Лекция 3. 9.  Государственный бюджет: понятие, доходная и расходная части бюджета. Бюджетная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. 9.  Государственный бюджет: понятие, доходная и расходная части бюджета. Бюджетная система



Центральным звеном финансовой системы, ее стержнем выступает государственный бюджет. Понятие бюджета многогранно. Бюджет рассматривается как экономическая категория, основной финансовый план государства, централизованный фонд государства, ежегодная смета (роспись) доходов и расходов, инструмент государственного регулирования, закон, обязательный для исполнения всеми участниками бюджетных отношений.

 Содержание и структура бюджета зависят от объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют: преобладающую форму собственности; порядок распределения валового продукта; природные, экономические, социальные, национальные особенности страны. Среди с убъективных факторов можно отметить: государственное устройство, политику правительства, внешнюю экономическую ситуацию.

Бюджет выполняет следующие функции:

- распределительную. Через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода;

- контрольную. Движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет ее контролировать;

- регулирующую. Изменение расходов и доходов государственного бюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику. 

Структура бюджета характеризуется бюджетной классификацией – научно обоснованной группировкой доходов и расходов по однородным признакам с установлением отдельным подразделениям бюджета точных наименований и кодов. Бюджетная классификация доходов и расходов зависит от используемых критериев. Выделяются следующие классификации расходов: ведомственная, в которой расходы распределены в зависимости от министерств и ведомств; экономическая, отражающая расходы по их целевому назначению; программная классификация расходов, отражающая расходы по бюджетным программам и подпрограммам.

Структурно бюджет состоит из двух частей:

- доходной, формируемой за счет различных видов налогов, сборов, пошлин и неналоговых платежей;

- расходной части, характеризующей направления бюджетных ассигнований.

Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются:

- поддержание уровня доходов граждан (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, пособия по безработице, помощь живущим ниже черты бедности и т.д.);

- национальная оборона;

- образование и здравоохранение;

- выплата процентов по государственному долгу.

Особенностью бюджета Республики Беларусь является традиционная социальная направленность бюджетных расходов. Удельный вес расходов консолидированного бюджета на социально – культурную сферу, субсидии жилищно-коммунальному хозяйству, субсидии и субвенции по жилищному строительству, выплаты компенсаций и льгот составляют свыше 60%. 

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов. В каждой стране структура бюджетной системы имеет свои особенности и зависит, прежде всего, от государственного устройства страны. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухуровневое строение. Первый уровень – это государственный бюджет, второй – местные бюджеты. Такая система характерна и для Республики Беларусь. В странах с федеральным устройством (США, Россия) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, субъектов федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь для классификации местных бюджетов применяется территориальный признак. Местные бюджеты подразделяются на:

- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городов районного подчинения);

- бюджеты базового уровня (районные, городов областного подчинения);

- бюджеты областного уровня.

Республиканский бюджет и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления средств, так и по направлениям их расходования. Бюджеты различного уровня образуют базу для консолидированного бюджета страны, представляющего собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административно – территориального образования. Он не имеет юридической силы и используется для расчета и анализа.

 

Лекция 3. 10.   Дефицит бюджета. Причины и последствия государственного долга

 

Бюджетный процесс предполагает балансирование (выравнивание) государственных доходов и расходов, однако в реальной жизни такого совпадения, как правило, не происходит. Возникает ситуация либо превышения государственных доходов над государственными расходами, получившая название бюджетного профицита, либо, что является более характерным, превышения государственных расходов над государственными доходами, получившая название бюджетного дефицита. В государствах с нормально функционирующей экономикой бюджетный дефицит в пределах 4–5% от ВВП считается нормальным явлением. Бюджетный дефицит может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики, изменениями в экономическом цикле, милитаризацией страны, войнами, стихийными бедствиями.

Различают структурный дефицит и циклический дефицит. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании государственного бюджета, когда экономика работает в режиме полной занятости (при естественном уровне безработицы, равном 6%) называется с труктурным дефицитом. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Циклический дефицит государственного бюджета – это разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом. Он возникает в результате циклического падения производства.

Финансирование бюджетного дефицита осуществляется следующими методами:

- увеличением налогов;

-дополнительной эмиссией необходимого количества денег;

- выпуском в обращение государственных ценных бумаг;

- привлечением внешних займов.

В современных условиях для Республики Беларусь важнейшей задачей выступает дальнейшее сокращение размеров дефицита республиканского бюджета. С этой целью разработан комплекс мер, который предполагает: повышение собираемости налогов; совершенствование планирования и исполнения расходной части бюджета; управление внутренним долгом при сохранении стимулирующего и социального характера государственных расходов.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).

  Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг – это задолженность страны государствам, организациям, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от иностранного долга тем, что внешний долг – это средства, которые правительство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. 

Внутренний долг представляет собой задолженность государства предприятиям, организациям и населению своей страны.

 Экономические последствия государственного долга многообразны:

- государственный долг сокращает запас капитала в экономике;

- процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, т. к. покрываются за счет увеличения налогов или дополнительного выпуска денег;

- выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов в пользу наиболее обеспеченных слоев населения.

Наличие внешнего долга ведет к потере национального продукта и падению престижа страны. В связи с негативными последствиями государственного долга обычно законодательно устанавливается его лимит.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.115 (0.006 с.)