Источники современного гуманитарного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники современного гуманитарного права



12 августа 1949 года представители 48 государств, пригла­шенных в Женеву Швейцарской Конфедерацией (депозитарием Же­невской конвенции), единогласно приняли четыре Конвенции о за­щите жертв войны. Эти конвенции явились результатом продолжи­тельных консультаций, которые организовал МККК, опираясь на свой опыт, полученный во время второй мировой войны. В разработ­ке Конвенций принимали участие не только правоведы и военные специалисты, но и представители Движения Красного Креста. Четы­ре Женевские конвенции от 12 августа 1949 года заменили собой Конвенции 1929 года и частично - IV Гаагскую конвенцию.

Три из этих Конвенций посвящены хорошо известным вопро­сам - защите раненых и больных, лиц, потерпевшим кораблекруше­ние, и военнопленных. Однако IV конвенция поднимала целину, по­скольку обеспечивала защиту от произвола и насилия гражданским лицам, оказавшимся во власти противника. Ее самый важный раздел касается оккупированных территорий. IV Женевская конвенция сви­детельствует о том, что международное сообщество усвоило урок, полученный во время второй мировой войны, - ведь хорошо извест­но, что самые ужасные преступления совершались против граждан­ского населения на оккупированных территориях. Договоры 1949 го­да были исключительно важными еще и потому, что отныне защита гуманитарного права распространялась также и на жертвы граждан­ских войн.

В последующие годы Женевские конвенции стали наиболее широко признанными международными договорами. В настоящее время 175 государств - почти все международное сообщество - взяли на себя обязательство их соблюдать.

Годы, последовавшие за 1949-м, не принесли мира. Весь этот период характеризовался бесчисленными конфликтами. Деколониза­ция Африки и Азии часто сопровождалась ожесточенными столкно­вениями. В борьбе между слабыми (в материальном отношении) и сильными (в военном отношении) стали прибегать к таким методам, которые были несовместимы с традиционными способами ведения войны (партизанская война). В то же время неограниченная гонка вооружений вела к образованию арсеналов систем вооружений, ос­нованных на новейших технологиях. Применение такого оружия, и в первую очередь ядерного, неизбежного лишило бы всякого смысла все принципы международного гуманитарного права.

Однако вторая половина XX века характеризуется также три­умфом прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Конвен­ция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Конвенция о беженцах, пакты ООН о правах человека 1966 года, а также региональные договоры по правам человека - все это усилило международную правовую защиту людей от злоупотреблений вла­стью со стороны правительств и способствовало благополучию каж­дого отдельного человека. Международное гуманитарное право, ес­тественно, не могло не откликнутся на эти изменения. Если к тому же вспомнить, что в Конвенциях 1949 года практически ничего не говорится об очень важном вопросе, а именно - о защите граждан­ского населения от непосредственного воздействия войны, то станет понятно, почему МККК, основательно подготовившись, представил в 70-х годах на рассмотрение и одобрение правительств проекты двух новых договоров. Проходившая в Женеве с 1974 по 1977 год Дипло­матическая конференция V по вопросу о подтверждении и разви­тии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, приняла 8 июня 1977 года два Дополни­тельных протокола к Женевским конвенциям. Протокол I содержит новые нормы, относящиеся к международным вооруженным кон­фликтам, Протокол II - нормы международного гуманитарного права, относящиеся к вооруженным конфликтам немеждународного харак­тера. Сами четыре Женевские конвенции 1949 года остались без из­менений, но были существенно дополнены Протоколами.

В Дипломатической конференции принимали участие пред­ставители 102 государств и нескольких национально-освободительных движений. Столкновение взглядов и напряжен­ность в отношениях между участниками конференции хорошо отра­жали ситуацию в мировом сообществе, объединяющем все народы. Если вплоть до принятия Конвенций 1949 года международное гума­нитарное право, несомненно, основывалось исключительно на евро­пейских философских (мировоззренческих) направлениях, то этого уже нельзя сказать о времени принятия Дополнительных протоколов 1977 года. Тексты этих Протоколов, оставаясь верными общепри­знанными гуманистическим целям, отмечены влиянием неевропей­ских подходов, а также других интересов и новых приоритетов. До­полнительные протоколы дают возможность гуманитарному праву утвердиться в «третьем мире».

Оба протокола значительно повышают эффективность защи­ты, которую они предоставляют наименее защищенным категориям лиц. Протокол I ратифицирован 119 государствами, а Протокол II -109, что позволяет заключить, что эти Протоколы, так же как и Же­невские конвенции, становятся универсальными правовыми доку­ментами. Протоколы вступили в силу для первых двух договари­вающихся государств 7 декабря 1978 года, а для каждого последую­щего участника - через шесть месяцев после ратификации или при­соединения к ним.

Протокол I сопрягает Женевское право и Гаагское право, ко­торые прежде развивались по отдельности. Наконец победил взгляд, согласно которому недостаточно помогать жертвам военных дейст­вий. Важнее, чтобы право накладывало ограничения на сами военные действия с тем, чтобы причинялось как можно меньше излишних страданий и повреждений. С принятием IV Женевской конвенции о защите гражданского населения и Протокола I Женевское право со­вершило гигантский шаг в направлении более эффективной защиты гражданского населения от последствий войны.

