Понятие и виды военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды военнослужащих



Военнослужащие – это лица, проходящие военную государственную службу в специальных учреждениях в установленном законодательством порядке.

Прохождение военной службы доступно всем гражданам в качестве профессиональной государственной службы (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Также данное положение установлено в п. "с" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах[11].

Таким образом, в действующем законодательстве установлено, что все граждане не зависимо от расы, нации, пола, религии и других отличительных признаков имеют доступ к прохождению гражданской службы.

Прохождение военной службы по контракту доступно мужчинам и женщинам в возрасте от 18 лет. Призыву к военной службе подлежат лица мужского пола от 18 до 27 лет.

Ограничениями для прохождения военной службы по контракту могут служить медицинские показания, а также физические и психологические недостатки. Ограничения, препятствующие прохождению военной службы установлены в ФЗ "О воинский обязанности и военной службе".

Лицо, поступающее на военную службу, берет на себя обязанности, соответствующие военной службе, а также исполнение боевых задач, задач в условиях вооруженных конфликтов и чрезвычайного положения, военнослужащий становится абсолютным субъектом, на которого возлагается дисциплинарная ответственность.

При поступлении на военную службу возникают военно-служебные отношения. Их специфика зависит от категории военнослужащего.

Порядок прохождения присяги установлен в положение п. 1 ст. 41 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В данной статье указывается, что лица, поступающие на военную службу впервые должны проходить присягу после прохождения основной подготовки.

При поступлении на военную службу производится присвоение воинских званий.

Список лиц, являющихся военнослужащими установлен в положениях п. 1 ст. 2 ФЗ "О статусе военнослужащих".

В данном документе установлено, что военнослужащими являются:

- проходящие по контракту военную службу офицеры, прапорщики, курсанты, сержанты;

- офицеры, призванные на военную службу по указу Президента РФ.

Граждане, которые пребывают в запасе и призванные на сборы, военнослужащими не являются, однако в некоторых случаях они могут быть приравнены к военнослужащим по правовому положению (п. 2 ст. 2 ФЗ "О статусе военнослужащих"). Присвоение им статуса военнослужащих происходит не полностью и лишь для социально-правовой их защиты при наступлении неблагоприятных последствий в процессе прохождения военных сборов (к примеру, причинения вреда здоровью и жизни). Они проходят военные сборы в соответствии с воинскими званиями запаса.

Понятие "военнослужащий" обладает следующими признаками:

- прежде всего, военнослужащий является физическим лицом, как правило, гражданином РФ не младше 18 лет, призванным для прохождения военной службы или поступившим на службу добровольно, то есть на контрактной основе. Лицо, которое зачислено на военную службу, выступает в качестве стороны военно-служебного правоотношения;

- кроме того, военнослужащий обязан соответствовать требованиям, которые предъявляет законодательство в сфере военной службы;

- также военнослужащий получает воинское звание в определенном порядке;

- военнослужащий исполняет функции в государственных органах и организациях, где закон предусматривает военную службу, в административно-политической области (военная безопасность и оборона);

- военнослужащие принимают Военную присягу на верность государству - Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, обычно, военную службу проходит в соответствии с воинской должностью.

Согласно ст.ст. 42 и 44 упомянутого закона есть возможность прикомандировать военнослужащих к органам государственной власти, прочим государственным учреждениям и органам, исполнительной власти субъектов РФ, международным организациям согласно международным договорам Российской Федерации, унитарным государственным предприятиям, чье имущество находится в собственности государства, акционерным обществам, чьи 100% акций находятся в собственности государства и выполняющие работу для безопасности и обороны государства.

 Между тем, военнослужащие, которые прикомандированы к указанным органам, организациям и учреждениям, относятся к числу государственных органов исполнительной власти, воинских формирований и войск, где ранее они проходили службу. Новые контракты на предмет прохождения военной службы с упомянутыми военнослужащими заключают должностные лица, определенные руководители государственных органов исполнительной власти, где ими осуществлялось прохождение военной службы (п. 3 ст. 18 Положения о порядке прохождения военной службы[12]).

Таким образом, поступление на военную службу является условием для признания гражданина "военнослужащим".

Военослужащих принято классифицировать по следующим признакам:

1) по разновидности военной службы;

2) по служебно-правовому статусу;

3) по должностному статусу;

4) по исполняемым полномочиям.

