Соловьева Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русск. лит.языкаМ.,2009.-169с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соловьева Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русск. лит.языкаМ.,2009.-169с.



Первыми, кто разработал структуру публичного выступления стали риторики-софисты Древней Греции. Согласно их учению, речь должна состоять из трёх главных частей:

- Вступление (введение), которое служит для привлечения внимания зрителей, пробуждения в них сочувствия;

- Изложение (основная часть), включающее в себя аргументацию, доказательство. По канонам риторики изложение должно быть кратким и правдоподобным;

- Заключение - эта часть выступления должна содержать выводы из сказанного  в основной части и в то же время отсылку к общим ценностям (государство, свобода, законы и т.д.) для воздействия на эмоциональную сторону публики..

 Структура публичной речи должно отвечать не только композиционным канонам, но и соответствовать задачам оратора. В зависимости от того, какое впечатление говорящий хочет произвести на публику, он выберет подходящий вариант вступления, основной части и заключения. Построение публичной речи помогает не только логично структурировать сообщение, но и подчеркнуть свой уникальный стиль.

Рассуждая о построении публичной речи, изменении её формы, стиля и содержательных элементов, Стивен Лукас говорит о переходе от ораторской речи к речи публичной, о том, что язык речей стал более похож на разговорный, манера речевой подачи стала живой: современные слушатели предпочитают простое, спокойное обращение напрямую, в естественной честной манере, без ораторских уловок. [3] Исходя из данной точки зрения, можно рассмотреть структуру публичной речи не только как композицию выступления, но, как и одно из решений главной задачи публичного выступления - воздействия на публику.

Итак, взяв за основу традиционную трехчастную композицию публичной речи, можно проанализировать несколько вариантов той или иной её части, которые направлены на достижение цели выступающего.

Например, предлагаются следующие варианты для части введения (вступления):

1. Позитивное. В данном виде вступления оратор сразу обозначает главную концепцию выступления в понятном, но весьма декларативном виде;

2. Негативное. Оратор начинает с категорического опровержения какой-либо мысли или идеи;

3. Аналитическое. В отличие от первых двух, не навязывает аудитории, какую-либо конкретную позицию, а привлекает слушателей вместе проанализировать определённые факты или обдумать происходящие события. Но, несмотря на видимую отстранённость от той или иной точки зрения, материал подобран так, чтобы сформировать у аудитории нужное выступающему мнение;

4. Парадоксальное. Призвано озадачить аудиторию. Заставляет отказаться от стереотипов, стандартного пути мышления и готовит к восприятию нового и необычного. Такому вступлению, как и негативному, присуща категоричность, с помощью него строится интрига, которая позволяет держать внимание слушателей до конца выступления;

5. Эмоциональное. Обычно лишено чёткой формы, может затрагивать тезисы основной части. Походит на позитивное, но не содержит призыва и чётко выраженной позиции оратора.

Основная часть публичной речи, или доказательство может быть представлена в следующих вариантах:

1. Логическое доказательство - основывается на рациональном мышлении;

2. Информационное доказательство - привлекает справочные материалы (статистические данные, исследования, факты);

3. Эмоциональное доказательство - аргументы и тезисы преподносятся оратором несколько преувеличенно, декларативно, что в свою очередь требует большой самоотдачи и даже актёрского мастерства;

4. Отсылочное доказательство - упоминание заранее заготовленных тезисов, использование ссылок на авторитетных личностей и организаций.

Наконец, заключение играет немаловажную роль для успеха всего выступления. Вместе с вступлением оно формирует единую идею, стиль и общую концепцию той или иной публичной речи. Чёткое, лаконичное и запоминающееся заключение может скрыть даже недостаток аргументации. В подготовке соответствующего заключения для выступления необходимо выдержать стиль, заданный вступлением, и подчеркнуть самые значимые элементы аргументации. При выборе любого типа заключения важно оформить его так, чтобы оно выполняло свою главную функцию - резюмировало всё сказанное и оказывало воздействие на эмоции слушателей. Поэтому, завершая своё выступление оратор обычно

- подводит итог выступлению, поясняя его главную суть и цель;

- кратко повторяет ключевые мысли своей речи;

- может призвать публику последовать его примеру либо принять участие в реализации его идеи;

- воздействует на публику с целью вызвать определённые эмоции (использует афоризм, игру слов или шутку) и ещё раз излагает главную идею выступления.

