Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы правовой регламентации привлечения военнослужащих к юридической ответственности
Проблема привлечения военнослужащих к юридической ответственности за совершённые правонарушения – это одна из наиболее актуальных тем обсуждения для правоприменителей в целом в военно-судебной системе. Имеет место достаточно большое количество сложных вопросов, которые возникают в процессе применения норм КоАП РФ, в отношении привлечения военнослужащих к административной ответственности. Большинство правонарушений военнослужащие совершают в области правил дорожного движения. Каждое производство по делам об административном правонарушении \ в области правил дорожного движения начинается составлением протокола и оформлением иных материалов в рамках дела, на месте совершения правонарушения. Данное право имеют сотрудники ДПС ГИБДД. Исполняя свои должностные обязанности, они не всегда ответственно и правильно выполняют свои функции, и вследствие этого, потом это в негативном ключе сказывается на ходе всего судебного разбирательства в отношении совершенного административного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется к судье, в орган или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Одновременно с этим, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ категория дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими в сфере дорожного движения должен рассматривать гарнизонный военный суд. Несмотря на ясность и четкость указанных выше норм, сотрудники ДПС, определив, что в качестве субъекта административного правонарушения выступает военнослужащий (особый субъект) - в нарушение закона направляются протоколы и иные материалы дела мировым судам по месту жительства данных военнослужащих. Существует ряд проблемных моментов, с которыми судья гарнизонного военного суда сталкивается в ходе отправлении правосудия в сфере административных правонарушений. Принято выделять следующие: 1) Извещение военнослужащих, совершивших административные правонарушения, которые проходят военную службу в иных гарнизонах. 2) Неявка в суд, в виду болезни. 3) Неявка в виду командировки. Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении невозможно рассматривать без участия лиц, в отношении которых ведется данное производство по делу об административном правонарушении, в случае наличия данных о соответствующем извещении лица по вопросам времени и места рассмотрения дела, и если лицо не заявило о ходатайстве на отложение рассмотрения дела, либо это ходатайство не было удовлетворено.
При этом, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, законодателем отводится только 2 месяца для привлечения совершившего правонарушение лица к административной ответственности. В то же время данный срок может быть приостановлен в одном только случае – в соответствии с ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ, в случае передачи протокола по месту жительства согласно протоколу. В качестве одного из самых распространенных способов избежать привлечения к административной ответственности среди военнослужащих является уклонение от получения повестки из суда. В соответствии с ч. 2 с. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении невозможно рассматривать без участия лиц, в отношении которых ведется делопроизводство об административном правонарушении, в случае наличия данных о соответствующем извещении лица по вопросам времени и места рассмотрения дела, и если лицо не заявило о ходатайстве на отложение рассмотрения дела, либо это ходатайство не было удовлетворено[51]. В соответствии с пунктом 6 Постановления пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 (далее – ПП ВС РФ № 5), в целях соблюдения установленных статьёй 29.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц, о времени и месте судебного рассмотрения[52]. Так, по делу об административном правонарушении совершенным рядовым Ч. в одном из населенных пунктов Томской области и привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 12.26, было установлено, что данный военнослужащий проходит службу в воинской части дислоцированной в Чеченской республике. Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ,, дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения[53].
