Понятие международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие международного права



В соответствии с определением Международного Комитета Красного Креста (МККК) под международным гуманитарным пра­вом (МГП) понимаются такие международные правила, договорные или основанные на обычаях, которые специально направлены на ре­шение гуманитарных задач, возникающих непосредственно в резуль­тате вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, и которые по соображениям гуманного характера ограни­чивают право находящихся в конфликте сторон выбирать методы и средства ведения войны или защищают лиц и имущество, которым нанесен или может быть нанесен ущерб конфликтом.

Цель МГП состоит в защите жизни и достоинства человека в экстремальных ситуациях войны. Положения МГП всегда были на­правлены на удовлетворение потребностей человека. В идеале их на­значение - оградить человека от воздействия грубой силы. Особую значимость задача защиты достоинства человека приобретает в слу­чае, если виновным в насилии является государство. Поэтому ясно, что МГП является также частью раздела международного права, за­щищающего права человека от посягательств со стороны государст­венной власти.

Как и другие правовые нормы, положения МГП являются ре­зультатом компромисса различных интересов. МГП должно учиты­вать наличие феномена войны и допустимых военных целей. Это по­нятие носит название критерий военной необходимости. С другой стороны, лица, не принимающие или больше не принимающие уча­стие в военных действиях, должны быть как можно лучше защище­ны. Противоречие между военной необходимостью и гуманными соображениями может быть разрешено путем применения правил, ограничивающих использование силы на войне, но не запрещающих ее использование, если оно является законным. Другими словами, правила должны защищать человека, но не должны ставить перед со­бой недостижимой цели абсолютной защиты его от последствий вой­ны. МГП может делать лишь максимум возможного. Это отнюдь не значит, что оно не может устанавливать абсолютных запретов. На­пример, пытки запрещены при любых обстоятельствах без каких-либо исключений, так как даже с военной точки зрения они никогда не являются необходимыми.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что МГП бу­дет поддержано теми, кто несет ответственность за применение во­енной силы, только в том случае, если в нем будут учтены военные соображения. Поэтому в реальном мире гуманность всегда должна принимать во внимание требования военной необходимости. Это не значит, что право санкционирует применение грубой силы - оно лишь отражает желание установить такие реалистические ограниче­ния на использование силы, которые действительно могут быть со­блюдены. Целью МГП не является запрещение войны или принятие правил, делающих войну невозможной. Нет. Оно должно считаться с существованием войн, чтобы наилучшим образом обеспечить такое положение, при котором последствия войны не выходят за рамки, обусловленные абсолютной военной необходимостью.

Вряд ли удастся найти документальные свидетельства того, где и когда появились первые правовые гуманитарные нормы, и тем более невозможно назвать «автора» МГП. Еще до появления госу­дарств, в тех случаях, когда борьба между племенами, кланами или сторонниками тех или иных вождей не велась с целью полного унич­тожения противника, возникали, зачастую непреднамеренно, прави­ла, целью которых было уменьшить последствия насилия. Такие пра­вила, предвестники сегодняшнего МГП, можно обнаружить во всех культурах. Чаще всего их можно найти в основных литературных памятниках (как, например, в индийском эпосе «Махабхарата»\ в религиозных писаниях (таких, как Библия или Коран) или в настав­лениях по воинскому искусству (в древнеиндийском сборнике пред­писаний Законы Ману и японском средневековом кодексе поведения Бусидо).

В средневековой Европе благородное рыцарство установило строгие правила ведения боя, и не в последнюю очередь - в собст­венных интересах. Идеи рыцарства дожили до наших дней. Дости­гавшиеся нередко в прошлом сторонами в конфликте соглашения о судьбе пленных были предшественниками сегодняшних многосто­ронних соглашений. Подобные правила существовали - и по сей день существуют - и в культурах, не имеющих письменных памятников.

Итак, во всем мире с незапамятных времен облеченные вла­стью правители, религиозные деятели, мудрецы и военачальники пы­тались уменьшить тяжкие последствия войн путем введения норм, обязательных для всех.

Однако, до середины XIX века соглашения о защите жертв войны носили случайный характер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности. В сущности, это были чисто военные соглашения, действительные ча­ще всего лишь на время конфликта.

То, чего удалось достичь в XIX веке в Европе, следует оцени­вать с учетом богатого исторического опыта.

Зарождение современного универсального, в основном писаного, международного гумани­тарного права неразрывно связано с именами двух людей - Анри Дюнана и Френсиса Либера, - которые были глубоко потрясены увиденным на поле боя. Примерно в одно и то же время, но, очевид­но, не подозревая о существовании друг друга, Дюнан и Либер внесли решающий вклад в концепцию и содержание современного меж­дународного гуманитарного права. Не умаляя значения того, что бы­ло сделано этими двумя выдающимися деятелями, скажем, однако, что идея необходимости защитить жертвы войны существовала и до них. Они же выразили ее в форме, соответствующей новому времени.

Оба они, и Дюнан, и Либер, взяли за основу идею, выдвину­тую Жак Жаком Руссо в опубликованном им в 1762 году трактате «Об общественном договоре»: «Война - это отношения не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случай­но, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как сол­даты...». И далее Руссо делает логический вывод, что с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, «они вновь становятся просто людьми». И их следует щадить.

Руссо формулирует основной принцип, на котором строится международное гуманитарное право, а именно: целью военного вы­ступления никогда не должно быть физическое уничтожение против­ника. Этим он заложил основу различия, которое следует делать ме­жду военнослужащими действующей армии - комбатантами, с одной стороны, и остальными гражданами государства противника, не при­нимающими участия в военных действиях, - с другой. Применять си­лу можно только против первых, так как цель войны заключается в победе над вооруженными силами противника, а не в уничтожении его народа. Но и против солдат противника силу можно применять только до тех пор, пока они оказывают сопротивление. Любой сол­дат, сложивший оружие или вынужденный сделать это из-за ранения, уже не является противником и не может, выражаясь языком совре­менного гуманитарного права, быть объектом военного нападения. В любом случае бессмысленно мстить простому солдату, так как лично он не несет ответственности за возникновение конфликта.

Таким образом была заложена идейная основа для возрожде­ния в XIX веке МГП. И Анри Дюнан мог на нее опереться. В своей книге «Воспоминание о Сольферино» он не так уж много внимания уделяет плохому обращению с ранеными или фактам убийства без­защитных людей. Что его глубоко потрясло, так это полное отсутст­вие помощи раненым и умирающим. И поэтому он выступил с двумя практическими предложениями, требующими конкретных действий: заключить международное соглашение о придании статуса нейтраль­ности медицинскому персоналу на полях сражений и создать посто­янную организацию для практической помощи раненым на войне. Первое предложение привело к принятию в 1864 году I Женевской конвенции, а второе - к основанию Красного Креста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.004 с.)