Таким образом, правильная и соответствующая цели оратора структура публичной речи не только логично выстраивает выступление, но и позволяет произвести на слушателей необходимое впечатление, воздействовать на эмоции и склонить к определённой точке зрения. Схематически структуру выступления можно представить так:

Вступление (позитивное, негативное, аналитическое, парадоксальное,     

                 эмоциональное): 1) приветствие, 2) повод

Основная часть (утверждение, аргумент; утверждение, аргумент-       факты, ссылки, эмоции)

Заключение (1) итоги- повтор темы и цели; 2)благодарность слушателям).

 

Упражнения

Упражнение 5.Прочитайте текст-образец убеждающей речи. Установите компоненты ее структуры (вступление, основную часть, заключение).

                          Уважаемые одногруппники!

Тема моего выступления – «Нужно ли защищать природу?»

Природные ресурсы – средства существования людей. Они не созданы трудом человека и существуют независимо от него. Человек создает материальные блага, необходимую ему экономику и социально-бытовые условия именно благодаря наличию природных ресурсов. Но есть и такие природные ресурсы, которые нельзя использовать в качестве стройматериалов. Однако без них жизнь на Земле невозможна. К ним относятся атмосферный воздух, питьевая вода, лучистая солнечная энергия.

Деятельность человека на современном этапе цивилизации оказывает существенное влияние на количественный состав неисчерпаемых природных ресурсов. Они не только интенсивно расходуются, но и загрязняются в значительной мере. Например, зараженный радиоактивными веществами воздух ветрами разносится в разные концы планеты и представляет угрозу уже в глобальном масштабе. Поэтому в последнее время вопрос об исчерпаемости природных богатств и перспективах дальнейшего существования человечества приобрел широкую популярность во всем мире. Размах человеческого воздействия на природу возрос в связи с научно-техническим прогрессом.

Первый чувствительный удар по природе был нанесен уничтожением китов. Для снабжения растущих мануфактур техническим и осветительным жиром в 17в. Шло массовое варварское истребление китов. К концу 18в. Киты в Арктике были практически уничтожены. Окончательно истреблены тур, тарпан, морская корова, лабрадорская гага и прочие тысячи видов, которые восстановить теперь не в состоянии самая передовая наука. «Вывод таков, - писал К. Маркс, - что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню».

В наш век любую сложившуюся экологическую систему можно разрушить во много раз быстрее, чем, скажем, 100 лет назад. Атомные взрывы, химические заводы, различного вида комбинаты по добыче свинца, меди и ряда других полезных ископаемых, работающие без соблюдения надлежащих природоохранных мер, могут быстро создать вокруг себя безжизненную среду. Человек, вооруженный современной техникой, может изменить созданные природой тропосферу, гидросферу и литосферу: однако делать это НЕ ДОЛЖЕН! Его задача – сохранить тот тип биосферы, в которой возник и может существовать человек как вид, сохраняя свое здоровье и работоспособность, то есть биосфера должна быть всегда пригодной для жизни людей, животных и растений.

Сохранение природных ресурсов возможно при безотходном и малоотходном производстве. Истощенную почву необходимо подпитывать минеральными веществами и естественными удобрениями (навоз), насаживать лесополосы для предотвращения эрозии почв.  Строить очистительные сооружения на предприятиях. Во многих странах мира создают различные заменители, не уступающие дорогостоящим природным ресурсам. Например, энергетическая проблема может быть решена путем использования управляемых термоядерных реакций: источником энергии для них является дейтерий – тяжелый изотоп водорода. Запасы его в океане можно считать неограниченными. Во Франции, например, построена станция, использующая энергию приливов и отливов, так же можно использовать дешевую солнечную и ветровую энергию. П.П. Бородин говорил: «Природа такой же уникум, как картины Рафаэля, уничтожить ее легко, восстановить невозможно».

А закончить я хотела бы словами Р. Парсона: «Невежество и равнодушие – величайшие препятствия на пути охраны природы». Не будьте равнодушными. Спасибо за внимание.

 

Упражнение 6. Прочитайте общепризнанный образец протокольно-этикетной речи. Установите в предложенном тексте вступление, основную часть и заключение. Сравните структуру убеждающей (упр.1) и предложенной ниже протокольно-этикетной речи. Выявите особенности последней.

