Сапер П.Л.Основы искусства речи.Пер. с англ..С.Д.Чижовой.-2-е испр.изд.- М.,1992.-С.18-144 . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сапер П.Л.Основы искусства речи.Пер. с англ..С.Д.Чижовой.-2-е испр.изд.- М.,1992.-С.18-144 .



1. Понятие «публичная речь» объединяет в себе особую форму речевой деятельности в условиях непосредственного контакта с аудиторией (устная публичная речь) и письменно оформленный вариант, причём как первоначальный (текст выступления как опора для оратора), так и конечный - (дословная передача выступления в письменной форме). В лингвистическом энциклопедическом словаре под редакцией профессора, члена-корреспондента АН СССР В.Н.Ярцевой дано более полное определение термину «устная публичная речь». По мнению исследователя,

устная публи́чная речь -это разновидность устной формы литературного языка, используемая в разного рода публичных выступлениях на общественно значимые темы.. Вместе с разговорной речью составляет устную форму литературного языка, которая реализуется в двух разновидностях (разговорной и публичной) и противопоставляется ей в письменной форме. Можно утверждать, что публичная речь - это подготовленный, чётко структурированный речевой акт, чаще монолог, соответствующий нормам литературного языка и реализуемый в условиях контакта с аудиторией, или диалог.

Сфера использования устной литературной речи сегодня чрезвычайно широка: она используется в производственной, научно-образовательной, военной, культурно-художественной и других областях деятельности человека. Возникают новые функциональные разновидности, жанры и формы устной речи, совершенствуются средства и технические возможности устноязычного общения.

Устный монолог – это бестекстовая или зафиксированная форма, рассчитанная на устное воспроизведение. Учитывая функциональные особенности, характер контакта говорящего со слушателями, формы монологической речи систематизируют:

- по функциональному критерию, например, монолог публицистический, производственно-служебный, научный, учебный;

- по ситуативным признакам выделяют два общих вида – прямо контактный и косвенно контактный (различные формы монологической речи по радио и телевидению).

Устная монологическая речь во всех своих функциональных разновидностях характеризуется спецификой словесной организации, которая подчиняется внеязыковым факторам и согласуется с общими этическими требованиями общения.

Публичная монологическая речь является особой разновидностью речевой деятельности, своеобразной по своей природе, месту среди других видов речи, а также качественным признакам. В ней полно реализуется система мыслительно-речевых действий – умелое использование форм человеческого мышления (логического, образного) и языковых средств их выражения. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, докладов, чтением лекций, требует приобретения определенной сноровки в выборе соответствующего жанра, формулировке темы, отбора фактического материала и последовательности его изложения, а также высокой культуры речи и общения в целом.

В зависимости от формы реализации содержания, назначения, способа провозглашения и обстоятельств общения выделяют такие виды публичных выступлений: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа, речь.  

Доклад - это одна из самых распространенных реализаций публичной речи. Доклад – это развернутое изложение информации, которая раскрывает важную проблему. Доклад может быть политический, деловой, отчетный, научный. По времени он протекает от 10-15 мин. до 2-3-х часов (доклад правительства).

Сообщение - небольшой доклад на какую-то тему. Если тема широкая, пишут доклад, узкая – сообщение. В сообщении рассматривается один небольшой вопрос. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.

Выступление – это озвучивание подготовленной информации при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки – 3-5 мин., тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизированное выступление).

Лекция – связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Типичная реализация – вузовская лекция.

Беседа - развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный автором) диалог со слушателями.

Речь – публичное выступление, посвященное злободневной, общественно значимой теме. Существуют различные классификации видов ораторской речи. Однако по цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике, вида публичных выступлений: Информационную речь, которая в зависимости от задач существует в таких разновидностях:

- представление (сообщение информации о себе, т.е. самопрезентация),

- объяснение (информация о причинах и следствиях происшедшего, мотивации принятых решений, перспективах и задачах),

- инструкция (информация о порядке и способах действия),

- сообщение (о событиях или фактах);

Убеждающую (аргументирующую) речь, которая призвана показать правильность занимаемой автором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по обсуждаемому вопросу. Типичные ситуации убеждающих выступлений: выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные или агитационные и рекламные выступления.

Протокольно-этикетную речь, цель которой соблюсти общепринятый ритуал, протокол, этикет: приветствие аудитории, ответное слово, напутственное слово, речь на презентации, вступительное и слово перед каким-либо мероприятием и т.д.

Развлекательную речь (многие неофициальные тосты, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и т. д.).

Некоторые ученые рассматривают две последние разновидности публичной речи  под общим названием эпидейктическая речь. Однако по назначению выделяют в ней два вида: к первому  относят речи, содержащие хвалу или хулу (похвальное слово или порицание), а ко второму – речи, произносимые в связи с каким-то событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово).

