Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ответственность государства за совершенный деликт
Ответственность государств за совершенный в международных отношениях государством или его органами (вооруженными силами) деликт может быть политическая и материальная. Ответственность политическая - один из видов ответственности международно-правовой. Выражается в форме сатисфакций: заверение пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, наказание конкретных виновников правонарушения, иные формы морального удовлетворения потерпевшей стороны. Существует также и такая форма политической ответственности, как ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями (например, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы, наложение ареста на имущество или его конфискация и т.п.) Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. От репрессалий следует отличать реторсии - ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (напр., отзыв посла в ответ на недружественное заявление). От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности ООН в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционировании коммуникаций -транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении вооруженной силы (ст. 42 Устава) - действиях воздушных, морских и сухопутных сил необходимых для поддержания или восстановления52 международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и др. операции вооруженных сил членов ООН). Известны резолюции Совета Безопасности о применении санкций по ст. 41 (в отношении ЮАР, проводившей политику апартеида). Санкции, выражавшиеся в ограничении суверенитета, были применены после второй мировой войны в отношении Германии и Японии (оккупационный режим, ограничение права иметь вооруженные силы и др.). В 1993 г. Совет Безопасности ООН единогласно постановил учредить Международный трибунал для суда над лицами, совершившими военные преступления на территории бывшей Югославии. Принцип соразмерности репрессалий не распространяется на санкции, которые по существу могут представлять собой форму наказания субъекта, совершившего международное преступление. Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкций не относится.
Ответственность материальная - один из видов ответственности международно-правовой. Выражается в обязанности возместить материальный ущерб, что может реализоваться в форме реституции (восстановления материального положения, существовавшего до правонарушения) или репарации (денежной или иной компенсации убытков потерпевшему). В период, когда война считалась законным средством разрешения споров, была известна такая форма политической ответственности, как контрибуции - взимание победителем с побежденного своих военных издержек. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Исключительно на основании договоров возникает такая разновидность материальной ответственности, как абсолютная (или объективная) ответственность. Речь в данном случае идет об ответственности, возникающей вне зависимости от наличия вины причинителя ущерба, т. е. за ущерб, причиненный в том числе и в процессе правомерной деятельности. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь наличие непосредственной причинной связи между действием (бездействием) и ущербом. Существует понятие договорного ограничения абсолютной материальной ответственности по сумме, подлежащей возмещению. В договоре почти всегда указывается предельная максимальная сумма компенсации, подлежащая выплате пострадавшей стороне. Например, максимальная сумма возмещения предусмотрена по Конвенции о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г. (в результате падения воздушного судна). В этих случаях пострадавшая сторона не может претендовать на получение суммы, превышающей установленный предел, даже если фактический ущерб превышает эту сумму. Вместе с тем максимально предельная сумма выплачивается не автоматически: если сумма доказанного ущерба ниже этого максимума, пострадавшая сторона может претендовать на получение только ее. Договорное ограничение ответственности по сумме представляет собой своего рода протекционизм по отношению к использованию техники, являющейся источником повышенной опасности, способной причинить колоссальный ущерб, но тем не менее необходимой в интересах людей (авиация, атомная энергетика и т. п.). В этом случае происходит распределение бремени убытков, возникающих в результате ущерба, между потерпевшей стороной и эксплуатантом источника ущерба. Договорное установление абсолютной ответственности гарантирует возмещение ущерба пострадавшим даже в том случае, если причинитель ущерба ссылается на то, что все его действия не являлись нарушением права.
