Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема кодификации регулирования военных действий на море
Уже события первой мировой войны показали, что Гаагские соглашения и традиционное обычное право начали отставать от развития методов и средств ведения боевых действий. А события второй мировой войны и послевоенные события (конфликт из-за Фолклендских островов, война между Ираном и Ираком) убедительно подтвердили, что содержание современного международного права, применяемого к вооруженным конфликтам на море, требует пристального внимания и кодификации. Именно по этому группа специалистов по международному праву и военно-морских экспертов, которые в личном качестве участвовали в период 1988 - 1994 годов в работе «круглых столов», организованных Международными институтами гуманитарного права, подготовили Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море. Руководство призвано послужить сводом современных норм международного права, применимых к вооруженным конфликтам на море. Руководство состоит из 183 пунктов, объединенных в шесть частей. В части I, озаглавленной «Общие положения», перечисляются сферы применения права, рассматриваются меры, предусмотренные Уставом ООН, и перечисляются районы, в которых разрешаются военные действия на море, а также приводятся определения используемых терминов. Часть II, которая называется «Районы проведения операций», содержит положения, регулирующие действия воюющих сторон и нейтральных государств в различных регионах моря, а именно, во внутренних водах, территориальных морях и архипелажных водах; в международных проливах и архипелажных морских коридорах; в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе; и, наконец, в открытом торе и на морском дне за пределами действия национальной юрисдикции. Часть III, озаглавленная «Основные правила и различие целей», является наиболее объемной главой Руководства и начинается перечислением фундаментальных принципов международного гуманитарного права, которые обычно ассоциируются с правом, применяемым к вооруженным конфликтам на суше, но которые, по мнению экспертов, также применимы к военным действиям на море. После изложения правила, в соответствии с которым право сторон выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным, в данном разделе повторяются основные положения принципа различения целей, в том числе запрещение нападений неизбирательного характера, запрещение использования таких видов оружия, которые причиняют излишние страдания или излишние повреждения, запрещение отдавать приказ не оставлять никого в живых и необходимость должным образом уважать природную среду во время ведения военных действий. В остальных разделах части III рассматриваются следующие вопросы: меры предосторожности при нападении, суда и летательные аппараты противника или нейтрального государства, которые могут быть подвергнуты нападению, и специальные меры предосторожности в отношении гражданских летательных аппаратов.
Часть IV, называется «Методы и средства ведения войны на море» и содержит правила использования определенных видов оружия (ракет и других снарядов, торпед и мин), правила, касающиеся блокады и зон, а также раздел, посвященный проблемам дезинформации, военным хитростям и вероломству. Часть V, озаглавленная «Меры помимо нападения: перехват осмотр, обыск, изменение курса, захват», состоит из семи разделов, в которых рассматриваются следующие проблемы: определение неприятельского характера судов и летательных аппаратов; осмотр, обыск и изменение курса торговых судов; перехват, осмотр, обыск и изменение курса гражданских летательных аппаратов; а также захват судов, гражданских летательных аппаратов и грузов противника или нейтрального государства. Часть VI, которая называется «Покровительствуемые лица, медицинские транспорты и санитарные летательные аппараты», не повторяет летально разработанные нормы II Женевской конвенции и Дополнительного протокола по данным категориям, а указывает, что эти подробные положения остаются применимыми, кроме того, в данной части приведены также некоторые дополнительные правила, которые в значительной мере явились результатом последних событий. Хотя некоторые разделы Руководства не имеют непосредственного отношения к нормам международного гуманитарного права как такового, в частности разделы, касающиеся мер, предусмотренных Уставом ООН, и районов проведения военно-морских операций, они, по мнению экспертов, являются необходимым компонентом данного Руководства, так как способствуют созданию основы для правовой определенности, которая, в свою очередь, помогает обеспечить надлежащее выполнение положений международного гуманитарного права. В частности, в Руководстве указывается, что правовые нормы применимы ко всем сторонам, независимо от того, какая из сторон несет ответственность за начало конфликта, и что они также применимы к действиям, санкционированным или предпринимаемым ООН.