Самый многочисленный состав военнослужащих представлен солдатами и матросами, старшинами и сержантами в соответствии с законодательством Российской Федерации, рядовые в Советских Вооруженных Силах, а также нижние чины русской армии. Лица упомянутого состава выступают в качестве главных исполнителей задач, которые стоят перед военными органами любой страны.

В качестве еще одной категории военнослужащих согласно российскому законодательству выступают мичманы и прапорщики.

Правовое положение прапорщиков и мичманов близко к правовому положению младших офицеров. Их назначение заключается в обеспечении деятельности офицеров, административно-хозяйственном управлении подчиненными подразделениями, выполнении функций специалистов, соответствующих уровню среднего и высшего профессионального образования. Прием на службу лиц в качестве мичманов и прапорщиков производится лишь на добровольной основе.

В соответствие с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в состав офицеров входят граждане, проходящие службу по контракту. Также звание офицеров присваивается гражданам, призванным на службу по указу Президента РФ.

Система военнослужащих предполагает иерархическую систему в соответствие с военными званиями. Также военнослужащие разделяются на подчиненных и начальников. В соответствие с военным званиям служащие должны соблюдать субординацию и дисциплину.

В ст. 31 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ[13] представлена классификация военнослужащих по званиям.

Систему подчинения по званиям военнослужащих регламентировано в ст. 31 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ..

Воинское звание или служебное положение военнослужащего обуславливает степень его подчиненности вышестоящим начальникам и уровень его власти над нижестоящими подчиненными.

Начальник согласно принципу единовластия имеет право приказывать подчинённому, и тот должен его беспрекословно выполнять его приказания. Прямыми начальниками являются те начальники, которым военнослужащие должны подчиняться в соответствии с воинскими званиями. Самый близкий по службе прямой начальник является непосредственным начальником. На этом основании можно сделать вывод, что именно должностное положение военнослужащих и является определяющим критерием их служебного подчинения.

Но в некоторых случаях воинские звания, такие как маршал РФ, адмиралы флота и генералы армии автоматически делают этих военнослужащих начальниками по отношению к другим военнослужащим, даже если они имеют высокое должностное положение.

Устав также регламентирует случаи, если военнослужащие выполняют совместные обязанности, то в этом случае начальника из них назначает их непосредственный начальник, если этого не произошло, то начальником должен быть старший по должности, в противном случае, когда должности одинаковые, значение имеет воинское звание.

Также некоторые военнослужащие могут быть старшими или младшими по званию.

Воинские звания определяют старшинство военнослужащих. Старшинство в свою очередь налагает на старших по званию определенные обязанности и права. Так, например старший по званию имеет право требовать от нижестоящих по званию военнослужащих устранения нарушений, которые он допустил, это касается и ненадлежащего внешнего вида военнослужащих, неправомерного его поведения, и нарушений им общественного порядка или воинской дисциплины. В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных сил РФ младшие по званию должны немедленно и беспрекословно подчиниться требованиям старших по званию.

Также начальник имеет право налаживать взыскания на подчиненных. ДУ ВС РФ (ст.ст. 11-16, 50-83) определяет категорию лиц, обладающим таким правом.

Военнослужащие служат, как правило, на военной службе, но бывает, что некоторые из них занимают государственные должности или несут службу в других местах, не относящихся к объектам воинской службы. Военная служба происходит обычно согласно штатному расписанию непосредственно воинских частей, а также органов управления этими частями.

Но бывает, что военнослужащий командируется в некоторые организации, где не имеется военной службы, но требуется его присутствие. Также бывают ситуации, когда военнослужащего зачисляют в распоряжение командира.

Остановимся на случаях военной службы, связанной с командировками военнослужащих в некоторые учреждения и организации. Обычно в категорию таких организаций подпадают государственные органы и учреждения, акционерные общества и унитарные государственные предприятия, на которых ведется работа, связанная с оборонной стратегией страны (ст. 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). В этих случаях командированные военнослужащие чаще всего выполняют специальные задания, то есть они могут быть консультантами, экспертами, и так далее.

 Иногда военнослужащие в рамках военной службы занимают государственные должности государственных и федеральных служащих, это и военные прокуроры, и военные следователи, судьи и работники военных судов, должности в исполнительных органах федерального уровня и так далее.

Помимо этого, военнослужащие в силу разных причин могут зачисляться в распоряжение начальников и командиров.

