Лекция 4. 4. Экономические основы глобальных проблем современности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. 4. Экономические основы глобальных проблем современности



Интернационализация хозяйственных и научно-технических связей привела к возрастанию значения глобальных проблем человеческой цивилизации.

К ним относятся проблемы угрозы терроризма; проблема экономических отношений между развитыми и развивающимися странами; проблема бедности; демографическая; проблемы экологии и устойчивого развития; продовольственная, энергетическая и др. Названные проблемы для человечества не новы, но новым для современного этапа развития является их глобальный характер, т.к. они затрагивают интересы всех государств и народов, выступают мощнейшим фактором взаимозависимости и целостности мира, придают ему новые интегративные черты. Устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем в современной экономической теории не существует. По мере развития человеческой цивилизации меняется сущность глобальных проблем, корректируется их приоритет, а также зарождаются новые глобальные проблемы. Но среди глобальных - проблема ядерной войны, наряду с экологической, является наиболее острой.

Для характеристики глобальных проблем можно использовать классификацию, принятую международными организациями. В ней выделяются:

- проблемы, связанные с основными социально – экономическими и политическими задачами человечества (предотвращение мировой войны, угрозы терроризма; демилитаризация космоса; сокращение производства вооружений и разоружение, конверсия; создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии слаборазвитых стран);

- комплекс проблем, касающихся взаимоотношений человека, общества и НТР (эффективность использования достижений НТР; проведение демографической политики; совершенствование системы образования; ликвидация негативного влияния техники на человека);

- проблемы, связанные с социально - экономическими процессами и окружающей средой (решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем; мирное освоение космоса и богатств мирового океана; устранение дефицита демократии и борьба с репрессиями).

Определяющей тенденцией мирового развития стал переход к рыночной экономике, но сам по себе рыночный механизм не может справиться с глобальными проблемами. Они требуют стратегического подхода с оценкой долгосрочных перспектив, осуществления оптимальной системы распределения, элементов государственного регулирования. Более того, рыночный механизм может иметь побочные явления (международные финансовые спекуляции, наркобизнес, торговля оружием), что не способствует ликвидации негативных явлений мирового масштаба.

 В мировой науке и практике сложились следующие подходы к анализу глобальных проблем, впитавшие в себя достижения философской и экономической мысли:

- технологический, опирающийся на универсальность науки как силы, изменяющей общество прямо и непосредственно, вне зависимости от социальных факторов;

 - социально - этический, рассматривающий современный этап существования и хозяйственной деятельности человека как угрозу для гармонии и равновесия.

Оба подхода оказывают влияние на проводимые разработки и хозяйственную практику, формируют общественное мнение по этим вопросам.

Успешно бороться за решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Для преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, отказ от культа массового потребления, выработка новых ценностей.

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине «Экономическая теория»

Семинарское занятие – это аудиторная диалоговая форма занятий по одной из наиболее важных тем курса, предполагающая активное участие студентов, получивших специальные знания. Основной формой семинарских занятий является совместный анализ заранее прочитанного текста, указанного в рабочей программе, что позволяет студентам приобрести навыки самостоятельной интерпретации и умение аргументировать свою точку зрения. 

В целях повышения активности студентов на семинарском занятии группа подразделяется на пять самостоятельных подгрупп. Подгруппа из своего состава выбирает старшего. Каждая подгруппа получает от преподавателя задание и самостоятельно обсуждает его в течение 15 минут, затем результаты обсуждения отражаются на листе бумаги (доске) в виде схемы или рисунка. По истечении отведенного времени работа со схемами в подгруппах завершается, и начинается общее обсуждение проблемы.

 Каждая подгруппа докладывает основные идеи, решения, ответы, сформулированные в ходе микро дискуссий, отвечает на дополнительные вопросы студентов и преподавателя.

Группа экспертов из числа студентов (3 человека) анализирует, подводит итоги работы подгруппы, выставляет предварительную оценку. Студенты, выступающие в роли экспертов, должны хорошо владеть учебным материалом и знать проблему обсуждения

 В конце занятия преподаватель подводит окончательные итоги работы подгрупп, экспертов и выставляет оценки в журнал. При оценке работы подгрупп учитываются не только правильность групповых решений, но и затраченное время, активность студентов, объем информационных запросов. Оценка работы группы экспертов осуществляется с учетом знаний учебного материала, умения правильно формулировать вопросы, совпадения оценки экспертов с оценками преподавателя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.005 с.)