Виды мер юридической ответственности применяемых к военнослужащим за совершение административных правонарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды мер юридической ответственности применяемых к военнослужащим за совершение административных правонарушений



Отечественная наука не дает единства трактовки юридической ответственности. Все авторы пытаются ее определить по-своему, подчеркивая стороны, которые они считают определяющими, главными.

Большинство авторов осознает юридическую ответственность в качестве меры государственного принуждения, или отождествляет ее и наказание за правонарушение.

Другой группой исследователей юридическая ответственность рассматривается в рамках действующих правовых категорий. Они ее трактуют в качестве охранительного правоотношения, специфической юридической обязанности, реализации санкций юридических норм и пр.

По мнению С.С. Алексеева: под юридической ответственностью понимается применение в отношении виновного лица мер государственного принуждения за совершенный правонарушение[44].

За совершение административного правонарушения военнослужащие должны нести административную ответственность по общим основаниям.

Административную ответственность военнослужащих предусматривает Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (ст. 28)[45], Устав внутренней службы ВС РФ (ст. 28)[46], конкретизирует ст. 2.5 КоАП РФ, а также ряд других статей КоАП РФ.

Согласно законодательству в отношении военнослужащих могут применяться следующие разновидности административных наказаний:

1. Предупреждение.

Предупреждение является мерой административного наказания, выраженной в форме официального порицания юридического или физического лица. Предупреждение, обычно, выносится письменно.

2. Административный штраф.

Административный штраф является мерой административного наказания, предусмотренной практически за все разновидности административных правонарушений.

Административный штраф – это денежное взыскание. Административный штраф нельзя применять к данной категории военнослужащих: к старшинам, сержантам, матросам, солдатам, которые проходят службу по призыву, и к курсантам военных образовательных учреждений и военных образовательных учреждений высшего образования до момента заключения контракта с ними.

3. Конфискация предмета или орудия совершения административного правонарушения.

Конфискация предмета, которое стало непосредственным объектом или орудием совершения административного правонарушения, подразумевает принудительное безвозмездное обращение данного предмета в государственную собственность. Конфискацию назначает судья. Может быть конфискован только предмет, который является личной собственностью нарушителя, если законодательными актами не предусмотрено иное.

4. Лишение специального права.

Лишение физических лица, совершивших административное правонарушение, предоставленного им ранее специального права определяется в случае грубого или систематического нарушения порядка пользования данным правом в тех случаях, которые предусматривают статьи Особенной части КоАП РФ.

Лишение такого права назначает судья (ч. 1 ст. 3.8). Срок лишения должен быть не менее 1 месяца и не более 3 лет.

5. Дисквалификация.

Дисквалификация подразумевает лишение физического лица прав на замещение должности государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы, замещение должности в составе исполнительного органа управления юр. лица, присутствия в совете директоров (наблюдательном совете), осуществление предпринимательской деятельности, направленной на управление юридическим лицом, осуществление управления юр. лицом в других случаях, которые предусматривает Российское законодательство, или осуществление деятельности, направленной на предоставление муниципальных и государственных услуг или деятельность по подготовке спортсменов (в том числе медицинское обеспечение) и проведения и организации спортивных мероприятий, или осуществления деятельности по проведению экспертизы в сфере промышленной безопасности, или осуществления медицинской деятельности или фармацевтической деятельности. Административное наказание в форме дисквалификации назначает судья. Дисквалификация может быть установлена сроком от 6 месяцев до 3 лет.

6. Административный запрет посещения мест проведения спортивных соревнований на момент их проведения. Административный запрет посещения мест проведения спортивных соревнований на момент их проведения предполагает временный запрет для гражданина посещения таких мест на момент проведения спортивных соревнований, устанавливается в случае нарушения норм поведения зрителей в ходе проведения спортивных соревнований. Назначает судья. Устанавливается сроком от 6 месяцев до 7 лет[47].

Делопроизводство об административных правонарушениях – это часть административного процесса.

Цель административного производства представлена достижением определенного результата – разрешения определенного административного дела. Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административных правонарушений формируется протокол, кроме случаев, которые предусматривает ст. 28.4 КоАП36.

В процессе составления протокола касаемо военнослужащего должны быть указаны сведения по факту особого статуса лица, относительно которого было возбуждено дело, также о месте службы (или учёбы), поскольку это может стать основанием направления материалов к месту службы или подразумевает особый порядок использования относительно военнослужащего норм административно-процессуального обеспечения, к примеру, доставления административного задержания.

