Формы интерактивных семинарских занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы интерактивных семинарских занятий



Формами интерактивных семинарских занятий являются: диалог, дискуссия, эвристическая беседа, анализ и обсуждение проблемных вопросов трудового права, творческие письменные задания с их последующим обсуждением. Методикой подготовки выступает прослушивание лекций по трудовому праву, владение началами чтения и письма, обладание Трудовым кодексом РФ, знакомство с правовыми источниками отрасли.

Конкретные задания формулируются и предлагаются в процессе обучения с учетом уровня подготовки учащихся, актуальной проблематики трудового права.

Номер и наименование темы (по тематическому плану) Формы интерактивных семинарских занятий. Задания по подготовке к занятию  
Тема 3: Источники трудового права   Обсуждение коллизионных вопросов института источников трудового права (проблематика иерархии источников по юридический силе, соотношение актов Президента РФ и законов субъекта Российской Федерации, правовое положение отдельных локальных нормативных актов, статус материалов судебной практики). Задание по подготовке к занятию: ознакомление с соответствующими разделами учебной литературы, нормами трудового права.
Тема 6: Трудовой договор: понятие, содержание. Заключение, изменение, прекращение трудового договора Эвристическая беседа по спорным вопросам правового регулирования отношений по трудовому договору. Дискутирование пробелов и противоречий в институте трудового договора. Проведение эвристической письменной работы, обсуждение ее итогов. Практическое составление документов, обсуждение рекомендаций по содержанию индивидуальных правовых актов. Задание по подготовке к занятию: ознакомление с соответствующими разделами учебной литературы, нормами трудового права.
Тема 8: Виды трудовых договоров Диалог на тему объективной обусловленности дифференциации норм трудового права России о трудовом договоре по субъектному и иным признакам. Задание по подготовке к занятию: ознакомление с соответствующими разделами учебной литературы, нормами трудового права.
Тема 11: Оплата труда Творческое письменное задание по поиску решений спорных и неурегулированных вопросов института вознаграждения за труд. Задание по подготовке к занятию: ознакомление с соответствующими разделами учебной литературы, нормами трудового права.
Тема 12: Дисциплина труда Диалог по теме семинара. Обсуждение противоречий в законодательстве о поощрении и наказании работника, обеспечении дисциплины труда. Проблема методов обеспечения дисциплины труда. Задание по подготовке к занятию: ознакомление с соответствующими разделами учебной литературы, нормами трудового права.
Тема 15: Защита трудовых прав Эвристическая беседа, поиск путей решения имеющихся коллизий в институте защиты трудовых прав. Обсуждение проблем в правовом положении профессиональных союзов, трудностей мер по самозащите работником трудовых прав. Задание по подготовке к занятию: ознакомление с соответствующими разделами учебной литературы, нормами трудового права.
Тема 16: Трудовые споры Творческая письменная работа по теме, обсуждение результатов. Диалог в ходе решения задач по актуальным проблемам правовой регламентации судебного рассмотрения трудовых споров: проблема сроков обращения в суд, трудовой юстиции, составления практической документации, особенностей доказывания в трудовом процессе. Задание по подготовке к занятию: ознакомление с соответствующими разделами учебной литературы, нормами трудового права.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Студентам следует ответственно относиться к подготовке ко всем видам занятий по трудовому праву. Это связано с системным изучением предмета данной дисциплины и развитием различных навыков грамотного применения норм трудового законодательства к конкретным отношениям. Необходимым условием успешного освоения всего курса является глубокое изучение студентом в ходе образовательной деятельности рекомендованных нормативных актов и литературы, усвоение теоретических положений трудового права.

Программой курса «Трудовое право» предусмотрено чтение лекций и проведение семинарских занятий (семинаров). Освоение курса также предполагает самостоятельную работу студентов. Кроме того, для студентов, обладающих высоким уровнем знаний и проявляющих инициативу в глубоком изучении предмета трудового права, возможно, участие в конференциях и олимпиадах, написание научных статей, курсовых и дипломных работ.

Текущий контроль успеваемости предполагает проведение нескольких контрольных точек в течение каждого семестра в целях определения качества усвоения учебного материала, выявления недостатков в подготовке студентов и принятия соответствующих мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины.

Лекция составляет основу теоретической подготовки студентов. В ходе лекционного занятия преподаватель знакомит студентов с основными положениями теории и практики по изучаемой дисциплине, с точками зрения по спорным вопросам, обращает внимание на коллизионные и сложные моменты. Приоритетное внимание уделяется во-первых, изучению основополагающих и ключевых тем, которые должны быть рассмотрены в рамках всех доступных форм проведения занятий, во-вторых, рассмотрению наиболее сложных и противоречивых вопросов.

