Юридическая квалификация административных правонарушений, совершаемых военнослужащими 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая квалификация административных правонарушений, совершаемых военнослужащими



В качестве важного момента в применении правовых норм выступает правовая квалификация, под которой понимается юридическая оценка всего комплекса фактических обстоятельств посредством отнесения конкретного случая к соответствующим правовым нормам[40].

Квалифицировать (лат. gualis - качество) – значит относить определенное явление в соответствии с его качественными признаками, свойствами к какому-то разряду, виду или категории[41].

Под процессом юридической квалификации понимается конкретно-применительная, мыслительно-познавательная деятельность, осуществляемая в рамках правоприменительной практики. Однако, процесс квалификации, а также его проблемы появляются и получают особую значимость в рамках административной практики.

Под квалификацией административного правонарушения понимается юридическое закрепление и установление строгого соответствия признаков совершенного деяния признакам состава самого административного правонарушения, которое предусматривают нормы законодательства в сфере административных правонарушений.

В состав административного правонарушения входит: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Под объектом административного правонарушения понимаются те общественные отношения, которые затрагивает соответствующее деяние (бездействие или действие). В рамках науки административного права, как правило, выделяются и различаются общие родовые, непосредственные и видовые объекты правонарушений, из которых каждый соотносится с предыдущим как части и целое.

Перечень общих родовых объектов административных правонарушений приведен в ст. 1.2 КоАП РФ.

Видовые объекты формулируют главы особенной части КоАП, составленные с учётом 2 критериев: одна из частей состава административных правонарушений в них сгруппирована в соответствии с содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательствам, а другая - с обозначением области, сферы или отрасли государственного управления.

Объективную сторону административного правонарушения составляет система признаков, которыми характеризуется содержательная сторона соответствующего правонарушения: направленность действия (или бездействия), вредоносные его последствия, а также причинная их связь (в составах материальных), способ, время, средства, орудия и обстановку совершения правонарушения.

В качестве субъекта правонарушения административного характера выступает юридическое или физическое лицо, совершившее его. Но в качестве элемента состава административного правонарушения выступает не правонарушитель, а признаки, которые характеризуют административную его правосубъектность (должностные, возрастные и профессиональные).

Определение субъекта правонарушения административного характера не тождественно определению субъекта административной ответственности. В качестве субъекта всякого действия (или бездействия) всегда выступают какие-либо определенные физические лица, в то время как в качестве субъектов административной ответственности выступают также организации (юр. лица)[42].

В качестве особого субъекта административного правонарушения выступают военнослужащие, а также граждане, участвующие в военных сборах, несут за административные правонарушения ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами и другими нормативными актами.

Административная ответственность для военнослужащих, а также граждан, которые призваны для прохождения военных сборов, по общим основаниям, согласно КоАП РФ, наступает за совершение следующих правонарушений:

- административные правонарушения, которые посягают на различные права граждан (ст.ст. 5.1 - 5.26);

- нарушение законодательства о референдумах и выборах (ст.ст. 5.45 - 5.52, 5.56);

- нарушение законодательства об обеспечении санитарно- эпидемиологического благополучия граждан (ст. 6.3);

- несоблюдение законодательных требований в сфере размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ (ст.ст. 7.29 - 7.32, 7.31;

- административные правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды (гл. 8);

- нарушение норм пожарной безопасности на морском, железнодорожном, внутреннем воздушном или водном транспорте (ст. 11.16 - относительно нарушения норм пожарной безопасности в удалении от места прохождения военной службы (службы) или военных сборов, так как в другом случае предусмотрена дисциплинарная ответственность;

- административные правонарушения относительно дорожного движения (гл. 12);

- административные правонарушения в сфере деятельности саморегулируемых учреждений и предпринимательской деятельности (14.9, часть 3 статьи 14.32);

- административные правонарушения, касающиеся налогов и сборов, финансов, страхования и ценных бумаг (гл. 15);

- административные правонарушения, касающиеся таможенного дела (таможенных норм и правил) (гл. 16);

- административные правонарушения, касающиеся институтов государственной власти (ст. 17.3, 17.7-17.9, ч. 1 и ч. 3 ст. 17.14, ст. 17.15);

- административные правонарушения, касающиеся защиты государственных границ Российской Федерации, а также обеспечения режима нахождения иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, в Российской Федерации (ст. 18.1-18.4);

- административные правонарушения, касающиеся алгоритма управления (ч. 2.1, 2.6 ст. 19.5, ст. 19.57, 19.72, ч. 5 ст. 19.8);

- за пренебрежение требованиями пожарной безопасности (ст. 20.4 - в области нарушения требований пожарной безопасности вне расположения военной службы (службы) либо прохождения военных сборов, так как в противном случае предусмотрена дисциплинарная ответственность).

Исключением из данной общей нормы (ст. 2.5 КоАП) является то, что к названным лицам нельзя применить обязательные работы, административный арест, а к тем военнослужащим, которые проходят службу по призыву, помимо этого, и административный штраф.

Одновременно с этим, должностные лица и полномочные органы, осуществляя рассмотрение дел в сфере административных правонарушений, которые совершены военнослужащими, могут заменить применение административного наказания передачей материалов о правонарушении в соответствующие органы военного управления (командир воинской части, военный комендант, начальник гарнизона) чтобы решить вопрос назначения для виновных дисциплинарного наказания.

Субъективная сторона дает характеристику вина правонарушителя, а периодически также мотиву и цели деяния. Вина бывает неосторожной и умышленной.

Умышленным правонарушение можно признать, если лицо, совершившее его, осознавало противоправный характер действия (бездействия), понимало вредные последствия, желало их наступления или осознанно допускало наступление таких последствий или безразлично к ним относилось.

Совершённым по неосторожности может быть признано административное правонарушение, в рамках которого лицо, совершившее его, предвидело вероятное наступление вредных последствий действия или бездействия, однако в отсутствии достаточных оснований к тому рассчитывало самонадеянно на предотвращение этих последствий, или не предвидело таких последствий, но должно было, а также могло предвидеть.

В случае управления транспортным средством тем водителем, который был лишён права на управление транспортным средством могут быть определены: административный штраф 30 тысяч рублей или арест сроком на 15 суток или обязательные работы 100-200 часов (ч.2 ст.12.7)[43].

За ряд административных правонарушений, хотя предусмотрен вместе с административным арестом или обязательными работами другой вид наказания, но он не может также применяться в отношении особого субъекта административной ответственности.

Основываясь на ч. 1 ст. 3.8 КоАП, лишить то физическое лицо, которое совершило административное правонарушение, можно лишь предоставленного ему ранее специального права, также и управления транспортным средством.

Разумеется, не каждое лицо, управляющее транспортным средством, наделялось согласно установленному порядку соответствующим правом. Непосредственное отсутствие удостоверения, увы, для ряда граждан не является, также военнослужащих, граждан, призванных для участия в военных сборах, препятствием в управлении транспортными средствами. Как итог, невозможно в отношение военнослужащих вынесение постановления по факту назначения административного наказания, учитывая в действиях его наличие всех составляющих административного правонарушения.

К примеру, оставление в нарушение ПДД водителем места ДТП, в котором он являлся участником, предусматривает административную ответственность в форме лишения права на управление транспортными средствами сроком от года до 1,5 лет либо административный арест на срок 15 суток (ч 2. ст. 12.27).

Учитывая определённые в ч. 1 ст. 3.8 и ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, в отношении военнослужащего, не имеющего права управления транспортными средствами, не может быть назначен предусмотренный ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ вид наказания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.007 с.)