Однако самое важное значение данного Руководства заключается в том, что в нем были подтверждены и приведены в соответствие с требованиями современности положения международного гуманитарного права с учетом четырех Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г. Наиболее существенным новшеством по сравнению с традиционным правом, которое применялось в 1914 г., было включение четкой формулировки принципа различения целей, как она приводится в Протоколе I. Хотя в соответствии с традиционным правом нападению без предупреждения могли подвергнуться только военные корабли и вспомогательные суда противника, различные меры военного характера могли также приниматься как против судов противника, так и против судов нейтральных государств, если они способствовали военным усилиям противника, например, перевозя военные грузы или помогая в сборе разведывательных данных. Такие меры обычно ограничивались захватом соответствующих торговых судов, а уничтожение судна разрешалось только в особых случаях и при соблюдении определенных условий, в частности, необходимо было обеспечить безопасность пассажиров и команды. Как уже упоминалось выше, применение в XX в. новых средств ведения боевых действий, в частности, использование подводных лодок и летательных аппаратов, создало трудности для выполнения норм традиционного права и привело к тому, что во время обеих мировых войн торговые суда подвергались нападениям. Чтобы исправить существующее положение и, принимая во внимание практику государств за последние годы, а также положения Дополнительного протокола I, эксперты решили ввести понятие «военный объект». Целью такого решения было стремление ограничить число судов, которые могут подвергаться нападению. Нападению могут быть подвергнуты военные корабли (в эту категорию входят и подводные лодки), вспомогательные и торговые суда, которые оказывают непосредственную помощь военным действиям противника. В отношении же других категорий судов сохраняется возможность использовать все традиционные меры за исключением нападения. В Руководстве приводится то же определение «военного объекта», которое содержится в статье 52 Дополнительного протокола I. По мнению экспертов при этом учитываются требования военной необходимости и в то же время отражены завоевания международного гуманитарного права со времени второй мировой войны. Однако в отличие от Дополнительного протокола I в добавление к приведенному общему определению в Руководстве перечислены виды деятельности, которые могут служить основанием считать суда, выполняющие их, военными объектами. Этот перечень является конкретным руководством к действию. Ниже приведена формулировка данного пункта.
«Следующие виды деятельности торговых судов противника могут служить основанием считать их военными объектами: a) участие во враждебных действиях в пользу противника, например установка мин, разминирование, разрыв подводных кабелей и трубопроводов, участие в осмотре и обыске нейтральных торговых судов или в нападении на другие торговые суда; b) действие в качестве вспомогательного судна вооруженных сил противника, например перевозка войск или военных грузов или пополнение запасов военных кораблей; c) включение в систему сбора разведывательных данных противника или оказание содействия подобной деятельности, например участие в работе разведки, системе раннего предупреждения, наблюдении или выполнении задач по командованию, управлению или связи; d) плавание под конвоем военных кораблей или военных летательных аппаратов противника; e) отказ подчиниться требованию об остановке или оказание активного сопротивления осмотру, обыску или захвату; J) наличие такого вооружения, которое позволяет нанести повреждения военному кораблю. Это не относится к легкому личному оружию, предназначенному для защиты личного состава, например от пиратов, а также к системам чисто отражательного характера, например дипольным отражателям, или g) внесение эффективного вклада в военные действия иным образом, например перевозка военных материалов». В Руководстве также имеется пункт относительно возможного нападения на нейтральные суда, который, естественно, содержит более точные и строгие формулировки. В добавление к вышеперечисленному в Руководстве приводится также перечень судов, которые не подлежат захвату в соответствии с нормами либо договорного права, либо обычного права. «Следующие категории судов противника не подлежат нападению: a) госпитальные суда; b) небольшие суда, используемые для прибрежных спасательных операций, и другие санитарные транспортные средства; c) суда, которым предоставлены охранные грамоты в соответствии с соглашением между воюющими сторонами, включающие: i) картельные суда, т. е. суда, предназначенные для перевозки военнопленных и занятые ею; ii) суда, используемые для выполнения гуманитарных миссий, включая суда, перевозящие грузы, необходимые для выживания гражданского населения, и суда, используемые для проведения акций по оказанию помощи и спасательных операций;
d) суда, перевозящие культурные ценности, пользующиеся особой защитой; e) пассажирские суда, когда они используются исключительно для перевозки гражданских пассажиров; f) суда, выполняющие религиозные, научные невоенного характера или филантропические функции. Суда, собирающие научные данные, которые, вероятно, могут быть применены в военных целях, не пользуются защитой; g) небольшие суда, предназначенные для прибрежного рыболовства и занятые местной прибрежной торговлей, однако они подчиняются указаниям командующего военно-морским подразделением воюющей стороны, действующим в данном районе, и подлежат осмотру; h) суда, предназначенные по своей конструкции или приспособленные исключительно для ликвидации последствий инцидентов, вызывающих загрязнение морской природной среды; i) суда, сдавшиеся в плен; j) спасательные плоты и шлюпки». Руководство содержит раздел, где перечислены меры предосторожности, которые необходимо соблюдать перед нападением. Они аналогичны мерам, предусмотренным в статье 57 Протокола I, и включены в Руководство с целью предотвращения незаконных нападений. Однако в Руководстве речь идет не только о судах. Экспертами было признано, что летательные аппараты играют существенную роль в военно-морских операциях и этот факт следует учитывать при составлении любого практического руководства. Поэтому в данном документе предусмотрены, с соответствующими изменениями, аналогичные положения, касающиеся летательных аппаратов, которые могут подвергаться нападению и которые не подлежат нападению. В Руководство был также включен раздел о мерах предосторожности в отношении гражданских летательных аппаратов, чтобы попытаться предотвратить нападения на самолеты гражданской авиации. С этой целью была сделана ссылка на международные правила гражданской авиации, опубликованные ИКАО. В целом эти положения Руководства Сан-Ремо являются прагматической попыткой соединить военную необходимость, нормы международного гуманитарного права и правила гражданской авиации. Использование различных районов моря, хотя строго говоря и не входит в сферу международного гуманитарного права, также явилось существенным нововведением, которое должно было учесть нормы современного морского права, в частности, содержащиеся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. И здесь опять было довольно сложно сочетать военную необходимость с соблюдением, насколько это возможно, положений данной Конвенции. Спорные вопросы касались положений о защите окружающей среды, свободы навигации и особых прав ведения разведки в исключительных экономических зонах нейтральных государств, использования этих зон и особенно законности или незаконности создания зон (обычно называемых исключительными зонами), которые затрудняют осуществление права на свободную навигацию для судов нейтральных государств. Несмотря на это, существенным достижением можно считать содержащееся в Руководстве указание на то, что в случае создания таких зон необходимо тем не менее полностью соблюдать все нормы международного гуманитарного права.
