Ответственность государства за совершенный деликт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность государства за совершенный деликт



Ответственность государств за совершенный в международных отношениях государством или его органами (вооруженными силами) деликт может быть политическая и материальная.

Ответственность политическая - один из видов ответст­венности международно-правовой. Выражается в форме сатисфакций: заверение пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, на­казание конкретных виновников правонарушения, иные формы мо­рального удовлетворения потерпевшей стороны.

Существует также и такая форма политической ответственно­сти, как ответные насильственные действия, осуществляемые по­страдавшим субъектом, которые именуются репрессалиями (напри­мер, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы, нало­жение ареста на имущество или его конфискация и т.п.) Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. От репрессалий следует отличать реторсии - ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими правонаруше­ния (напр., отзыв посла в ответ на недружественное заявление). От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности ООН в отноше­нии государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функциони­ровании коммуникаций -транспорта и связи, в разрыве дипломатиче­ских отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении воору­женной силы (ст. 42 Устава) - действиях воздушных, морских и су­хопутных сил необходимых для поддержания или восстановления52

международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и др. операции вооруженных сил членов ООН). Известны резолюции Со­вета Безопасности о применении санкций по ст. 41 (в отношении ЮАР, проводившей политику апартеида). Санкции, выражавшиеся в ограничении суверенитета, были применены после второй мировой войны в отношении Германии и Японии (оккупационный режим, ог­раничение права иметь вооруженные силы и др.). В 1993 г. Совет Безопасности ООН единогласно постановил учредить Международ­ный трибунал для суда над лицами, совершившими военные престу­пления на территории бывшей Югославии. Принцип соразмерности репрессалий не распространяется на санкции, которые по существу могут представлять собой форму наказания субъекта, совершившего международное преступление. Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к поня­тию санкций не относится.

Ответственность материальная - один из видов ответст­венности международно-правовой. Выражается в обязанности воз­местить материальный ущерб, что может реализоваться в форме реституции (восстановления материального положения, существо­вавшего до правонарушения) или репарации (денежной или иной компенсации убытков потерпевшему). В период, когда война счита­лась законным средством разрешения споров, была известна такая форма политической ответственности, как контрибуции - взимание победителем с побежденного своих военных издержек.

Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Исключительно на основании договоров возникает такая разновид­ность материальной ответственности, как абсолютная (или объек­тивная) ответственность. Речь в данном случае идет об ответствен­ности, возникающей вне зависимости от наличия вины причинителя ущерба, т. е. за ущерб, причиненный в том числе и в процессе право­мерной деятельности. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь наличие непосредственной причинной связи между действием (бездействием) и ущербом. Существует понятие договорного ограни­чения абсолютной материальной ответственности по сумме, подле­жащей возмещению. В договоре почти всегда указывается предель­ная максимальная сумма компенсации, подлежащая выплате постра­давшей стороне. Например, максимальная сумма возмещения преду­смотрена по Конвенции о возмещении вреда, причиненного ино­странным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г. (в результате падения воздушного судна). В этих случаях пострадавшая сторона не может претендовать на получение суммы, превы­шающей установленный предел, даже если фактический ущерб пре­вышает эту сумму. Вместе с тем максимально предельная сумма вы­плачивается не автоматически: если сумма доказанного ущерба ниже этого максимума, пострадавшая сторона может претендовать на по­лучение только ее. Договорное ограничение ответственности по сумме представляет собой своего рода протекционизм по отношению к использованию техники, являющейся источником повышенной опасности, способной причинить колоссальный ущерб, но тем не ме­нее необходимой в интересах людей (авиация, атомная энергетика и т. п.). В этом случае происходит распределение бремени убытков, возникающих в результате ущерба, между потерпевшей стороной и эксплуатантом источника ущерба. Договорное установление абсо­лютной ответственности гарантирует возмещение ущерба постра­давшим даже в том случае, если причинитель ущерба ссылается на то, что все его действия не являлись нарушением права.

Правовое регулирование ответственности государств за нару­шение правил обращения к вооруженной силе началось лишь в XX веке. В Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. записано, что «воюющая сторона, которая нарушит постанов­ление указанного Положения, должна будет возместить убытки, если к тому есть основания. Она будет ответственна за все действия, со­вершенные лицами, входящими в состав ее военных сил».

Традиционная система пресечения нарушений права войны из­начально была внутренней или государственной системой. Только в XIX веке на основе внутригосударственных законодательств начала складываться действительно международная система. Впрочем, это не было системой, тем более международной, в полном смысле этого слова; отсутствовала международная классификация нарушений, со­вершившие нарушения лица не подлежали уголовной ответственно­сти, к ним не применялись уголовные санкции. И более того, она не предусматривала трибуналы и международную судебную процедуру для любой такой цели.

Нарушения права войны оставались безнаказанными, так как не было признано положение о том, что государства несут уголовную ответственность за военные преступления или другие нарушения международного права, равно как и то, что отдельные лица несут от­ветственность в соответствии с международным правом. Добрая воля была тем единственным, что обеспечивало соблюдение законов и обычаев войны на международном уровне.