Правовое регулирование ответственности государств за нарушение правил обращения к вооруженной силе началось лишь в XX веке. В Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. записано, что «воюющая сторона, которая нарушит постановление указанного Положения, должна будет возместить убытки, если к тому есть основания. Она будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил». Традиционная система пресечения нарушений права войны изначально была внутренней или государственной системой. Только в XIX веке на основе внутригосударственных законодательств начала складываться действительно международная система. Впрочем, это не было системой, тем более международной, в полном смысле этого слова; отсутствовала международная классификация нарушений, совершившие нарушения лица не подлежали уголовной ответственности, к ним не применялись уголовные санкции. И более того, она не предусматривала трибуналы и международную судебную процедуру для любой такой цели. Нарушения права войны оставались безнаказанными, так как не было признано положение о том, что государства несут уголовную ответственность за военные преступления или другие нарушения международного права, равно как и то, что отдельные лица несут ответственность в соответствии с международным правом. Добрая воля была тем единственным, что обеспечивало соблюдение законов и обычаев войны на международном уровне. Для разрешения этой ситуации, а также потому, что по разным причинам было невозможно подвергнуть судебному преследованию государство, были сделаны решительные шаги по признанию отдельного лица объектом уголовного преследования в соответствии с международным правом для того, чтобы ему можно было предъявить обвинения в соответствии с этим правом. Международные трибуналы Международная система начала складываться после первой мировой войны. Сразу по окончании войны 11 ноября 1918 г. была сформирована Союзническая комиссия для установления ответственности «военных преступников» (данный термин использовался впервые). В Версальском мирном договоре предлагалось привлечь к ответственности кайзера Вильгельма II и других обвиняемых в военных преступлениях граждан Германии, а также создать международный суд и национальные суды для процессов над военными преступниками всех видов. Данные предложения не были воплощены в жизнь: кайзер в это время спасался бегством в Голландии, которая отказалась выдать его, а те немногие из предполагаемых военных преступников, которые подверглись судебному преследованию, были или оправданы или получили чисто символическое наказание.
Система реально заработала в конце второй мировой войны, когда была введена эффективная международная система пресечения нарушений. Это было сделано в результате принятия различных документов, итогом которых стало Лондонское соглашение от 8 августа 1945 г. В его важнейшем положении предписывалось создание трибунала в Нюрнберге, перед которым предстали «главные военные преступники» стран Оси, преступления которых не имели конкретного географического положения. Было также создано много других трибуналов: некоторые - государствами антигитлеровской коалиции в оккупируемых ими зонах Германии; другие создавали на своей территории правительства стран, которые в прошлом были оккупированы Германией. Другим основным международным инструментом пресечения военных преступлений, связанных с нарушением международного права, был Международный военный трибунал для Дальнего Востока, созданный 19 января 1946 г. Его заседания проходили в Токио. Он вел процессы над японскими военными преступниками, используя несколько видоизмененную европейскую систему. Подобные трибуналы, в большинстве военные, созывались, в основном, американцами для процессов над лицами, обвиняемыми в особого вида преступлениях. Эта особая система действовала без изменений до 1949 г. Были определены типы правонарушений, установлена ответственность. Согласно ст. 6 Устава Трибунала преступления, подлежащие юрисдикции Трибунала, классифицируются следующим образом: - Преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; - Военные преступления, а именно: нарушения законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;
- Преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет. Наделяя Трибунал полномочиями судить и наказывать лиц, обвиняемых в совершении преступлений, статья 6 закладывает общий принцип «индивидуальной ответственности» за преступления, включая, там где это необходимо, ответственность за принадлежность к группе или организации, объявленным преступными. Статья 27 Устава дает судьям большую свободу в выборе наказания. В ней установлено, что «Трибунал имеет право приговорить виновного к смертной казни или другому наказанию, которое Трибунал признает справедливым». Наряду с созданием международных трибуналов Уставом также определяется и соответствующий порядок их деятельности. Нюрнбергский трибунал принял название «Международный военный трибунал», и было решено, что в случае необходимости должны создаваться другие трибуналы, состав которых, цель и используемые процессуальные нормы должны соответствовать тем, которыми руководствуется главный Трибунал. Устав также определяет общую процедуру судебного преследования, предания суду и вынесения приговора, сохраняя за Трибуналом право выработки правил собственного судопроизводства. После того как эта сложная система международных трибуналов и (или) трибуналов, рассматривающих преступления в соответствии с международным правом, прекратила действовать, от нее практически и следа не осталось. Что же касается военных преступлений в широком смысле то все, что мы сейчас имеем - это «нюрнбергские принципы». Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества и созданию системы, действующей в наши дни. В настоящее время действует система пресечения нарушений права войны отдельными лицами, которая носит смешанный характер. Она является частично международной, частично внутригосударственной. Система включает в себя ряд главнейших международных принципов, формирующих ее основную юридическую структуру, а также дополнительные положения, содержащиеся в законодательствах; эти положения соответствуют или должны быть приведены в соответствие с этими принципами.