Важным является и то, что в Руководство включены положения, касающиеся защиты покровительствуемых лиц. Эти нормы аналогичны тем, которые предусмотрены и Женевскими конвенциями 1949 г., и Дополнительным протоколом I 1977 г. Так как последний всесторонний международный документ по праву морской войны датируется 1913 г., включение в Руководство данных положений было абсолютно необходимым. В тексте Руководства не повторяются полностью положения II Женевской конвенции и Протокола I, что было бы излишним, но в нем есть особое указание на тот факт, что положения о защите, предоставляемой покровительствуемым лицам, содержатся в этих документах. В Руководстве, однако, есть раздел, касающийся статуса всех лиц, поднятых на борт в море, и обращения с ними. В частности, в нем указывается, что гражданские лица, захваченные в море, находятся под защитой IV Женевской конвенции. Это положение представляет собой шаг вперед по сравнению с традиционным правом, где всего лишь указывается, что они «подчиняются дисциплине захватившей их стороны». Кроме специальных положений II Женевской конвенции и Дополнительного протокола I, касающихся обращения с ранеными, больными и лицами, потерпевшими кораблекрушение, право, как оно зафиксировано в нормах существующих договоров и других документов, относящихся к статусу захваченных в море лиц и обращению с ними, является в значительной мере фрагментарным и неполным. Поэтому Руководство не только разъясняет признанные нормы обычного права, но включает еще и некоторые положения, которые можно рассматривать как шаг вперед в области развития права. В этом же разделе Руководства содержатся специальные правила, предусмотренные Протоколом I и касающиеся защиты, предоставляемой санитарным судам и летательным аппаратам, а также рекомендуется использовать средства идентификации, описанные в Приложении I к данному Протоколу. Наконец, особо следует отметить и тот факт, что данное Руководство признает блокады, которые могут вызвать голод, незаконными и обязывает блокирующую сторону обеспечить свободный пропуск гуманитарных грузов, если в результате блокады гражданское население плохо снабжается продуктами питания или иными предметами первой необходимости. Здесь наблюдается определенное расхождение с нормами традиционного права и находят отражение новые правила, запрещающие вызывать голод среди гражданского населения и предусматривающие поставку гуманитарных грузов, правила, которые впервые были зафиксированы в Протоколе I в 1977 г., а в настоящее время уже повсеместно считаются неотъемлемой частью международного обычного права. Вывод: В отличие от сухопутной войны, ведущейся, как правило, на территории одного из воюющих, в морской войне районом военных операций является главным образом открытое море, где не участвующие в войне государства могут реализовать свои права в соответствии с принципом свободы открытого моря, хотя все их суда, находящиеся вне нейтральных вод, могут подвергаться остановке, осмотру и им может быть предложено дать о себе сведения. В морской войне воюющий может захватить нейтральное судно за попытку прорвать блокаду, за провоз контрабанды для неприятеля, за совершение противных нейтралитету действий в интересах неприятеля. Таким образом, в морской войне воюющий оказывается в постоянном противоречии с интересами невоюющих государств. В результате повышается ответственность военно-морского командования за принятия правильного оперативно-тактического решения, соответствующего нормам международного права. В противном случае каждое неверное решение может вовлечь его страну в спор с другой державой. Новым шагом в разработке международного права, применимому к вооруженным конфликтам на море, является Руководство Сан-Ремо. Хотя Руководство еще не является документом обязательным к исполнению, однако разработка положений Руководства и результаты работы над ним способствуют распространению знаний в нормах международного права и изданию новых национальных руководств. Руководство Сан-Ремо способствует укреплению современного международного обычного права, его последовательному развитию и тем самым обеспечивает более прочное основание для возможного в будущем развития договорного процесса. 42
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.016 с.) |