Предложения и мероприятия по совершенствованию процесса управления финансами и положения организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения и мероприятия по совершенствованию процесса управления финансами и положения организации



В качестве резервов совершенствования финансового состояния хозяйствующего субъекта можно выделить: улучшение процесса управления оборотными средствами; оптимизацию структуры активов, в частности оборотных активов; повышение показателей ликвидности и платежеспособности; совершенствование структуры капитала и увеличение доли собственного капитала; повышение оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности; уменьшение величины страховых запасов; определение максимальной величины коммерческого кредита; увеличение оборачиваемости запасов; совершенствование системы контроля над запасами и дебиторской задолженностью; повышение эффективности использования заемных средств; строгий контроль за целесообразностью получения и использования заемного капитала.

Для улучшения своего финансово-экономического состояния ООО «РЕКА» необходимо наращивать объём собственного капитала и погашать обязательства.

Первый вариант достижим благодаря увеличению объёма продаж и иных источников дохода (процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих поступлений) или понижению издержек (себестоимости продаж, процентов к уплате, прочих затрат).

Проценты к получению или доходы от участия в других компаниях могут быть получены благодаря краткосрочным финансовым вложениям, что позволит оптимизировать структуру оборотных активов.

Выручка может быть повышена благодаря продвижению и рекламированию продукции, иным способам стимулирования сбыта.

Себестоимость продаж может сократиться благодаря уменьшению материальных расходов или издержек на топливно-энергетические ресурсы. Это возможно благодаря снижению материалоёмкости и энергоёмкости производимых строительных и декоративных товаров, что позволило бы нарастить оборачиваемость активов (особенно оборотных).

Полученную чистую прибыль можно было бы направить на резервирование для возрастания суммы собственного капитала – резервного или нераспределённой прибыли и приобретения в дальнейшем активов.

Ещё один способ повышения суммы капитала и резервов – привлечение новых участников для пополнения уставного или добавочного капитала, например, при открытии дополнительных производств, внедрении иных направлений деятельности.

Второй вариант – погашение обязательств – может быть реализован за счёт понижения кредиторской задолженности или долгосрочных заёмных средств, имеющих высокую долю в пассивах организации.

Для совершенствования процесса управления финансовыми ресурсами путём ускорения оборачиваемости и получения документации между отделами может быть разработана и внедрена система оперативного управления финансами наподобие "1С: Предприятие 8. MES Оперативное управление производством". Это программный продукт, который предназначен для решения оперативных производственных задач, повышения эффективности управления и контроля производства, позволяет формировать (исходя из текущей производственной ситуации) оптимизированный по заданным критериям оперативный пооперационный план: специалистам планово-экономического отдела – планировать объемы производства, контролировать сроки исполнения плана, контролировать объемы сдельной заработной платы рабочих; специалистам отдела снабжения и закупок – получать графики потребности в материалах и полуфабриката, фиксировать отпуск материалов в производство; менеджерам по продажам – получать информацию об исполнимости заказа в заданные покупателем сроки; начальнику производства и главному инженеру – получать информацию о запланированных операциях, назначать исполнителей, контролировать исполнение технологических операций; рабочим – оперативно получать план работ на смену, отражать исполнение операций. В рамках Бухгалтерии это позволило бы также контролировать работу подчинённых, отслеживать и планировать финансовые результаты деятельности и перевести иные операции в режим онлайн.

Также необходимо совершенствование самой системы "1С: Предприятие 8. MES Оперативное управление производством" и дисциплины работников в части своевременного внесения данных по расходу материала, сырья, численности на разных участках работы и в различных отделах или иных структурных подразделениях, время технологического и производственного процесса и достаточность оборудования и других основных средств для улучшения трудовой деятельности.

В рамках системы мотивации необходимо разработать показатели и размеры премирования для повышения результативности работы в Бухгалтерии и Планово-экономическом отделе по достижению плановых или желаемых финансовых показателей.