    Публичные речи различаются по внутренней структуре и внешней форме, то есть по своему знаковому оформлению:

- читающиеся по конспекту. Например: официальная политическая речь, завещание, научный доклад на конференции, студенческий реферат.

- речи, которые готовят заранее и учат наизусть.

- импровизированные речи (экспромты).

Каждый тип речей имеет как преимущества, так и недостатки.

 

2.Основные виды аргументов Использование аргументов в устном выступлении необходимо. Они выполняют функции убеждения слуша­телей и доказательства мысли оратора.

Аргументы — это доводы в обоснование какого-либо положения. Аргументация — это совокупность таких доводов.

Само понятие «аргумент» обозначает мысль, истинность которой доказана и проверена.

Существует два вида аргументов:

1)аргументы к существу дела — доказанные положения, факты, установленные путем наблюдения или опыта, документы, цифровой или статистический материал;

2)аргументы к человеку — в ораторской речи их используют для эмоционального воздействия на слушателей. Приведем наиболее ис­пользуемые из них:

 

• аргумент к публике используется в виде ссылок на мнения, чув­ства и настроение аудитории. С их помощью оратор стремится при­влечь слушателей на свою сторону, склонить к своей точке зрения. Наиболее показательно это для митинговых и судебных речей;

•    аргумент к авторитету — ссылка на мнения, высказывания значимых общественных деятелей, известных ученых, писателей, великих людей. Используется в научной речи;

• аргумент к личности — использование личностных особенно­стей оппонентов, ссылка на их вкусы, достоинства и недостатки. Предмет обсуждения — личность оппонента. Аргумент к личности ча­ще всего используется в политических предвыборных речах;

• аргумент к тщеславию — преднамеренное использование ком­плиментов, похвал оппонентам;

• аргумент к жалости — доводы, возбуждающие сочувствие и жалость.

Использование аргументов к человеку должно применяться с уче­том существующих в обществе этических норм и правил. К сожале­нию, эти правила соблюдаются не всегда, и не все из перечисленных аргументов в результате являются корректными.

 

                         Упражнения

Упражнение 1.Ознакомьтесь с предложенными текстами публичных выступлений. Определите их виды (информационная, убеждающая(аргументирующая), протокольно-этикетная, развлекательная).

1.

Сейчас мы обратимся к рассмотрению вопроса, который имеет существенное значение при решении физических задач. Речь идет о приближенном решении физических задач. Дело в том, ни одна физическая задача не может быть решена абсолютно точно. Всегда получают приближенное решение. От чего зависит степень приближения в решении задачи? Чем она определяется? Степень приближения определяется прежде всего характером задачи. Степень приближения определяется также целью, которую хотят достичь. А что значит решать задачу приближенно? Это значит пренебрегать некоторыми факторами, которые в данном случае не существенны. Например, часто можно пренебречь размерами тела, движение которого изучается. Скажем, при рассмотрении движения Земли вокруг Солнца вполне можно пренебречь размерами Земли. При этом описание движения значительно упрощается. Положение Земли в пространстве можно определить одной точкой.

Дадим определение тела, размерами которого можно пренебречь. Тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь, называется материальной точкой. От чего зависит решение вопроса, можно ли данное конкретное тело рассматривать как материальную точку или нет? Решение этого вопроса зависит не от размеров данного конкретного тела, а от условий задачи. Одно и то же тело в одних случаях следует рассматривать как материальную точку. В других случаях оно должно рассматриваться как протяженное тело. Следовательно, если мы говорим о каком-либо теле как о материальной точке, мы абстрагируемся от его размеров. Это первая абстракция в механике.

Существует и вторая абстракция, с которой приходится иметь дело в механике. Такой абстракцией является абсолютно твердое тело. Следует иметь в виду, что в природе нет совершенно недеформируемых тел. Всякое тело под влиянием приложенных к нему сил в большей или меньшей степени деформируется. Это значит, что любое тело под влиянием приложенных к нему сил изменяет свою форму и размеры. Однако во многих случаях деформациями тел при рассмотрении их движений можно пренебречь. Если это имеет место, то тело называют абсолютно твердым. Таким образом, абсолютно твердым телом называется тело, деформациями которого можно в условиях данной задачи пренебречь.

 

2.Уважаемые гости, уважаемые участники конференции, друзья!

От имени организаторов конференции приветствую собравшихся на 28-ой СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (СНТК) и благодарю вас за то, что вы сегодня здесь вместе с нами.

Свое приветственное слово мне хотелось бы начать словами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, которые как нельзя лучше подходят к сегодняшнему событию:

"О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

 И гений, парадоксов друг..."