Восемьдесят лет назад отцы наши заложили на этом континенте  основы новой нации, зачатой в свободе и преданной идее, что все люди созданы равными. Ныне мы вовлечены в великую междоусобную войну, исход которой должен решить, может ли эта нация или иная, рожденная в тех же условиях и преданная той же идее, рассчитывать на длительное существование. Мы собрались на великом бранном поле этой войны. Мы пришли сюда, чтобы отдать честь месту последнего успокоения тех, кто отдал свою жизнь во имя жизни нации. Правильно и достойно то, что мы делаем. Но, строго говоря, мы не сможем ни освятить, ни почтить, ни возвеличить эту землю. Сражавшиеся здесь храбрецы, живые и мертвые, освятили ее настолько, что не в наших силах прибавить или отнять что-либо. Мир едва отметит и недолго будет хранить в памяти, что мы здесь говорим, но он никогда не забудет того, что они совершили. Скорее мы – живые – должны отдать себя тому незавершенному делу, которому они столь благородно послужили. Нам – живым – скорее надлежит посвятить себя великой задаче, все еще стоящей перед нами. От этих мертвых, чтимых нами, мы должны воспринять еще большую преданность делу, за которое они отдали все, чем только можно было доказать преданность. И мы обязаны дать торжественную клятву, что не напрасно погибли они, что наша нация с помощью божьей вновь возродится к свободе, и власть волей народа, посредством народа и для народа не исчезнет с лица земли.

(А. Линкольн. «Геттисбургская речь»)

                                                                   Для справок: В начале протокольно-этикетной речи принято кратко сообщать о поводе. Развитие содержания носит субъективный характер. Речь не читается по листочку. Специфика проявляется и в заключительной части.

Упражнение 7.Прочитайте два текста убеждающей (аргументирующей) речи. Определите, какой текст прозвучал перед аудиторией, положительно настроенной к выступающему, а какой был предназначен для нейтральной или даже слегка негативно настроенной аудитории.

1. «Сейчас как никогда остро встала проблема загрязнения нашей реки химикатами. Только представьте, все выбросы из местного завода прямым или косвенным способом попадают в Ваш организм. Это не обман, по данным, которые любезно предоставили наши статисты и лаборанты, 50% водопроводной воды содержит эти химикаты и ровно столько же овощей и фруктов, предложенных в супермаркетах, выращивались с помощью полива из реки. Что уже говорить о том, что через несколько лет купаться в реке будет опасно для жизни? Ни один фильтр не способен очистить воду от подобных ядовитых примесей. Как известно, такие химикаты вызывают тяжелейшие онкологические заболевания.

Вы можете помочь избежать такого хода событий и сохранить здоровье населения. Я создал петицию, которую должно подписать не менее 1000 человек, чтобы ее рассмотрели. Подписав петицию, Вы сделаете все возможное для своей безопасности и безопасности близких людей.

По моим данным, эту проблему уже пытались решить с помощью митингов и голосований, но это не привело к нужному результату. Местные власти обязаны рассмотреть петицию и предпринять соответствующие меры, если под требованием подписалось не менее 1000 человек. Мы сможем требовать справедливости, полностью опираясь на современное законодательство. По всем вопросам Вы можете обратиться ко мне, как и ознакомиться со всеми документами».

 

2. «Сегодня мы нуждаемся в хороших специалистах как никогда. Но далеко не каждый человек может себе позволить качественное обучение. Я предлагаю рассмотреть мое предложение, касающееся улучшения качества образования в обычных государственных школах.

Ваши положительные голоса за мой проект помогут мне добиться того, что в школах будет новое современное компьютерное оборудование, введутся факультативы иностранных языков, и каждый ученик уже с 5-го класса обучения сможет выбрать себе интересующий профиль, чтобы в нем развиваться

В соответствии с анализом результатов, данные мероприятия приведут к тому, что:

· Дети станут охотнее посещать школу и учиться более целеустремленно.

· На выходе из школы будут уже практически готовые профессионалы в некоторых сферах.

· Поступить в университет детям будет на 50% проще.

· Значительно возрастет уровень социальной жизни, уменьшится количество малообеспеченных людей ввиду подготовки качественных трудовых ресурсов, способных зарабатывать хорошие деньги.

· Дети найдут себе занятия по интересам, из-за чего уменьшится количество ребят, бесцельно скитающихся по улицам. По моим подсчетам, это повлияет и на снижение уровня детской преступности.

Поддержать проект Вы можете, обратившись непосредственно ко мне».

 

Упражнение 8.Прочитайте фрагмент Основной части убеждающей (аргументирующей) речи. Выделите предоставление аргументов (фактов, статистических данных, мнений известных людей, примеров из своего опыта).

 

Правительство – аппарат власти, опирающийся на законы, отсюда ясно, что министр должен и будет требовать от чинов министерства осмотрительности, осторожности и справедливости, но также твердого исполнения своего долга и закона. Я предвижу возражения, что существующие законы настолько несовершенны, что всякое их применение может вызвать только ропот. Мне рисуется волшебный круг, из которого выход, по-моему, такой: применять существующие законы до создания новых, ограждая всеми способами и по мере сил права и интересы  отдельных лиц. Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремневое оружие; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось оружие. На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым.

(П.А. Столыпин).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.149 (0.032 с.)