Такой вид зачисления регулируется п. 4 ст. 42 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы.

В соответствие с указанным выше документом, зачисление военнослужащего распоряжением начальника разрешается по следующим условиям:

а) при освобождении военнослужащего на срок до 3 месяцев;

б) если военнослужащего освободили от воинской должности из-за проведения организационно-штатных мероприятий до 6 месяцев;

в) при возбуждение уголовного дела на военнослужащего;

г) при прохождение военнослужащим стационарного лечения;

д) при переводе з вооруженных сил в орган исполнительной власти, и наоборот на срок – до 3 месяцев;

е) при отсутствии военнослужащего более 1 месяца;

ж) при попадании военнослужащего в плен;

з) при реформировании или сокращение воинской части;

и) при увольнении работника и удаление его из списка личного состава части в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

При прохождение военной службы каждый получает военное звание, в соответствие с которым он наделяется определенными функциями и полномочиями: руководители, исполнители и вспомогательный персонал.

Как и на любой службе, в военной также есть и руководители и подчиненные. На военной службе руководителями являются командиры и начальники.

Военные командиры стоят во главе

- органов военного управления и учреждений, на которых ведется военная служба;

- воинских частей и структурных военных подразделений.

В рамках военной службы командир и начальник – это два разных звания, которые имеют отличия в функциональных обязательствах.

Командиры стоят во главе воинских частей боевого предназначения, а начальники руководят органами управления воинских частей.

Также начальники осуществляют командование учебными центрами и заведениями, воинскими структурными подразделениями.

Командующие стоят во главе всех воинских объединений и организаций.

Таким образом, каждый командир является начальником для своих подчиненных, но при этом не каждый начальник может быть командиром. Как мы видим разница в должностных полномочиях, и является главным отличием понятия «командир» и «начальник».

Командование - это управление армией, которое заключается в целенаправленной деятельности всех командиров и начальников по поддержанию постоянной боевой готовности воинских соединений и частей, а также по подготовке их к ведению боевых действий.

А вот ведение административно-хозяйственной деятельности заключается в том, чтобы органы боевого назначения были обеспечены необходимым для выполнения своих боевых задач, то есть они как бы выполняют вспомогательную роль. И с другой стороны хоть эта роль и вспомогательная, но она имеет большое значение в обеспечении жизнедеятельности армии.

Таким образом, командиры обладают, как и командными полномочиями, так и хозяйственными, так например командующий округом может командовать не только конкретно боевыми частями, но и заниматься решением вопросов административно-хозяйственного характера.

Начальники же в отличие от командира обладают только административно-хозяйственными полномочиями.

Для того чтобы быть командиром, требуется немало внутренних сил и энергии в отличие от управления административно-хозяйственной деятельностью. Для того, чтобы управлять боевыми действиями, необходимо обладать такими качествами, как решительность, гибкость ума, умение быстро принимать решения, брать ответственность на себя, и так далее. Вот поэтому и так различны правовые статусы начальников и командиров, командиры имеют больше привилегий, чем начальники, им полагаются и особое довольствие, и различные добавки к денежному довольствию, и право получения дополнительной жилплощади и так далее.

Многие считают, что «воинская часть» и «войсковая часть» означает одно и то же, но они в этом заблуждаются. Войсковая часть - это условное цифровое наименование воинского формирования, которая присваивается ему в целях военной секретности.

Регламент присвоения условных и действительных наименований изложен в «Инструкции о порядке определения, ведения учета и организации условных и действительных наименований органов военного управления, соединений, объединений, воинских частей и организаций ВС РФ», утвержденной приказом министра обороны РФ от 12 апреля 2001 года.

Эта инструкция содержит перечень управлений, штабов, и других различных воинских формирований, которые получают условное наименование "войсковой части".

Воинские части - это боевые подразделения, которые состоят на бюджете у государства и являются самостоятельными единицами во всех отношениях, деятельность которых регламентируется общевойсковыми уставами. К ним относятся корабли всех рангов, полки, отдельные батальоны (эскадрильи, дивизионы), которые не являются частью полков, кроме того отдельные роты, которые не входят в состав полков и батальонов.