 

Экономическое обоснование

Для дальнейшего наращивания объёма прибыли организация планирует в 2021-2023 годах уменьшить себестоимость продаж и увеличить доходы от сбыта нерудных материалов, оказания услуг и выполнения работ (таблицы 3 и 4). При этом Отделы оптовых и розничных продаж используют статистический регрессионно-корреляционный анализ, модели которого представлены на рисунке 30.

Зависимость количества выполненных работ от затрат на рекламу и продвижение выражается уравнением: y = 20497830,115*x-1,604 (связь очень сильная, степенная).

На 2021 год

y = 20497830,115*48-1,604 = 41209

На 2022 год

y = 20497830,115*39-1,604 = 57496

На 2023 год

y = 20497830,115*33-1,604 = 75164

Взаимосвязь числа оказанных услуг и тех же расходов выражается уравнением: y = -22029,293*ln(x)+114887,437 (связь сильная, логарифмическая).

На 2021 год

y = -22029,293*ln(48)+114887,437 = 29608

На 2022 год

y = -22029,293*ln(39)+114887,437 = 34182

На 2023 год

y = -22029,293*ln(33)+114887,437 = 37862

Корреляция объёма поставок нерудных материалов и тех же издержек выражается уравнением: y = 3727808,641*x-1,743 (связь сильная, степенная).

На 2021 год

y = 3727808,641*48-1,743 = 4376

На 2022 год

y = 3727808,641*39-1,743 = 6284

На 2023 год

y = 3727808,641*33-1,743 = 8408

Данные для составления бюджетов запрошены в Отделах рекламы и продвижения, оптовых и розничных продаж.

Таблица 3

Бюджет оказания услуг, выполнения работ и поставок на 2021-2023 годы

Показатель 2021 год 2022 год 2023 год
Затраты на рекламирование и продвижение, тыс. руб. 48 39 33
Количество выполненных работ 41209 57496 75164
Число оказанных услуг 29608 34182 37862
Объём поставок нерудных материалов, т 4376 6284 8408

 

Таблица 1 заполнена путём подставления величины затрат на рекламу в соответствующее уравнение. Обратная зависимость может быть вызвана 2 моментами: или остаточным эффектом продвижения и сформировавшейся (устоявшейся) клиентской базой, или оставлением только результативной рекламы, от которой максимальная отдача.

Рис. 30. Модели регрессий зависимости показателей функционирования от расходов на продвижение

Параллельно с наращиванием объёмов реализации, выполнения работ, оказания услуг предприятие планирует сокращение издержек – полной себестоимости за счёт более дешёвых материалов, топлива, электроэнергии, коммерческих и отопительных услуг.

Помимо основной деятельности предприятие планирует сделать краткосрочные финансовые вложения на депозитный счёт «Пополняемый» ПАО «Сбербанк» с возможностью пополнения, но без досрочного отзыва; срок размещения на 365 дней; по процентной ставке 2,53% в сумме 11916 тыс. руб.

Данная сумма будет получена при оптимизации части оборотных активов по коэффициенту абсолютной ликвидности при неизменности денежных средств и их эквивалентов и краткосрочных обязательств.

Индекс абсолютной ликвидности = 0,2

Сумма краткосрочных финансовых вложений = 0,2*61976 – 479 = 11916 тыс. руб.

 Соответственно проценты к получению составят:

Проценты к получению =  = 301475 руб.

Дополнительный доход будет равен 301,5 тыс. руб.

Таблица 4

Бюджет доходов и затрат на 2021-2023 годы

Показатель 2021 год 2022 год 2023 год
Количество выполненных работ 41209 57496 75164
Число оказанных услуг 29608 34182 37862
Объём поставок нерудных материалов, т 4376 6284 8408
Выручка, тыс. руб. 411637 693411 971010
Материальные расходы, тыс. руб. 81111 61094 48462
Издержки на топливно-энергетические ресурсы, тыс. руб. 46276 21193 10111
Затраты на отопление, тыс. руб. 9382 6911 6787
Фонд оплаты труда, тыс. руб. 81011 101078 101379
Отчисления на социальные нужды, тыс. руб. 24303 30323 30414
Коммерческие расходы, тыс. руб. 310 281 112

 

Запланированная прибыль на 2021 год равна 169244 тыс. руб.; на 2022 год – 472531 тыс. руб.; на 2023 год – 773745 тыс. руб.