Особый статус необходимо подтверждать соответствующим документом. Законодательно должностное лицо не обязано, при помощи каких-то дополнительных средств определять наличие такого статуса лица, которое привлекается к ответственности.

Обязанностью военнослужащего-нарушителя является передача органу административной юрисдикции данных о его нахождении на службе, не закрепленная законодательно, однако несообщение начальнику о факте совершения правонарушения может привести к дисциплинарной ответственности.

Существуют некоторые проблемы, когда военнослужащие свой статус скрывают, в процессе привлечения их к административной ответственности. Важно когда именно это было выяснено.

1. Во время первичного рассмотрения.

2. При опротестовании (обжаловании) вынесенного судебного решения, не вступившего еще в законную силу.

3. Когда решение уже вступило в силу, но срок давности для привлечения к ответственности еще не истёк.

4. Когда решение уже вступило в силу, а срок давности для привлечения к ответственности истёк.

В первом же случае при невозможном дальнейшем рассмотрении дела районным судом, выносится определение по направлению дела, учитывая подсудность в суд гарнизонный, а когда военнослужащий подлежит за деяние дисциплинарной ответственности, делопроизводство должно быть прекращено, а материалы направляются к месту несения службы (ч. 2 ст. 24.5)[48].

При опротестовании (обжаловании) решения, которое еще не вступило в законную силу, когда дело рассматривал неправомочный субъект (например, мировой судья) данным судьей должно быть отменено вынесенное постановление, а материалы дела с жалобой в 3-х срок направлены гарнизонному суду.

Если для военнослужащего предусмотрена дисциплинарная ответственность, делопроизводство должно быть прекращено, материалы дела же направляются к месту несения службы (ч. 2 ст. 24.5)[49].

В 3 случае в случае вынесения протеста прокурорами флотов, военных округов и прокурорами к ним приравненными, Главным военным прокурором РФ и заместителями постановление по делу об административном правонарушении подлежит пересмотру согласно порядку надзора окружными (или флотскими) военными судами, Судебной коллегией верховного суда РФ согласно законодательству о военных судах.

В 4 случае, принимая за основу ст. 47 Конституции РФ установлено, что никого нельзя лишать права рассмотрения его дела в суде и судьёй, к чьей подсудности его относит закон.

Если в случае рассмотрения жалобы о постановлении по делу о правонарушении административного характера выяснится, что к моменту рассмотрения жалобы истёк срок, то судья должен руководствоваться положениями ч. 1 ст. 4.5 и п.6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в соответствии с которыми по завершении определенных сроков давности вопрос о привлечении к административной ответственности лиц, привлекаемых к административной ответственности, не может обсуждаться, начатое же делопроизводство о правонарушении административного характера должно быть прекращено.

Судья решает отменить постановление и прекратить делопроизводство о правонарушении административного характера на основе п. 3 ч. 1 ст. 30.7.

Одновременно с этим, если лицо, которое привлекается к административной ответственности, при формировании протокола и при рассмотрении дела об административном правонарушении не отметило, что является военнослужащим, соответствующее заявление лица в ходе рассмотрения жалобы о постановлении по делу о правонарушении административного характера не может выступать в качестве основания для отмены данного постановления.

За правонарушения административного характера военнослужащие привлекаются также к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих понимается как обязанность военнослужащего претерпевать законодательно предусмотренные меры для дисциплинарного взыскания за нарушения воинской дисциплины и общественного порядка (дисциплинарные воинские правонарушения).

В качестве оснований дисциплинарной ответственности военнослужащих выступают, прежде всего, нормативные акты, которые определяют наказуемость и противоправность дисциплинарных правонарушений военнослужащих (основание правовое), и, кроме того, совершение дисциплинарного воинского правонарушения, то есть виновного противоправного действия (основание фактическое).

Дисциплинарный устав ВС РФ, регулирующий порядок использования дисциплинарной ответственности, не предполагает видового разнообразия составов правонарушений, как, к примеру, правовые нормативные акты, которые действуют в сфере административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарные правонарушения согласно ст. 48 Дисциплинарного устава ВС РФ – это нарушения общественного порядка или воинской дисциплины разного рода[50].

Нужно признать, что в принципы указанного акта входит определенная дифференциация правонарушений, выделяющая из общей их массы самые грубые правонарушения, но разделение это имеет рекомендательный характер, а в случае выбора размера и вида взыскания в каждом определенном случае может только учитываться.