Общеизвестно, что процесс обучения в вузе неотрывно связан с наукой, где студенческой науке отводится особая роль. Студенческая наука в своем истинном значении – это не просто формальное участие молодых людей в проведении научных исследований и выполнение технических разработок, что, безусловно, является важной составляющей профессиональной подготовки современного специалиста.

Это еще и развитие компетенций, позволяющих молодому человеку представлять современную картину мира на основе углубленного, целостного, часто на стыке различных научных областей и направлений, изучения предметной области.

В современном мире неуклонно возрастают требования и ожидания студентов и работодателей к высшему образованию. Основной задачей для вузов (университетов) становится эффективное управление ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, интеллектуальными) и обеспечение высокого качества образования и научных исследований.

Университеты, способные генерировать научные достижения в перспективных (приоритетных) областях экономики, являются фактическими лидерами в подготовке самых востребованных специалистов на рынках труда и, соответственно, именно такие научно-образовательные комплексы являются наиболее привлекательными для поступления.

С абсолютной очевидностью можно констатировать, что роль и значение вузовской науки будет с каждым годом только расти. При этом с точки зрения научной ценности – и это другая сторона медали – на первый план будет выходить не количество производимых новых знаний, а отдача от научных исследований.

Другими словами, наиболее востребованным будет именно глубина и качество научных исследований и разработок как с точки зрения признания профессиональным научным сообществом, так и их практической значимости.

Поэтому студенческая наука в широком смысле – это, можно сказать, "начало начал", от которого зависит развитие всего научно-кадрового потенциала страны.

Следует отметить, в нашем Университете научно-исследовательская работа курсантов и студентов ведется на всех стадиях учебного процесса и на всех организационных уровнях (кафедральном, факультетском, университетском). Сегодняшняя конференция (СНТК), на которой я имею честь вас приветствовать, является важнейшим компонентом научно-исследовательской работы курсантов и студентов МГТУ.

За долгие годы проведения конференции (с 1986 года) она стала не просто неотъемлемой и значимой частью научно-образовательного процесса МГТУ, но и крупнейшим по числу участников студенческим мероприятием в Мурманской области. Как известно, начиная с прошлого года (2013 г.), конференция приобрела статус Всероссийской конференции. А это значит, необходимо по возможности расширить участие студентов со всей России и ближнего зарубежья, что, безусловно, качественно отразится на ее результатах, придаст новый импульс межвузовскому взаимодействию.

Основная задача Конференции (СНТК), которую мы видим и ставим перед собой – это вовлечение в науку студенческой молодежи, пробуждение у молодежи интереса к новым научным знаниям, выходящим за рамки основных образовательных программ. Это обмен опытом лучшей практики научных исследований. Это дискуссии и споры, которые непременно возникают по результатам докладов. Все это вместе и создает ту самую "кипяще-бурлящую" питательную среду, из которой произрастают истинные молодые таланты.

Никто не в состоянии заставить человека стать гениальным. Но помочь талантливо прожить студенческие годы – это в наших силах. И студенческая научно-техническая конференция (СНТК), на мой взгляд, как раз и является той площадкой, которая помогает и способствует открытию молодых научных талантов.

Дорогие друзья. Разрешите объявить Студенческую научно-техническую конференцию 2014 года открытой!

И пожелать, перефразируя в прозе слова великого русского поэта А.С. Пушкина:
– духа просвещения,

– чудных открытий,

– не бояться ошибок трудных и возникающих парадоксов, без которых, как писал русский поэт, невозможно рождение гения!!!

(17 апреля 2014 г., и.о.ректора МГТУ С.Агарков)

 

 

3. Здравствуйте дорогие студенты!

Я новый ректор НЭУ (Нового экономического университета).

Меня зовут Кшиштоф Рыбиньски. Я из Польши. Меня пригласили приехать в Алмааты, чтобы мы стали лучшим университетом Восточной Европы.

 Раньше я был ректором частного вуза «Вистул» в Варшаве. За четыре года работы в «Вистуле» вуз поднялся в рейтинге с 57 на 5-е место.

До приезда в Казахстан я занимал должность вице-президента Центрального банка Польши, был партнером в Ernst Eourng, главным экономистом и управляющим директором в разных банках.

 Акционеры НЭУ решили выводить университет на международный уровень. Связались со мной и с 1 февраля 2015 г. пригласили меня работать в НЭУ им.Т.Рыскулова.

У меня есть такой опыт, и мне захотелось его использовать.

Сейчас в НЭУ мы строим университет новой формации. Наши студенты должны быть креативными и мобильными, уметь работать в команде. Они должны хорошо знать английский язык. Они должны иметь и практические навыки.

Я считаю, что надо изменять вуз под изменчивую среду. А ректор должен создать условия, где вместе работают все: студенты, преподаватели и бизнес.

