Тема 10. Устное публичное выступление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Устное публичное выступление



ТЕМА 10. УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

                              План

Публичная речь. Разновидности публичных выступлений.   Часть 1.

Основные виды аргументов.

Структура текста публичного выступления. Часть 2.

4.Языковое оформление текста публичного выступления.

Упражнения.

Литература:

Блох М.Я., Фрейдина Е.Л. Публичная речь и ее просодический строй: Монография. М., 2011. –340с.

Кошкарова Л.С. Культура публичного выступления. М., 2006.– 51 с.

3. Stephen E. Lucas, Public Speaking. Encyclopedia of Rhetoric, ed. by Thomas O. Sloane. Oxford University pss, 2001

Упражнение 3. В воспоминаниях В. В.Вересаева содержится описание одной из речей Ф.Н.Плевако в защиту священника; объясните, какая коммуникативная стратегия привела оратора к успеху и почему.

…после громовой речи прокурора выступил Ф.Н.Плевако. Он медленно поднялся, бледный, взволнованный. Речь его состояла всего из нескольких фраз: «Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю Ваше внимание вот на что. Перед Вами сидит человек, который ТРИДЦАТЬ ЛЕТ отпускал Вам на исповеди все Ваши грехи. Теперь он ждет от Вас: отпустите ли Вы ему грехи? И сел.

(…) в результате – оглушительный успех защиты.

 

Упражнение 4.Определите, к какой разновидности устной речи относится:

а) научный доклад,

б) беседа с друзьями,

в) выступление на семинаре.

 

 

Часть 2

Структура текста публичного выступления.

 

            Литература:

Скорикова Т.П. Практикум по русскому языку и культуре речи М., 2014.–99с.

Упражнения

Упражнение 5.Прочитайте текст-образец убеждающей речи. Установите компоненты ее структуры (вступление, основную часть, заключение).

                          Уважаемые одногруппники!

Тема моего выступления – «Нужно ли защищать природу?»

Природные ресурсы – средства существования людей. Они не созданы трудом человека и существуют независимо от него. Человек создает материальные блага, необходимую ему экономику и социально-бытовые условия именно благодаря наличию природных ресурсов. Но есть и такие природные ресурсы, которые нельзя использовать в качестве стройматериалов. Однако без них жизнь на Земле невозможна. К ним относятся атмосферный воздух, питьевая вода, лучистая солнечная энергия.

Деятельность человека на современном этапе цивилизации оказывает существенное влияние на количественный состав неисчерпаемых природных ресурсов. Они не только интенсивно расходуются, но и загрязняются в значительной мере. Например, зараженный радиоактивными веществами воздух ветрами разносится в разные концы планеты и представляет угрозу уже в глобальном масштабе. Поэтому в последнее время вопрос об исчерпаемости природных богатств и перспективах дальнейшего существования человечества приобрел широкую популярность во всем мире. Размах человеческого воздействия на природу возрос в связи с научно-техническим прогрессом.

Первый чувствительный удар по природе был нанесен уничтожением китов. Для снабжения растущих мануфактур техническим и осветительным жиром в 17в. Шло массовое варварское истребление китов. К концу 18в. Киты в Арктике были практически уничтожены. Окончательно истреблены тур, тарпан, морская корова, лабрадорская гага и прочие тысячи видов, которые восстановить теперь не в состоянии самая передовая наука. «Вывод таков, - писал К. Маркс, - что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню».

В наш век любую сложившуюся экологическую систему можно разрушить во много раз быстрее, чем, скажем, 100 лет назад. Атомные взрывы, химические заводы, различного вида комбинаты по добыче свинца, меди и ряда других полезных ископаемых, работающие без соблюдения надлежащих природоохранных мер, могут быстро создать вокруг себя безжизненную среду. Человек, вооруженный современной техникой, может изменить созданные природой тропосферу, гидросферу и литосферу: однако делать это НЕ ДОЛЖЕН! Его задача – сохранить тот тип биосферы, в которой возник и может существовать человек как вид, сохраняя свое здоровье и работоспособность, то есть биосфера должна быть всегда пригодной для жизни людей, животных и растений.

Сохранение природных ресурсов возможно при безотходном и малоотходном производстве. Истощенную почву необходимо подпитывать минеральными веществами и естественными удобрениями (навоз), насаживать лесополосы для предотвращения эрозии почв.  Строить очистительные сооружения на предприятиях. Во многих странах мира создают различные заменители, не уступающие дорогостоящим природным ресурсам. Например, энергетическая проблема может быть решена путем использования управляемых термоядерных реакций: источником энергии для них является дейтерий – тяжелый изотоп водорода. Запасы его в океане можно считать неограниченными. Во Франции, например, построена станция, использующая энергию приливов и отливов, так же можно использовать дешевую солнечную и ветровую энергию. П.П. Бородин говорил: «Природа такой же уникум, как картины Рафаэля, уничтожить ее легко, восстановить невозможно».