В период после 1949 года помимо Дополнительных протоко­лов появились и другие нововведения в области защиты в соответст­вии с международным правом лиц и объектов во время войны. Од­ним из них явилась Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года. Этим догово­ром, в котором чувствуется сильное влияние Женевских конвенций, был создан своего рода «Красный Крест для культурных ценностей». Контроль за ее выполнением был возложен на ЮНЕСКО.

Следует указать также на Конвенцию о запрещении разработ­ки, производства и накопления запасов бактериологического (биоло­гического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 года. Эта Конвенция существенно усилила один из запретов, предусмотренных Женевским протоколом 1925 года, а именно - за­прещение бактериологического оружия. Договор о химическом ору­жии 1933 года запрещает не только его использовании, но также производство и обладание им. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 года имела целью в корне пре­сечь возможность применения нового способа ведения военных дей­ствий - воздействуя на природную среду. Все эти конвенции были приняты в рамках ООН.

И, наконец, нельзя не упомянуть Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, кото­рые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие от 10 октября 1980 года с тремя Протоколами. Эта конвенция после подготовительной рабо­ты, проведенной МККК, была рассмотрена на проведенной под эги­дой ООН конференции. Назначение этой конвенции - ограничить ис­пользование некоторых особенно страшных видов оружия. Таким образом, общие положения Гаагского права и 35-й статьи Дополни­тельного протокола I были облечены в конкретную форму и превра­щены в точно сформулированные и применимые на практике запре­ты. Три Протокола относятся к зажигательному оружию, минам и необнаруживаемым осколкам. По требованию договаривающихся сторон конвенция может быть в любое время дополнена новыми Протоколами.

Особую группу источников МГП составляют документы разработанные и принятые Организацией Объединенных Наций. ООН не только скрупулезно определила широкий круг международно признанных прав, включающих экономические, социальные и куль­турные наряду с политическими и гражданскими; она установила механизмы их поощрения и защиты, а также помощи правительства­ми в выполнении взятых на себя обязательств.

Международно-правовые акты о правах человека содержат положения, которые позволяют государствам, столкнувшимся с уг­рожающей их существованию опасностью, отступить от соблюдения провозглашенных ими прав. Однако в каждом из этих договоров ука­зываются определенные основные права, которые, должны соблю­даться при любых обстоятельствах, и отступать от их осуществления нельзя, независимо от того, в каком договоре они содержаться. Речь идет, в частности, о праве на жизнь, запрещении пыток, бесчеловеч­ного обращения и наказания, рабства, содержания в подневольном состоянии, а также о принципе законности и об отсутствии обратной силы у законов. Эти основные права, которые государства обязаны соблюдать при любых обстоятельствах - даже в случае конфликта или беспорядков, - называются «неизменным ядром» прав человека.

Международное гуманитарное право и международное право прав человека (далее - права человека) дополняют друг друга. И то и другое призвано защищать личность, но защищают они и при раз­личных обстоятельствах и различными способами.

Гуманитарное право применяется в ситуации вооруженного конфликта, а права человека (по крайней мере, некоторые из них) защищают человека в любое время - как в мирное, так и в военное.

Если гуманитарное право имеет целью защитить жертв кон­фликтов, ограничивая страдания, причиняемые войной, то права че­ловека предназначены для защиты человеческой личности и содей­ствия ее развитию.

Гуманитарное право в первую очередь регламентирует обра­щение с лицами, оказавшимися во власти неприятельской стороны, а также ведение боевых действий. Права же человека предназначены в основном для того, чтобы не допустить произвола со стороны госу­дарства, ограничивая его власть над людьми; они не ставят перед со­бой цели регламентировать ведение военной операции.

Для обеспечения соблюдения гуманитарного права в нем пре­дусмотрены механизмы для постоянного контроля за его применени­ем, причем особое внимание уделяется сотрудничеству между сто­ронами, участвующими в конфликте, и нейтральным посредником, -это должно предотвратить возможные нарушения. Именно по этому МККК, который следит, в частности, за соблюдением гуманитарного права, использует в своей деятельности прежде всего методы убеж­дения.

Что же касается прав человека, механизмы контроля за их со­блюдением чрезвычайно разнообразны. Во многих случаях специ­альным учреждением поручено установить, нарушило ли государст­во право или нет. Так, например, по завершению процедуры, начатой по заявлению частного лица, Европейский суд по правам человека может заявить, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была нарушена тем или иным государством, кото­рое обязано в этом случае принять все необходимые меры для того, чтобы требования, содержащиеся в Конвенции, соблюдались на на­циональном уровне. Механизмы по имплементации прав человека в основном предусматривают действия, направленные на возмещение причиненного ущерба.

Видя внушительный список конвенций гуманитарного права, не следует, однако, забывать, что законы в защиту жертв войны не ограничиваются лишь договорами, то есть писаными текстами. Хотя соглашения между государствами и являются сегодня, безусловно, наиболее общепринятым источником международного права и обя­занностей, они, однако, не заменяют неписанных законов, или обыч­ного права, содержащего важные принципы и нормы. Целые разделы Женевских конвенций 1949 года восходят к обычному праву. Дого­ворное право и обычное право могут поэтому развиваться парал­лельно. Если государства, например, не могут достичь согласия по какой-нибудь норме договора, иногда в дело вступает обычное право.

В целом писаное и неписаное международное гуманитарное право зиждется на нескольких основополагающих принципах, яв­ляющихся частью базиса международного права. Однако эти прин­ципы не имеют приоритета перед действующим правом и незаменя­ют его; они, скорее, указывают основные направления и делают пра­во более понятным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.012 с.)