Определение агрессии, одобренное Генеральной Ассамблеей ООН 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение агрессии, одобренное Генеральной Ассамблеей ООН



Что же представляет собой одобренное Генеральной Ассамбле­ей ООН определение агрессии?

В преамбуле подчеркивается: исходным моментом при разра­ботке определения агрессии является одна из основных целей ООН - поддержание международного мира и безопасности и принятие эф­фективных коллективных мер для предотвращения и устранения уг­розы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира. Напоминается об обязанности государств в соответствии с Уставом ООН разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость, а также о том, что государства не должны использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость или наруше­ния территориальной неприкосновенности.

«Агрессия, - говорится в преамбуле, - является наиболее серь­езной и опасной формой незаконного применения силы», таящей в себе возможную угрозу мирового конфликта со всеми его катастро­фическими последствиями. Выражается убеждение, что принятие определения агрессии будет оказывать сдерживающее влияние на потенциального агрессора, облегчать констатация актов агрессии, осуществление мер для их пресечения, оказание помощи жертве аг­рессии и ограждение ее прав и законных интересов.

Особо оговаривается, что определение агрессии не затрагивает сферу действия положений Устава ООН в отношении функций и полномочий органов ООН, и подчеркиваются полномочия Совета Безопасности в соответствии со статьей 39 Устава ООН. Наконец, в преамбуле отмечается желательность сформулировать основные принципы в качестве руководства для решения вопроса о том, был ли совершен акт агрессии.

За преамбулой следует общее определение, которое гласит: «Агрессией является применение вооруженной силы государ­ством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН, как это уста­новлено в настоящем определении». Далее указано, что очевидным свидетельством акта агрессии является применение государством первым вооруженной силы в нарушение Устава ООН.

В качестве актов агрессии квалифицируются следующие дей­ствия независимо от объявления войны:

- вторжение или нападение вооруженных сил одного государ­ства на территорию другого или любая военная оккупация террито­рии другого государства в результате такого вторжения или нападе­ния, а также аннексии с применением силы территории или ее части;

- бомбардировка вооруженными силами одного государства территории другого или применение любого оружия против террито­рии другого государства;

- блокада портов или берегов государства вооруженными си­лами другого;

- нападение вооруженными силами одного государства на су­хопутные, морские или воздушные силы другого;

- применение вооруженных сил одного государства, находя­щихся на территории другого по соглашению с ним, в нарушение ус­ловий такого соглашения или продолжение их пребывания на терри­тории другого государства по прекращении действия соглашения;

- предоставление одним государством своей территории в рас­поряжение другого, если последнее использует эту территорию для совершения акта агрессии против третьего государства;

- засылка государством вооруженных банд, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооружен­ной силы против другого государства, носящие серьезный характер.

В определении отмечается, что этот перечень актов агрессии не является исчерпывающим и что Совет Безопасности может квалифи­цировать и другие акты как агрессию согласно положениям Устава ООН.

Согласно определению никакие соображения - будь то полити­ческого, экономического, военного или иного характера - не могут служить оправданием для агрессии, которая влечет за собой между­народную ответственность. Агрессивная война объявляется преступ­лением против международного мира. Никакие территориальные приобретения или выгоды, полученные в результате агрессии, не яв­ляются и не могут быть признаны законными. В определении огова­ривается, что его положения не должны толковаться как расширяю­щие или сужающие сферу действия Устава ООН, в частности, в случаях, когда применение силы является законным, или как наносящие ущерб праву на самоопределение, свободу и независимость народов, насильственно лишенных этого права, в частности народов, находя­щихся под господством колониальных и расистских режимов или под иностранным господством.

В заключительной статье определения подчеркивается, что все его положения являются взаимосвязанными и каждое из них должно рассматриваться в контексте всех других положений.