Установление степени общественной опасности определенного дисциплинарного правонарушения, а также выбор инструментов дисциплинарного воздействия, соответствующих данной опасности возлагается целиком на усмотрение начальника (командира).

Если лица гражданские, которые работают на основании трудового договора, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности лишь решением руководителя организации (учреждения, предприятия), то военнослужащие к данной ответственности привлекаются любым их командиром (начальником).

Особенность дисциплинарной ответственности для военнослужащих состоит также в максимальной дифференциации объема прав начальников (командиров) по применению ее к военнослужащим.

Особым, для указанной разновидности юридической ответственности военнослужащих, выступает также то, что ДУ ВС РФ, помимо общих дисциплинарных взысканий, которые применяются к военнослужащим (выговор или строгий выговор), также предусматривает особые виды взысканий, которые применимы лишь к некоторым категориям военнослужащих согласно их воинским званиям (матросы (солдаты), сержанты (старшины), мичманы (прапорщики), офицеры), а также формы несения последними военной службы (по контракту или по призыву).

Исключительным является административный порядок использования дисциплинарной ответственности для военнослужащих.

Если относительно иных разновидностей юридической ответственности военнослужащих в некоторых случаях предусматривается необходимость обратиться в суд с целью наложения на правонарушителей соответствующих наказаний, дисциплинарная ответственность может применяться лишь согласно решению начальников (командиров).

Следует отметить, что законы, соблюдения которых от военнослужащих требует воинская дисциплина, - это те, которыми регулируются военно-служебные отношения.

Законы, которые регулируют, к примеру, порядок исполнения и заключения имущественных договоров, а также брачно-семейные отношения и пр., не касаются военно-служебной деятельности, и нарушение упомянутых нормативных актов не является нарушением дисциплины.

Исключение из этого правила представляют нарушения норм поведения военнослужащих на территории общественных мест, также во внеслужебное время (нормы поведения в случае нахождения на улицах в населенных пунктах, посещения парков, культурных учреждений и прочих мест общественного пользования).

Хотя данные правила распространяются на военнослужащих и остальных граждан, но согласно ст. 3 ДУ ВС РФ для военнослужащих являются требованием дисциплины. Нарушение данных правил также влечет к дисциплинарной ответственности.

В процессе разбирательства начальнику (командиру) нужно установить:

- в самом ли деле правонарушение имел место;

- когда, где и при каких именно обстоятельствах, с какой целью правонарушение был совершен;

- в чем выражался;

- наличие в бездействии (действии) вины конкретных лиц, степень вины всех при совершении правонарушения двумя и более лицами;

- последствия правонарушения;

- обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность виновного лица;

- условия и причины, способствовавшие совершению.

При установлении меры дисциплинарного взыскания и вины во внимание принимаются: характер деяния, обстоятельства, при которых оно было совершено, последствия, прежнее поведение лица, и продолжительность военной службы, а также степень осведомленности порядком несения службы.

Строгость взыскания растет, если правонарушение был совершен в период несения дежурства (службы) или при выполнении иных служебных обязанностей, в состоянии опьянения либо если он последствием имел значительное нарушение порядка.

Наложение на военнослужащего, который совершил правонарушение, дисциплинарного взыскания производится, обычно, через сутки, однако, не позже 10 суток с момента, когда начальник (командир) узнал о совершении правонарушения.

В случае наложения дисциплинарного взыскания начальнику (командиру) запрещается унижение личного достоинства подчиненного и допущение грубости.

Наложение на военнослужащего дисциплинарного взыскания, если он входил в суточный наряд (нес боевое дежурство), за правонарушения, которые он совершил в период несения службы, производится по окончании смены с наряда (или боевого дежурства) либо после его замены на другого военнослужащего, однако, не раньше, чем спустя сутки.

Если начальник (командир) в связи с тяжестью правонарушения, совершенного подчиненным, считает дисциплинарную власть, предоставленную ему, недостаточной, он возбуждает ходатайство по наложению на виновного взыскания властью старшего начальника (командира).

Старший начальник (командир) не может уменьшить или отменить дисциплинарное взыскание, которое наложил младший командир (начальник), в связи со строгостью взыскания, если последним не была превышена предоставленная ему власть. Но он обладает правом на отмену дисциплинарного взыскания, наложенного младшим начальником (командиром), если установит, что взыскание это не совпадает с тяжестью совершенного правонарушения, а затем наложить взыскание более строгое.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.027 с.)