При отсутствии иных доходов и затрат на 2021 год прибыль составит:

Запланированная прибыль на 2021 год = 169244 + 301,5 = 169545,5 тыс. руб.

Таким образом, планируемые мероприятия приведут к возрастанию прибыли в 23,67 раза (при сравнении с показателем 2020 года).


Заключение

Управление финансами предприятий – это управление в сфере денежных отношений относительно формирования, распределения и использование денежных доходов, накоплений и финансовых ресурсов с целью наиболее эффективного их использования и повышение платежеспособности предприятия. Это одна из ключевых подсистем управления предприятием в рамках которой решаются следующие задачи: определение величины и оптимального состава активов, необходимых и достаточных для достижения цели деятельности предприятия; поиск источников финансирования и определение структуры финансовых активов; организация текущего и перспективного управления финансовой деятельностью с целью обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Управление финансами предприятия, как и любая система управления, включает объект и субъект, то есть управляемую и управляющую подсистемы. Субъектом в системе управления финансами в первую очередь выступает организационная структура, а также финансовый инструментарий, информационная база и технические средства управления финансового менеджмента. При этом главным субъектом управления, как правило, является собственник предприятия. Объектом управления в системе управления финансами являются финансовые отношения, возникающие между участниками хозяйственной деятельности (с поставщиками и покупателями; с бюджетами всех уровней; с собственниками; с работниками предприятия; с финансовыми институтами (банками, страховыми компаниями и пр.)), а также различными звеньями финансовой системы, финансовые ресурсы и их источники.

Процесс управления финансовыми ресурсами включает 5 функций – планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль.

К основным методам, которые могут использоваться на любом предприятии, относится прогнозирование и планирование.

Выделяют также 6 разновидностей методов финансового анализа: горизонтальный анализ – он подразумевает сравнение каждой позиции показателя с аналогичным, за предшествующий период; вертикальный, или структурный анализ – это изучение структуры финансовых параметров с параллельной оценкой воздействия каждого из параметров на другие показатели; трендовый анализ происходит при сравнении каждой из позиций отчета с данными предшествующих периодов; анализ коэффициентов – это подсчет отношений между позициями отчетности или позициями по разным формам отчета; сравнительный анализ представляет внутрихозяйственный анализ сводных параметров по отдельным позициям предприятия, по филиалам, подразделениям и цехам, другим предприятиям. В учет берутся среднеотраслевые и среднехозяйственные параметры; факторный анализ является процессом изучения воздействия отдельных причин на итоговый показатель.

Исследование системы процесса управления финансовыми ресурсами на примере ООО «РЕКА». Основным направлением деятельности организации является оптовая торговля строительными материалами и изделиями.

Система управления финансовыми ресурсами включает субъекты (Бухгалтерия и Планово-экономический отдел, которые подчинены Главному экономисту, а он в свою очередь Генеральному директору, Общему собранию участников, а также на данный момент частично программным продуктом"1С: Предприятие 8. MES Оперативное управление производством", в который также вносятся данные о формировании и распределении финансовых средств), объекты (это внансы предприятия содержат собственный и заёмный капитал, которые распределены в активах (имуществе), собственные средства – это уставный и резервный капиталы, нераспределённая прибыль, которые в основном образуются из чистой прибыли компании, обязательства – это долгосрочные и краткосрочные заёмные средства, кредиторская задолженность и прочие пассивы).

Функции управления финансовыми ресурсами представлены планированием, организацией, мотивацией, координацией и контролем. Используются такие методы планирования, как: балансовый, нормативный, математико-статистический.

