Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие международного права
В соответствии с определением Международного Комитета Красного Креста (МККК) под международным гуманитарным правом (МГП) понимаются такие международные правила, договорные или основанные на обычаях, которые специально направлены на решение гуманитарных задач, возникающих непосредственно в результате вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, и которые по соображениям гуманного характера ограничивают право находящихся в конфликте сторон выбирать методы и средства ведения войны или защищают лиц и имущество, которым нанесен или может быть нанесен ущерб конфликтом. Цель МГП состоит в защите жизни и достоинства человека в экстремальных ситуациях войны. Положения МГП всегда были направлены на удовлетворение потребностей человека. В идеале их назначение - оградить человека от воздействия грубой силы. Особую значимость задача защиты достоинства человека приобретает в случае, если виновным в насилии является государство. Поэтому ясно, что МГП является также частью раздела международного права, защищающего права человека от посягательств со стороны государственной власти. Как и другие правовые нормы, положения МГП являются результатом компромисса различных интересов. МГП должно учитывать наличие феномена войны и допустимых военных целей. Это понятие носит название критерий военной необходимости. С другой стороны, лица, не принимающие или больше не принимающие участие в военных действиях, должны быть как можно лучше защищены. Противоречие между военной необходимостью и гуманными соображениями может быть разрешено путем применения правил, ограничивающих использование силы на войне, но не запрещающих ее использование, если оно является законным. Другими словами, правила должны защищать человека, но не должны ставить перед собой недостижимой цели абсолютной защиты его от последствий войны. МГП может делать лишь максимум возможного. Это отнюдь не значит, что оно не может устанавливать абсолютных запретов. Например, пытки запрещены при любых обстоятельствах без каких-либо исключений, так как даже с военной точки зрения они никогда не являются необходимыми. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что МГП будет поддержано теми, кто несет ответственность за применение военной силы, только в том случае, если в нем будут учтены военные соображения. Поэтому в реальном мире гуманность всегда должна принимать во внимание требования военной необходимости. Это не значит, что право санкционирует применение грубой силы - оно лишь отражает желание установить такие реалистические ограничения на использование силы, которые действительно могут быть соблюдены. Целью МГП не является запрещение войны или принятие правил, делающих войну невозможной. Нет. Оно должно считаться с существованием войн, чтобы наилучшим образом обеспечить такое положение, при котором последствия войны не выходят за рамки, обусловленные абсолютной военной необходимостью.
Вряд ли удастся найти документальные свидетельства того, где и когда появились первые правовые гуманитарные нормы, и тем более невозможно назвать «автора» МГП. Еще до появления государств, в тех случаях, когда борьба между племенами, кланами или сторонниками тех или иных вождей не велась с целью полного уничтожения противника, возникали, зачастую непреднамеренно, правила, целью которых было уменьшить последствия насилия. Такие правила, предвестники сегодняшнего МГП, можно обнаружить во всех культурах. Чаще всего их можно найти в основных литературных памятниках (как, например, в индийском эпосе «Махабхарата»\ в религиозных писаниях (таких, как Библия или Коран) или в наставлениях по воинскому искусству (в древнеиндийском сборнике предписаний Законы Ману и японском средневековом кодексе поведения Бусидо). В средневековой Европе благородное рыцарство установило строгие правила ведения боя, и не в последнюю очередь - в собственных интересах. Идеи рыцарства дожили до наших дней. Достигавшиеся нередко в прошлом сторонами в конфликте соглашения о судьбе пленных были предшественниками сегодняшних многосторонних соглашений. Подобные правила существовали - и по сей день существуют - и в культурах, не имеющих письменных памятников. Итак, во всем мире с незапамятных времен облеченные властью правители, религиозные деятели, мудрецы и военачальники пытались уменьшить тяжкие последствия войн путем введения норм, обязательных для всех.
Однако, до середины XIX века соглашения о защите жертв войны носили случайный характер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности. В сущности, это были чисто военные соглашения, действительные чаще всего лишь на время конфликта. То, чего удалось достичь в XIX веке в Европе, следует оценивать с учетом богатого исторического опыта. Зарождение современного универсального, в основном писаного, международного гуманитарного права неразрывно связано с именами двух людей - Анри Дюнана и Френсиса Либера, - которые были глубоко потрясены увиденным на поле боя. Примерно в одно и то же время, но, очевидно, не подозревая о существовании друг друга, Дюнан и Либер внесли решающий вклад в концепцию и содержание современного международного гуманитарного права. Не умаляя значения того, что было сделано этими двумя выдающимися деятелями, скажем, однако, что идея необходимости защитить жертвы войны существовала и до них. Они же выразили ее в форме, соответствующей новому времени. Оба они, и Дюнан, и Либер, взяли за основу идею, выдвинутую Жак Жаком Руссо в опубликованном им в 1762 году трактате «Об общественном договоре»: «Война - это отношения не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты...». И далее Руссо делает логический вывод, что с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, «они вновь становятся просто людьми». И их следует щадить. Руссо формулирует основной принцип, на котором строится международное гуманитарное право, а именно: целью военного выступления никогда не должно быть физическое уничтожение противника. Этим он заложил основу различия, которое следует делать между военнослужащими действующей армии - комбатантами, с одной стороны, и остальными гражданами государства противника, не принимающими участия в военных действиях, - с другой. Применять силу можно только против первых, так как цель войны заключается в победе над вооруженными силами противника, а не в уничтожении его народа. Но и против солдат противника силу можно применять только до тех пор, пока они оказывают сопротивление. Любой солдат, сложивший оружие или вынужденный сделать это из-за ранения, уже не является противником и не может, выражаясь языком современного гуманитарного права, быть объектом военного нападения. В любом случае бессмысленно мстить простому солдату, так как лично он не несет ответственности за возникновение конфликта. Таким образом была заложена идейная основа для возрождения в XIX веке МГП. И Анри Дюнан мог на нее опереться. В своей книге «Воспоминание о Сольферино» он не так уж много внимания уделяет плохому обращению с ранеными или фактам убийства беззащитных людей. Что его глубоко потрясло, так это полное отсутствие помощи раненым и умирающим. И поэтому он выступил с двумя практическими предложениями, требующими конкретных действий: заключить международное соглашение о придании статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений и создать постоянную организацию для практической помощи раненым на войне. Первое предложение привело к принятию в 1864 году I Женевской конвенции, а второе - к основанию Красного Креста.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.004 с.) |