данном случае принято говорить о статусе комбатанта, понимаемом как совокупность прав и обязан­ностей, которые в соответствии с международным правом предос­тавляются участникам активных боевых действий и должны ува­жаться всеми сражающимися.

По мере развития МГП расширяется круг лиц, относящихся к комбатантам. В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к сражающимся относятся: личный состав регулярных вооруженных сил; ополчение, добровольческие отряды, как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил; личный состав ор­ганизованных движений сопротивления и партизаны (при этом они должны отвечать следующим четырем условиям: а) иметь во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; б) носить отличительный знак; в) открыто носить оружие; г) соблюдать законы и обычаи вой­ны); члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, ко­торые непосредственно участвуют в военных действиях; население, которое при приближении противника взялось за оружие, если при этом оно соблюдает следующие два условия: а) открыто носит ору­жие; б) соблюдает законы и обычаи войны.

В современную эпоху весьма актуален вопрос о правовом ста­тусе участников (комбатантов) национально-освободительных войн. Из международного характера конфликтов, возникающих в связи с борьбой народов за свободу и независимость, логически вытекает признание за комбатантами освободительных движений в случае их пленения статуса военнопленных.

В последнее время остро встал вопрос о международно-правовом положении наемников. Понятие «наемник» раскрывается в ст.47 Дополнительного протокола I. Наемник - это лицо, которое:

а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, на­ходящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в личный состав воо­руженных сил данной стороны;

г) не является ни гражданином стороны, находящейся в кон­фликте, ни лицом, постоянно проживающем на территории, контро­лируемой стороной, находящейся в конфликте;

д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, нахо­дящейся в конфликте;

е) не послано государством, которое не является стороной, на­ходящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

От наемников следует отличать военных советников, не при­нимающих непосредственного участия в военных действиях и на­правленных на службу в иностранную армию по соглашению между государствами.

Добровольцы. В отличие от наемников участие добровольцев в военных действиях на стороне одного из воюющих правомерно. Об­щие принципы такого участия были определены Гаагскими конвен­циями 1907г. Так, в конвенции «О правах и обязанностях нейтраль­ных держав и лиц в случае сухопутной войны» устанавливается, что «ответственность нейтральной державы не возникает вследствие то­го, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих» (ст. VI).

При разграничении статуса наемника и добровольца опреде­ляющим служит факт включения добровольца в личный состав воо­руженных сил. Это делает его законным комбатантом, и воюющая сторона, включившая его в личный состав своих вооруженных сил, тем самым берет на себя ответственность за его действия. IV Гааг­ская конвенция 1907г. содержит норму о том, что воюющая сторона «ответственна за все действия, совершенные лицами из состава ее вооруженных сил» (ст. 3).

Вероломство и военные хитрости. Международное гуманитар­ное право издавна запрещает вероломство, под которым понимается невыполнение обещания, данного противнику. Примером может служить поднятие белого флага как знака капитуляции в целях при­ближение к противнику и последующего применения оружия или использование знаков Красного Креста для защиты военных объек­тов. Первый Дополнительный протокол подтвердил норму, запре­щающую вероломное использование военной формы противника. Протокол содержит следующее общее положение:

«Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен про­тивника, прибегая к вероломству» (п. 1 ст. 37).

Акт капитуляции воинской части должен быть ясно выражен. Фактическое прекращение военных действий или отступление части не предоставляет соответствующих прав. Во время отступления из Кувейта в 1990 г. колонна вооруженных сил Ирака по дороге в Басру была атакована силами коалиции.

В отличие от вероломства военные хитрости считаются право­мерными. Они отличаются от вероломства тем, что не нарушают обещания, данного противнику. Наиболее распространенная хит­рость - маскировка. В годы Великой Отечественной войны Советская армия активно использовала, например, такую хитрость, как строи­тельство ложных аэродромов.

Пощада. Первый Дополнительный протокол подтвердил обыч­ную норму, запрещающую непредоставление противнику пощады. В нем говорится: «Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе» (ст. 40).

Бомбардировки играют все более важную роль среди методов ведения войны. С учетом широты действия они довольно детально регламентируются правом. Основной принцип состоит в том, что они должны быть направлены на военные, а не на гражданские объекты и не должны быть «неизбирательными». Это вытекает из принципа, за­крепленного еще Петербургской декларацией 1868 г., который огра­ничил законную цель войны ослаблением вооруженных сил против­ника.

Конкретные ограничения установлены Гаагской конвенцией 1907 г. (Положение о военных действиях на суше). Запрещена бом­бардировка незащищенных городов, зданий и иных обитаемых мест. При бомбардировке должны быть приняты меры с тем, чтобы по возможности щадить здания, используемые в научных целях, для ис­кусства, благотворительной деятельности и здравоохранения, если они не используются в военных целях. Такой же защитой пользуются и военные госпитали. Эти положения подтверждены и расширены первым дополнительным протоколом (ст. 51 и 57).

Приведенные правила относятся ко всем видам бомбардиров­ки, включая воздушную и морскую. Воздушные бомбардировки представляют особую сложность, они ограничивают возможности избирательного действия. Определенные возможности в это плане открывает развитие ракетной техники, отличающейся значительной точностью. Однако и эта техника ставит немало проблем. Так, во время ирано-иракской войны 1980 - 1988 гг. иранские военно-воздушные силы атаковали американский конвой в Персидском за­ливе. Запущенная в ответ с американского корабля ракета сбила гра­жданский самолет иранской компании.

Во время Второй мировой войны Германия, с одной стороны, и Великобритания и США, с другой, широко применяли бомбардиров­ки «по площадям» в целях разрушения промышленного потенциала противника и деморализации населения. Немало юристов признали подобные действия неправомерными (например, шведский профес­сор X. Блике, ныне Генеральный директор Международного агентст­ва по атомной энергии). Тем не менее на Нюрнбергском процессе об­винение в бомбардировке «по площадям» германскому руководству предъявлено не было. При всех условиях подобные бомбардировки допустимы лишь при условии, что военные объекты практически не могут быть отделены от прилегающих жилых районов.

По-новому проблема бомбардировок встала в связи с появле­нием многочисленных установок и сооружений, «содержащих опас­ные силы»: атомные электростанции, химические предприятия, большие плотины и дамбы и др. Разрушение подобных объектов спо­собно повлечь за собой бесчисленные жертвы. Полномасштабные во­енные действия в таких промышленных регионах, как Западная Ев­ропа, становятся практически невозможными, т. к. неизбежно ведут к общей катастрофе. Известны несколько случаев бомбардировки опасных объектов. Израиль бомбил атомную электростанцию в Ира­ке, а последами - в Иране. Правда, в обоих случаях ядерный материал еще не был завезен.

Откликаясь на новые условия, первый Дополнительный прото­кол установил общее правило: «Установки и сооружения, содержа­щие опасные силы,...не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объек­тами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения» (п.1 ст. 56)

Бомбардировка промышленных предприятий, электростанций, транспорта при всех условиях наносит существенный ущерб мирно­му населению. Первый Дополнительный протокол установил недо­пустимость нападения на объекты, необходимые для выживания гражданского населения (ст. 54).

Все виды запрещенной бомбардировки включены в качестве преступлений в принятый Комиссией международного права ООН проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человече­ства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.031 с.)