Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 11. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, а какие неправильные .

Поиск

 

1.Все. До свидания. 2.А в заключение расскажу Вам анекдот, который я недавно услышал….3. Вот и все, что я хотел Вам сказать. 4. До свидания. 5.Я закончил. 6. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. 7. До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз Вы меня внимательнее слушали. Аудитория у Вас невнимательная. 8.Благодарю за внимание. Приятно было у Вас выступать. 9. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. 10. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. 11. Итак, будем работать – и все у нас получится. 12.Желаю Вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего Вам доброго! 13. Если есть вопросы, я готов на них ответить. 14. Я заканчиваю на этом. Вижу, что Вы уже устали.

 

                                 

 

4. Языковое оформление текста публичного выступления

Публичная речь - это устная литературная речь. Однако публичная речь может быть реализована и в письменном виде, как текст выступления, на который опирается оратор. К особенностям и характерным чертам текста публичной речи следует отнести: нормативную оформленность, тематичность и подготовленность, однонаправленность речевого акта, динамичность, модальную оценочность, полемичность Представляет интерес рассмотреть языковые средства контакта, используемые выступающим.

Языковые средства контакта — это специальные слова и выраже­ния, активизирующие внимание и мышление слушателей. К ним относятся, например, модальные слова, средства авторизации. Модальность в русском языке выражается формами наклонений, особой интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами.

Модальными называются слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. По значению выделяются две группы модальных слов:

1. Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания, уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два, безусловно, четыре.

К этой же группе относятся и фразеологические сочетания типа: в самом деле, само собой разумеется и др.

2. Модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, наверное и др. Например: Нам кажется, что он, вероятно, продолжит поиск доказательств Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей вероятности и др.

Средства авторизации: использование личных местоимений и контакта глаголов для устано­вления. Например, рассмотрим ис­пользование местоимений 1-го и 2-го лица в устном выступлении: Я— это оратор, Вы — слу­шатели, Мы — собственно оратор и слушатели. В сочетании с предло­гом с и творительным падежом других местоимений и существитель­ных Мы означает группу лиц во главе с оратором (мы с вами). Мы со­вместное создает взаимодействие оратора и аудитории, эффект обще­ния и личного контакта: Мы с вами приходим к выводу…, Мы обращаем Ваше внимание….

Также интересно использование оратором глагольных форм в своем выступлении. Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют слушателей, способствуют объединению оратора с ними. Контактно-устанавливающее значение имеют подобные фразы: Давайте вместе с вами разберемся в причинах...; Мы с вами еще вернемся к постав­ленной проблеме...; Нам нужно признать, что эта гипотеза несколько спорна...

Наиболее употребительны следующие глаголы и глагольные сочета­ния: прошу вас, считаем, отметим, оговоримся, поясним, скажем прямо, попробуем понять, обратите внимание, поясним, отметьте себе, поду­майте, считаем, думаем и т.п.

Синтаксические средства контакта.К синтаксическим средствам контакта относятся обращения к слушателям, они помогают укре­пить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание: дорогие друзья, коллеги, ува­жаемые слушатели и т.д.

Средствами контакта служат также конструкции с изъяснитель­ными придаточными: известно, что...; ясно, что...; можно предполо­жить, что...; уверен, что...; конструкции с вводными словами: на мой (на ваш) взгляд.

Воздействует на аудиторию и вопрос. Вопрос — это разновидность высказывания, цель которого — вызвать реакцию. Вопрос предполагает ответное побуждение.

Риторический вопрос от собственно вопроса отличается тем, что он сам дает на себя ответ. В ораторской речи риторические вопросы утверждают ответы для большего привлечения внимания. Риториче­ские вопросы придают информации большую убедительность, а в ре­зультате — действенность.

В речи выступающего значительную роль играют и используемые им способы связи информации. Оратор с их помощью подчеркивает последователь­ность и взаимозависимость частей речи, удерживает в памяти слушате­лей все ее компоненты.

В роли связую­щих средств могут выступать различные слова и словосочетания. Субъективное отношение к высказанному могут выра­зить слова: по-моему, я думаю, с моей точки зрения, мне кажется. Временные и пространственные отношения выражают слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, отметим далее, перейдем к следующему вопросу, разовьем эту мысль позднее и т.д. Связь может выражаться и другими грамматическими конструкциями: мы должны иметь в виду, я отмечу, мы видим и т.д.

Другим средством связи может быть отсылка слушателей к ска­занному ранее в этой речи или в предшествующих речах или работах. Таким образом, осуществляется связь данной мысли с уже высказанными, например: Сегодня мы продолжим предмет прошлой беседы, по­скольку она не была закончена. В первую очередь я подробнее раскрою то, о чем коротко упоминал в прошлый раз.

К способам связи ораторского выступления относятся также ри­торические или стилистические фигуры (фигуры речи).

Фигуры речи — это различные обороты, синтаксические построе­ния, делающие высказывание более выразительным.

Самые распространенные из них — повтор, анафора, градация.

Повторы в ораторской речи создают интенсивность действия, связывают отдельные части выступления, подчеркивают и выде­ляют наиболее актуальные мысли.

Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков или предложений. Например: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид..(А.Пушкин).

Градация - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке. Например: Он волновался, тревожился, сходил с ума (Ручьи. Ф.Достоевский).

 

                             

Упражнения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.007 с.)