 Статья 124 УВС ВС РФ указывает на то, что обязанности командира отдельного батальона или корабля 2 ранга идентичны обязанностям командира полка или корабля 1 ранга. Если сравнивать дисциплинарные права, которые соответствуют типовым должностям военнослужащих ВС РФ (прил. 1 к ДУ ВС РФ), то можно увидеть, что войсковые должности, такие, как командир отдельного батальона или авиаэскадрильи, дивизиона идентичен корабельной должности командирам корабля 2 ранга и командира дивизиона кораблей 3 ранга, а командир отдельной роты идентичен командиру боевой части корабля 1 ранга.

 Также анализируя эту таблицу, можно сказать, что командиры отдельных взводов, рот, а также командиры боевых частей кораблей 3,2 и 1 ранга, и вышестоящие и равные им командиры входят в число командиров воинских частей.

Органы военного управления, расположенные на определённой территории называются местными органами. В состав местных военных органов управления входя военные комиссариаты.

Военный комендант руководит гарнизонной и комендантской службой.

Рассмотренные выше военные должностные лица имеют в распоряжение подчиненных. Каждое военное звание наделено своими функциями и полномочиями.

Также в системе военной службы находятся исполнители, в задачи которых входит выполнение определенных служебных обязанностей. К специалистам относятся служащие, не имеющие воинских должностных лиц, но осуществляющиеся профессиональную деятельность в военных учреждениях и организациях.

Следующая категория – обеспечивающий персонал.

Данные служащие занимаются решением задач по обеспечению служебной деятельности должностных воинских лиц (инженеры, бухгалтеры и т.д.).

Как правило численность обеспечивающего персонала в военных учреждениях не многочисленна.

Также в системе военной службы имеется особая категория, наделенная государственно-властными полномочиями (судьи военных судов, следователи, прокуроры).

Таким образом, Военнослужащие – это лица, проходящие военную государственную службу в специальных учреждениях в установленном законодательством порядке, наделенные определенным статусом и званием.

 

1. 3. Понятие правового статуса военнослужащего и его содержание

Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы. Ее сутью является повседневное выполнение гражданами их воинских обязанностей.

В России военная служба всегда была почетной обязанностью и священным долгом, который является исключительным по необходимости и важности. Выполнение обязанностей службы в ВС РФ предполагает принятие непосредственного участия в ведении боевых действий, стандартную боевую подготовку, прочие виды обучения и подготовки, непрерывное совершенствование всеми военнослужащими воинского мастерства, боевое дежурства, гарнизонная и внутренняя служба, соблюдение положений воинской дисциплины.

Главной задачей военной службы является целенаправленная и постоянная подготовка к защите либо вооруженная защита территориальных границ РФ. Военная служба имеет существенные отличия от государственной службы.

Так, для граждан, проходящих военную службу, предусмотрены повышенные требования в отношении состояния здоровья, образовательного уровня, морально-психологических качеств и уровня физической подготовки.

Особенностью военной службы также является абсолютное принятие Военной присяги любым гражданином. Военную присягу граждане принимают на верность Родине - Российской Федерации.

В основе законодательства Российской Федерации в сфере обороны лежит прежде всего Конституция РФ.

Согласно статье 59 Конституции РФ определено, что защита Отечества – это долг и обязанность гражданина РФ[14].

Глава государства – Президент РФ. Во время вступления в должность он приносит присягу народу, где клянется в рамках осуществления своих полномочий охранять и уважать свободы и права гражданина и человека, защищать и соблюдать Конституцию РФ, защищать независимость и суверенитет, целостность и безопасность государства, а также верно служить своему народу (статьи 80, 82).

Конституция РФ дает Президенту РФ право на:

1) формирование и руководство Советом безопасности РФ;

2) утверждение военной доктрины страны;

3) назначение и освобождение высшего командования ВС РФ (ст. 83).

Президент РФ также является и Верховным Глав­нокомандующим ВС и при агрессии против страны либо непосредственной угрозе агрессии может ввести во всей стране или в ее отдельных территориях военное положение (ст. 87).

Меры, направленные на обеспечение государственной безопасности и обороны страны, осуществляет Правительство РФ (ст. 114).

На базе положений Конституции принимаются и разрабатываются законодательные акты, детально определяющие правовые вопросы, которые касаются военного строительства и обороны.

 В качестве базового правового акта военного законодательства выступает ФЗ РФ «Об обороне»[15].