В резолюции ГА ООН, утверждающей определение, содержит­ся призыв ко всем государствам воздерживаться от всех видов агрес­сии и других видов применения силы, противоречащих Уставу ООН и Декларации о принципах международного права, касающихся дру­жественных отношений и сотрудничества между государствами в со­ответствии с Уставом ООН. Совету Безопасности рекомендуется учитывать это определение в качестве руководства при установлении в соответствии с Уставом ООН наличия акта агрессии.

Вооруженное нападение необходимо отличать от случайного, ошибочного использования оружия. Действительное вооруженное нападение - это организованное применение вооруженной силы, а не «отдельный выстрел» через государственную границу или в направ­лении иностранного военного корабля. Критерием отличия «действи­тельного нападения» от «случайного» является общая военно-политическая обстановка в мире и в районе использования оружия, а также предшествующее состояние отношений между государствами и оценка реальных отношений в данный момент.

6.3. Позиция России по вопросу агрессии. Значение определения агрессии

Выработка и юридическое закрепление общепризнанного оп­ределения понятия «агрессия» имеет важное значение в борьбе ми­ролюбивых сил за исключение войны из жизни общества. Однако, несмотря на юридическое запрещение агрессии, она все еще остается орудием политики некоторых государств и политических группиро­вок, о чем свидетельствуют многочисленные факты истории XX ве­ка.

Российская Федерация последовательно продолжает политику международного запрещения и недопущения агрессии, выступает с важными внешнеполитическими инициативами. Действительным средством борьбы против агрессии должно стать создание надежной системы международной безопасности, исключение из жизни стран и народов военного насилия как средства разрешения экономических, политических, территориальных, религиозных и иных конфликтов, укрепление режима нераспространения ядерного оружия и сокраще­ние ядерных сил до минимального уровня, ограничение обычных вооружений и военной деятельности, ведение военного строительст­ва на основе достаточности для обороны. Как отмечается в военной доктрине Российской Федерации, приоритетное значение в предотвращении актов агрессии приобретают политико-дипломатические, международно-правовые, экономические и другие невоенные средст­ва, коллективные действия мирового общества.

Вывод:

Исходным пунктом любой дискуссии о jus in bello (праве вой­ны - лат.) являются средства, которые предоставляет государствам современное международное право для мирного, без использования силы, разрешения конфликтов. Устав Организации Объединенных Наций запрещает войну; более того, он запрещает угрожать приме­нением силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства. Государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами. Государство, пытающееся для достижения своих целей использовать силу против другого государства, преступает этим международное право и совершает акт агрессии.

Международное гуманитарное право является частью универ­сального международного права, задачей которого является форми­рование и поддержание мирных отношений между народами. Оно вносит существенный вклад в дело мира тем, что проповедует гу­манность во время войны. Оно стремится предотвратить скатывание человечества в пропасть полнейшего варварства. В этом смысле ува­жение международного гуманитарного права помогает заложить фундамент, на котором после завершения конфликта можно постро­ить мир. Если доверие между воюющими может быть установлено во время войны, то значительно увеличатся шансы на последующий длительный мир. Уважая основные права человека и его достоинст­во, воюющие стороны способствуют поддержанию такого доверия. Если международное гуманитарное право помогает построить дорогу к миру, то никаких других доказательств его легитимности не требу­ется.

Значение закрепленного международным гуманитарным пра­вом определения агрессии для деятельности ВМФ РФ, как и ВМФ РФ всех Вооруженных Сил России, состоит в том, что оно позволяет:

- дать политико-правовую оценку каждому действию, пред­принимаемому вооруженными силами сопредельных государств;

- принять конкретные, эффективные меры против таких дейст­вий;

- оказать своевременную помощь кораблям, судам своего госу­дарства, против которого может быть предпринято какое-либо из действий, подпадающих под определение агрессии;

- успешно выполнять союзнические договорные обязательства по отражению агрессии;

- целеустремленно воздействовать на сознание личного состава, формируя у него преданность Родине, любовь к ней, готовность к немедленной защите, показывая роль России в борьбе за междуна­родный мир, за мирное сосуществование государств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.006 с.)