По мере исследования процесса управления финансовыми ресурсами выявлены такие недостатки, как: очень высокий уровень издержек, особенно себестоимости продаж, что отражается на величине прибыли, финансовый риск огромен; оборачиваемость активов в целом и оборотных в частности – низкая (менее 1 оборота), то есть их использование неэффективно, как и основных средств, которые устаревают и мало обновляются, в основном ликвидируются. Замедление оборачиваемости может быть вызвано: ухудшением процессов снабжения и сбыта, качества продукции; ростом материалоёмкости и энергоёмкости; обязательства предприятия преобладают над собственными средствами, что может ухудшать его финансовую устойчивость; результативность и скорость вложения собственных средств уменьшились; платёжеспособность покупателей и других контрагентов падает, оплата происходит с задержкой по некоторым операциям или с отсрочкой; у предприятия плохая платёжная дисциплина в отношениях с поставщиками, налоговыми органами, внебюджетными фондами, персоналом, прочими кредиторами; потенциальная опасность возникновения недостатка собственных денежных средств, что может служить причиной затруднений в получении новых кредитов, и сильной зависимости от сторонних лиц; запасы сформированы собственным капиталом лишь на 24,8%; компания обеспечивает потребности в оборотных активах в основном за счет заёмных средств; структура оборотного капитала нерациональна. Большинства оборотных активов (денежных средств, дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений) не хватает для покрытия текущих обязательств. Это возможно только при продаже также запасов и прочего оборотного имущества. Возможен риск потери потенциальных инвесторов. Кредиты могут выдаваться только под большой процент или отказаны; у предприятия неэффективны такие функции управления как планирование, мотивация (в рамках Бухгалтерии и Планово-экономического отдела материальное стимулирование представлено только окладной системой, а премирования за результаты деятельности (достигнутые показатели) нет) и контроль. Это доказывают показатели эффективности оплаты труда, оборачиваемости активов (в частности запасов), отклонения фактических значений от плановых и стандартных.

В качестве резервов совершенствования финансового состояния хозяйствующего субъекта можно выделить: улучшение процесса управления оборотными средствами; оптимизацию структуры активов, в частности оборотных активов; повышение показателей ликвидности и платежеспособности; совершенствование структуры капитала и увеличение доли собственного капитала; повышение оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности; уменьшение величины страховых запасов; определение максимальной величины коммерческого кредита; увеличение оборачиваемости запасов; совершенствование системы контроля над запасами и дебиторской задолженностью; повышение эффективности использования заемных средств; строгий контроль за целесообразностью получения и использования заемного капитала.

Для совершенствования процесса управления финансовыми ресурсами путём ускорения оборачиваемости и получения документации между отделами может быть разработана и внедрена система оперативного управления финансами наподобие "1С: Предприятие 8. MES Оперативное управление производством". В рамках Бухгалтерии это позволило бы также контролировать работу подчинённых, отслеживать и планировать финансовые результаты деятельности и перевести иные операции в режим онлайн. Также необходимо совершенствование самой системы "1С: Предприятие 8. MES Оперативное управление производством" и дисциплины работников в части своевременного внесения данных по расходу материала, сырья, численности на разных участках работы и в различных отделах или иных структурных подразделениях, время технологического и производственного процесса и достаточность оборудования и других основных средств для улучшения трудовой деятельности.

Для дальнейшего наращивания объёма прибыли организация планирует в 2021-2023 годах уменьшить себестоимость продаж и увеличить доходы от сбыта нерудных материалов, оказания услуг и выполнения работ. Помимо основной деятельности предприятие планирует сделать краткосрочные финансовые вложения на депозитный счёт «Пополняемый» ПАО «Сбербанк» с возможностью пополнения, но без досрочного отзыва; срок размещения на 365 дней; по процентной ставке 2,53% в сумме 11916 тыс. руб. Данная сумма будет получена при оптимизации части оборотных активов по коэффициенту абсолютной ликвидности при неизменности денежных средств и их эквивалентов и краткосрочных обязательств. Дополнительный доход будет равен 301,5 тыс. руб.

Таким образом, планируемые мероприятия приведут к возрастанию прибыли в 23,67 раза (при сравнении с показателем 2020 года).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.019 с.)