Он определяет:

1) организацию и основы обороны;

2) полномочия органов власти РФ в отношении обороны;

3) функции, исполняемые органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также организациями, а кроме того обязанности должностных лиц, обязанности и права граждан в отношении обороны;

4) назначение, руководство и комплектование ВС РФ, функции Генерального штаба и Министерства обороны;

5) главные положения - военное положение, состояние войны, гражданская оборона, мобилизация и территориальная оборона;

6) положение по ограничению деятельности общественных объединений и политических партий в ВС РФ.

Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» определяются права, ответственность и обязанности военнослужащих, а также основы социальной и правовой защиты военнослужащих[16].

Повседневную деятельность военнослужащих, быт, жизнь, несение службы, подготовку к исполнению должностных обязанностей регламентируют Уставы, подразделяемые на общевоинские и боевые.

Общевоинскими уставами устанавливаются общие для различных видов ВС положения, которые определяют взаимоотношения военнослужащих, их должностные и общие права и обязанности, порядок несения гарнизонной, караульной и внутренней служб.

В число общевоинских уставов входят: Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Устав караульной и гарнизонной служб ВС РФ[17].

Порядок проведения воинского учета среди граждан, их подготовки к несению военной службы, призыва на военную службу и прохождения закрепляет Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»[18], Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», содержащий «Положение о порядке прохождения военной службы»[19].

Законом определяется кто, на каких условиях и основаниях обязан и может служить в Армии, к примеру:

1) Граждане - добровольно (на контрактной основе) и по призыву;

2) Иностранные граждане - на контрактной основе в рамках воинских должностей матросов, солдат, старшин и сержантов и пр.

В соответствии с Законом, для службы могут в Армии призываться мужчины 18-27 лет, не находящиеся в запасе. Кроме того Закон определяет кто не может быть призван и для кого предусмотрена отсрочка от службы.

На основе Закона, граждане, освобождающиеся от прохождения службы, могут быть разделены на 3 группы. В первую из них входят:

а) граждане, которые не могут служить в силу состояния здоровья;

б) лица, которые прошли или проходят альтернативную гражданскую службу или службу в ВС РФ или другого государства.

Вторая группа составлена гражданами, имеющими право освобождения от призыва на службу:

а) граждане, которые имеют учёную степень;

б) лица, отцы, или родные братья которых погибли (умерли) в ходе несения службы в Армии либо военных сборов, от увечий, болезней и пр., которые были получены ими в указанное время.

И третью группу составляют граждане:

а) отбывающие наказание, которое было им назначено согласно УК РФ;

б) имеющие непогашенную, неснятую судимость;

в) находящиеся под следствием.

Категории граждан, которые имеют право на отсрочку от прохождения службы, содержит статья 24 «Отсрочка от призыва граждан на военную службу» указанного ранее ФЗ.

Согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба должна быть определена в качестве особого вида федеральной государственной службы, не имеющими подданства (гражданства) иностранного государства, в ВС РФ а также в составе войск национальной гвардии РФ, дорожно-строительных и инженерно-технических воинских формированиях в рамках федеральных органов исполнительной власти, а также спасательных воинских формированиях органа исполнительной власти, который уполномочен решать задачи в сфере гражданской обороны, СВР и органах ФСБ России, военной прокуратуры, государственной охраны, следственных органах СК РФ, федеральном органе по обеспечению мобилизационной подготовки в органах государственной власти РФ, воинских частях федеральной противопожарной службы, создаваемых в военное время особых формированиях, гражданами же, которые имеют подданство (гражданство) иностранного государства, а также иностранными гражданами – в ВС РФ и различных воинских формированиях. Граждане, проходящие военную службу, получают воинские звания[20].

На данный момент срок службы для военнослужащих по призыву равен 12 месяцам.

Несение военной службы на контрактной основе является направлением реформирования в Российской армии. Речь идет о добровольной службе, когда заключается контракт между гражданином и Министерством обороны РФ, согласно которому он обязуется нести военную службу на конкретных условиях.

Согласно законодательству, контракт должен заключаться письменно в соответствии с типовой формой.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к гражданину (или иностранному гражданину), который поступает в Армию на службу по контракту, он обязан:

1) знать русский язык;

2) отвечать медицинским требованиям;

3) отвечать профессионально-психологическим требованиям, которые предъявляются к службе в рамках конкретных военно-учётных специальностей;

4) отвечать требованиям уровня образования, физической и профессиональной подготовки.