А закончить я хотела бы словами Р. Парсона: «Невежество и равнодушие – величайшие препятствия на пути охраны природы». Не будьте равнодушными. Спасибо за внимание.

 

Упражнение 6. Прочитайте общепризнанный образец протокольно-этикетной речи. Установите в предложенном тексте вступление, основную часть и заключение. Сравните структуру убеждающей (упр.1) и предложенной ниже протокольно-этикетной речи. Выявите особенности последней.

Восемьдесят лет назад отцы наши заложили на этом континенте  основы новой нации, зачатой в свободе и преданной идее, что все люди созданы равными. Ныне мы вовлечены в великую междоусобную войну, исход которой должен решить, может ли эта нация или иная, рожденная в тех же условиях и преданная той же идее, рассчитывать на длительное существование. Мы собрались на великом бранном поле этой войны. Мы пришли сюда, чтобы отдать честь месту последнего успокоения тех, кто отдал свою жизнь во имя жизни нации. Правильно и достойно то, что мы делаем. Но, строго говоря, мы не сможем ни освятить, ни почтить, ни возвеличить эту землю. Сражавшиеся здесь храбрецы, живые и мертвые, освятили ее настолько, что не в наших силах прибавить или отнять что-либо. Мир едва отметит и недолго будет хранить в памяти, что мы здесь говорим, но он никогда не забудет того, что они совершили. Скорее мы – живые – должны отдать себя тому незавершенному делу, которому они столь благородно послужили. Нам – живым – скорее надлежит посвятить себя великой задаче, все еще стоящей перед нами. От этих мертвых, чтимых нами, мы должны воспринять еще большую преданность делу, за которое они отдали все, чем только можно было доказать преданность. И мы обязаны дать торжественную клятву, что не напрасно погибли они, что наша нация с помощью божьей вновь возродится к свободе, и власть волей народа, посредством народа и для народа не исчезнет с лица земли.

(А. Линкольн. «Геттисбургская речь»)

                                                                   Для справок: В начале протокольно-этикетной речи принято кратко сообщать о поводе. Развитие содержания носит субъективный характер. Речь не читается по листочку. Специфика проявляется и в заключительной части.

Упражнение 7.Прочитайте два текста убеждающей (аргументирующей) речи. Определите, какой текст прозвучал перед аудиторией, положительно настроенной к выступающему, а какой был предназначен для нейтральной или даже слегка негативно настроенной аудитории.

1. «Сейчас как никогда остро встала проблема загрязнения нашей реки химикатами. Только представьте, все выбросы из местного завода прямым или косвенным способом попадают в Ваш организм. Это не обман, по данным, которые любезно предоставили наши статисты и лаборанты, 50% водопроводной воды содержит эти химикаты и ровно столько же овощей и фруктов, предложенных в супермаркетах, выращивались с помощью полива из реки. Что уже говорить о том, что через несколько лет купаться в реке будет опасно для жизни? Ни один фильтр не способен очистить воду от подобных ядовитых примесей. Как известно, такие химикаты вызывают тяжелейшие онкологические заболевания.

Вы можете помочь избежать такого хода событий и сохранить здоровье населения. Я создал петицию, которую должно подписать не менее 1000 человек, чтобы ее рассмотрели. Подписав петицию, Вы сделаете все возможное для своей безопасности и безопасности близких людей.

По моим данным, эту проблему уже пытались решить с помощью митингов и голосований, но это не привело к нужному результату. Местные власти обязаны рассмотреть петицию и предпринять соответствующие меры, если под требованием подписалось не менее 1000 человек. Мы сможем требовать справедливости, полностью опираясь на современное законодательство. По всем вопросам Вы можете обратиться ко мне, как и ознакомиться со всеми документами».

 

2. «Сегодня мы нуждаемся в хороших специалистах как никогда. Но далеко не каждый человек может себе позволить качественное обучение. Я предлагаю рассмотреть мое предложение, касающееся улучшения качества образования в обычных государственных школах.

Ваши положительные голоса за мой проект помогут мне добиться того, что в школах будет новое современное компьютерное оборудование, введутся факультативы иностранных языков, и каждый ученик уже с 5-го класса обучения сможет выбрать себе интересующий профиль, чтобы в нем развиваться

В соответствии с анализом результатов, данные мероприятия приведут к тому, что:

· Дети станут охотнее посещать школу и учиться более целеустремленно.

· На выходе из школы будут уже практически готовые профессионалы в некоторых сферах.

· Поступить в университет детям будет на 50% проще.