7.6. Установившиеся определения нарушений права вооруженных конфликтов Основными действующими международными документами (развивающими положения некоторых предшествующих) являются Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол 1 1977 г. Отправной точкой системы является основное различие между серьезными нарушениями и прочими нарушениями: единственным положением в международных нормах в отношении «других нарушений» является то, что государства должны принимать меры к тому, чтобы положить им конец. Право вооруженных конфликтов, сформулированное в Женевских конвенциях 1949г., и дополнительные положения к нему, содержащиеся в Протоколе I от 1977 г., образуют правовую структуру и служат основанием для определения типов нарушений, подлежащих наказанию, или для их типизации. Другими словами, в международных нормах указываются типы тех преступлений или правонарушений, которые по своей природе и жестокости не могут остаться безнаказанными со стороны государств. Любая дальнейшая классификация нарушений является делом самих государств. Их единственной обязанностью является лишь перечисление этих категорий преступлений и нарушений в той форме, в которой они типизируются в международном праве или в отличной форме, но имеющей сходное содержание. Цель одна и та же, лишь пути, которыми к ней идут, могут быть различными. Все нарушения разбиты на две основные категории по степени тяжести (большей или меньшей), или другими словами, в соответствии со степенью их жестокости, так как между преступлениями, входящими в эти две категории, нет никакой качественной или сущностной разницы. В первую группу входят нарушения, которые в международных документах называются «серьезными нарушениями», во вторую - те нарушения, которые мы можем назвать «мелкими», хотя этот термин не используется в международных документах. Серьезными нарушениями являются те, которые наносят наибольший ущерб тем основным интересам, которые находятся под защитой гуманитарного права. Они также известны как «военные преступления». Это нарушения международного права, наносящие серьезный урон лицам и объектам, пользующимся защитой, и, более того, наносящие урон жизненным интересам международного сообщества. Мелкими нарушениями, которые в одних текстах иногда называются просто «нарушениями». Конвенций и Протокола, являются нарушения или несоблюдение гуманитарного права. Они не включены в раздел серьезных нарушений, потому что они не затрагивают коренным образом интересы, находящиеся под защитой. Просто нарушения, или мелкие нарушения, намеренно не были перечислены, так как сочли, что они недостаточно важные для того, чтобы применить к ним универсальную юрисдикцию, к тому же список в этом случае был бы слишком длинным. Несомненно, многие из этих нарушений могут быть незаконными действиями, но также ясно, что многие из них являются результатом непринятия тех мер, которые должны были быть приняты. Нет четкого разделения между серьезными и мелкими нарушениями, так как, о чем уже говорилось ранее, существуют серьезные нарушения помимо тех, которые были специально перечислены. Мелкие нарушения, будучи неоднократно совершенными, в некоторых обстоятельствах могут классифицироваться как серьезные нарушения. Таким образом, правильно используя терминологию, мы можем классифицировать нарушения права вооруженных конфликтов следующим образом: Серьезные нарушения Явным образом упомянутые В Женевских конвенциях 1949: Нарушения, указанные во всех четырех Конвенциях: • преднамеренное убийство; • пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; • преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью. Нарушения, указанные в Конвенциях I, II, III: • незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью. Нарушения, указанные в Конвенциях Ш и IV: • принуждение военнопленного или покровительствуемого лица служить в вооруженных силах неприятельской державы; • лишение военнопленного или покровительствуемого лица прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное Конвенциями. Нарушения, указанные в Конвенции IV: • незаконное депортирование, перемещение; • незаконный арест; • взятие заложников. В Протоколе I: • любое преднамеренное действие или преднамеренное упущение, которое серьезно угрожает физическому или психическому состоянию или неприкосновенности любого лица, находящегося во власти противной стороны; • серьезные нарушения Конвенций, если они совершаются против лиц, находящихся во власти противной стороны использующихся защитой статей 44, 45 и 73 Протокола, или против раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, принадлежавших к противоположной стороне, или против медицинского и духовного персонала, медицинских формирований или санитарно-транспортных средств, находящихся под контролем противной стороны; • действия, совершаемые умышленно в нарушение положений Протокола и являющиеся причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью: а) превращение гражданского населения в объект нападения; б) совершение нападения неизбирательного характера на гражданское население или гражданские объекты; в) совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы; г) превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения; д) совершение нападения на лиц, когда известно, что они прекратили принимать участие в военных действиях; е) вероломное использование признанных защитных знаков; • действия, совершаемые умышленно в нарушение Конвенций или протокола, а именно: а) перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в ее пределах или за пределы; б) задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц; в) применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, основанных на расовой дискриминации; г) превращение в объект нападения исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа; д) лишение лица, пользующегося защитой Конвенции или Протокола права на беспристрастное и нормальное судопроизводство.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.03 с.) |