В соответствии с пунктом 6 ПП ВС РФ № 5, в целях соблюдения установленных статьёй 29.6 КоАП РФ, сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц, о времени и месте судебного рассмотрения[54]. К сожалению, это не всегда удается на практике. Так, по делу об административном правонарушении совершенным рядовым Ч. в одном из населенных пунктов Томской области и привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 12.26, было установлено, что данный военнослужащий проходит службу в воинской части дислоцированной в Чеченской республике. Судебное заседание, по ходатайству Ч. и его защитника неоднократно откладывалось, в связи невозможностью последних участвовать в рассмотрении дела для осуществления права на защиту. В то же время, срок привлечения к административной ответственности истекал, и судьей, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, было принято решение о рассмотрении дела в отсутствии лица совершившего правонарушение. На судебное заседание были вызваны свидетели, указанные в протоколе об административном правонарушении, которые подтвердили подлинность своих подписей, как в вышеуказанном протоколе, так и в протоколах об отстранении от управления транспортным средством и направлении на медицинское освидетельствование. Так же, вызванный в суд инспектор ДПС ГИБДД, подтвердил обоснованность составления протокола об административном правонарушении. Защитник, в свою очередь заявил о недопустимости доказательств, виде показаний инспектора ДПС, ввиду того, что данное лицо заинтересованно в привлечении Ч. к административной ответственности. Между тем, вопреки данному утверждению защитника, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не исключает участия в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении должностного лица составившего протокол. Данная позиция находит свое отражение в определении Конституционного суда Российской Федерации от 29 мая 2007 года № 346-О- О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кондрашина А.В. на нарушение его прав рядом положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также решениями судов общей юрисдикции»[55]. Вышеуказанные обстоятельства в совокупности с другими материалами дела получили надлежащую оценку судьи и были учтены при принятии решения. Постановлением судьи гарнизонного военного суда Ч. был лишен права управления транспортным средством сроком на два года. Данное постановление было обжаловано в суд кассационной инстанции, который, рассмотрев доводы в представленной защитником жалобе не нашел оснований способных повлечь отмену либо изменение постановление судьи гарнизонного военного суда. Также, распространенным способом уйти от ответственности является неявка в связи с болезнью, с которой военнослужащие под разными предлогами проходят лечение в стационарных условиях, где находятся до окончания срока привлечения к административной ответственности.
Различного рода медицинские справки прилагаются в обоснование заявленных ходатайств об отложении судебного разбирательства в связи с болезнью. Содержание данных справок также разнообразно, в принципе как и история их происхождения. Военнослужащие, часто имея хорошие взаимоотношения с медицинскими работниками военных поликлиник и госпиталей, решают пройти «курс лечения» именно в то время, когда протокол и другие материалы дела по факту совершения ими административного правонарушения рассматриваются судом. В данной ситуации, представляется, что по смыслу части 2 статьи 24.4 КоАП РФ, судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела, в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Учитывая, что многие военнослужащие пытаются уйти от ответственности, предоставляя различные медицинские справки о том, что они проходят лечение или медицинское обследование в течение срока привлечения к ответственности, было бы целесообразно при получении сообщения о нахождении привлекаемого к ответственности лица на лечении, делать соответствующее медицинское учреждение запрос о том, с каким именно заболеванием военнослужащий лечится, и о его возможности по состоянию здоровья участвовать в суде, после чего принимать решение по заявленному ходатайству. Неявка на судебное заседание в связи с командировкой. Часто с ходатайствами об отложении судебного рассмотрения дела военнослужащие представляют суду командировочные удостоверения и приказы командиров воинских частей, подтверждающие их реальное убытие в другие города, воинские части или объекты. Специфика военной службы подразумевает постановку различных задач перед военнослужащими, в том числе и внеплановые командировки связанные как с обучением военнослужащих, так и с выполнением боевых задач. Но, к сожалению, немало военнослужащих представляют фиктивные документы, подтверждающие их убытие в отдаленные регионы в связи со служебной надобностью. Тем самым, иногда, не без помощи должностных лиц воинских частей в которых проходят службу данные военнослужащие, пытаются избежать административной ответственности. Оправданность и реальную необходимость различных командировок военнослужащих установить трудно, а порой просто невозможно. Природа происхождения этих проблем, с которыми сталкиваются судьи гарнизонного военного суда при привлечении военнослужащих к административной ответственности, разнообразна и сложна, но можно увидеть и общий признак данных проблем. Данным признаком является безразличие командиров воинских частей и соединений к борьбе правоохранительных органов в целом и военных судов в частности, с административными правонарушениями, как в области дорожного движения, так и в других сферах административных правоотношений. Несомненной кажется необходимость в обсуждении проблем, одновременно способов их решения в среде правоприменителей административных норм. Это позволит избежать множества ошибок, при отправлении правосудия, тем самым значительно усилить роль судов в борьбе с правонарушениями, совершаемыми как военнослужащими, так и иными лицами.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.009 с.) |