· Значительно возрастет уровень социальной жизни, уменьшится количество малообеспеченных людей ввиду подготовки качественных трудовых ресурсов, способных зарабатывать хорошие деньги.

· Дети найдут себе занятия по интересам, из-за чего уменьшится количество ребят, бесцельно скитающихся по улицам. По моим подсчетам, это повлияет и на снижение уровня детской преступности.

Поддержать проект Вы можете, обратившись непосредственно ко мне».

 

Упражнение 8.Прочитайте фрагмент Основной части убеждающей (аргументирующей) речи. Выделите предоставление аргументов (фактов, статистических данных, мнений известных людей, примеров из своего опыта).

 

Правительство – аппарат власти, опирающийся на законы, отсюда ясно, что министр должен и будет требовать от чинов министерства осмотрительности, осторожности и справедливости, но также твердого исполнения своего долга и закона. Я предвижу возражения, что существующие законы настолько несовершенны, что всякое их применение может вызвать только ропот. Мне рисуется волшебный круг, из которого выход, по-моему, такой: применять существующие законы до создания новых, ограждая всеми способами и по мере сил права и интересы  отдельных лиц. Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремневое оружие; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось оружие. На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым.

(П.А. Столыпин).

 

Упражнение 28.Ознакомьтесь с текстом выступления акад. В. И. Павлишина на международной научной конференции Найдите в нем реализации такой фигуры речи как повтор. Запишите их. Докажите целесообразность их использования в ораторской речи.

Глубокоуважаемый председатель, уважаемые коллеги! Сейчас я хочу обратиться к нашей аудитории и сделать такое неофициальное объявление. Если среди Вас есть желающие, как авторы, принять участие в создании книги «Воспоминания об академике Евгении Лазаренко», прошу после заседания обратиться ко мне. Однако вернемся к обсуждаемым проблемам.

Предыдущий оратор часто цитировал и ссылался на Владимира Ивановича Вернадского. И я хотел бы также обратиться к нему и вспомнить о том, что, формулируя задания минералогии и обдумывая основания для исследования полезных ископаемых, он считал, что «эти исследования обязательно должны проводиться на минералогической основе». Итак, изучение полезных ископаемых – это прежде всего минералогическая проблема. Поэтому, когда речь идет о том, что мы, геологи, призваны разрабатывать научные основания развития минерально-сырьевой базы, ее расширение и совершенствование, я прежде всего хочу сказать, что без минералогии тут не обойтись. И поэтому, несколько опережая события, что я хочу обратиться к Оргкомитету конференции с просьбой в дальнейшем шире привлекать к работе таких конференций минералогов и заказывать им соответствующие минералогические доклады. Это важно еще и потому, что в минералогии, которая является фундаментальной наукой в цикле геологических наук, есть хорошо наработанные теории.

Используя только несколько фрагментов из прозвучавших докладов,я хотел бы привести некоторые примеры, когда минералогия могла бы быть полезной для решения общегеологических проблем. Прежде всего я хочу сказать, что в минералогии выяснено общие закономерности (и это сделано минералогами) эволюции минеральных веществ в геологической истории Земли. Теперь они должны быть надлежащим образом связаны с геохронологией…Для этого необходимо привлечь к геохронологии те представления, которые наработаны в области генетической минералогии и касаются прежде всего закономерностей эволюции минеральных веществ в истории Земли.

        

 

Упражнение 29. Прочитайте текст выступления А.И Солженицына, который был произнесен при вручении ему премии «Фонд Свободы». Определите цель выступления, вид и тип речи. Составьте план прочитанного текста выступления.

 

1. Многоуважаемые господа, руководители и представители «Фонда Свободы»!

2. Я живо тронут вашим решением присудить мне вашу премию. Принимаю ее с благодарностью и с сознанием долга перед тем высоким человеческим понятием, которое звучит, содержится, заключено в названии вашей организации, в символе, соединившем нас сегодня здесь. Этого символа естественно коснуться и в моем ответном слове.

3. В такой ситуации, как сегодня, легче всего поддаться декламации о мрачных пропастях тоталитаризма и восхвалению светлых твердынь западной свободы. Гораздо трудней, но и плодотворней посмотреть критически на самих себя. Если область свободных общественных систем на Земле все сужается и огромные континенты, недавно как будто получавшие свободу, утягиваются в область тираний, то в этом виноват не только тоталитаризм, для которого проглатывать свободу есть функция естественного роста, но, очевидно, и сами свободные системы, что-то утерявшие в своей внутренней силе и устойчивости.