Наш выпускник – это выпускник, которого все хотят пригласить на работу.

У нас есть новая стратегия университета. Студент – самый важный в ее реализации.

Дорогие студенты!

Мы приглашаем Вас принять участие в конкурсе на лучший Девиз университета и лучший ролик об университете.

Спасибо за внимание!

 

 

4.                             Зачем нужна стипендия?

Зачем мне стипендия? На этот вопрос многие студенты ответят примерно так: для того, чтобы денек развлечься; кто-то скажет, что стипендия, которую платят – это копейки, и она расходится на какие-то мелочи, а для кого-то стипендия – это единственный заработок, на который живет человек. Действительно, много ли толку от тысячи шестисот рублей? Ну раз сходил в магазин одежды, ну два – в продуктовый.  А вот я считаю, что стипендия – это отличный способ накопить деньги и потратить их в свое удовольствие, на свои удовольствия или что-то более полезное.

Я предлагаю копить стипендию и некоторое время не тратить ее. Хочется сразу сказать, что от идеи купить хотя бы однокомнатную квартиру придется отказаться, так как несложные математические расчеты показывают, что придется копить 66 лет, и это не учитывая инфляции.

1. Все сделать можно гораздо проще. В среднем за пять лет учебы студент получает 90 тысяч рублей. На эти деньги тоже реально доставить себе удовольствие! Можно купить автомобиль российского производства и тем самым поддержать отечественный автопром. Но это не единственное достоинство покупки авто. С автомобилем ты чувствуешь себя человеком, более уверенным, так как можешь работать в любом районе города или даже близлежащих городах области. Ты можешь экономить свое время, деньги и эмоции, так как ты уже не толкаешься в общественном транспорте в час пик, а просто едешь с комфортом.

2.Если копить стипендию меньше, скажем, года три, то на сумму в 42 тысячи рублей можно купить «горящую» путевку, например, в Альпы. Тем более, что Альпы является культовым местом отдыха «продвинутой» молодежи со всего мира. То есть после долгих трех лет умственного труда ты получаешь массу положительных эмоций, воспоминание от которых останется на всю жизнь.

3. А на 18 тысяч рублей, которые реально накопить за год, можно организовать рок-фестиваль и самому поучаствовать в нем.

4. Ну, и наконец, если вы, человек благородный, с открытой душой и большим сердцем, вы можете передать свои деньги на благо другим людям, которым они нужнее: детскому дому или какому-нибудь фонду или же просто помочь своими деньгами детскому саду. Именно так поступила моя хорошая знакомая. Будучи студенткой, она начала копить деньги на хороший ноутбук, накопила приличную сумму, но когда она услышала по телевизору, что один мальчик из небольшого города нуждается в материальной помощи для лечения лейкемии, она, не задумываясь, передала деньги ему, посчитав, что они ему нужнее. Это ли не благородный поступок?! От него ты получаешь духовное и моральное удовлетворение.

Вот как по-разному можно потратить студенческую стипендию. Может и у вас возникло желание накопить ее и потратить так, чтобы остались хорошие воспоминания?

 

Упражнение 2. Прочитайте пример текста убеждающей речи. Определите, какой вид аргументов использует выступающий (к существу дела, к личности).

      «Уважаемые коллеги, одногруппники, союзники, друзья!

Я хотел бы поднять столь важную для современной общественности тему – тему защиты природы. Многие из нас совсем забыли, что она очень хрупкая, что ее нужно защищать. В наших интересах добиться запрета на выбросы вредных химических веществ с местного завода в реку. И вот почему:

· Мы живем за счет природных ресурсов, а вода – это наше основное богатство. Как известно, воду из этой реки пьют животные нашего региона, не говоря уже о том, что этой водой поливают овощные и фруктовые растения, плоды которых мы позже покупаем и употребляем в пищу.

· Из-за повышенной загрязненности реки мы лишаемся летнего отдыха. По данным нашего известного микробиолога и эколога В.М. Иванова, уже через 2-3 года купаться в нашей  реке будет категорически запрещено.

· Химикаты приводят к тому, что река начинает высыхать. Местные ученые предполагают, что наши правнуки могут ее уже не застать.

· Поскольку река является главной в городе, вода из нее поступает в наши водопроводы. Мы отравляем свой организм химикатами, как и наши дети, и наши родители. Практически ни один фильтр не способен очистить воду от химикатов на 100 процентов.

Все данные собраны из достоверных источников и подтверждены соответствующими документами. Предлагаю Вам ознакомиться с ними сейчас или обратиться ко мне позже. Наверняка Вы разделите со мной мою цель и подпишите петицию, требующую запретить выбросы химикатов в нашу реку».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.228 (0.051 с.)