Для разрешения этой ситуации, а также потому, что по разным причинам было невозможно подвергнуть судебному преследованию государство, были сделаны решительные шаги по признанию от­дельного лица объектом уголовного преследования в соответствии с международным правом для того, чтобы ему можно было предъявить обвинения в соответствии с этим правом.

Международные трибуналы

Международная система начала складываться после первой мировой войны. Сразу по окончании войны 11 ноября 1918 г. была сформирована Союзническая комиссия для установления ответст­венности «военных преступников» (данный термин использовался впервые). В Версальском мирном договоре предлагалось привлечь к ответственности кайзера Вильгельма II и других обвиняемых в воен­ных преступлениях граждан Германии, а также создать международ­ный суд и национальные суды для процессов над военными преступ­никами всех видов. Данные предложения не были воплощены в жизнь: кайзер в это время спасался бегством в Голландии, которая отказалась выдать его, а те немногие из предполагаемых военных преступников, которые подверглись судебному преследованию, были или оправданы или получили чисто символическое наказание.

Система реально заработала в конце второй мировой войны, когда была введена эффективная международная система пресечения нарушений. Это было сделано в результате принятия различных до­кументов, итогом которых стало Лондонское соглашение от 8 августа 1945 г. В его важнейшем положении предписывалось создание три­бунала в Нюрнберге, перед которым предстали «главные военные преступники» стран Оси, преступления которых не имели конкрет­ного географического положения. Было также создано много других трибуналов: некоторые - государствами антигитлеровской коалиции в оккупируемых ими зонах Германии; другие создавали на своей территории правительства стран, которые в прошлом были оккупи­рованы Германией.

Другим основным международным инструментом пресечения военных преступлений, связанных с нарушением международного права, был Международный военный трибунал для Дальнего Восто­ка, созданный 19 января 1946 г. Его заседания проходили в Токио. Он вел процессы над японскими военными преступниками, исполь­зуя несколько видоизмененную европейскую систему. Подобные трибуналы, в большинстве военные, созывались, в основном, амери­канцами для процессов над лицами, обвиняемыми в особого вида преступлениях.

Эта особая система действовала без изменений до 1949 г. Были определены типы правонарушений, установлена ответственность. Согласно ст. 6 Устава Трибунала преступления, подлежащие юрис­дикции Трибунала, классифицируются следующим образом:

- Преступления против мира, а именно: планирование, под­готовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий;

- Военные преступления, а именно: нарушения законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения ок­купированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разруше­ние городов или деревень; разорение, не оправданное военной необ­ходимостью, и другие преступления;

- Преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершен­ные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мо­тивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они бы­ли совершены, или нет. Наделяя Трибунал полномочиями судить и наказывать лиц, обвиняемых в совершении преступлений, статья 6 закладывает общий принцип «индивидуальной ответственности» за преступления, включая, там где это необходимо, ответственность за принадлежность к группе или организации, объявленным преступ­ными.

Статья 27 Устава дает судьям большую свободу в выборе нака­зания. В ней установлено, что «Трибунал имеет право приговорить виновного к смертной казни или другому наказанию, которое Трибу­нал признает справедливым».

Наряду с созданием международных трибуналов Уставом так­же определяется и соответствующий порядок их деятельности.

Нюрнбергский трибунал принял название «Международный военный трибунал», и было решено, что в случае необходимости должны создаваться другие трибуналы, состав которых, цель и ис­пользуемые процессуальные нормы должны соответствовать тем, ко­торыми руководствуется главный Трибунал.

Устав также определяет общую процедуру судебного пресле­дования, предания суду и вынесения приговора, сохраняя за Трибу­налом право выработки правил собственного судопроизводства.

После того как эта сложная система международных трибуна­лов и (или) трибуналов, рассматривающих преступления в соответст­вии с международным правом, прекратила действовать, от нее прак­тически и следа не осталось.

Что же касается военных преступлений в широком смысле то все, что мы сейчас имеем - это «нюрнбергские принципы». Конвен­ция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества и созданию системы, действующей в наши дни.

В настоящее время действует система пресечения нарушений права войны отдельными лицами, которая носит смешанный харак­тер. Она является частично международной, частично внутригосу­дарственной. Система включает в себя ряд главнейших международ­ных принципов, формирующих ее основную юридическую структу­ру, а также дополнительные положения, содержащиеся в законода­тельствах; эти положения соответствуют или должны быть приведе­ны в соответствие с этими принципами.

7.6. Установившиеся определения нарушений права вооруженных конфликтов

Основными действующими международными документами (развивающими положения некоторых предшествующих) являются Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол 1 1977 г.

Отправной точкой системы является основное различие между серьезными нарушениями и прочими нарушениями: единственным положением в международных нормах в отношении «других нару­шений» является то, что государства должны принимать меры к то­му, чтобы положить им конец.