Семинарское занятие проводится с целью углубления приобретенных на лекциях знаний, для разъяснения информации, полученной в ходе самостоятельной подготовки. В процессе подготовки к семинарскому занятию студенту предстоит реализовать и усвоить полученные знания, выработать собственное аргументированное мнение. Этот вид занятий направлен на выработку самостоятельности мышления. В процессе подготовки к семинарскому занятию появляются вопросы. Важно попытаться выработать собственную позицию в процессе поиска ответов на них. Семинарские занятия позволяют студентам проявить себя, занять активную позицию в обсуждении представленных вопросов, обоснованно отстаивать собственную позицию при рассмотрении теоретических вопросов и решении практических заданий.

Достаточно ответственно при подготовке к семинарским занятиям следует отнестись к решению практических заданий и задач. Задания и задачи необходимо выполнять письменно, независимо от первоначально кажущейся простоты и очевидности решения описанной ситуации. При решении задач необходимо ссылаться на конкретные пункты, части и статьи определенных нормативных актов. В процессе поиска точной формулировки строго определенной нормы формируется необходимый для юриста навык тщательности и скрупулезности изучения материалов дела и обстоятельств сложившейся ситуации. Лишь на основе подобных навыков может формироваться творческий, оригинальный стиль юридического мышления. 

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов необходима для выработки навыков самостоятельного мышления, для подготовки к лекционным и семинарским занятиям, а также к проведению контроля знаний в различных формах. На самостоятельное изучение как правило выносятся темы, не представляющие сложности с точки зрения восприятия материала, не встречающие серьезных противоречий и сложностей. Однако при отсутствии лекционного материала важна образовательная дисциплина студента, поскольку изучение даже несложного по содержанию и небольшого по объему текста предполагает наличие соответствующей мотивации и самоорганизации студента.

Начинать подготовку следует с обзорного чтения лекций или учебников по курсу. При выборе учебников приоритет нужно отдавать изданиям, рекомендованным Министерством образования РФ. При выборе учебников также необходимо обратить внимание на авторский состав. Учебники и учебные пособия, написанные одним или двумя авторами содержат единые точки зрения по всем ключевым вопросам различных институтов, что, несомненно является положительной характеристикой таких изданий. Однако с точки зрения глубины анализа и выводов они, как правило, уступают учебникам, написанным многочисленным коллективом авторов под редакцией наиболее видного ученого. В свою очередь различные разделы в учебниках второй группы могут отличаться по стилистике изложения материала и могут основываться на разных теоретических предпосылках. Идеальным вариантом для подготовки будет наличие нескольких учебников разных видов.

В процессе подготовки по лекциям и учебникам необходимо соотносить материал с нормами ТК РФ в последней редакции. Это связано с необходимостью разграничения норм права и мнений по поводу этих норм права. При чтении учебной литературы читателю бывает сложно отличить одно от другого. В условиях множественности научных трактовок основных и второстепенных положений законодательства, стремления ученых к закреплению в издании авторской позиции студенту нужно твердо знать содержание нормы права, необходимой для соблюдения всеми обязанными субъектами. Так же твердо от норм трудового права следует отличать авторские интерпретации и комментарии, написанные по поводу этих норм.

При подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену удобно пользоваться справочными правовыми системами «Консультант +», «Гарант» и другими. В отличие от бумажных изданий в электронных версиях предусмотрены обширные внутритекстовые ссылки, позволяющие оперативно перейти к содержанию других законов, подзаконных актов, судебной практике и комментариям к ним. Однако при использовании правовых систем, представленных на оптических носителях необходимо определить дату выхода данной версии, чтобы исключить возможность подготовки материала по утратившему силу законодательству.

При самостоятельной подготовке помимо изучения нового материала важно уделить внимание установлению логических и содержательных связей с уже пройденным и усвоенным материалом. Качество подготовки по дисциплине при таком подходе существенно возрастает. Более того, в случае формирования устойчивого навыка установления контекстуальных связей как внутри отрасли, так и в пределах всей правовой системы России, знания студентов приобретают важное качество и стабильную характеристику системности. Именно системность юридических знаний и комплексность подхода к решению правовых ситуаций отличают профессионального юриста от лица, обладающего случайными, разрозненными и противоречивыми знаниями. Завершить изучение материала следует анализом правоприменительной практики. 

В качестве форм контроля могут быть использованы: устные опросы на семинарах, письменные опросы на семинарах, устные опросы на лекциях, доклады на семинарах, проведение письменных контрольных работ, с решением ситуационных задач, коллоквиумы, тестирование, написание эссе, самостоятельное написание рефератов, проведение зачета и экзамена по результатам изученного материала.