4. Наши с вами представления о многих событиях и явлениях опираются на несходный жизненный опыт, поэтому могут заметно разниться, однако именно этот угол между лучами зрения и может помочь нам объемнее воспринять предмет. Я осмелюсь обратить ваше внимание на некоторые аспекты свободы, о которых не модно говорить, но от этого они не перестают быть, значит, и влиять.

5 Понятие свободы нельзя верно охватить без оценки жизненных задач нашего земного существования. Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас – не бескрайнее наслаждение материальными благами, но: покинуть Землю лучшим, чем пришел на нее, чем это было определено нашими наследственными задатками, то есть за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. (Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества.) Если так, то внешняя свобода оказывается не самодовлеющей целью людей и обществ, а лишь подсобным средством нашего неискаженного развития; только возможностью для нас – прожить не животным, а человеческим существом; только условием, чтобы человек лучше выполнил свое земное назначение. И свобода – не единственное такое условие. Никак не меньше внешней свободы нуждается человек – в незагрязненном просторе для души, в возможностях душевного сосредоточения.

6. Увы, современная цивилизованная свобода именно этого простора не хочет оставить нам. Увы, именно за последние десятилетия само наше представление о. свободе снизилось и измельчилось по сравнению с предыдущими веками, оно свелось почти исключительно к свободе от наружного давления, к свободе от государственного насилия. К свободе, понятой всего лишь на юридическом уровне – и не выше.

7. Свобода! – принудительно засорять коммерческим мусором почтовые ящики, глаза, уши, мозги людей, телевизионные передачи, так чтоб ни одну нельзя было посмотреть со связным смыслом. Свобода! – навязывать информацию, не считаясь с правом человека не получать ее, с правом человека на душевный покой. Свобода! – плевать в глаза и души прохожих и проезжих рекламой. Свобода! – издателей и кинопродюсеров отравлять молодое поколение растительной мерзостью. Свобода! – подростков 14–18 лет упиваться досугом и наслажденьями вместо усиленных занятий и духовного роста. Свобода! – взрослых молодых людей искать безделья и жить за счет общества. Свобода! – забастовщиков, доведенная до свободы лишать всех остальных граждан нормальной жизни, работы, передвижения, воды и еды. Свобода! – оправдательных речей, когда сам адвокат знает о виновности подсудимого. Свобода! – так вознести юридическое право страхования, чтобы даже милосердие могло быть сведено к вымогательству. Свобода! – случайных пошлых перьев безответственно скользить по поверхности любого вопроса, спеша сформовать общественное мнение. Свобода! – сбора сплетен, когда журналист для своих интересов не пожалеет ни отца родного, ни родного Отечества. Свобода! – разглашать оборонные секреты своей страны для личных политических целей. Свобода! – бизнесмена на любую коммерческую сделку, сколько б людей она ни обратила в несчастье или предала бы собственную страну. Свобода! – для террористов уходить от наказания, жалость к ним как смертный приговор всему остальному обществу. Свобода! – целых государств иждивенчески вымогать помощь со стороны, а не трудиться построить свою экономику. Свобода! – как безразличие к попираемой дальней чужой свободе. Свобода! – даже не защищать и собственную свободу, пусть рискует жизнью кто-нибудь другой.

8. Все эти свободы юридически часто безупречны, но нравственно – все порочны. На их примере мы видим, что совокупность всех прав свободы – далеко еще не есть Свобода человека и общества, это только возможность, она обращаема по-разному. Все это – невысокий тип свободы. Не та свобода, которая возвышает человеческий род. Но – истерическая свобода, которая достоверно может его погубить.

9. Подлинно человеческая свобода – есть от Бога нам данная свобода внутренняя, свобода определения своих поступков, но и духовная ответственность за них. И истинно понимает свободу не тот, кто спешит корыстно использовать свои юридические права, а тот, кто имеет совесть ограничить самого себя и при юридической правоте. Не тот, кто спешит выиграть благоприятный судебный процесс, но кто имеет благородство отказаться от него, – напротив: публично открыть свои промахи или проступки. То, что называлось стародавним и теперь уже странным словом – честь.

10. Я думаю, не будет излишней скромностью признать, что в некоторых славных странах Западного мира в XX в. свобода под видом «развития» деградировала от своих первоначальных высоких форм. Что ни в одной стране на Земле сегодня нет той высшей формы свободы одухотворенных человеческих существ, которая состоит не в лавировке между статьями законов, но в добровольном самоограничении и в полном сознании ответственности – как эти свободы задуманы были нашими предками.

11. Однако я глубоко верю в неповрежденность, здоровость корней великодушной мощной американской нации, с требовательной честностью ее молодежи и недремлющим нравственным чувством. Я своими глазами видел американскую провинцию – и именно поэтому с твердой надеждой сегодня высказываю здесь это все.

 

ТЕМА 10. УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

                              План



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.032 с.)