Право вооруженных конфликтов, сформулированное в Женев­ских конвенциях 1949г., и дополнительные положения к нему, со­держащиеся в Протоколе I от 1977 г., образуют правовую структуру и служат основанием для определения типов нарушений, подлежа­щих наказанию, или для их типизации. Другими словами, в между­народных нормах указываются типы тех преступлений или правона­рушений, которые по своей природе и жестокости не могут остаться безнаказанными со стороны государств.

Любая дальнейшая классификация нарушений является делом самих государств. Их единственной обязанностью является лишь пе­речисление этих категорий преступлений и нарушений в той форме, в которой они типизируются в международном праве или в отличной форме, но имеющей сходное содержание. Цель одна и та же, лишь пути, которыми к ней идут, могут быть различными.

Все нарушения разбиты на две основные категории по степени тяжести (большей или меньшей), или другими словами, в соответст­вии со степенью их жестокости, так как между преступлениями, вхо­дящими в эти две категории, нет никакой качественной или сущно­стной разницы. В первую группу входят нарушения, которые в меж­дународных документах называются «серьезными нарушениями», во вторую - те нарушения, которые мы можем назвать «мелкими», хотя этот термин не используется в международных документах.

Серьезными нарушениями являются те, которые наносят наи­больший ущерб тем основным интересам, которые находятся под защитой гуманитарного права. Они также известны как «военные преступления». Это нарушения международного права, наносящие серьезный урон лицам и объектам, пользующимся защитой, и, более того, наносящие урон жизненным интересам международного сооб­щества.

Мелкими нарушениями, которые в одних текстах иногда назы­ваются просто «нарушениями». Конвенций и Протокола, являются нарушения или несоблюдение гуманитарного права. Они не включе­ны в раздел серьезных нарушений, потому что они не затрагивают коренным образом интересы, находящиеся под защитой.

Просто нарушения, или мелкие нарушения, намеренно не были перечислены, так как сочли, что они недостаточно важные для того, чтобы применить к ним универсальную юрисдикцию, к тому же спи­сок в этом случае был бы слишком длинным. Несомненно, многие из этих нарушений могут быть незаконными действиями, но также ясно, что многие из них являются результатом непринятия тех мер, кото­рые должны были быть приняты.

Нет четкого разделения между серьезными и мелкими наруше­ниями, так как, о чем уже говорилось ранее, существуют серьезные нарушения помимо тех, которые были специально перечислены. Мелкие нарушения, будучи неоднократно совершенными, в некото­рых обстоятельствах могут классифицироваться как серьезные нару­шения.

Таким образом, правильно используя терминологию, мы мо­жем классифицировать нарушения права вооруженных конфликтов следующим образом:

Серьезные нарушения

Явным образом упомянутые В Женевских конвенциях 1949:

Нарушения, указанные во всех четырех Конвенциях:

• преднамеренное убийство;

• пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

• преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьез­ного увечья, нанесение ущерба здоровью.

Нарушения, указанные в Конвенциях I, II, III:

• незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необ­ходимостью.

Нарушения, указанные в Конвенциях Ш и IV:

• принуждение военнопленного или покровительствуемого ли­ца служить в вооруженных силах неприятельской державы;

• лишение военнопленного или покровительствуемого лица прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство, преду­смотренное Конвенциями.

Нарушения, указанные в Конвенции IV:

• незаконное депортирование, перемещение;

• незаконный арест;

• взятие заложников.

В Протоколе I:

• любое преднамеренное действие или преднамеренное упуще­ние, которое серьезно угрожает физическому или психическому со­стоянию или неприкосновенности любого лица, находящегося во власти противной стороны;

• серьезные нарушения Конвенций, если они совершаются про­тив лиц, находящихся во власти противной стороны использующихся защитой статей 44, 45 и 73 Протокола, или против раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, принадлежавших к противо­положной стороне, или против медицинского и духовного персонала, медицинских формирований или санитарно-транспортных средств, находящихся под контролем противной стороны;

• действия, совершаемые умышленно в нарушение положений Протокола и являющиеся причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью: а) превращение гражданского населения в объект нападения; б) совершение нападения неизбира­тельного характера на гражданское население или гражданские объ­екты; в) совершение нападения на установки или сооружения, со­держащие опасные силы; г) превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения; д) совершение напа­дения на лиц, когда известно, что они прекратили принимать участие в военных действиях; е) вероломное использование признанных за­щитных знаков;

• действия, совершаемые умышленно в нарушение Конвенций или протокола, а именно: а) перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию или депортация или перемещение всего или части насе­ления оккупированной территории в ее пределах или за пределы; б) задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц; в) при­менение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, основанных на расовой дискриминации; г) превращение в объект нападения исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа; д) лишение лица, пользующегося за­щитой Конвенции или Протокола права на беспристрастное и нор­мальное судопроизводство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.03 с.)