Итоговая оценка знаний студента зависит от системных знаний студента, умения решать поставленные задачи, принимать юридически значимые решения; также на нее влияют следующие факторы: посещение лекций, активная работа в проведении семинарских занятий, самостоятельная внеаудиторная работа, участие в олимпиадах по трудовому праву, сдача промежуточного зачета по результатам изучения материала.

Примеры тестовых заданий

ВАРИАНТ I

1. Действие трудового законодательства по кругу лиц распространяется:

а) на всех лиц, работающих по найму

б) на всех лиц, работающих по найму, кроме военнослужащих

в) на всех лиц, работающих по найму, кроме работающих по гражданско-правовому договору

г) на всех работников и работодателей

2. По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицом, достигшим возраста:

а) 14 лет

б) 15 лет

в) 16 лет

г) 18 лет

3. Работники и работодатели в лице их представителей, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны приступить к переговорам в течение:

а) трех календарных дней

б) пяти календарных дней

в) семи календарных дней

г) десяти календарных дней

4. Коллективный договор в организации заключается на срок:

а) не более 1 года с возможностью продления, но не более чем на 3 года

б) не более 2 лет с возможностью продления, но не более чем на 2 года

в) не более 3 лет с возможностью продления, но не более чем на 3 года

г) не более 4 лет с возможностью продления, но не более чем на 3 года

5. Работодатель может заключить с работником трудовой договор на определенный срок:

а) во всех случаях, когда посчитает это необходимым

б) в любом случае, но с учетом мнения представительного органа работников

в) только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами

г) во всех случаях только с согласия работника

6. Работодатель обязан завести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего у работодателя не менее:

а) 3 дней                       

б) 5 дней                            

в) 7 дней

г) 10 дней

7. Если работник фактически приступил к выполнению работы, трудовой договор считается:

а) заключенным, если не позднее 3 дней с момента начала работы он будет оформлен в письменной форме

б) заключенным, если работник был допущен к работе с ведома или по поручению работодателя

в) заключенным, если работник был допущен к работе с ведома или по поручению работодателя и не позднее 3 дней с момента начала работы договор будет оформлен в письменной форме

г) заключенным без каких-либо условий.

8. Испытательный срок при приеме на работу не устанавливается:

а) лицам, окончившим образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования

б) лицам, имеющим общий трудовой стаж не менее 10 лет

в) лицам, избранным на выборную должность на оплачиваемую работу

г) женщинам, имеющим детей до 3 лет

9. Какое из перечисленных условий трудового договора не является обязательным в соответствии с Трудовым кодексом РФ:

а) условия оплаты труда

б) трудовая функция

в) рабочее место

г) дата начала работы

10. При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после

а) государственной регистрации перехода права собственности

б) расторжения трудового договора с руководителем организации

в) выплаты работникам выходных пособий

г) регистрации нового собственника в Фонде социального страхования РФ

11. По количеству сторон социально-партнерские соглашения могут быть:

а) только двусторонними

б) двухсторонними и (или) трехсторонними по договоренности сторон

в) только трехсторонними

г) количество сторон не ограничивается законодательством

д) двухсторонними и (или) трехсторонними в зависимости от уровня социального партнерства

12. В случае возникновения коллизии между федеральным актом и актом субъекта Федерации, содержащих нормы трудового права, какое из следующих правил следует применять:

а) приоритет во всех случаях имеет норма федерального акта

б) приоритет на территории субъекта Федерации должна иметь норма, принятая органом субъекта Федерации

в) приоритет имеет норма федерального акта, но только в том случае, если спорный вопрос при разграничении предметов ведения остается в ведении Федерации

г) в таком случае данные нормы не подлежат применению

13. Работодателем может выступать:

а) только юридическое лицо (организация)

б) только индивидуальный предприниматель

в) любые физические и юридические лица

г) юридические лица (организации), их филиалы, представительства, иные обособленные структурные подразделения и индивидуальные предприниматели

д) юридические лица (организации), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся полностью дееспособными, иные субъекты, наделенные в соответствии с законом правом заключать трудовые договоры

14. На какой срок предусматривается заключение трудового договора по Трудовому кодексу РФ:

а) на неопределенный срок и на определенный срок не более 3 лет

б) на неопределенный срок и на любой срок, согласованный с работодателем

в) только на неопределенный срок

г) только на определенный срок не более 5 лет

д) на неопределенный срок и на определенный срок не более 5 лет

е) на любой срок по соглашению сторон

15. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется:

а) устно в течение трех дней со дня подписания трудового договора

б) под расписку в течение пяти дней со дня подписания трудового договора

в) устно в течение пяти дней со дня подписания трудового договора

г) под расписку в течение трех дней со дня фактического начала работы

д) под расписку в течение семи дней со дня подписания трудового договор

16. К несчастным случаям на производстве не относятся события, которые произошли:

а) при следовании работника с работы или на работу

б) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха

в) при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время

г) при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах

д) в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы

17. Какое из перечисленных условий трудового договора не является обязательным в соответствии с Трудовым кодексом РФ:

а) условия оплаты труда

б) трудовая функция

в) рабочее место

г) дата начала работы

д) наименование должности

18. Отстранение работника от работы осуществляется:

а) только работодателем во всех случаях нарушения трудовой дисциплины работником

б) работодателем с учетом мнения представительного органа работников

в) государственным инспектором труда

г) только работодателем в случаях, предусмотренных федеральным законом и иными нормативными правовыми актами

д) только работодателем в случаях, предусмотренных федеральным законом или коллективным договором

е) работодателем с учетом мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных федеральным законом и иными нормативными правовыми актами

19. При смене собственника имущества организации трудовые правоотношения не могут быть прекращены по инициативе нового собственника…

а) со всем работниками организации

б) с руководителем и главным бухгалтером 

в) с работниками, работающими по основному месту;

г) со всеми работниками, кроме руководителя, его заместителя и главного бухгалтера 

20. При расторжении трудового договора по собственному желанию работник по общему правилу вправе прекратить работу:

а) немедленно после уведомления работодателя

б) в течение двух недель со дня уведомления работодателя

в) не ранее двух недель со дня уведомления работодателя

г) не ранее двух недель со дня уведомления работодателя, если иное не оговорено соглашением сторон

д) через три дня после уведомления работодателя

ВАРИАНТ II

1. Источником трудового права является:

а) трудовой договор

б) коллективный договор

в) правовой обычай

г) приказ о приеме на работу

2. В соответствии с действующим законодательством в ряде случаев допускается заключать трудовой договор с лицом:

а) до 14 лет

б) до 10 лет

в) с 5 лет

г) с 3 лет

3. К отношениям, «непосредственно связанным с трудовыми», относятся:

а) по имущественной ответственности

б) по информационному обеспечению рынка труда сведениями о наличии вакантных мест

в) по организации труда и управлению трудом

г) по пенсионному обеспечению

  4. Коллективный договор в организации заключается на срок:

а) не более 1 года с возможностью продления, но не более чем на 3 года

б) не более 2 лет с возможностью продления, но не более чем на 2 года

в) не более 5 лет с возможностью продления, но не более чем на 5 лет

г) не более 3 лет с возможностью продления, но не более чем на 3 года

5. Работодатель может заключить с работником трудовой договор на определенный срок:

а) в любом случае, но при гарантии не увольнять работника по инициативе работодателя

б) в любом случае, но с учетом мнения представительного органа работников

в) в любом случае при условии выплаты выходного пособия в размере, установленном трудовым договором с ним, но не ниже трехмесячного заработка

г) только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами

6. Работодатель может быть:

а) юридическим лицом                          

б) физическим лицом                         

в) физическим лицом – индивидуальным предпринимателем

г) любым лицом, наделенным правом заключать трудовой договор

7. Трудовой договор считается заключенным:

а) с момента издания приказа о приеме на работу

б) с момента ознакомления работника с приказом о приеме на работу

в) с даты подписания трудового договора

г) с даты начала работы, указанной в договоре

8. Испытательный срок при приеме на работу не устанавливается:

а) лицам, окончившим образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования

б) женщинам, имеющим детей до 1,5 лет

в) лицам, избранным на выборную должность на оплачиваемую работу

г) лицам, заключившим срочный трудовой договор

9. Какое из перечисленных условий трудового договора не является обязательным в соответствии с Трудовым кодексом РФ:

а) место работы

б) трудовая функция

в) дата начала работы

г) условие об испытательном сроке либо о его отсутствии

10. Срочный трудовой договор:  

а) заключается лишь в случаях, предусмотренных в коллективном договоре

б) заключается лишь в случаях, предусмотренных в законе

в) заключается лишь в случаях, предусмотренных соглашением сторон

г) заключается в специальной форме с обязательным предварительным уведомлением уполномоченных должностных лиц соответствующих государственных органов

11. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то:

а) договор должен быть дополнен указанием на неопределенный срок

б) договор считается заключенным на неопределенный срок

в) договор должен быть дополнен условием об основании и продолжительности срока действия

г) договор не считается заключенным без указания на срок его действия

д) договор считается заключенным на срок не более пяти лет

12. Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа обязательных, то:

а) такой договор считается недействительным;

б) такой договор должен быть, расторгнут если иное не будет предусмотрено соглашением сторон;

в) такой договор считается незаключенным;

г) это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения;

д) в обоснование своих требований стороны лишаются права ссылаться на свидетельские показания при возникновении трудового спора.

13. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть:

а) менее 28 дней

б) менее 28 рабочих дней

в) менее 28 календарных дней

г) менее 14 дней каждые 6 месяцев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.144 с.)