Впервые контракт на предмет прохождения службы может заключаться гражданами 18-40 лет, иностранными гражданами 18-30 лет. Круг лиц, обладающих правом заключения первого (к примеру, гражданами, по призыву отслужившими не меньше шести месяцев) либо очередного контракта, порядок его заключения, условия, а кроме того некоторые другие положения, кающиеся прохождения службы, содержит Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»[21].

Конституция РФ закрепляет положение: в случае невозможности несения гражданином в связи с его убеждениями, религиозными взглядами военной службы, а кроме того в случаях, которые предусмотрены законодательно, он имеет право её заменить на альтернативную гражданскую службу[22].

В том числе, ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»[23] и постановлением Правительства «Об утверждении положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы»[24] рассматриваются и устанавливаются следующие положения и вопросы:

1) основания, на которых граждане могут заменить вид службы;

2) сроки, место, порядок и условия, на которых проходит альтернативная гражданская служба;

3) обязанности и права граждан в процессе прохождения службы и пр.

К примеру, если гражданин был направлен для прохождения альтернативной службы после 1 января 2008 г., он должен отслужить не менее 18 месяцев.

Кроме названных выше граждан, службу по призыву заменить на альтернативную гражданскую службу имеют право представители коренных малочисленных народов, и пр.

В законодательстве установлен специальный статус военнослужащего, который отличает его от обычных граждан.  Так, военнослужащий наделен всеми общими правами и обязанностями в соответствие с Конституцией РФ (гл. 2), как и простой гражданин РФ, а с другой стороны эта категория граждан выполняет особую функцию по защите государства и общества, и в связи с этим в предоставлении прав и свобод имеются некоторые ограничение. Но ввиду особого своего статуса военнослужащие для обеспечения своей военной деятельности на высоком уровне также имеют и особые права. То есть военнослужащие имеют право:

- согласно уставам ВС РФ и законодательству РФ иметь, носить, применять и хранить оружие;

- знакомиться с должностными инструкциями в соответствии с занимаемой должностью, с условиями конкурса для продвижения по службе, и с организационно-техническими условиями, которые требуются для выполнения своих должностных обязанностей;

- продвигаться по службе;

- проходить переподготовку и повышать квалификацию;

- получать заработную труда и пенсию, а также другие виды социальной помощи.

Военнослужащие имеют право защищать свою честь и достоинство. Поэтому если происходит нарушение такого права в отношении какого- то военнослужащего, то он имеет право потребовать расследования этого нарушения для того, чтобы опровергнуть сведения, которые опорочили его честь и достоинство. Также он может подать рапорт вышестоящим начальникам вплоть до главы Министерства обороны, органам военной прокуратуры. Но он также имеет право обратиться с жалобой и в государственные органы власти (ст. 109).

Права военнослужащих, которые связанны с получением материального обеспечения в какой - то мере являются поощрением, стимулом для военнослужащих, то есть являются своеобразной мотивацией для более эффективной их служебной деятельности.

В самом деле, в некотором смысле, они взаимосвязана с некоторыми правами военнослужащих, но при этом для них предоставляется отдельное право на льготы, а также освобождение от некоторых государственных обязанностей.

Вследствие того, что военнослужащие выполняют особую специфичную деятельность, сопряженную с риском и для жизни и здоровья имеют некоторые ограничения в правах и свободах, им предоставляются компенсирующие им все это права.

В большинстве случаев это право:

 а) продвигаться по службе (карьера);

б) получать государственное материальное обеспечение и отдых;

в) получать юридическую защиту;

 г) иметь льготы;

 д) на получения поощрений.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных прав.

 В ФЗ "О статусе военнослужащих" имеется отдельная статья о продвижении по службе (о карьере), в которой говорится о том, что каждый военнослужащий имеет право:

- замещать воинскую должность, а также занимать вышестоящую воинскую должность, если у него имеется соответствующая профессиональная квалификация, достойные результаты военной службы, а также по результатам проводимых конкурсов;

- повышать свою квалификацию, если этого требует дальнейшая военная служба.

Следующее право военнослужащего на получение материального обеспечения:

- получать денежное довольствие. Также необходимо отметить тот факт, что денежное довольствие зависит от условий и места службы, от рода войск, от особенностей несения службы, от размера натурального обеспечения и других факторов;

- на предоставление ежегодного отпуска, который военнослужащий может использовать по частям. Продолжительность этого отпуска зависит от срока службы. Помимо этого, отпуска военнослужащий может рассчитывать на отпуск на учебу, отпуск по болезни и по личным обстоятельствам;

- получать бесплатное медицинское обслуживание;

- получать пенсию и страховые возмещения.

Военнослужащие в соответствие со своим государственным статусом наделяются специальными льготами:

- льготы на жилье, то есть за ними сохраняется ранее занимаемое ими жилье, а некоторые военнослужащие имеют право на льготное получение жилья, и на получения материальной помощи на индивидуальное строительство жилья и так далее;

- льготы в медицинском обслуживании, которые выражаются в получении бесплатных лекарств, бесплатном прохождении медицинских осмотров, получении бесплатных или со скидкой санаторно-курортных путевок и так далее;

- льготы в обучении в учебных заведениях, а также при посещении определенных культурно-просветительных учреждений и спортивных сооружений;

- льготы на проезд на всех видах транспорта;

- льготы в связи с военной службой в особых условиях. Это может быть и повышенное денежное довольствие, и выслуга лет при назначении пенсии и так далее.

К категории прав можно отнести особенный вид права, это право на получение поощрений. Они являются действенным инструментом стимулирования военнослужащего к личностному росту и профессиональному успеху.

Правом поощрять военнослужащих обладают только начальники и командиры, что установлено правовыми нормативными актами.

Поощрение военнослужащих несет на себе различные функции, это и воспитательная, мотивационная, идеологическая, стимулирующая, социального контроля, а также служит методом усовершенствования воинской дисциплины.

Поощрение военнослужащих по своей значимости является одной из важных сторон воинской службы. И выражается оно в правовом воздействии начальников или других органов и должностных лиц (Президент РФ, Правительство РФ и пр.) на военнослужащих, на их волю, интересы, стремления, для побуждения и поддержания их военной активности.

Чтобы поощрение осуществляло свою стимулирующую функцию необходимо:

1) иметь конкретный положительный результат за деятельность или заслуги;

2) быть назначено непосредственно после получения конкретного положительного результата;

3) должно соответствовать заслуге или результату;

4) применяться персонально военнослужащему. Но иногда поощрение может выноситься и коллективу, если отличный результат показал весь коллектив.

Поощрения бывают разных видов и применяются они начиная с самых низких, постепенно переходя к более высоким поощрениям, что само по себе имеет стимулирующий эффект для военнослужащих, служит мотивацией для получения более высоких поощрений. Но эта постепенность не запрещает командирам и начальникам в случае необходимости поощрять военнослужащего более высоким поощрением в зависимости от его заслуг.

Поощрение нельзя осуществлять без оглашения, о нем необходимо объявить всему личному составу подразделения, в котором служит поощряемый военнослужащий.

И если поощрение было объявлено, то никак нельзя не сделать его достоверным, необходимо довести начатое дело с поощрением до логического конца, то есть если это было объявление о награждении грамотой, то необходимо вручить грамоту и так далее.

И как предусматривает ст. 17 ДУ ВС РФ применение поощрений - это право субъектов управления, то есть начальников (командиров). А подчиненные военнослужащие не имеют право своими силами обеспечить удовлетворение своих интересов.

В силу субъективности начальник (командир) сам в соответствии со своим мнением и оценкой имеет право применять разрешенные ДУ ВС РФ поощрения. Военнослужащий в случае получения поощрения может интересоваться правовыми последствиями этого поощрения.

Кроме того, ДУ ВС РФ предполагает исполнение начальником (командиром) своих обязанностей, касающихся поощрения конкретного военнослужащего (или военнослужащих воинских частей, подразделений и пр.), и реальное получение поощрения военнослужащим обуславливает его поведение, чем достигается цель, которую преследовал законодатель.

Но если посмотреть на виды поощрений и на правила их применения, то можно сказать что в этом процессе реализации применения поощрений большую роль играет субъективное мнение начальника или командира. А это в свою очередь снижает эффективность результатов от применения поощрения в качестве метода улучшения воинской дисциплины.

Поощрение в зависимости от того, кого поощряют, может быть персональное или коллективное. В зависимости от содержания - материальное, моральное поощрение или содержащее и тот и другой аспект. Также поощрения делятся в зависимости от статуса лиц или органов, которые поощряют на:

1) поощрения, которые получены от непосредственных начальников или командиров;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.167 с.)